РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
ПРИ ПОДГОТОВЕ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Прилуцкая Н.В.
методист МКОУ ХМР СОШ с.Кышик
“Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь”.
Г. Гегель.
Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации
Что мы наблюдаем сегодня, глядя на современного школьника? Бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа, узость кругозора – вот далеко не полный перечень проблем нынешнего ученика. И как следствие этого невысокие показатели сдачи ЕГЭ. Как добиться того, чтобы выпускник осознал необходимость подготовки к экзамену не только в виде заучивания материала, чтобы глубоко и полно усвоил теоретические знания, как организовать обобщение и систематизацию материала, чтобы подготовка была качественной, и учитель не натаскивал ученика, а оказывал ему всестороннюю помощь и поддержку. Для решения данной проблемы и была сформирована рабочая группа для проведения педсовета.
Два основных параметра были обозначены в названии темы, над группы – как организовать деятельность учащихся на уроке с целью подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ. Реализации этой задачи в полной мере способствует системно – деятельностный подход. Преимуществом данного подхода является то, что он органично сочетается с технологиями критического мыщления и блочно – модульной.
Учителями даны были уроки в 9, 11 классах, в ходе круглого стола заслушан самоанализ, анализ открытых уроков, подведены итоги семинара. Вывод однозначен:
Для качественной подготовки к итоговой аттестации необходимо в построении урока использовать системно-деятельностный подход, так организовать учебный процесс, чтобы главное место отводилось активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной деятельности учащихся.
Системно — деятельностный подход в преподавании русского языка требует формирования практических умений применения теории. В ходе изучения русского языка ученик должен научиться применять знания и умения, отличных от тех, в которых эти знания усваивались. Таким образом, главным становится организация системной деятельности учащихся на уроке с целью подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ. А это можно сделать через систему разнообразных заданий.
Системно-деятельностный подход на уроке подготовки учащихся к ЕГЭ, ОГЭ включает восемь взаимосвязанных и последовательных этапов. Такая поэтапная подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем.
пробное тестирование
повторение теоретического материала
Для успешного выполнения тестовых заданий по ЕГЭ необходимы глубокие и прочные знания по теории всего курса русского языка, то есть все полученные знания за курс 5-9 класса. Систематизация теоретического материала осуществляется двумя способами: методом индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы. В любом случае учитель словесности или группа лидеров класса подбирает дополнительную литературу или материал из средств Интернета по конкретной теме. Этот материал оформляется в опорные конспекты, таблицы, схемы. именно систематизация материала, уже известного учащимся, является благодатной почвой для применения деятельностного подхода. При таком подходе учитель передает свои функции учащимся, становясь лишь помощником и консультантом.
тренировочные упражнения. В совместной деятельности старшеклассники отрабатывают тестовый материал заданий частей А и В, это помогает им сэкономить время на выполнении заданий. На этом этапе происходит осмысление языкового материала, так как при выборе ответов школьники анализируют, размышляют, применяя правило, выявляют закономерности тестовых заданий. Самое главное — взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимоподдержка, что,несомненно, влияет на межличностные отношения в классном коллективе. Поэтому можно говорить ещё и о воспитательном аспекте системно-деятельностного подхода.
самостоятельная работа с тестами
работа с тренажерами, интерактивными презентациями. Интерактивные презентации, тесты разработаны к каждой кодификаторной единице русского языка, поэтому с ними очень удобно работать. Презентации сделаны в интерактивном режиме и позволяют их использовать и на уроке, и при самостоятельной подготовке к ЕГЭ в течение года.
промежуточное тестирование
коррекционная работа
Важным элементом всей подготовки к экзамену являлась коррекционная работа с учащимися по наиболее трудным темам. Проводится постоянный анализ всех выполненных тестов, внесение данных в диагностические карты, определение возникших затруднений и их причин, обязательная работа над допущенными ошибками, при необходимости повторение теоретического материала.
Именно благодаря коррекционной работе можно было повысить уровень подготовки учащихся, отработать необходимые навыки, устранить «пробелы» в знаниях выпускников.
контрольное тестирование
Первоначальная и промежуточная диагностика и, конечно, контрольное тестирование — важнейший элементы по подготовке к экзамену, который позволяет отслеживать «движение учащихся», выявляет необходимость в дополнительных занятиях с отдельными учащимися или с группами выпускников.
В качестве домашнего задания для закрепления полученных знаний предлагаются ученикам самостоятельно разработать аналогичные задания из частей А и В.
Система мониторинга. Индивидуальные маршруты.
Эти два направления тесно взаимосвязаны между собой. От четкого и правильного «диагноза» состояния уровня обученности учащегося зависит составление его индивидуального маршрута подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
В основу системы мониторинга положены «Критерии оценивания работы ЕГЭ по русскому языку». Механизм мониторинга прост: ученику нужно выполнить несколько тестовых заданий части А и В, выявить явные пробелы по предмету, заполнить Лист учета ошибок, составить вместе с учителем индивидуальный маршрут.
Для каждого учащегося предлагается картина его успехов и пробелов (после диагностической работы), способы устранения этих пробелов: либо самостоятельно, либо индивидуально с учителем, либо в группе. Ученик, разобравшись в теоретическом материале, тренируется в выполнении разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не перейдут в устойчивый навык, контрольные задания по разделу или теме позволяют определить качество его усвоения. Промежуточная диагностика, как правило, показывает ученику его продвижение вперёд относительно самого себя, что внушает ему уверенность в своих силах и стимулирует к дальнейшей работе по ликвидации пробелов. Таким образом, мониторинг является основой для управления процессом повышения качества образованности по русскому языку.