Конспект урока по предмету «Окружающий мир» 2 класс
Учитель начальных классов Никитина Лариса Александровна
Тема урока: «Моя малая родина»
Класс: 2
Форма: урок — путешествие
Цель урока: познакомить учащихся с историей, достопримечательностями и выдающимися людьми нашего города, сформировать в них чувство патриотизма и гордости за свой город.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карта, символика России, Челябинской области и Катав-Ивановска, фотографии руководителей государства, области, города.
Подготовка к уроку: подготовка творческих заданий, заучивание стихотворений наших поэтов, рисование одного из уголков нашего города, поиск в словаре слова Родина.
Планируемый результат:
Личностный – формирование у учащихся национального самосознания, уважения к культурному и историческому наследию своего народа.
Метапредметный:
Литературное чтение – знакомство с поэтами нашего города и их творчеством;
Русский язык – знакомство с написанием строчной и заглавной буквы «Р р» в слове родина.
Предметный — ознакомление учащихся с историей, достопримечательностями и выдающимися людьми нашего города.
Ход урока
Ход занятия | Деятельность учащихся | УУД | |
Оргмомент (1 мин) | Прозвенел уже звонок, Начинается урок. | Активизация внимания |
|
Актуализация знаний (4 мин)
| Привлечь внимание на доску, там написано слово тема: а самой темы нет. — О чем же будет наш урок? Определится с темой урока нам поможет веселый клоун, он принес вот такой кроссворд. Разгадав его, мы все узнаем. На доске нарисован кроссворд, вопросы к нему мы видим на экране. (Слайд 1-6) Вопросы кроссворда: 1. Катав, Мила, Юрюзань, Ай, Белая, Волга – это…. 2. Ямантау, Иремель, Шиханка – это…? 3. Литейный, Приборостроительный, Цементный, — это …? 4. Главная улица нашего города. 5. Отгадайте загадку: На виду у детворы Речка прыгает с горы. Как она не разобьется? А река в ответ смеется: — Я не просто прыгаю, Я турбину двигаю! 6. Отгадайте загадку: Богатырь стоит богат, Ответы: реки, горы, заводы, Ленина, плотина, леса, ключевое слово РОДИНА. — Так о чем мы сегодня будем говорить? О родине. На экране написаны два слова Родина, родина (слайд 7). — В чем отличие этих слов? В первой букве А что же это такое? Что говорит словарь об этом слове? Дети зачитывают определения. Когда мы говорим о нашем государстве, общей Родине, то слово будем писать с большой буквы (обратить внимание детей на флаг, герб, президента), а когда мы говорим о малой родине, о нашем городе, улице, доме, то слово пишем с маленькой буквы (обратить внимание на символику города и мэра).
| Разгадывание кроссворда, самостоятельная формулировка темы уроки | Познавательные Регулятивные Коммуникативная Личностные |
Работа над темой урока (25 мин) | Что же мы сегодня узнаем на уроке? Ответить на этот вопрос нам поможет путешествие по городу вот с этим веселым солнышком (слайд 8). Физкультминутка Горы у нас высокие (руки вверх) Реки у нас широкие (руки в стороны) Леса у нас шумные (махи руками из стороны в сторону) Детки у нас умные (сели на места)
Географию нашего города нам прочитает Лера Гафарова. Зачитывается сообщение.
В нашем городе сохранилось много памятников архитектуры, и некоторые их них мы сейчас посмотрим и постараемся понять, где они находятся (слайды 11-18)
Храм Иоанна Предтечи (слайд11-13) — Величественная церковь Иоанна Предтечи – архитектурная достопримечательность города Катав-Ивановска. Это уникальная церковная постройка. Согласно документам, которые хранятся в Катав-ивановском краеведческом музее, таких храмов в мире существует всего три. В нижнем этаже престол во имя СВ. Иоанна Предтечи, а в верхнем – Казанской Богородицы». Подвальный этаж храма был мало благоустроен. Он соединялся проходными подземными туннелями с домами настоятеля церкви и управляющего заводом. В подвале хранились плошки, украшения и другой инвентарь. До наших дней церковь в первозданном виде не дошла. В 1929 году были снесены обе колокольни, передний портик, утрачена живопись. Здесь долгое время размещался клуб, потом кинотеатр. В 1990 году храм вернули верующим. Время от времени проводятся реставрационные работы. Сейчас храм находится на пути к восстановлению.
Особняк князей Белосельских-Белозерских (слайд 14-15). С 1990 года музей располагается в бывшем особняке князей Белосельских-Белозерских, владельцев Катав-Ивановского железоделательного завода. Особняк князей Белосельских-Белозерских, в котором находится музей — памятник архитектуры XIX века областного значения. Здание двухэтажное, кирпичное. Второй этаж украшен ложной аркой, опирающейся на витые полуколонны, спаренные на боковых фасадах. Из внутреннего убранства сохранились потолочные гипсовые тяги и печи, облицованные кафелем.
Серпиевский пещерный град и Игнатьевская пещера (слайд 16-18) Природный парк «Серпиевский пещерный град» расположен у села Серпиевка Катав-Ивановского района Челябинской области на реке Сим. Серпиевский пещерный град — 15-километровый участок верхнего течения реки Сим с прилегающей территорией на левом и правом берегах. На территории парка площадью около 3 тыс.га встречаются практически все формы карстовых пещер: горизонтальные и лабиринтовые арки, ниши, навесы и гроты, карстовые воронки и провалы, подземные реки и озера, родники и суходолы, подземные русла рек. Все это вместе представляет собой совершенно уникальный образец карстового ландшафта со всем многообразием типов и форм. Здесь, на территории Серпиевского пещерного града, открыто более 12 археологических памятников. Во многих пещерах и гротах обнаружены следы пребывания первобытных людей, что ставит данные пещеры в ряд уникальных археологических памятников мирового значения. Наиболее интересные пещеры: Колокольная, Эсюмская и самая знаменитая — Игнатиевская, которую именуют также Серпиевской и Ямазы-Таш. В 1964 году пещера была объявлена памятником природы, а 1994 году включена в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. По значимости Игнатиевскую пещеру можно сравнить с такими пещерами-знаменитостями, как Альтамира в Испании, Ласко во Франции, Каповая в Башкирии. Игнатьевская пещера — не единственная достопримечательность Серпиевского пещерного города. Горная река Сим — памятник природы и самая «пещерная» река в Челябинской области имеет у Игнатьевской пещеры подземное течение. На высоких прибрежных скалах – уникальные комплексы скальных растений , среди которых много эндемиков и реликтов. В верхнем течении реки Сим, на участке в 15 км, более 150 удивительных скал, пещер с кальцитовыми реками и пещерным жемчугом, гротов. В нескольких километрах от Серпиевки река Сим ныряет под землю, спрямляет путь, прорыв насквозь горы Эссюм. Вход в Эссюмскую пещеру обнажается, выступая из реки лишь в сильную засуху, и тогда можно проникнуть в ее отполированный водами 250-метровый Сима, заливаемого лишь в половодье, когда подземная река переполняется.
Иван Александрович Кукарин (слайд 19) – присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая звезда, за геройский подвиг, проявленный при форсировании реки Днепр и прочное закрепление плацдарма на правом берегу реки. Михаил Денисович Медяков (слайд 20) – Герой Советского Союза, был командиром орудия стрелковой дивизии. Медякову Михаилу Денисовичу присвоено звание «Почетный гражданин города Челябинска» 7 сентября 2004 года. Валентин Алексеевич Фигичев (слайд 21) – прославленный летчик — истребитель Герой Советского Союза Дмитрий Дмитриевич Сырцов (слайд 22) — прославленный летчик — истребитель Герой Советского Союза Более 40 фашистских самолетов уничтожили в воздушных боях летчики-истребители Валентин Фигичев и Дмитрий Сырцов. Николай Павлович Бездетнов (слайд 23) – летчик-испытатель, Герой Советского Союза, ему была вручена Золотая Звезда Наш район дал стране несколько генералов, крупных военачальников (слайд 24): Федор Иванович Буров – генерал-майор, Василий Зиновьевич Бисярин – генерал-полковник, Александр Михайлович Заболотнов – генерал-майор авиации, Николай Григорьевич Сутягин — генерал-майор авиации, Петр Александрович Быков — контр- адмирал..
Физкультминутка
| Самостоятельно формулируют цели урока Зачитывают сообщения
| Познавательные Регулятивные Коммуникативная Личностные |
Закрепление нового материала (5 мин) | Солнышко нам очень помогло в нашем путешествии. Давайте его порадуем и повторим все что запомнили. Сейчас вы получите карточки, в них нужно соединить линией картинку и соответствующую ей запись | Устное повторение материала Выполняют тест на соответствие | Регулятивные Коммуникативная Личностные |
Рефлексия (7 мин) | Закончим наш урок игрой. Игра в мэры – сейчас мы с вами разделемся на 3 команды, 1-ая команда вицемэров находит все положительные качества города, все что в городе «хорошо», 2-ая находит отрицательные качества города, все что «плохо», 3-ая команда сами мэры, выслушивают все мнения и дают свое, что бы они хотели изменить в городе к лучшему
Дайте определение нашему городу, какой он: Г — гордый О – отличный, огромный, обворожительный Р – родной, радостный О – образцовый Д – добрый, деловой, дружный
| Отвечают на вопросы. | Регулятивные Коммуникативная Личностные |
| Катав-Ивановск – это наша родина. Родина – самое прекрасное место на свете. У каждого своя родина, Без родины, без своего народа человек не может жить. И мы с вами должны приложить все усилия, что бы наш город был самым лучшим. | Пожелания городу |
|