Конспект урока для 2 класса «Хлеб всему голова»












«Хлеб всему голова»






Выполнен ученицей

2 «б» класса

МОУ СОШ № 20

Малаховой Марией







Невинномысск

2012

СОДЕРЖАНИЕ



Введение…………………………………………………………


3

1

Теоретическое исследование……………………………………..


4

1.1

Ценность хлеба в жизни человека ………………………………


4

1.2

Хлеб – всему голова………………………………………………


5

2


Практическое исследование……………………………………..


8


Выводы……………………………………………………………


12


Список литературы………………………………………………


13


Приложения………………………………………………………


14


Введение


Хлеб – это пищевой продукт, выпекаемый из муки. Считается, что слово «хлеб» связывали с заимствованным именем Глеб, или глаголом «хлебать».

Постоянное изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей живущих на Земле. Хлеб стоит не дорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы получить хлеб днём и ночью трудятся тысячи людей.

Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству.

Цель моей работы: выяснить осведомлённость моих одноклассников о хлебе и их отношение к этому продукту.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Ознакомиться с историей появления хлеба на Руси;

  2. Изучить ценность хлеба в жизни человека

  3. Ознакомиться с основными процессами производства хлеба

  4. Изучить отношение к хлебу моих одноклассников

  5. Сделать выводы

В начале работы была сформулирована следующая гипотеза:

«Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему»

В работе использовались как теоретическое исследование так и практическая работа.


  1. Теоретическое исследование

1.1 Ценность хлеба в жизни человека

Хлеб занимает особое место в нашем питании. Без хлеба невозможно представить пищевой рацион как здорового человека, так и тех, кто нуждается в диетическом питании. К тому же хлеб обладает довольно редким для пищевых продуктов свойством – он никогда не надоедает, что позволяет включать его в рацион повседневно.

Хлеб – важный и наиболее доступный источник ценного растительного белка, содержащего ряд незаменимых аминокислот (метионин, лизин). В пшеничном хлебе белка содержится больше, чем в ржаном (соответственно 8,6 и 5,6%).

Особенно много в хлебе углеводов (в ржаном 40 – 43%, пшеничном 42 – 52%); жиров в нем мало – от 0,6 до 2,9%.

Хлеб – существенный источник витаминов группы В. Он служит повседневным поставщиком растительной клетчатки. Наконец, хлеб – источник необходимых организму минеральных веществ, а именно калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа.( Приложение 1, рисунок 1 )

Непросто приходит хлеб на наш стол. Хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен. И для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук.

Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ее для посева семян. Пословица гласит: «Весенний день – год кормит». Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.

Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе – сентябре, а убирают в июне – июле, они дают большой урожай.

На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях.

Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны.

А потом зерно на машинах везут на элеватор, где сохраняют его от холода, от сырости, от вредных жучков.

Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни.

Из пекарни на специальных машинах готовый хлеб везут в магазины.

А из магазинов хлеб попадает к нам на стол в виде огромного многообразия хлебобулочных изделий (более 100 сортов хлеба, печенье, кексы, булочки, пирожки, праздничные куличи, сухарики и т.д.)


1.2 Хлеб – всему голова


Каждому из нас приходилось слышать о необходимости уважительного, бережного отношения к хлебу. Однако причину при этом называют обычно одну: в хлебе, мол, заключён нелёгкий человеческий труд. Между тем нелёгкий труд вложен во всякую хорошую вещь или продукт питания. Почему же именно хлеб – «всему голова»? Дело в том, что теперь просто мало кто помнит о глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб.

Хлеб был для славян священным даром Богов. Освоив приготовление каш и блинов, древнейшие наши предки, так или иначе, вышли и на хлеб. Всем нам случалось видеть (и трогать руками) тесто, приготовленное для пирога. Оно кажется совершенно живым – тёплое, нежное, дышащее. Существует множество древних поверий, связанных с хлебом и тестом. Вот некоторые из них.

Возвращаясь домой с похорон, наши предки старались первым делом заглянуть в квашню с тестом, чтобы священная сила Жизни изгнала Смерть за порог.

На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато дружно и многодетно.

Вынимая хлеб из печи, примечали, в какую сторону наклонились макушечки ковриг: если вовнутрь печи – к прибытку в доме, наружу – к разорению и беде. На свадьбах перемешивали хлеб, испечённый в доме невесты, с хлебом, испечённым в доме жениха: быть двум семьям отныне «хлебами из одной печи»…

Хлеб на Руси ассоциировался вообще со всеми насущными житейскими потребностями. В нашей речи существуют такие устоявшиеся выражения:

    • «Заработать на хлеб» – означает заработать то, что необходимо для пропитания, существования

    • «Хлебное место» – доходная работа

    • «Свой кусок хлеба» – самому зарабатывать себе на жизнь

    • «Дать хлеб» – обеспечить кому-либо доход.

    • «Отнять хлеб» – лишить места или промысла, способов дохода.

О чьем-нибудь сильном увлечении говорят – «Его хлебом не корми…»

О вещи, которая хранится никому не мешая, и может пригодиться говорят – «Она хлеба не просит…»

В русских пословицах заключена многовековая народная мудрость и народный опыт. Вот одни из многих о хлебе:

    • Хлеб всему голова.

    • Хлеб в пути не тягость.

    • Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – и в полатях возьмет тоска.

    • Хлеба нет – и друзей и не бывало.

    • Хлеба ни куска – и в горле тоска.

    • Хлебу – мера, деньгам – счет.

    • Бог на стене, хлеб на столе.

В наши дни, к сожалению, многие стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну. (Приложение 1, фото 1.) А сколько людей погибло от голода! Хочется вспомнить подвиг учёных Всесоюзного института растениеводства, знаменитого ВИРа, основанного Н.И. Вавиловым.

Четырнадцать ослабевших от голода людей не уходили со своего поста, охраняя от мороза и сырости, зажигательных бомб и крыс тысячи образцов семян зерновых культур. От голода погиб Дмитрий Сергеевич Иванов. А в его рабочем кабинете остались тысячи пакетиков с зерном. Александр Гаврилович Щукин, умирая от голода, готовил ещё один экземпляр коллекции, надеясь переправить её самолётом на Большую землю. Из 14 сотрудников в живых остались только пятеро. Они верили в победу. Они знали, что стране после войны будут нужны коллекции, которые они спасали, жертвуя собственной жизнью. Пусть хлеб из коллекционного зерна мог спасти тысячу жизней, ленинградцы понимали, что учёные хранят хлеб будущего. Война кончилась, и на основе спасённой коллекции были созданы лучшие послевоенные сорта пшеницы. Во имя их памяти мы должны дорожить хлебом, беречь то, что у нас есть.

Мы не знаем, что такое голод, хлебные карточки, вкус хлеба с примесью сена, соломы, коры, семян лебеды. А вот во время войны с фашистской Германией, когда немцы кольцом окружили город Санкт-Петербург (Ленинград) и не давали ввозить продукты питания, рабочие получали по 250 г хлеба в день, а жители ещё меньше – 125г на день.

Когда читаешь воспоминания жителей блокадного Ленинграда, начинаешь задумываться о хлебе. Об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети не росли невеждами, чтобы для них, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Нужно с детства прививать нравственное отношение к хлебу – отношение бережное. А у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка. (Приложение 1, фото 2).

Мы относимся к хлебу, как к чему-то привычному. А ведь это неправильно. Нет на свете ничего дороже краюхи хлеба. Ведь хлеб – это имя существительное! И не потому, что слово относится к этой части речи. А потому, что это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни.

  1. Практическое исследование

2.1 В практической части я решила ознакомиться с работой ООО «Невинномысский хлебокомбинат» ( Приложение 1, фото 3) С основными процессами производства хлеба меня познакомила моя бабушка Малахова Валентина Алексеевна (Приложение 1 фото 4), которая работает в хлебном цехе с 1987 года по сегодняшний день. Моя бабушка мастер- пекарь хлебного цеха. Первым этапом работы моей бабушки является приемка и хранение сырья, вторым этапом является приготовление и разделка теста

( приложение 1,фото 5, 6), третьим этапом идет расстойка (выдержка) и выпечка хлеба (Приложение 1, фото 7) и последним этапом является охлаждение и его упаковка (Приложение 1.фото 8). Побывав на работе у бабушки я сделала выводы:

— получение хлеба длительный и трудоемкий процесс;

— хлеб является основным продуктом питания.

2.2 Ознакомившись с процессом производства хлеба я решила выяснить, каково отношение к хлебу моих сверстников. Мною было опрошено 21 человек.

Результаты опроса представлены в виде круговых диаграмм, где цифры означают процентное соотношение различных ответов



Вопрос № 1 Что для тебя кусочек хлеба?



Вопрос № 2 Из чего делают хлеб?


Вопрос № 3 Рассказывали ли тебе о роли хлеба?




Вопрос № 4 Если «Да», то где?





Вопрос № 5 Представь себе, что хлеб исчез с лица Земли, что бы ты почувствовал?

















Выводы


На основе проделанной работы я пришла к следующим выводам:

        1. Чтобы получить хлеб днём и ночью, трудятся тысячи людей более 120 профессий.

        2. В годы Великой Отечественной войны люди ценой собственного здоровья, а подчас и жизни спасали хлеб, дающий жизнь тысячам других людей и в настоящее время для 1/6 населения планеты хлеб остаётся мало доступным.

        3. Молодое поколение относится к хлебу как к чему-то привычному. 48 % опрошенных мной одноклассников считают хлеб простой пищей, 14 % моих одноклассников не знают какую роль играет хлеб в жизни человека, что является показателем безнравственности моих сверстников.

        4. Хлеб не просто еда. Это тяжёлый труд тысяч людей, которые вложили в него свою душу, любовь, желая, чтобы плоды их труда приносили в каждый дом радость и благополучие. Многие в наши дни стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну. А сколько людей погибло от голода! Во имя их памяти мы должны дорожить хлебом, беречь то, что у нас есть.

.











Список литературы


  1. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.

  2. А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва «Детская литература», 1990г.

  3. М.А. Федоров «Юному хлеборобу», Москва «Россельхозиздат», 1984г.

  4. Энциклопедия для детей (том 31) Древние цивилизации / М. Аксенова. Д. Володихин, И. Стрикалов– М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008г

  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / М.: Азбуковник, 1997 г

  6. https:// kraushka.ru

Приложения 1.

Рисунок 1 Пищевая ценность хлеба


Фото 1 « Истинная цена хлеба забыта!»

Фото 2 Свидетельство безнравственного поступка.




Фото 3 ООО «Невинномысский хлебокомбинат»


Фото 4 Моя бабушка Малахова Валентина Алексеевна


Фото 5. Процесс приготовления теста

Фото 6. Процесс разделки теста

Фото7. Процесс выпечки хлеба





Фото 8 Процесс охлаждения и упаковка хлеба.















Свежие документы:  Действия с многочленами, 7 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: