2 класс. Чтение 02.09
Учитель: Казакова Н. Н.
Тема: Введение. Знакомство с учебником (постановочный)
Проблема. Почему автор считает книгу самым лучшим другом?
Цели: познакомить учащихся с новым учебником литературного чтения, с системой условных обозначений, с содержанием учебника, со словарём; обобщить знания, полученные на уроках литературного чтения в 1 классе; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: Знания: познакомятся с новым учебником, узнают, как ориентироваться в учебнике, систему условных обозначений.
Умения: научатся находить нужную главу и нужное произведение в учебнике, предполагать по значению содержание главы.
Навыки: различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация), пользоваться словарём в конце учебника.
Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Демонстрируют положительное отношение к школе
Оборудование: выставка книг, любимых детьми данного класса; у каждого учащегося: карточки со стихотворениями и с шифром, новые учебники.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
1. Вариативное чтение
Прочитайте самостоятельно стихотворение.
Снова осень пришла, а за нею надежда,
Лишь удача и счастье всех в будущем ждет.
В сентябре в нашей школе опять, как и прежде,
Начинается новый учебный год.
Собирается вместе каждый класс,
Повзрослели друзья, изменились мы сами.
Все, что летом случилось с тобою у нас,
Пересказывать будем друг другу часами. С. Жuгулева
Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе. Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?
(Дети делятся своими впечатлениями )
Прочитайте с интонацией удивления. Прочитайте с утвердительной интонацией. Прочитайте с интонацией раздражения. Прочитайте с интонацией восхищения. Прочитайте с веселой интонацией.
2. Выразительное чтение
— А сейчас прочитаем выразительно.
Опять за окнами сентябрь,
И школа, как большой корабль,
Готова в плаванье отправиться
Вновь год учебный начинается!
III. Знакомство с новым учебником
А теперь мы с вами отправляемся в замечательную страну, которая называется …
— Определите сами ее название, шифр у вас есть.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | А | О | Е | У | Т |
2 | Н | Ч | И | Р | Л |
1. 5,2; 3,2; 5,1; 3,1; 4,2; 1,1; 5,1; 4,1; 4,2; 1,2; 2,1; 3,1.
2. 2,2; 5,1; 3,1; 1,2; 3,2; 3,1.
Да, страна называется «Литературное чтение».
Прочитайте на доске стихотворение А. Алексина. у тебя друзей немало,
И живут они вокруг.
Но из всех друзей хороших
Книга — самый лучший друг!
Почему автор считает книгу самым лучшим другом? (Высказывания детей.)
— Прочитайте выразительно это стихотворение.
— У вас на столах новые красочные учебники. Что нужно для того, чтобы они надолго остались в таком состоянии? (Ученики вспоминают правила обращения с книгой.)
Назовите авторов учебника.
Рассмотрите условные обозначения. Объясните каждое из них. (Ученики называют знаки и пробуют с ними работать.)
IV. Физкультминутка
V. Знакомство с содержанием учебника
— Откройте учебник на с. 220 и просмотрите Содержание.
— Прочитайте названия разделов, которые мы будем изучать.
Подумайте, о чем будут эти произведения. (Дети работают самостоятельно.)
— Читаем названия разделов и слушаем ваши предположения.
— Какой из этих разделов вам особенно близок и интересен? Почему?
— А сейчас проверим, как вы научились ориентироваться в учебнике. Найдите и быстро откройте:
• стихотворение А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя … »;
• стихотворение А. Фета «Ласточки пропали … »;
• произведение М. Пришвина «Ребята и утята»;
• произведение Е. Чарушина «Страшный рассказ»;
• стихотворение Д. Хармса «Что это было?»;
• сказку «Два Мороза».
— Что ж, молодцы, справились с заданием. Только каждый раз надо помнить, как листать книгу, и в ней всегда должна быть закладка.
VI. Игра «Наборщик»
— Перед вами слово «катер». Соберите из него как можно больше слов — в любом падеже единственного и множественного числа.
(Ученики называют слова, учитель записывает их на доске.)
— Проверим, все ли слова мы сумели найти. Послушайте стихотворение.
Из букв собрал я слово катер.
Нам покататься можно, кстати:
Ведь в слове катер есть река.
Я отправляюсь в путь:
«Пока!» Куда поедем?
Добрый катер
Мне подсказал, что к тете Кате,
Но разве слов других в нем нет?
Мчит катер мой быстрей ракет.
И подсказал опять мне катер
Избрать себе маршрут по карте.
Выходим в море. Хватит рек:
Ура! Причалили. «Артек». В. Волина
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал …
• На этом уроке я похвалил бы себя за …
• После урока мне захотелось …
• Сегодня я сумел …
VIII. Подведение итогов урока
— Как называется учебник, который мы будем изучать на уроках чтения?
— Каковы ваши впечатления от работы на уроке?
Принести книгу, прочитанную летом, которая больше всего нравится.