Конспект урока для 2 класса «Путешествие по стране изученных правил»

Русский язык.

Тема : «Путешествие по стране изученных правил».

Цель урока: способствовать развитию фонематического слу­ха, развивать умение слышать мягкие согласные звуки и правиль­но обозначать мягкость согласного звука на письме при помощи мягкого знака, не обозначающего звука; закрепить знания уча­щихся о правописании слов с мягким знаком на конце, умения правильно писать сочетания с шипящими, составлять предло­жение, выделять в предложении главные члены; развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность учащихся; воспитывать трудолюбие, взаимовыручку, интерес к русскому языку.

Оборудование: ковролиновая доска, рисунки гномов, демон­страционные таблицы-рисунки, буквы: у, с, г, ь, н, к, о; блок-сигналы, карточки, рисунки птиц и зверей, «Ромашка», игра «Волшебный колодец», магнитофон, кассеты.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

В путешествие пойдём,

В страну сказок попадём.

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку нашу отгадай.

Глазки дружно закрывайте,

Сказку в душу пропускайте. (Звучит музыка.)

За горами, за лесами,

За широкими морями,

В чудном домике своём

Живут гномы всемером.

С ними поселилась она

Ну-ка, открывай глаза! (Появляется Белоснежка.)


Слайд 1-2


  • Она рада приветствовать вас в сказочной стране. Ребята, а как её зовут, кто знает? (Белоснежка.)

  • Из какой сказки она к вам пришла? («Белоснежка и семь гномов».)

  • А на какую сказку она похожа? («Сказка о мертвой ца­ревне и семи богатырях».)

II. Постановка целей и задач урока

Отгадали вы её,

Вы правы, Белоснежка — это она.

Живёт у гномиков своих, А кто мне скажет. Сколько их? (7.)

Слайд 3

Учитель: Семь — это магическое число. А кто мне скажет, почему? (Число 7 часто упоминается в пословицах и поговорках: 7 пятниц на неделе, семеро одного не ждут, у семи нянек дитя без глаза, 7 дней в неделе и т. д.)

  • Какие пословицы с этим числом вы знаете? (За семь верст киселя похлебать. Семеро пашут, а один кулаками машет. Семь раз отмерь, один раз отрежь. За семью печатями. На седьмом небе от счастья.)

  • Ребята, а что особенного в слове семь? (Смягчающий ь на конце.)

  • Сколько букв в слове «семь»?

  • Сколько звуков в слове «семь»?

  • Почему в слове букв больше, чем звуков?Давайте запишем это слово.

  • Сегодня мы с вами отправимся в путешествие вместе с гномами. Сядем на поезд и поедем.

III. Чистописание Слайд 4

(Помогает провести гномик Пишичитаи.)

Белоснежка: Мои гномы — шалунишки,

Поиграть они хотят.

Никогда им не встречалось,

Столько умненьких ребят! (Работа с ковролиновой или магнитной доской. На ней изо­бражен сказочный лес и домик гномиков.)

Учитель: Ребята, поиграем с гномами? Тогда отправляемся к первому гному. А зовут его Пишичитаи. Он нам предлагает своё задание. —

(Игра «Найди лишнюю букву». На лепестках ромашки рас­положены буквы: я, е, е, и, ь, ю.)

Вот ромашка непростая, А чудесная какая. Букву лишнюю найдите. Всем нам чудо покажите.

  • Какая буква лишняя? (Ь).

  • Почему? (Не обозначает звука.)

  • Какое общее свойство есть у всех остальных букв, изобра­женных на лепестках? (Обозначают мягкость согласных звуков.)

Напишем на следующей строчке красиво букву «мягкий
знак» так, чтобы она понравилась гномику.

Я тетрадочку открою. Уголочком положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.

— Молодцы, вы все справились с заданием гномика. Но нам
пора идти дальше.

IV. Словарная работа

Слайд 5


Гномик Говорун приготовил для вас интересное задание,
а вот и сам гномик. Он слишком много говорит, поэтому
внимательно слушайте задание, которое он предложит.

(Запись на магнитофоне.)

  • Вот, ребята, моя игра. Слова читать буду я. В тетради пи­сать — вы. Запишите только те слова, в которых пишет­ся мягкий знак на конце слова. Первое слово пишется с красной строки с большой буквы через запятую: «де­кабрь, мороз, учитель, тетрадь, работа, портфель, ворона, февраль».

  • Какое из записанных слов можно считать лишним и по­чему? (Слово «декабрь» не является школьной принад­лежностью.)

V. Разбор стихотворения

Слайд 6

— А вот и гномик Буквоежка.

Что за ужас, что за хлам? Все по углам. Давайте в доме уберём. Из строчек стих мы слово соберём.


Прилетела к нам синичка,

Села прямо под окном. а


Эту маленькую птичку д

С нетерпеньем мы ждем.



И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки, л


Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки. в


( работа в группах)

— А теперь подчеркните на какое правило тут встречаются слова ?

VI. Физкультминутка

Слайд 7


— Гномик Весельчак приглашает вас отдохнуть.

Вижу, сильно вы устали. Позову Весельчака, Проведет он физкультминутку, Всем понравится она. Гномы шли-шли-шли, Земляничку нашли. Раз и два, и три, и четыре, и пять, Мы начнем искать опять.

VII. Группировка слов по назначениям

Слайды 9-10-11


— В уголочке кто сидит? Тихо что-то говорит?

Да это же гномик Тихоня.

А вот и гномик Тихоня. Он спори с Кривдой и Правдой. Нам надо ему помочь правильно распределить слова.

VIII. Работа над развитием речи.

Слайд 12


  • Гномик Любознайка уверен, что вы с удовольствием выполните его задания

А вот и гномик Любознайка.

Я однажды на прогулке

Повстречал животных тьму

Где здесь птицы, а где звери?

Ничего не пойму.

  • Вместе с ним мы отправляемся в лес, поможем узнать зверей.

  • Слайд13

Он зимой лежит в берлоге,

Добровольно одинокий,

Спит и видит сны о том

Как весной пройдёт по лесу. медведь

Слайд 14


Колется, но не ножик

  • Кто это дети?

  • Ежик

Слайд 15

Этот зверь какой-то странный,

Шея, как стрела у крана,
Чтобы ртом достать до трав,

Вдвое сложится… жираф

— Сказочные лесные гномики вам дают следующий наказ:

Не стреляй воробьев,

Не стреляй голубей,

Не стреляй просто так

Из рогатки своей!

Эй, малыш, не стреляй

И не хвастай другим,

Как без промаха бьешь По мишеням живым.

Ю. Шевчук


  1. Физминутка



Чтобы лучше нам писать, Надо пальчики размять! Рыбки плавали, ныряли в теплой ласковой воде.. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке.

  1. Закрепление правописания сочетаний зки-ши, ча-ща,
    чу-щу


Слайд 16


  • Ой, как жарко, пить хочется. А вот и волшебный колодец. И поджидает нас здесь гномик Повторялка. Давайте у него спросим, можно ли из пить из этого колодца?

  • А в какой русской народной сказке один из героев постра­дал от того, что пил воду, нарушая правила гигиены?

  • Из всякого ли источника можно пить воду?

  • Гномик Повторялка приготовил вам задание:

Выбери себе ведёрце. Размести его в оконце. Если верно разместить, Из колодца можно пить. (Из картона вырезаны контуры ведер, на которых изображе­ны буквы А, И и У.)

Лыж_, рощ_, щка, ж_раф, мыш_, ч_до, ч_йник, ш_шки.

— Напишите эти слова, вставляя пропущенные буквы. Поче­
му гласную букву в этих сочетаниях надо запомнить?

(Вставляют ведёрко с изображенной нужной буквой в ко­лодец.)

  • А теперь к слогам жи, ши припишем любые первые слоги.

  • Следующее задание: приписать впереди слоги так, чтобы получились слова, обозначающие одушевленные предме­ты. (Ужи, ерши, ежи, малыши, детеныши, чижи, стрижи, мыши.)

  1. Итог урока

Слайд 17

  • Вот наше путешествие и подошло к концу. Я вас всех бла­годарю. Мне очень понравилось, как вы работали, отве­чали, писали. Вы хорошо знаете сказки, правила личной гигиены. Вы справились со всеми заданиями, которые предложили вам гномы. Но чтобы вернуться, надо вспомнить какие правила мы сегодня повторяли.

— Понравилось вам путешествие?

Закрываем снова глазки, Улетаем мы из сказки, Раз, два, три, четыре, пять -В класс вернёмся мы опять. (Учитель предлагает ученикам оценить свою работу, вручает памятные призы.)

Свежие документы:  Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе « Мелодия – душа музыки. П.И. Чайковский

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: