Домашние животные. Свинья. Внешний вид, польза человеку.
Цель: Расширить представления учащихся о свинье, её внешнем виде, повадках и пользе человеку.
Ход урока.
Орг. момент.
-Ребята! Сейчас будет урок развития речи. Сядьте ровно, красиво.
— Что мы с вами делаем на уроках развития речи? (учимся говорить красиво и правильно).
— Посмотрите на экран. Назовите картинки. (дети перечисляют: собака, корова, лошадь, кошка, свинья).
— Как мы можем назвать их одним общим словом? (Домашние животные).
— Правильно! Это домашние животные. Человек заботится о них, кормит и защищает, строит для них жилища.
(учитель просит более слабых учащихся повторить еще раз обобщающее слово – домашние животные).
— А теперь посмотрите на них еще раз и хорошенько запомните. (картинки на экране закрываются) Перечислите животных в том же порядке. (дети перечисляют – картинки с животными вновь появляются на экране).
2. Сообщение темы.
— А какое животное сегодня придет к нам в гости, вы узнаете, отгадав загадку:
У меня есть к вам вопрос –
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая, на вас глядит.
Подскажите мне друзья –
Как зовут её? (свинья).
-Давайте проверим! (на экране картинка – свинья)
-Молодцы! Вы правильно отгадали загадку. Тема нашего урока – «Свинья». В своих тетрадях запишите число и тему урока.
3. Работа по теме.
Внешний вид свиньи.
-Это свинья. Она розового цвета.
Части тела свиньи: голова, туловище, хвост, четыре ноги.
(далее учитель показывает, а учащиеся называют части тела сами)
На голове у свиньи – морда, два уха, два глаза и рот. Мордочка у свиней удлиненная – с плоским пятачком.
(учитель показывает на рисунке, а дети называют – 2 уха, 2 глаза, рот, пятачок).
На ногах у свиньи копыта.
Посмотрите на хвостик – он у свиньи маленький, завернут крючком. Помните загадку: «Хвост крючком, нос пятачком?»
Гимнастика для глаз.
Рассказ учителя о свинье (сопровождается показом презентации).
Свинья – домашнее животное, т.к. человек заботится о ней, кормит её, защищает.
Для свиньи человек строит специальное жилище – свинарник.
(слово «свинарник» учитель вешает на доску).
Питаются свиньи овощами, фруктами, отрубями.
Детёныш свиньи называется поросёнок. А если их много, то поросята (слова «поросёнок» и «поросята» вывешиваются на доску).
Свинки очень любят поваляться в грязи или луже.
Свинья хрюкает.
Польза человеку от свиньи – мясо.
Вопросы к детям:
Свинья дикое или домашнее животное? Почему?
Как называется жилище свиньи?
Чем питаются свиньи?
Как называется детёныш свиньи? А несколько детёнышей?
Какие звуки издаёт свинья?
Какая польза человеку от свиньи?
Составляем рассказ по опорным картинкам:
Это свинья. Она живёт в свинарнике. Свинья питается овощами. Детёныш свиньи называется поросёнок. Она хрюкает. Польза человеку от свиньи – мясо.
4. Физкультминутка.
«Медвежата в чаще жили».
5. Закрепление.
Игра «Бывает не бывает».
Свинья – домашнее животное.
Свиньи мычат. (А как правильно?).
Вместо носа у свиньи пятачок.
Свинья зелёного цвета. (А как правильно?)
Детёныш свиньи – жеребенок. (А как правильно?)
Свинья питается овощами.
Свинья живет в конуре. (А как правильно?)
Польза человеку от свиньи – мясо.
В тетрадь учащимся вклеивается раскраска с изображением свиньи. Учитель уточняет цвет животного. Образец предварительно раскрашенный учителем вывешивается на доску.
6.Итог.
— Какой сейчас был урок?
-О каком животном мы сегодня говорили?
-Свинья — дикое или домашнее животное?
— Где живет свинья?
— Чем она питается?
-Какие звуки она издает?
-Как называется детёныш свиньи?
— Какая польза от свиньи человеку?