Мастер класс на тему: «Исследовательское обучение младших школьников».
Исследовательская деятельность — всегда была и остаётся неотъемлемой составляющей начального образования. В современной школе значимость исследовательской деятельности возрастает. Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Сегодня я бы хотела поделиться с вами своими методами исследовательского обучения младших школьников. Целью которой является формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы, используя при этом самые разнообразные информационные средства.
Задачи: Обучение детей младшего школьного возраста специальным методам, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.
Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
Ожидаемый результат:
1. Учащиеся самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные информационные средства.
2. Могут анализировать информацию, делать выводы.
Данная методика более приемственна для уроков: познания мира, литературы, самопознания, для проведения классных часов. Дети сами того не осознавая, становятся исследователями и охотно добывают различную интересную информацию. Да и для учителя это очень удобно, т. к. на каждый урок есть дополнительная информация по заданной теме.
Введение:Данная методика призвана помочь детям освоить первые навыки исследовательского обучения. Она включает в себя два уровня: первый – условно назван «основным», второй – «итоговым».Первое занятие основано на знакомстве детей с методикой поиска. Последующие занятия построены на самостоятельном исследовательском поиске каждого ребёнка.
Алгоритм проведения учебных исследований:
I уровень -основной.
Тренировочное занятие.
Выбор темы исследования.
Составление плана исследования.
Сбор материала.
II уровень итоговый .
Обобщение полученных данных.
Итог.
Итак начнём с подготовки к исследованию. Для этого нужно провести одно тренировочное занятие с детьми, для того чтобы объяснить суть данной работы. Начинать работу нужно с 1 класса.
Тренировочное занятие.
Посадить детей в круг так, чтобы они видели лица друг друга. Для этого можно расставит парты в форме круга.
Объявить детям о том, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельное исследование, как это делают взрослые учёные.
Выбрать пару активных детей – помощников.
Шаг первый. ВЫБОР ТЕМЫ.
Разложить перед детьми карточки с изображениями – темами будущего исследования.
Включить всех детей в обсуждение по поводу выбора темы .
Помощники определяют тему, которая наиболее заинтересовала детей.
Карточку с изображением темы прикрепляем на доску, остальные убираем.
(допустим дети выбрали попугая)
Шаг второй. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Беседа по наводящим вопросам: «Как вы думаете, с чего начинают своё исследование учёные»?
(с составления плана исследования)
— Где можно узнать что то интересное про попугая? (дети обычно называют основные методы: в книге, по телевизору…)
2. Рассказ учителя о том, что существует множество способов добычи информации.
( спросить у другого, понаблюдать, найти в интернете…)
3.Разложить перед детьми карточки с возможными методами исследования.
4. в ходе коллективного обсуждения ненавязчиво выделить основные методы исследования. «Узнать от другого», «Прочитать в книге», «Получить информацию из интернета» , «Увидеть по телевизору»
5. Под темой на доску прикрепить данные методы исследования.
Итак план проведения исследования составлен.
Шаг третий. СБОР ИНФОРМАЦИИ.
Демонстрация «Кармашков» для сбора информации.
(коробочки с изображениями: рука-узнал от другого, телевизор-увидел по телев-ру, компьютер- получил информацию из интерента, книга- прочитал в книге.)
(это может быть готовый стенд с кармашком для темы и с кармашками для работы с опознавающими знаками. )
Объяснить как фиксировать информацию.
Т.к. начинаем данную работу мы с 1 класса, а дети е все ещё могут писать, то учим составлять пиктограммы. Например –
Что мы знаем про попугая? (То что оперенье у него разноцветное).
– Дима, как ты можешь изобразить то, что попугай разноцветный?
— Нарисовать разноцветные полосочки. (Дима рисует на листке разноцветные полосочки).
— Дима, а откуда ты узнал что попугай разноцветный? (Ребята сказали)
-Как ты думаешь, в какой кармашек мы положим эту пиктограмму? (в кармашек с рукой, потому что я узнал то других)
— С обратной стороны напиши свою первую букву имени и фамилии и вложи листок в кармашек.
-А что вы видели по телевизору про попугаев?
-Попугаи бывают большие и маленькие. (ученик изображает два кружочка, большой и маленький и вкладывает в кармашек где нарисован телевизор)
(Даю прочитать в книге ребёнку который может читать. Попугай – живёт в клетке. Ребёнок рисует клетку, вкладывает в кармашек с изображением книги, т к узнал из книги.)
Установить сроки для сбора материала.
До следующего урока познания мира вы должны найти информацию на тему: «Медведь». Дома составить пиктограмму или кто может написать, принести в класс и положить в кармашек с соответствующим знаком, откуда вы это узнали.
Конечно не сразу всё пойдёт как по маслу. Детей нужно направлять. Принесённую информацию проверять, уточнять откуда ребёнок это узнал? Учитель должен всё контролировать.
На этом тренировочное занятие окончено. Дальше для данной методики я отвожу определённое время на уроке.
Шаг четвёртый. ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ.
Для 1 класса.
Разложить на столе полученную информацию, чтоб видели все.
Смотрим, обсуждаем.
Выделяем самое интересное. Что нового узнали? Что самое интересное?
Для 2-4 классов.
Заранее собранную информацию отдаём на дом одному ученику.
Данный ученик готовит доклад по собранной информации.
Выделяет самые интересные факты.
Чтение и обсуждение доклада на уроке.
Конечно можно использовать и тот и дугой метод во всех классах.
Шаг пятый. ИТОГ.
Наградить «чеком» исследователей, которые предоставили наиболее интересную информацию.
Ребятам, которые набрали три «чека» ( по разным темам исследования) поставить оценку.
Оценить доклад подготовленный к уроку по данной теме. (оценка)
Данная методика позволяет расширить кругозор детей, уже с 1 класса настраивает на самостоятельное исследование, вовлекает родителей в учебный процесс. Родители в начале 1 класса помогают ребёнку найти нужную информацию, кратко изложить на бумаге самое главное. Но каждый родитель знает, что главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию — ребёнок. Для этого я провожу род собрание, на котором объясняю родителям, что в чём смысл данной методики и какова роль родителей в ней.
Не первый год я использую данную работу. И могу сказать, что результаты есть. Благодаря данной методике значительно повышается уровень знаний учащихся. Стимулом конечно же является оценка за предоставленную информацию. Детям нравится когда их информацию признают лучшей, они самостоятельно могут подготовить доклад, сообщение. Наши доклады следует рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Не важно, что содержание материала выглядит простым и даже может показаться примитивным с точки зрения взрослого. Для нас важно, что в процессе исследования, не простого для ребёнка, в нём формируются качества творческой личности.