Русский язык.
Тема : «Путешествие по стране изученных правил».
Цель урока: способствовать развитию фонематического слуха, развивать умение слышать мягкие согласные звуки и правильно обозначать мягкость согласного звука на письме при помощи мягкого знака, не обозначающего звука; закрепить знания учащихся о правописании слов с мягким знаком на конце, умения правильно писать сочетания с шипящими, составлять предложение, выделять в предложении главные члены; развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность учащихся; воспитывать трудолюбие, взаимовыручку, интерес к русскому языку.
Оборудование: ковролиновая доска, рисунки гномов, демонстрационные таблицы-рисунки, буквы: у, с, г, ь, н, к, о; блок-сигналы, карточки, рисунки птиц и зверей, «Ромашка», игра «Волшебный колодец», магнитофон, кассеты.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
В путешествие пойдём,
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте. (Звучит музыка.)
За горами, за лесами,
За широкими морями,
В чудном домике своём
Живут гномы всемером.
С ними поселилась она
Ну-ка, открывай глаза! (Появляется Белоснежка.)
Слайд 1-2
Она рада приветствовать вас в сказочной стране. Ребята, а как её зовут, кто знает? (Белоснежка.)
Из какой сказки она к вам пришла? («Белоснежка и семь гномов».)
А на какую сказку она похожа? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)
II. Постановка целей и задач урока
Отгадали вы её,
Вы правы, Белоснежка — это она.
Живёт у гномиков своих, А кто мне скажет. Сколько их? (7.)
Слайд 3
Учитель: Семь — это магическое число. А кто мне скажет, почему? (Число 7 часто упоминается в пословицах и поговорках: 7 пятниц на неделе, семеро одного не ждут, у семи нянек дитя без глаза, 7 дней в неделе и т. д.)
Какие пословицы с этим числом вы знаете? (За семь верст киселя похлебать. Семеро пашут, а один кулаками машет. Семь раз отмерь, один раз отрежь. За семью печатями. На седьмом небе от счастья.)
Ребята, а что особенного в слове семь? (Смягчающий ь на конце.)
Сколько букв в слове «семь»?
Сколько звуков в слове «семь»?
Почему в слове букв больше, чем звуков?Давайте запишем это слово.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие вместе с гномами. Сядем на поезд и поедем.
III. Чистописание Слайд 4
(Помогает провести гномик Пишичитаи.)
Белоснежка: Мои гномы — шалунишки,
Поиграть они хотят.
Никогда им не встречалось,
Столько умненьких ребят! (Работа с ковролиновой или магнитной доской. На ней изображен сказочный лес и домик гномиков.)
Учитель: Ребята, поиграем с гномами? Тогда отправляемся к первому гному. А зовут его Пишичитаи. Он нам предлагает своё задание. —
(Игра «Найди лишнюю букву». На лепестках ромашки расположены буквы: я, е, е, и, ь, ю.)
Вот ромашка непростая, А чудесная какая. Букву лишнюю найдите. Всем нам чудо покажите.
Какая буква лишняя? (Ь).
Почему? (Не обозначает звука.)
Какое общее свойство есть у всех остальных букв, изображенных на лепестках? (Обозначают мягкость согласных звуков.)
Напишем на следующей строчке красиво букву «мягкий
знак» так, чтобы она понравилась гномику.
Я тетрадочку открою. Уголочком положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.
— Молодцы, вы все справились с заданием гномика. Но нам
пора идти дальше.
IV. Словарная работа
Слайд 5
— Гномик Говорун приготовил для вас интересное задание,
а вот и сам гномик. Он слишком много говорит, поэтому
внимательно слушайте задание, которое он предложит.
(Запись на магнитофоне.)
Вот, ребята, моя игра. Слова читать буду я. В тетради писать — вы. Запишите только те слова, в которых пишется мягкий знак на конце слова. Первое слово пишется с красной строки с большой буквы через запятую: «декабрь, мороз, учитель, тетрадь, работа, портфель, ворона, февраль».
Какое из записанных слов можно считать лишним и почему? (Слово «декабрь» не является школьной принадлежностью.)
V. Разбор стихотворения
Слайд 6
— А вот и гномик Буквоежка.
Что за ужас, что за хлам? Все по углам. Давайте в доме уберём. Из строчек стих мы слово соберём.
Прилетела к нам синичка,
Села прямо под окном. а
Эту маленькую птичку д
С нетерпеньем мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки, л
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки. в
( работа в группах)
— А теперь подчеркните на какое правило тут встречаются слова ?
VI. Физкультминутка
Слайд 7
— Гномик Весельчак приглашает вас отдохнуть.
Вижу, сильно вы устали. Позову Весельчака, Проведет он физкультминутку, Всем понравится она. Гномы шли-шли-шли, Земляничку нашли. Раз и два, и три, и четыре, и пять, Мы начнем искать опять.
VII. Группировка слов по назначениям
Слайды 9-10-11
— В уголочке кто сидит? Тихо что-то говорит?
Да это же гномик Тихоня.
А вот и гномик Тихоня. Он спори с Кривдой и Правдой. Нам надо ему помочь правильно распределить слова.
VIII. Работа над развитием речи.
Слайд 12
Гномик Любознайка уверен, что вы с удовольствием выполните его задания
А вот и гномик Любознайка.
Я однажды на прогулке
Повстречал животных тьму
Где здесь птицы, а где звери?
Ничего не пойму.
Вместе с ним мы отправляемся в лес, поможем узнать зверей.
Слайд13
Он зимой лежит в берлоге,
Добровольно одинокий,
Спит и видит сны о том
Как весной пройдёт по лесу. медведь
Слайд 14
Колется, но не ножик
Кто это дети?
Ежик
Слайд 15
Этот зверь какой-то странный,
Шея, как стрела у крана,
Чтобы ртом достать до трав,
Вдвое сложится… жираф
— Сказочные лесные гномики вам дают следующий наказ:
Не стреляй воробьев,
Не стреляй голубей,
Не стреляй просто так
Из рогатки своей!
Эй, малыш, не стреляй
И не хвастай другим,
Как без промаха бьешь По мишеням живым.
Ю. Шевчук
Физминутка
Чтобы лучше нам писать, Надо пальчики размять! Рыбки плавали, ныряли в теплой ласковой воде.. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке.
Закрепление правописания сочетаний зки-ши, ча-ща,
чу-щу
Слайд 16
Ой, как жарко, пить хочется. А вот и волшебный колодец. И поджидает нас здесь гномик Повторялка. Давайте у него спросим, можно ли из пить из этого колодца?
А в какой русской народной сказке один из героев пострадал от того, что пил воду, нарушая правила гигиены?
Из всякого ли источника можно пить воду?
Гномик Повторялка приготовил вам задание:
Выбери себе ведёрце. Размести его в оконце. Если верно разместить, Из колодца можно пить. (Из картона вырезаны контуры ведер, на которых изображены буквы А, И и У.)
Лыж_, рощ_, щка, ж_раф, мыш_, ч_до, ч_йник, ш_шки.
— Напишите эти слова, вставляя пропущенные буквы. Поче
му гласную букву в этих сочетаниях надо запомнить?
(Вставляют ведёрко с изображенной нужной буквой в колодец.)
А теперь к слогам жи, ши припишем любые первые слоги.
Следующее задание: приписать впереди слоги так, чтобы получились слова, обозначающие одушевленные предметы. (Ужи, ерши, ежи, малыши, детеныши, чижи, стрижи, мыши.)
Итог урока
Слайд 17
Вот наше путешествие и подошло к концу. Я вас всех благодарю. Мне очень понравилось, как вы работали, отвечали, писали. Вы хорошо знаете сказки, правила личной гигиены. Вы справились со всеми заданиями, которые предложили вам гномы. Но чтобы вернуться, надо вспомнить какие правила мы сегодня повторяли.
— Понравилось вам путешествие?
Закрываем снова глазки, Улетаем мы из сказки, Раз, два, три, четыре, пять -В класс вернёмся мы опять. (Учитель предлагает ученикам оценить свою работу, вручает памятные призы.)