Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска»
Республики Марий Эл
Конспект урока на тему
«Как подготовить ребёнка к школе»
подготовила
учитель начальных классов
Криворотова Ольга Владимировна
г. Козьмодемьянск
2013
Цель: Оказание педагогической помощи родителям в подготовке дошкольников к школе
«Готовь сани летом, а телегу — зимой» — гласит народная мудрость. Эти слова вполне применимы и к задаче воспитания у детей качеств, необходимых для успешного обучения в школе.
Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребёнок станет школьником, его общее развитие должно достичь определённого уровня. Речь идёт в первую очередь о развитии памяти, внимания, каков у него запас знаний и представлений.
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой
У ребёнка дошкольного возраста яркое восприятие, легкопереключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он ещё как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое- то событие или разговор взрослых, возможно не предназначавшиеся для его ушей, если он чем- то привлёк его внимание. Но сосредоточиться сколько- нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно.
В- третьих, это то, что, пожалуй, является наиболее сложным делом- выработка мотивов, побуждающих к учению. Здесь имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют дети- дошкольники к школе. Речь идёт о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что учёба содержит отнюдь не только привлекательные моменты и что трудности в учёбе — большие и малые — неизбежно встречаются у каждого.
-Что тебе больше всего нравится в школе? – спрашивает папа у сына.
-Больше всего – перемена. Там можно бегать и играть.
Такой ребёнок переносит в школу позицию дошкольника, и не так – то просто её изменить.
Дети 6- 7 лет в силу возрастных способностей могут с интересом заниматься каким нибудь делом в течение непродолжительного времени 20- 25 минут, затем их внимание рассеивается, интерес к занятию исчезает. А в школе с самого начала обучения дети должны подчиняться строгому режиму учебных занятий, спокойно сидеть на уроке 35 минут, слушать учителя и точно выполнять задания. Поэтому детей надо приучать к ежедневным систематическим занятиям. Давая ребёнку задания нужно показать ему, как его выполнить и проверить выполнение. Необходимо требовать, чтобы всякое начатое дело было доведено до конца и получило справедливую оценку со стороны взрослого. Это повышает заинтересованность ребёнка, вселяет веру в собственные силы. Большие возможности для подготовки дошкольника к систематическому обучению дают такие виды детской деятельности, как рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок из разных материалов. Ребёнок должен быть приучен убирать после занятий в определённое место карандаши, тетради, альбомы, книги и другие предметы, которыми он пользовался. Это вырабатывает у него привычку аккуратно обращаться со своими вещами и убирать их за собой. Ребёнок должен иметь круг товарищей, с которыми мог бы играть, делить игрушки, смотреть рисунки в книгах. Тогда ребёнок станет общительным, будет считаться с интересами товарищей. Не нужно забывать и о необходимости воспитания вежливого отношения к взрослым.
Важность общего развития ребёнка обычно хорошо осознаётся родителями. Они проявляют значительное внимание к тому, как развивается их сынишка или дочка, делают достаточно много для этого. Они ревниво сравнивают успехи своего ребёнка с успехами его одногодок — детей своих друзей, соседей, родственников, сослуживцев. Часто небольшое отставание в темпе развития, находящееся вполне в пределах нормы, вызывает у них тревогу, они готовы по этому поводу бежать к врачу, искать консультации у педагогов, психологов.
Бывает, что между знакомыми семьями начинается, что то вроде соревнования. « Такое соревнование» далеко не всегда полезно для детей.
Правильно поступают те взрослые — не только родители, конечно, но и другие члены семьи (бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры), — которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребёнком. Они рассказывают ребёнку много интересного, читают детские книжки, вместе рисуют, придумывают сказки, разъясняют разные природные явления, обращающие на себя внимание. Дома они вместе проговаривают то, что видели на прогулке, это легко делается под предлогом рассказать другим членам семьи, но те, естественно, должны проявлять при этом полную заинтересованность. Всем этим они способствуют расширению кругозора ребёнка, развитию его пытливости и любознательности.
В процессе общения старшие помогают ребёнку овладевать речью. Они ненавязчиво поправляют его, если он неправильно произносит слово или неверно строит фразу, причём, как правило, делают это по ходу разговора так, чтобы поправка не прерывала общения. В итоге к шести — семилетнему возрасту ребёнок уже должен располагать солидным словарным запасом.
Умение регулировать своё поведение — необходимая предпосылка успешности в школе. Поэтому необходимым элементом подготовки ребёнка к школе должна стать выработка навыка управления своим поведением: ребёнок должен быть приучен делать то, что требуется, а не то, что ему захотелось. Без такого навыка все дальнейшие усилия пойдут прахом.
И начинать это нужно ещё в период дошкольного детства. Необходимо, чтобы ребёнок твёрдо усвоил, что можно, а что нельзя делать дома. Необходимо, чтобы он научился сразу же выполнять указания старших. Нельзя допускать, чтобы ему удавалось добиться чего-то желаемого криком и истерикой.
Список использованной литературы:
Алоева М.А., Бейсова В.Е. Лучшие родительские собрания в начальной Школе. Издательство: Феникс, 2008.
Дьячкова, Г.Т., Волкова, Е.В. Родительские собрания в начальной школе (лекции, беседы, разработки). Выпуск 2. Издательство «Учитель» — Волгоград: Учитель,2006
Использованные Интернет-ресурсы:
https://www.uchportal.ru/load/120/