Соснова Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 14,
город Ноябрьск ЯНАО
Ролевая игра «Развитие исследовательских умений».
Цель ролевой игры: демонстрация педагогического опыта по развитию исследовательских умений учащихся на занятиях курса «Юный исследователь» по теме «Исследовательский мини-проект «Изготовление метеостанции (Влагомер. Гигромер)».
Цель занятия: развивать исследовательские умения учащихся.
Задачи: учить детей видеть проблему, формулировать тему и ставить цели проекта, выдвигать гипотезы, делать обобщения; проводить простейшие эксперименты с реальными объектами; устанавливать причинно-следственные связи; обучать пользоваться нестандартным оборудованием, схемами, таблицами.
Ожидаемый учебный результат по формированию универсальных учебных действий (УУД).
Личностные:
— положительное отношение к исследовательской деятельности;
— повышение интереса к новому содержанию и новым способам познания.
Регулятивные:
— принимать и выполнять учебную задачу;
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
— планировать свои действия;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
— вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
— выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные:
— устанавливать причинно-следственные связи;
— строить рассуждения об объекте;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
— осуществлять поиск нужной информации;
Коммуникативные:
— допускать существование различных точек зрения;
— учитывать разные мнения, стремиться к координации;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— договариваться, приходить к общему решению;
— соблюдать корректность в высказываниях;
— задавать вопросы по существу;
— использовать речь для регуляции своего действия;
— контролировать действия партнера;
— владеть монологической и диалогической формами речи.
Оборудование и материалы.
Для педагога: готовый прибор «Метеостанция (Влагомер. Гигромер)», картинки «Методы исследования», шишки-картинки, корзинки, папка исследователя в компьютере, отрывок из мультфильма «Лунтик. Шишка»; презентация.
Для учащихся: коробочка (сосновая шишка, английская булавка, соломинка для коктейля, лист бумаги (А4), клей для древесины, липкая лента, маленькая дощечка, ножницы, фломастеры – по 4 штуки; памятка исследователя).
Ход ролевой игры.
1. Организационный момент. Инструктаж.
— Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня мы с вами проведём ролевую игру, на которой вы побываете в роли детей, любящих заниматься исследованиями и экспертами, а я выступлю в роли учителя. Проведём занятие по курсу «Юный исследователь». Предлагаю работать по 4 группам. 1,2,3 группы – учащиеся; 4 группа – эксперты. Займём места за столами. Улыбнёмся друг другу. Поприветствуйте своих соседей. Теперь вы – команда! Нам предстоит хорошо потрудиться!
Весь необходимый для занятия материал лежит на столах. Коробочку прошу не открывать без моей команды. У учеников — «Памятка юного исследователя» (табл.1); «Опорный конспект» (табл.2), который вы будете заполнять по ходу нашей работы.
У экспертов на столах «Лист оценивания каждой группы» (табл.3), который вы, уважаемые эксперты, тоже будете заполнять по ходу игры в соответствии с критериями и по трехуровневой шкале (удовлетворительно, хорошо, неудовлетворительно).
2. Введение в тему игры. Постановка учебной задачи.
— Как называется наш курс? («Юный – исследователь»).
— Что значит исследовать? (Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то).
— Какие методы исследования вы знаете? Предлагаю их вспомним, опираясь на картинки.
— Какой метод обозначает каждый из условных знаков? (Подумать самостоятельно, спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники); понаблюдать, посмотреть в книгах, энциклопедиях, по телевизору (по теме исследования), получить информацию в Интернете, провести эксперимент).
— Некоторые методы будут необходимы нам в работе.
— Что нужно сделать для того, чтобы освоить методы исследования? (Создать проект).
— Сегодня на занятии мы создадим свой исследовательский мини-проект.
3. Открытие нового (знания, способа действия).
– А кто такие исследователи? (Люди, занимающиеся научными исследованиями. Те, кто проводят исследования).
— Можете ли вы сейчас назвать себя исследователями? (Нет).
— Что нужно сделать, прежде чем начать исследование? (Выбрать объект исследования).
— Сегодня я уже приготовила вам объект для исследования. Он лежит в коробочке.
4. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.
— Как вы сможете догадаться, что это за предмет лежит в коробке, не открывая её? (Задать вопросы).
— Вопросов задать можно только 3, они могут быть сложными, с союзом или. Например, это конфета или пирожное? Я буду отвечать одним словом. Подумайте над вопросами и запишите в опорном конспекте в пункте 1.
— Прочитайте вопросы.
— Экспертов прошу оценить, чьи вопросы оказались наиболее точными и смогли быстро подвести нас к разгадке.
— Посмотрим отрывок из мультфильма. Может, он поможет догадаться, что за предмет лежит в коробочке? (Показать отрывок мультфильма «Лунтик. Шишка»).
— Откроем коробку. Что вы видите в ней? (Шишку).
— С какого дерева шишка? Что вы о ней знаете?
— Что можно изготовить из шишки? (Поделку, талисман, игрушку, лекарство и т.д.).
— А какие предметы вы ещё видите в коробочке? (Английская булавка, соломинка для коктейля, лист бумаги (А4), клей для древесины, липкая лента, маленькая дощечка, ножницы, фломастеры).
— Попробуем выдвинуть свои гипотезы. Что мы будем изготавливать из шишки?
— Воспользуйтесь «Памяткой юного исследователя». Найдите в ней пункт 4 и запишите гипотезы.
— Зачитайте, какие гипотезы Вы сформулировали (отвечают группы 1-3).
— Обратимся к еще одному источнику информации. Прочитайте статью «Брать ли зонтик?»
Если на дворе дождь? А коль нет! Угадать наверняка трудно, даже зная сводку погоды. Но можно поступить иначе. Всем известно, что дерево, кожа, другие органические материалы — даже наши волосы чутко реагируют на любые изменения погодных условий. Во влажном воздухе волосы становятся длиннее, кожа — мягче, а дерево меняет объем… Например, под дождем чешуйки сосновой шишки плотнее прижимаются друг к другу, а в сухую погоду, наоборот, раскрываются, отчего шишка становится ершистой.
— На какую мысль статья вас навела? Появилась ли новая гипотеза?
— Если да, то сформулируйте и запишите её, можете обратиться к памятке.
-Эксперты, оцените, чьи гипотезы были наиболее удачными и грамотно сформулированными?
— Сформулируйте тему проекта.
— Как вы думаете, из чего вытекает цель проекта? (Из проблемы).
— Поставьте цель проекта и определите задачи. Запиши их в опорный конспект пункты 2, 3. (Цель: изготовить метеостанцию (Влагомер, Гигромер) из сосновой шишки; задачи: научиться изготавливать метеостанцию, определить, действительно ли шишка может реагировать на влажность воздуха, произвести наблюдения, (эксперименты) зафиксировать их результаты, представить, защитить проект).
— Группы, прошу зачитать Вашу тему, цель и задачи.
— Эксперты, оцените, пожалуйста, данный этап работы.
— Попробуйте самостоятельно изготовить прибор и записать план работы в пункте 5. Кто затрудняется, можете обратиться ко мне за планом работы. (Приложение 3).
На работу вам даётся 6 минут. (Назвать группы, которые работают по плану). Итак, мы изготавливаем метеостанцию.
Как превратить сосновую шишку в метеостанцию. (Влагомер)
План работы.
1. Приклей шишку к дощечке клеем, скотчем или пластилином.
2. Воткни булавку в одну из чешуек в середине шишки.
3. На булавку надень соломинку.
4. Согни лист бумаги пополам. На листе бумаги отметь делением шкалу:
«Очень влажно» (в верхнем левом углу), «Влажно», «Сухо», и «Очень сухо» (в нижнем правом углу).
5. Поставьте лист бумаги к шишке.
6. Проведи эксперимент. Догадайся, как работает прибор.
— Группы, прошу продемонстрировать приборы экспертам, подняв прибор на ладони. (Рисунок 1)
— Как можно проверить, работает ли наш прибор? (Провести эксперимент).
— Какой и как? Опишите его в пункте 6. (Побрызгать на шишку, полить её водой).
— Переходим к завершающему этапу исследовательского мини-проекта. Ваша задача-приготовить защиту с опорой на план в памятке, не обязательно использовать все пункты. Опишите свою работу, подведите итоги и подготовьтесь к защите результата работы. В опорном конспекте заполните пункт 7. Выберите выступающего от группы. На защиту вам даётся 3 минуты.
Защита работ.
— Экспертов прошу оценить результаты работы.
— Чему мы учились в ходе создания мини – проекта? (Как формулировать тему, ставить задачи, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, защищать проект, проводить эксперименты).
-Какими методами исследования мы сегодня пользовались? (Подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент).
— А что узнали нового? (Что такое гигромер, как им пользоваться, как изготавливать влагомер, гигромер).
5. Подведение итогов.
— Актуальна ли тема нашего мини-проекта? Где можно установить прибор? (В квартире, ванной — зимой, на балконе в другое время года. В наших северных условиях высокая сухость воздуха, так мы сможем контролировать комфортную влажность, ведь влажность напрямую связана с нашим здоровьем. Перед выходом на улицу мы можем определять, не будет ли дождя).
6. Итоговая рефлексия учебной деятельности.
— Наша игра закончена. Уважаемые коллеги, как вы чувствовали себя в роли учеников и экспертов?
— А я в роли вашего учителя чувствовала себя тревожно, но было интересно и увлекательно с вами работать. Спасибо за сотрудничество!
— А сейчас попрошу вас взять картинку с шишкой, которые лежат на столе и разместить их в корзины с помощью клея. Кому на занятии было интересно, положите картинку с шишкой в корзину «Интересно». Кто чувствовал, что не интересно, скучно, положите шишку в корзину «Грустно». Кто ничего нового не узнал, кто чувствовал себя неуверенно, положите шишку в третью корзину «Ничего нового не узнал».
— Проект возникает только как итог твоего собственного интереса. Закончить хочется словами Вадима Шефнера:
Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повториться.
Приложения
Таблица 1. Памятка юного исследователя
Таблица 2
Опорный конспект исследовательского мини-проекта.
Основные этапы исследовательского мини-проекта. | |
1 | Актуальность проблемы. (Формулирование вопросов) |
2 | Тема моей работы. |
3 | Цель. Задачи. |
4 | Выдвижение гипотез. |
5 | Изготовление гигромера. |
6 | Проведение эксперимента. |
7. | Защита моей работы. |
Таблица 3. Лист оценивания группы
Проект на тему: ______________________________________________
Проектант (исследователь):________________________________________
Критерии оценки исследовательского мини – проекта. | Шкала оценивания. (отлично, хорошо, удовлетворительно) | |
1 | Постановка (формулирование) темы. | |
2 | Цели, задач исследования. | |
3 | Постановка вопросов. Выдвижение гипотез. | |
4 | Продукт проекта, сделанный своими руками (гигромер). | |
5 | Проведение эксперимента. Защита работ. Необычность выступления (его изюминка). | |
6 | Актуальность. Связь проекта с жизнью. Использование продукта проекта в реальной ситуации. | |
7 | Соответствие темы целям и задачам проекта. Наличие вывода. | |
8 | Эмоциональность выступления. | |
9 | Время сообщения (включая ответы на вопросы, не более 5 мин). | |
10 | Грамотное изложение материала. | |
111 | Эрудиция конкурсанта. Ответы на вопросы. | |