Вводная часть
Ф.И.О. слушателя Бабикова Людмила Александровна
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Наименование учебно-методического комплекта (УМК): Перспективная начальная школа
Тема урока: Общий дедушка. Моя родословная.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи
Место урока в системе уроков раздел «В родном краю» 4 урок
Создать условия для открытия новых знаний: знакомство с понятием «родословная» | |
Задачи: Образовательные:
|
-на примере родословной семьи Ивановых показать учащимся необходимость и возможность получения информации от взрослых о родословной своей семьи, познакомить детей с понятием «семейный праздник», научиться составлять свою родословную; — способствовать развитию семейного творчества и сотрудничества семьи и школы; — воспитывать у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
|
УУД: Предметные УУД: Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
Личностные УУД: |
— понимать учебную задачу и стремиться её выполнить, оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений, оценивать значение семьи для человека и общества, оценивать свои достижения и достижения других учащихся; — уметь обмениваться мнениями, выражать свои мысли, обсуждать выступления учащихся, строить понятные речевые высказывания; — называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи, рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи, познакомиться с понятием «родословная», осуществлять поиск необходимой информации из различных источников; — бережное отношение к материальным и духовным ценностям, принять и осваивать роль учащегося, овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам. |
Планируемые результаты: Предметные результаты:
Предметные результаты в области ИКТ: Метапредметные результаты:
Личностные результаты: |
— научиться рассказывать о жизни семьи Ивановых, об интересных событиях в жизни своей семьи, знать и называть по Ф.И.О. всех членов своей семьи, обсуждать коллективные результаты; — научиться работать в программе «Живая родословная»
— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке. — осознавать свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
Основные понятия: | Семья, семейные ценности, родословная |
Межпредметные связи: | истоки |
Ресурсы:
дополнительные |
Учебник, тетрадь для самостоятельной работы. Интернет-ресурсы, программа «Живая родословная», программа «Киностудия Windows Live» |
Основная часть
Структура и содержание проекта урока
Планируемые результаты | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность | Деятельность | |
Организационный момент | Научиться быстро настраиваться на урок | Сигнальные карточки | Сигналят с помощью сигнальных карточек | — Просигнальте мне с каким настроением вы готовы работать. |
Актуализация знаний. | Через слад шоу подвести детей к теме урока. | Слайд шоу |
Предположения детей. Просматривают на интерактивной доске слайд шоу. — О семье, о родных.
| — Сегодня на уроке мы поговорим о том, что есть у каждого из вас. — Как вы думаете, что это такое? — А чтобы проверить ваши предположения, я предлагаю вам просмотреть слайд шоу — Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? |
Определение темы урока, цели, постановка учебной задачи. | Умение находить тему урока по содержанию учебника, исходя из темы ставить цель урока, планировать свои действия для достижения цели. | Работа с учебником, с деформированным планом. | — Общий дедушка. Моя родословная. — На примере родословной семьи Ивановых составить свою родословную. — План работы: 1) Что мы называем семьей, «семейным праздником»? 2) Что такое «родословная»? 3) Как составить свою «родословную»? | — Какая тема урока? — Какую цель поставим?
— Какой наметим план для достижения цели? Поработайте с деформированным планом. |
Открытие нового знания. | Умение оперировать понятиями, добывать информацию | Работа со словарями, с учебником, применение жизненного опыта. | Ответы детей, поиск понятия в словарях.
Ответы детей по способам как поздравить прапрадедушку Ваню. Ответы детей.
Ответы по схеме и выполнение задания на с.109. | Организует работу по понятиям «семья» и «семейный праздник», опираясь на знания детей и на словари С.И.Ожегова и Д.Н.Ушакова. Организует работу по учебнику на с.107 по заданию «Выскажи предположение» (знакомство с современными средствами связи) Организует работу по понятию «родословная», опираясь на знания с курса «Истоки» Работа со схемой «Родословная семьи Ивановых» на с.108 |
Творческое применение своих знаний. | Научиться составлять свою родословную в программе «Живая родословная» | Информация, собранная вместе с родителями о своей семье. Ноутбуки с программой «Живая родословная» | — Правила работы с компьютерами.
— На карточках.
— Инструктаж:
— Включают ноутбуки.
— Нет, работа на компьютере требует особой внимательности и напряжения глаз, поэтому нам нужно провести гимнастику для глаз.
— Выполняют упражнения.
— Прогноз своей работы. — Выполняют за словами учителя.
— Выполняют упражнения.
— Оценивают свою работу. | — Сейчас мы с вами будет работать с компьютерами, что нам нужно вспомнить? — Где мы можем вспомнить? — Прочитайте по цепочке инструктаж.
— Включите ноутбуки.
— А достаточно ли того, что мы с вами повторили правила работы с компьютером?
— Какие упражнения можно выполнить?
— Молодцы, вы знаете хорошо эти упражнения, выполните их.
— Сейчас мы с вами будем создавать родословную вашей семьи. Сделайте прогноз с помощью сигнальных карточек по критерию «Умение составлять свою родословную». Я вам буду комментировать вашу работу, вы внимательно слушайте и выполняйте за мной, торопиться не следует. 1. На рабочем столе найдите ярлык под названием «Живая родословная», наведите на него стрелочку и левой кнопкой мыши сделайте два щелчка. 2. У вас открылось два рабочих окна, нам их нужно растянуть. Наведите стрелочку на правый нижний угол (у вас появится двойная стрелочка), нажмите левую кнопку мыши и не отпуская ее растяните окно на тот размер, который вам необходим. Таким же образом растяните второе окно. 3. На панели инструментов найдите кнопку «Сетка», наведите стрелочку на нее и сделайте один щелчок левой кнопкой мыши, у вас появится чистый лист. 4. Найдите на панели «Инструменты», наведите стрелочку и сделайте один щелчок левой кнопкой мыши, затем стрелочку наведите на «Мастер создания семьи», сделайте один щелчок левой кнопкой мыши. У вас появилось окно. 5. Слева в поле имя наведите стрелочку и сделайте один щелчок левой кнопкой мыши и заполните имя отца с помощью клавиатуры. Чтобы напечатать заглавную букву, на клавиатуре нажмите кнопку Caps Lock и напечатайте нужную букву, затем снова нажмите эту же кнопку и допечатайте имя. Аналогично заполните поле «отчество», «фамилия», а дату рождения наберите цифрами. По такому же порядку заполните данные по маме. 6. Далее справа найдите кнопку «добавить», наведите стрелочку на кнопку и сделайте один щелчок левой кнопкой мыши, у вас откроется окно, в которое будите заполнять сведения о себе и ваших братьях и сестрах. Заполняем сведения точно так же, как и сведения родителей, только начинаем со старших братьев и сестер. Когда все поля заполнили, справа нужно отметить пол ребенка, для этого наведите стрелочку в кружочек нужного вам пола и сделайте один щелчок левой кнопки мыши, у вас появится точка. Когда все заполните, справа найдите кнопку ок, наведите стрелочку и сделайте один щелчок левой кнопки мыши. В основном поле вы видите данные о родителях и ребенка. Таким же образом заполняете данные о всех ваших братьях и сестрах. 7. В основном поле найдите кнопку ок, наведите стрелочку и сделайте один щелчок левой кнопки мыши. Вы видите всю вашу родословную, с помощью мыши перетащите ее в центр поля и сделайте один щелчок левой кнопки мыши. 8. Увеличим в размерах вашу родословную. Для этого наведите стрелочку на родословную и вращайте колесико на мыши на себя до нужного вам размера. Родословная вашей семьи готова. 9. Сохраним родословную: наведите стрелочку на верхний правый красный крестик, сделайте один щелчок левой кнопки мыши, в открывшемся окне нажмите кнопку да, далее заполните имя файла своим именем, далее нажмите кнопку «сохранить». Ваша родословная сохранилась в папке «Документы». Выключите компьютер. — Чтобы снять напряжение глаз, повторите те упражнения, которые выполняли перед работой с компьютером. — Давайте проверим ваш прогноз, оправдались ли ваши ожидания? |
Итог. Рефлексия. | Уметь обобщать свои знания, анализировать свои действия. | Вопросы учителя. Сигнальные карточки. | Ответы детей. Оценивают свое настроение с помощью сигнальных карточек. | Вопросы по обобщению полученных знаний. — Просигнальте, с каким настроением вы заканчиваете урок? |
Приложения: ленты времени, родословные, электронные карточки, таблицы и др.
Заключительная часть
Оценка качества ИКТ-составляющей урока
Максимальный балл | Экспертиза | Примечание* | ||||
Самооценка конспекта урока слушателем | Оценка конспекта урока муниципальным тьютором | Оценка конспекта урока региональным тьютором | ||||
Блок I Формирование информационно-коммуникационных компетентностей | 8 баллов по блоку |
|
|
|
| |
1.1 | Организация деятельности обучающихся | 4 балла по разделу |
|
|
|
|
1.1.1 | — по поиску информации | 1 б. | 1 |
|
|
|
1.1.2 | — по отбору информации | 1 б. | 1 |
|
|
|
1.1.3 | — оценки информации | 1 б. | 1 |
|
|
|
1.1.4 | — систематизации информации | 1 б. | 1 |
|
|
|
1.2. | Формирование навыков обучающихся | 4 балла по разделу |
|
|
|
|
1.2.1 | — работы с большими блоками информации | 1 б. | 1 |
|
|
|
1.2.2 | — критического осмысления информации | 1 б. | 1 |
|
|
|
1.2.3 | — интерпретации информации | 1 б. | 1 |
|
|
|
1.2.4 | — хранения и использования в обучении и повседневной жизни информации, полученных из сетевых ресурсов | 1 б. | 1 |
|
|
|
Блок II Эффективность использования ИКТ | 16 баллов по блоку |
|
|
|
| |
2.1 | ИКТ на уроке обеспечили: | 7 баллов по разделу |
|
|
|
|
2.1.1 | — мотивацию учащихся | 1 б. | 1 |
|
|
|
2.1.2 | — активацию познавательной деятельности | 1 б. | 1 |
|
|
|
2.1.3 | — активную совместную деятельность учащихся и сотрудничество | 1 б. | 1 |
|
|
|
2.1.4 | — работоспособность обучающихся на различных этапах урока | 1 б. | 1 |
|
|
|
2.1.5 | — способ самоорганизации труда и самообразования обучающихся | 1 б. | 1 |
|
|
|
2.1.6 | — способ расширения зоны индивидуальной активности обучающихся | 1 б. | 1 |
|
|
|
2.1.7 | — возможности реализации личностно-ориентированного подхода | 1 б. | 1 |
|
|
|
2.2 | Целесообразность использования мультимедийного сопровождения (выбирается только один вариант ответа) | 3 балла по разделу |
|
|
|
|
2.2.1 | Используемые средства ИКТ неуместны в данной теме, их использование никак не влияет на процесс изучения материала. | 0 б. |
|
|
|
|
Используемые средства ИКТ помогают в усвоении материала, но незначительно | 1 б. |
|
|
|
| |
Используемые средства ИКТ существенно облегчают усвоение материала, но используются только их основные функции | 2 б. |
|
|
|
| |
Используемые средства ИКТ существенно облегчают усвоение материала, преподаватель грамотно использует оборудование и программное обеспечение | 3 б. | 3 |
|
|
| |
2.3 | Обоснованность и правильность отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала | 3 балла по разделу |
|
|
|
|
2.3.1 | Соответствие методов, приемов, средств обучения содержанию учебного материала | 1 б. | 1 |
|
|
|
2.3.2 | Соответствие методов, приемов, средств обучения содержанию учебного материала, целям урока | 1 б. | 1 |
|
|
|
2.3.3 | Соответствие методов, приемов, средств обучения учебным возможностям класса | 1 б. | 1 |
|
|
|
2.4 | Методика использования ИКТ | 3 балла по разделу |
|
|
|
|
2.4.1 | Использование методики ИКТ на этапах урока (выбирается только один вариант ответа) |
|
|
|
|
|
— адаптированная | 1 б. |
|
|
|
| |
— авторская | 1 б. |
|
|
|
| |
— в качестве дополнительной информации | 1 б. | 1 |
|
|
| |
2.4.2 | Наличие алгоритмов (инструкций) для работы обучающегося с цифровым оборудованием и программным обеспечением |
|
|
|
|
|
— описание алгоритмов (инструкций) для работы обучающегося по использованию ИКТ отсутствует | 0 б. |
|
|
|
| |
— частично описаны алгоритмы (инструкции) для работы обучающегося по использованию ИКТ | 1 б. |
|
|
|
| |
— имеется полное описание алгоритмов (инструкций) для работы обучающегося по использованию ИКТ | 2 б. | 2 |
|
|
| |
Блок III Качество мультимедийного сопровождения | 5 баллов по блоку |
|
|
|
| |
3.1. | Целесообразность визуальных и звуковых эффектов, визуального ряда представленных материалов | 1 б. | 1 |
|
|
|
3.2. | Обоснованность стилистических решений | 1 б. |
|
|
|
|
3.3. | Качество интерфейса и навигации | 1 б. |
|
|
|
|
3.4. | Эффективность использования различных форм предоставления информации средствами офисных приложений | 1 б. | 1 |
|
|
|
3.5. | Целесообразность использования интерактивных моделей, таблиц, рисунков, анимаций, обеспечивающих комфортность в обучении | 1 б. | 1 |
|
|
|
Блок IV Применение методов интерактивного обучения | 2 балла по блоку |
|
|
|
| |
4.1. | Обеспечение индивидуальной, групповой, фронтальной работы учащихся различными видами компьютерной поддержки | 1 б. | 1 |
|
|
|
4.2. | Организация среды активного вовлечения обучающихся в познавательный процесс средствами мультимедиа | 1 б. | 1 |
|
|
|
Блок V Соблюдение здоровьесберегающих условий использования ИКТ | 3 балла по блоку |
|
|
|
| |
5.1. | Соблюдение технических норм безопасности | 1 б. | 1 |
|
|
|
5.2. | Соблюдение санитарно-гигиенических норм | 1 б. | 1 |
|
|
|
5.3. | Соблюдение эргономических норм | 1 б. | 1 |
|
|
|
Блок VI Результативность использования ИКТ | 4 балла по блоку |
|
|
|
| |
6.1. | — способствуют решению дидактических задач | 1 б. |
|
|
|
|
6.2. | — способствовали достижения цели урока | 1 б. | 1 |
|
|
|
6.3. | — эффективное усвоение обучающимися учебного материала | 1 б. | 1 |
|
|
|
6.4. | — способствовали оперативному контролю и самоконтролю знаний учащихся и повышению качества обучения | 1 б. |
|
|
|
|
| ИТОГО: | 38 баллов | 34 |
|
|
|
*- Графа «Примечание» может заполняться слушателями, муниципальным и региональным тьютором.