Конспект урока для 4 класса «Создание и использование электронных физкультминуток на уроках в начальной школе»

Создание и использование электронных физкультминуток на уроках в начальной школе


Демихова Е.А.,

учитель начальных классов

МОБУ СОШ №8 г. Белорецк

В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностного отношения к собственному здоровью.

Один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных игр оздоровительной направленности.

Физкультминутки на уроках, тоже можно отнести к игровым моментам. Физкультминутка — лучшее лекарство от гиподинамии. Они помогают предупреждению и снятию умственного утомления. Но главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Нельзя недооценивать роль физкультминуток как фактора памяти, который не менее важен, чем четкий механизм мышления. Отсюда можно сделать вывод: нужны рифмованные упражнения, стихотворения, сказки. Стихотворная форма благодатно влияет на выработку ритмической речи параллельно с ритмичностью движений, развитие интереса к поэзии, родной речи.

Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении. Провожу физкультминутку на 15- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (в начале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели). Продолжительность физкультминутки составляет 2-3 минуты. Наиболее целесо­образно проводить их тогда, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание и т. п.

Физкультминутки систематизируются на:

1.Оздоровительно-гигиенические.

Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками». На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз.

2.Танцевальные.

Они обычно выполняются под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

3. Физкультурно – спортивные.

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

4. Подражательные.

Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, птиц, движения зайчиков, кузнечиков, пчел, обезьянок. Эти физкультминутки позволяют детям переключиться и поднять настроение.

Свежие документы:  Повторение и закрепление знаний по теме «Зима» 1 класс

5. Двигательно-речевые.

Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

В последние годы,   в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз-офтальмотренажёры. Образцы таких физкультминуток я создаю сама с помощью программы Power Point или пользуюсь материалами библиотеки Сети творческих учителей (https://www.it-n.ru/ Сообщество «ИКТ в начальной школе»). Такие физкультминутки провожу на уроках математики, русского языка, природоведения, чтения, всё с той же целью: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке, повышение работоспособности, настроения.

Чтобы сделать такую физкультминутку, выбираю любой фон для слайда в «Дизайн слайда». При подборе фона и цвета, на экране монитора, лучше не допускать агрессивных сочетаний цветов: красный – зеленый, синий – желтый, белый – черный, красный – синий, а использовать
яркие сочные краски. У компьютера эти возможности есть! Затем копирую любую картинку или анимационную картинку. Добавляю эффект, регулирую скорость, определяю путь для картинки. Потом выбираю другую картинку и — всё по тому же плану.

Специально разработанную схему зрительно-двигательных траекторий можно использовать для периодической активизации чувства зрительной, координации. На ней с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток. Схема траекторий изображается на электронной доске или экране максимально возможных размеров. Упражнения выполняются коллективно и только стоя. В середине урока дети встают и по команде учителя (или под ритмичную музыку) начинают пробегать глазами по заданному направлению. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой характер. Я создала презентации с разными траекториями, по которым движутся веселые анимационные картинки. Любую физкультминутку можно скопировать и вставить отдельным слайдом в другую презентацию.

Для каждого современного учителя электронная физкультминутка должна стать обязательным условием организации урока в интересах поддержания здоровья ученика.

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: