Краснова Оксана Владимировна
Учитель химии
I квалиф. Категория
МОУ СОШ № 125
г.Волгоград
«Компьютер и интернет в жизни подростков»
Аннотация.
Доклад родительского собрания , который затрагивает проблемы здоровья учащихся — подростков из-за чрезмерного использования ИКТ в повседневной жизни.
В докладе рассматриваются:
1. признаки определения зависимости от компьютера;
2. памятка продолжительности пребывания ребенка за компьютером;
3. этапы развития компьютерной зависимости и ее последствия;
4. полезные советы, как предотвратить зависимость от интернета и компьютера.
Ход собрания
Сегодняшний наш разговор мы посвятим компьютеру. И совершенно не случайно. Еще 20 лет назад компьютер был диковинкой, а в настоящее время он стал доступен обычной среднестатистической семье. Без компьютера невозможно ни одно серьезное производство. Каждое уважающее себя предприятие внедряет компьютерные технологии в производственный процесс.
Интернет и компьютер занимает все большее значение в современном мире. В нашей жизни виртуальная среда приобретает зависимый характер. Наиболее подвергнуты, этим изменениям является дети и подростки. Определить зависимость вашего ребенка от компьютера и интернета помогу следующие признаки:
1. стремление к увеличению времени взаимодействия с компьютером;
2. раздражение, угнетенность, ощущение «пустоты» при невозможности контакта с компьютером;
3. возникновение проблем во взаимоотношениях в микросоциальных группах;
4. физические (сухость глаз, запоры, исчезновение аппетита, плохой сон).
5. тест для родителей на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ РЕБЕНКА ЗА КОМПЬЮТЕРОМ НЕ ДОЛЖНА ПРИВЫШАТЬ
для детей 5-6 лет — 10-15 мин.;
для детей 7-12 лет — не более 30 мин.;
для подростков до 16 лет — не более 1 часа в день
СУЩЕСТВУЮТ ТРИ ЭТАПА РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
1- й этап — этап риска развития компьютерной зависимости;
2- й этап — этап сформированной компьютерной зависимости (эмоционально-волевые нарушения, психическая зависимость);
3-й этап — этап тотальной компьютерной зависимости (психическая и физическая зависимость).
Основными характеристиками этапа риска развития компьютерной зависимости являются увеличение времени, проводимого для достижения поставленной цели и работы за компьютером, потеря ощущения времени, получение эмоционального удовольствия за компьютером, расходование большего количества денег на компьютерную деятельность, первые признаки социальной дезадаптации.
Наблюдаются признаки, как психической, так и физической зависимости. Отмечается постоянное «злоупотребление» компьютерными играми, беседами в CHAT, ICQ и другими видами деятельности за компьютером, несмотря на существующие проблемы социального и личного характера. В структуре синдрома актуализации
влечения имеют место агрессивность, злобность, психомоторное возбуждение, рассеянное внимание, непроизвольные «печатающие движения» пальцев рук, встречается депрессивный синдром. На данном этапе присутствуют физические симптомы: головная боль по типу мигрени, боль в позвоночнике, сухость в глазах, онемение и боль в пальцах кисти. Появляются признаки дезадаптации, социальные и психологические проблемы, связанные с обучением, отношением с родителями, друзьями. Периоды легкой дезориентации и зрительные эффекты после компьютерных игр свидетельствуют о существенном влиянии избыточной работы за компьютером. Возможно присутствие вегетативной симптоматики (бледность или покраснение кожи). Однонаправленное увлечение приводит к возникновению выраженной социальной дезадаптации.
Как предотвратить компьютерную зависимость.
Пытаясь бороться с компьютерной зависимостью, многие родители ошибочно полагают, что достаточно запретить ребенку садиться за компьютер, или прятать компьютер. Но этим Вы добьетесь лишь ссор в семье и отчуждения вашего ребенка. Воспользуйтесь советами психологов, как предотвратить компьютерную зависимость у вашего ребенка и наладить мир в семье.
Следите за симптомами проявления Интернет-зависимости
1. Если Вы заметили признаки Интернет–зависимости, проанализируйте: что изменилось в реальной жизни ребенка?
2. Возможно, ему не хватает понимания сверстников или родителей.
Помогайте ребенку участвовать в общении вне Интернет
1. Если Ваш ребенок застенчив и испытывает неловкость при общении с ровесниками, поощряйте участие ребенка в видах деятельности, которые объединяют детей с одинаковыми интересами. Например, спортивная секция.
Держите компьютер в открытом помещении
1. Установите компьютер в общей комнате вашей квартиры, а не в спальне ребенка. Тогда ребенок будет у вас на виду.
Не запрещайте Интернет
1. Для большинства детей Интернет является важной частью их общественной жизни. При полном запрете пользования компьютером ребенок может взбунтоваться или затаить на вас обиду.
2. Установите внутрисемейные правила использования Интернет, воспользуйтесь ограничением доступа в Интернет по времени.
Предложите альтернативы
1. Если Ваш ребенок увлечен компьютерными играми, попробуйте предложить ему аналог одной из его любимых игр. Например, если ребенок получает удовольствие от ролевых игр на тему фэнтези, предложите ему почитать книги соответствующей тематики.
Контролируйте своих детей
1. Воспользуйтесь услугой «Заботливый родитель», и специальная программа будет контролировать доступ Вашего ребенка в Интернет и осуществлять контроль над посещаемыми сайтами.
Помните, что ограничение доступа в Интернет с помощью программы — это лишь средство, но важно устранить саму причину чрезмерной привязанности ребенка к компьютеру. Только применяя все меры в комплексе, вы увидите желаемый результат.
Тест для родителей на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)
Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда
1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?
2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?
4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?
6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном Вашим ребенком в сети?
7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?
11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»?
13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?
14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?
15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?
17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?
18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?
19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?
При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.
Анкетирование учащихся
1.Есть ли у тебя дома компьютер?
2.Кто на нем работает дома?
3.Позволяет ли тебе работать на компьютере?
4.Сколько времени ты проводишь за компьютером?
5.Тебя контролируют родители или ты проводишь за компьютером неограниченное время?
6.Что ты умеешь делать на компьютере?
7.Какие компьютерные обучающие программы тебе известны?
8.Что тебя привлекает в работе на компьютере?
9.Что тебе не нравится в общении с компьютером?
10.Чувствуешь ли ты усталость после работы за компьютером?
Список литературы и используемых ссылок
1. Антон Платов. Дети, Сеть и родители. Мир компьютеров. — № 3. — 2004.
2. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. — К. — 2004.
3. Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога. — Минск. — 1988.
4. Разумова Т. Компьютерный яд. // Наука и жизнь. — № 6. — 2002.
5. Фресс А., Пиаже Ж. Экспериментальная психология., М. — 1986.
6. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1991. №3.
7. Тест для родителей на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)
https://www.alternativa-mc.ru/computer_zavisimost