Интегрированный урок
чтения и музыки в 4 классе
Учитель: Шило Вера Дмитриевна
Тема: «Осень в поэзии и музыке»
Цели: 1. Ввести учащихся в образный мир литературы и музыки, показать возможности отражения в нём мира природы.
2. Показать, как при помощи слова и музыки можно изобразить красоту природы, её необычность, неповторимость.
3. Работать над развитием выразительной, красивой речи, умением вслушиваться в слово и мелодию.
4. Воспитывать любовь к родной природе.
0борудование: Репродукции с картин: Левитан И.И. «Золотая осень», Васильев Ф.А. «Осенний лес», рисунки ребят, конверты с шаблонами-листочками, рисунок с изображением телевизионного экрана, портреты Бунина И., Чайковского П.И., А.Вивальди, грамзаписи, магнитофон, карточки со словами, отрывки из стихов.
Ход урока
I.Орг. момент
Дети входят в класс под звуки музыки А. Вивальди «Осень» («Времена года»), садятся на места. За детьми входит учитель начальных классов.
II. Вводная часть.
— Всем, всем добрый день!
— Здравствуйте!
— Сегодня мы находимся не в классе, а в телевизионной студии. Прямо перед нами находятся телевизионные камеры. Мы в прямом эфире. Сегодня мы станем участниками и зрителями телевизионной программы. Разрешите представиться!
Ведущая передачи: Шило В.Д.
— А теперь поприветствуем зрителей передачи и участников передачи (хлопаем).
(Сопровождается музыкой)
— В конце этой передачи мы подведём итог, узнаем, кто из участников передачи был самым активным. У каждого из вас, ребята, лежат конверты. Из этих конвертов вы будете доставать жетоны и класть рядом в том случае, если вы ответили на вопрос, высказали свои мысли, прочитали вслух, приняли участие в передаче.
И так, мы начинаем!
III. Основная часть
1. Прочитаем на экране телевизора тему нашей телевизионной передачи.
Осень в поэзии и музыке
— Назовите символ осени (листья)
Приколоть листья участникам и зрителям, чтобы чуть-чуть прикоснуться и соответствовать теме передачи.
— Давно отцвели цветы, опали почти все листья, птицы молчат, лес пустеет и затихает… Осень.
«Вечер года» — так называл Баратынский осень.
— Кто любит осень?
— А кто из участников и зрителей передачи не любит осень? За что?
(высказывания детей)
— «Унылая пора!» — говорит Пушкин. А сейчас послушаем и Пушкина, и других авторов, у которых осень вызывает грустные чувства.
2. Чтение учащимися отрывков из стихотворений.
А.С.Пушкин
Уж небо осенью дышало.
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
— Какая осень у Пушкина?
Карточки: печальная скучная
— Как удалось Пушкину доказать, что осень печальная, скучная?
— Какие приёмы использует автор, чтобы показать нам, какое настроение вызывает у него это время года (метафоры)
К. Бальмонт
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся –
И заплачет спросонья.
— Какие чувства навевает осень на поэта? Почему?
— А что привлекает его?
— Какие слова показались вам более ёмкими, отражающие настроение поэта?
— Какая осень у Бальмонта?
Карточки: Грустная тоскливая
А. Майков
Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с берёзы спадает.
И поздних кузнечиков треск.
— Как действует осень на Майкова? Какая она?
Карточка: Раздражительная
С.Есенин
Нивы сжаты, рощи голы.
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
— Что заставляет грустить Есенина? Какие картины природы вам представились?
Физкультпауза
— Да, есть такой период осени, который вызывает чувства печали, грусти, скуки, да и не только у поэтов, но и у композиторов.
3. Учитель :
— А сейчас мы, ребята, послушаем музыкальные произведения.
(звучит «Осенняя песнь» «Октябрь» П.И.Чайковского)
— Скажите, какое настроение выражено в этой музыке? Какой характер, темп?
— На каком инструменте исполнено?
— Мы сегодня говорим о природе осенью.
— А какие картины природы рисуются вам под эту музыку?
(звучит повтор)
— А может кто-то назовёт композитора этого произведения?
— Музыку русского композитора П.И.Чайковского (портрет), создателя опер и балетов, романсов и симфоний и многих других замечательных произведений, любят все. Его справедливо причисляют к величайшим композиторам мира. Чайковского ценят и любят за то, что в своём творчестве он воспел не только внутренний мир человека, но и красоту природы. Сейчас для вас прозвучала «Осенняя песнь. Октябрь».
Мы убедились в том, что осень навевает грусть не только у поэтов, но и композиторов.
Но задачей нашей передачи является то, что мы должны вызвать у категории телезрителей хоть толику чувства любви и восхищения к этому удивительному и прекрасному времени года.
И так продолжаем.
— Чтение стихов с экрана «телевизора»
А.С.Пушкин
…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
— Какие чувства вызывает осень у Пушкина?
— Что любит поэт осенью?
— Какие приёмы помогают нам увидеть красоту и пышность природы?
— Какая осень?
Карточки: Красивая пышная золотая
Ф.И.Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…
— С чем сравнивает автор осенний день? (хрусталь)
— Какой хрусталь? Какая осень?
Карточки: Хрупкая дивная
Н.А.Некрасов
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд, не окрепший на речке студёной,
Словно как тающий сахар лежит.
— Что нравится Некрасову осенью? (воздух)
— Какой воздух осенью?
— Какая осень?
Карточки: Бодрая свежая
А.Майков
С холоду щёки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
— Что привлекает осенью поэта?
-Что он любит делать?
— Какая осень?
Карточка: Радостная
Дни поздней осени
Бранят обыкновенно,
Но мне она мила.
Читатель, дорогой. Говорит А.С.Пушкин о своём любимом времени года
6.Технический перерыв (перемена)
7. II урок
— Сегодня на этой передаче мы познакомимся ещё с одним автором произведений и узнаем его отношение к этому времени года.
— Кто это? (портрет И.Бунина)
— Что вы о нём знаете? (лауреат нобелевской премии за выдающийся вклад в литературу)
а) чтение стихотворения учителем
(сопровождение музыки)
— О каком явлении природы идёт речь в стихотворении?
— Какое настроение вызывает у поэта осень? (ощущение красоты, торжественности, покоя и лёгкой грусти).
— Перечитайте описание леса. Какой приём использовал автор? (сравнение)
— Какие краски увидел поэт?
— Докажите, что лес кажется прекрасным, сказочным.
— А какие строки вызывают чувство лёгкой грусти?
— С кем сравнивает автор осень?
— Кто такая вдова? (женщина, потерявшая мужа).
Она чаще всего немолода. Возраст сделал её движения спокойными, неторопливыми. В то время, когда вокруг праздник, она тиха, задумчива. Вот и осень, пора увядания, напомнила поэту такую женщину. Но, несмотря на лёгкую грусть, осень в этом стихотворении яркая, праздничная. Чтобы убедиться в этом, ещё раз прочтите стихотворение.
Карточки: яркая праздничная
б) Чтение стихотворения самостоятельно. Найти приёмы, которые использует автор в стихотворении. (Метафоры, сравнения, аллитерация)
— Какая осень у Бунина?
Карточки: Сказочная торжественная
— Вот видите, какими красивыми и яркими оттенками цветов природа щедро раскрасила осень, чтобы показать её красоту.
8. Учитель
— Мы с вами сегодня слушали музыку великого русского композитора П.И.Чайковского. А сейчас я вашему вниманию предлагаю послушать ещё одно произведение (фрагмент трёхскрипичного концерта «Осень»)
— Скажите, какое настроение выражено в этой музыке? Какой характер? Темп?
— Какие инструменты исполняли?
— Это произведение написал великий итальянский композитор, скрипач, дирижёр и педагог – Антонио Вивальди (портрет), который жил более трёхсот лет назад. Мы с вами послушали фрагмент из трёхскрипичного концерта, который называется «Осень». Этот фрагмент взят из цикла концертов, а их четыре, «Времена года»
— А что такое концерт?
А) это соревнование между исполнителями
Б) выступление артистов с лучшими номерами
(Звучит повторное исполнение)
— Какие картины природы рисуются вам под эту музыку?
9. А сейчас мы исполним «Осеннюю песню» А.Д.Момкина на слова детского писателя Я.Акима.
10. Учитель
— Что же объединяет поэтов и композиторов, когда они изображают в своих произведениях осень? (Любовь к природе, умение восхищаться удивительными и неповторимыми явлениями и красками).
— А теперь посмотрим, как художники отобразили в своих произведениях это удивительное время года.
(Рассматривание репродукций с картин и картину «Осень» местного художника Румынского)
— Какая осень?
— С помощью чего удалось художникам показать необычность, красоту, неповторимость этого времени года? (краски)
— Какие краски использовали художники?
(Рассматривание рисунков ребят нашего класса)
— Как авторы рисунков относятся к осени?
IV. Обобщение
— Изменилось ли ваше отношение к осени, если да, то кто помог изменить его?
Поэты при помощи чего? (слова)
Композиторы при помощи чего? (музыки)
Художники при помощи чего? (красок)
V. Итог
Выявить самых активных участников передачи.
VI. Домашнее задание
Выучить стихотворение «Листопад», по желанию нарисовать к нему рисунок, вложив в него те чувства, которые испытали на уроке.