Конспект урока на тему «Невидимые нити»

Тема урока. Невидимые нити

Цель: систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком

Планируемые результаты:

  • учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы;

  • научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;

  • читать и обсуждать текст, делать выводы из изученного материала.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы, готовности следовать нормам природоохранного поведения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • освоение знаний по теме «Невидимые нити». 

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения работать с новой информацией по теме «Невидимые нити» (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку, делать выводы) (познавательные УУД).

  • формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).

  • формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).

  • формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).

  • формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

  • формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).

Ресурсы:

  • А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса (часть 1);

  • Презентация к уроку;

  • инструкция для создания моделей;

  • иллюстрации представителей животного и растительного мира;  (Приложение 4)

  • карточки для создания кластера;  (Приложение 2)

  • стрелки из цветной бумаги, клей, степлер;

  • «Шкала успеха».  (Приложение 3)

.

Содержание урока

1 Оргмомент.

Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.  Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми. Тогда наш урок пройдет успешно. Желаю вам сегодня на уроке глубже познать тайны окружающего мира

Посмотрите внимательно, что у меня в руках? Что вам это напоминает?

Ребята, земля это наш с вами дом. Сейчас мы с вами продолжим предложения. (передавая друг другу мяч)

Я хотел чтобы на нашей планете — Земля всегда было:

чисто, красиво, зелено, было огромное множество животных, журчали чистые ручьи,

чтобы все дышали чистым воздухом и пили полезную ключевую воду.

Ребята, а для того, чтобы наши желания сбылись, от кого это зависит, как вы думаете

2.Актуализация знаний

— Желаю вам сегодня на уроке глубже познать тайны окружающего мира!
— Возьмите цветной карандаш и закрасьте на «Шкале успеха» ту часть делений, которая соответствует вашему прогнозу работы на уроке. (
Приложение 1)

https://festival.1september.ru/articles/634490/img1.gif

Обсуждение проблемной ситуации.

А теперь разрешите спор двух школьников.

Марина говорит: животные – это только дикие звери, галка – это птица, а не животное. Да и бабочка – насекомое. А не животное.

Егор не согласен с Мариной. Он считает. Что все. Кто движется. Питается. Растет. Дает потомство, то есть живет. Относится к животным.

Кто из детей прав



Сейчас мы с вами вспомним, какие группы животных населяют нашу землю

Для этого вы должны отгадать загадки

-Отгадайте загадки и назовите группу, к которой относится это животное

-назовите важнейшие признаки этих животных

Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.(бобры)

Яркий мини вертолет
Отправляется в полёт.
Но зачем ему глаза?
Да он просто …(стрекоза)

Звери

(тело покрыто шерстью)



Насекомые




Любит мух и комаров

Да имеет громкий зов

Вся зеленая скажу

Дом на речке и в пруду(лягушка)






Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться? Птицы (тело покрыто оперением)

Что за весенняя черная птица

Прямо на трактор чуть не садится?



С хвостом,а не конь Рыба

С перьями, а не птица

Какой группы у нас не хватает? Пресмыкающиеся

Кто относится к пресмыкающимся?

Кто узнал о каком- либо животном.

Сообщение детей.

а) о бобре г) синицы

б) собаке

в) стрекозе

Ребята! Внимание! На нашей речке появились бобры!

И мы люди должны не спугнуть их, А создать все условия, чтобы они у нас жили и размножались. И если у вас появиться желание пойти и посмотреть, понаблюдать за жизнью бобров на реке. Обязательно пригласите взрослых и с ними понаблюдайте. И не забудьте, как надо вести себя , чтобы не навредить нашим новым жильцам.

3.Самоопределение к деятельности

(Полный и верный ответ приветствуется другими учениками апплодисментами. Сформированные группы садятся вместе за стол. На экране появляются изображения осины, зайца, лисы.)

Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса? (Заяц питается корой и ветками осины, а лиса питается зайцем.) Проверим, верно ли вы ответили.

На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями осины, зайца, лисы.

Что произошло бы в природе, если бы исчезли осины? Зайцы? Лисы?
Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О том, как связаны растения и животные.)

На экране появляется тема урока: «Невидимые нити».

Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?
Какая учебная задача стоит перед нами на уроке? (Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.

-А что говорит Муравьишка? Прочитаем.

Работа по теме урока

Что такое МОДЕЛЬ? (Выслушиваются ответы детей. На слайде появляется толкование слова МОДЕЛЬ из энциклопедического словаря.)

МОДЕЛЬ – любой образ, изображение, схема какого-либо объекта, процесса или явления.

С помощью чего вы могли бы создать модель? (С помощью стрелок, картинок, клея, степлера.

3. Открытие нового знания

а) Чтение текста на с. 64-65 учебника сильными учащимися.

О каких невидимых нитях говорится в тексте? (О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.)
– Как бы вы озаглавили этот текст?
 (Лес и человек)
– Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.

Человек вырубил кустарники. ––> Исчезли птицы, которые гнездились в них. ––> Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. ––> Деревья высохли.

Как вы думаете, чем всё закончилось?  (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться.  Лес умер.)
– Кто виноват в этом?
 (Человек – лесничий.)





Работа в парах.

Какие связи вы увидели?

Примерные ответы: (божьи коровки питаются тлей, если не станет божьих коровок разведется большое количество тли, которая погубит растения )

( пчела собирает с цветов нектар, синица питается гусеницами, если не будет синиц, разведется много гусениц , которые погубят деревья.

А можем, мы люди нарушить эти связи?

Действительно, божья коровка – это отличная помощница человеку в борьбе за урожай Ученые подсчитали, что только один жук за свою жизнь может съесть до 4000тлей.

Почему нити называют невидимыми?

В природе все действительно связано друг с другом, словно нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто эти связи нарушает человек.



Физкультминутка (о лягушке)

Ребята, внимание! Послушайте. Лягушка звенит в колокольчик. Она хочет привлечь к себе внимание. Не секрет, что многие люди не любят лягушек и порой беспощадно их убивают. Давайте подумаем и скажем, а действительно нужны нам лягушки.

Продолжение работы по теме.

Работа в группах. Моделирование

Класс делится на несколько групп, каждая составляет цепь питания по схеме:

Растение – травоядное животное – хищное животное. Результаты работы обсуждаются всем классом



Чтение стихотворения» Про всех на свете» стр.66

( После прослушивания стихотворений каждая группа отвечает на вопрос

1.Докажите, что на Земле нужны мошки?

2.Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников

3. Почему без мышки, у кошки не лучшие делишки ?

4. Почему ошибкой окажется, если кто — нибудь лишним окажется



Выполнение заданий №1,2 с 24 в рабочей тетради Самостоятельная работа.

Рефлексия. Вывод на с.67,

1.Подведение итога урока.


–  Какие перед нами стояли учебные задачи? (На экране по мере ответов учеников появляется слайд «Итог урока».)
– Справились мы с ними?
  (Справились. Узнали, что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ, научились находить связи в природе, между природой и человеком, научились изображать изученные связи с помощью моделей.)
– Оцените свою работу на уроке по « Шкале Успеха». Совпадает ли ваш прогноз в начале урока с результатом в конце урока?

2. Чтение наизусть заранее подготовленными учениками стихотворения Б. Заходера «Все-все, все на свете, на свете нужны!»,

Ответы на вопросы

( После прослушивания стихотворений каждая группа отвечает на вопрос

1.Докажите, что на Земле нужны мошки?

2.Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников

3. Почему без мышки, у кошки не лучшие делишки ?

4. Почему ошибкой окажется, если кто — нибудь лишним окажется





Спасибо за плодотворную и активную  работу на уроке.


Известный писатель Бианки писал: «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире». 

Хочется закончить урок следующими пожеланиями: любите, берегите, изучайте и охраняйте родную природу, и любовь эта возвратится к вам. 

Окончен урок и выполнен план, 

Спасибо, ребята, огромное вам, 

За то, что упорно и дружно трудились, 

Что мне и друг другу вы так пригодились.



Источник: https://referat.mirslovarei.com/d/875198/?page=6#ixzz3ImkugFU0








































































Свежие документы:  Конспект урока на тему «Соединения химических элементов»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: