Урок- праздник
« Спасибо, Азбука!»
Учитель
начальных классов
МБОУ-СОШ №4
г. Клинцы
Шик Ирина Ивановна
Спасибо, Азбука!
Цели:
пробудить у первоклассников интерес к учёбе;
привить любовь к книге и её создателям;
в игровой форме повторить и закрепить знания детей по курсу «Азбука»;
создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми.
Оборудование: зал украшен шарами, рисунками; организована выставка детских книг; лозунги : « Если хочешь много знать, многого добиться, обязательно читать нужно, научиться», «Спасибо, Азбуке!»; компьютер, экран, презентация.
Организационно – подготовительная работа:
Подобрать стихи, разучить песни с детьми, созвучные теме мероприятия.
Поручить, родительскому комитету приобрести памятные сувениры для учащихся.
Организовать выставку поделок, рисунков, детских книг.
Ознакомить со сценарным планом лиц, задействованных в мероприятии.
ХОД ПРАЗДНИКА:
Песня «Пусть бегут неуклюже» переделанная
| 1. Пусть бегут неуклюже Первоклашки по лужам, Дети в школу спешат на урок. Даже дождь не пугает, Если в класс приглашает, Лучший друг наш, веселый звонок. Припев: Мы чуть-чуть уж повзрослели, Научились мы читать. Подросли и поумнели, Нас теперь уж не узнать. 2. Наши книжки, тетрадки В идеальном порядке В выходные устали отдыхать! Дома скучно ужасно, Ну, а в школе прекрасно: Снова будем писать и читать! Припев: Мы чуть-чуть уж повзрослели, Научились мы читать. Подросли и поумнели, Нас теперь уж не узнать.
|
1. Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых.
2.Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
Всё мы Вам сейчас расскажем и,
конечно же, покажем,
Что нам Азбука дала
как учила нас она.
3. В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки на празднике вручили старшеклассники.
4.Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна.
Но зато читать в полгода
Научила нас она!
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли,
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!
4.Потрудились мы немало, ведь, по правде говоря,
Русской грамоте, начало, Азбука нам всем дала.
5.Мы в школе почти целый год отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились,
И первые книги свои прочитали.
6.А верным помощником в этом вам стала,
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
7.Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда,
Открылся, ребята, нам сразу.
8.Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Учитель: — А как же праздник без самой королевы Азбуки?
( Стук в дверь вбегает Клякса)
Учитель: — Ты кто? Мы ждем Азбуку. У ребят сегодня праздник Прощание с Азбукой.
Клякса: — Ха-ха праздник. Не будет никакого праздника. Меня не пригласили. Меня любимицу замарашек и грязнуль – Кляксу. Я такая красивая, такая черная. Я не пущу сюда Азбуку.
Учитель. И такая вредная…Мы бы пригласили тебя на праздник, но без королевы Азбуки будет скучно. Верни нам Азбуку, тебе тоже будет интересно, ты чему-нибудь научишься. Мы знаем волшебное слово.
Клякса: — Какое такое слово?
В.- Пожалуйста.
Клякса: — Ну, ладно. Только с одним условием. Все говорят азбука – азбука. А откуда взялось это слово? Скажете — приведу вам вашу Азбуку.
Учитель: – Ребята, у кого ответ готов выручайте Азбуку.
9. Книгу, что знакомит с буквой
Букварем назвали встарь,
В честь славянских «аз» и «буки»
Назван Азбукой Букварь.
Первопечатником Иваном Федоровым
Был создан первый учебник толковый,
В нем азбуку грамоты он изложил.
Аз, буки, веди — были соседи, Глагол и Добро, Ять, Зело –
В нем дружно жили, не тужили.
Клякса: — Ладно, если так — получайте свою Азбуку
Азбука: — Слышу, слышу, обо мне речь ведут тут ребятишки.
— Я — Азбука учила буквам вас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Вас сегодня не узнать:
Стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас:
Рада я, друзья, за вас!
Спасибо, что уговорили Кляксу, не понимает она, что добро всегда побеждает зло.
Пришла я к вам сегодня не случайно. Мы отправимся в интересное путешествие.
Клякса: — Подождите, подождите. А как же я, ведь если бы не я ….
Азбука: — Если ты обещаешь хорошо себя вести, мы возьмем тебя с нами.
Клякса: — А на чем мы поедем.
Азбука: – Отгадайте.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек
Лишь оставили дымок.
В поле лестница лежит.
Дом по лестнице бежит.(Поезд)
Азбука, Клякса :- Загудел паровоз
И вагончики повез
Чу-чу-чу
Далеко я укачу.
Станция «Звуковая»
Азбука: — Нас везде окружают звуки. Шелест листьев в лесу, жужжание пчелы. И в русском языке много звуков- А ,О, М, Н, К, У. А вы знаете на какие группы они делятся?
-Буквы, обозначающие гласные звуки.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
— Буквы, обозначающие согласные звуки.
А согласные — согласны шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.
— Буквы, не обозначающие звуков
Ъ знак — очень твёрдый, оттого и гордый.
Буквы в слове разделяет, только жаль, его теряют!
Ь: — мягкий знак, его найдёшь
И в слове «льёт» и в слове «дождь».
Клякса : — Ой, какие умные! Не верю, что все знают гласные и согласные.
Азбука: — Знают.
Клякса :- Сейчас проверим. Я называю звук, если он согласный топаете, гласный – хлопаете. А, К, Д, З,О,У,И,Й,Ф,Р
Азбука: — Какие дружные ребята!
Учитель: — Да, Азбука, благодаря тебе дети научились делиться школьными принадлежностями, горем и радостью, и вообще, как поётся в песне — «Всё мы делим пополам»
Клякса:— Это что ещё за песня?
Азбука: — А ты её не знаешь?
Клякса: — Нет.
Азбука: — Ребята, давайте ДРУЖНО исполним для Кляксы песню : «Всё мы делим пополам»
Азбука: — Молодцы. Занимайте места. Едем дальше.
Азбука, Клякса: — Загудел паровоз
И вагончики повез
Чу-чу-чу
Далеко я укачу.
Станция « Многозначная»
Азбука: — Я раскрывала Вам секреты русского языка. Послушайте разговор двух мальчиков. Подумайте, почему ребята долго не могли понять друг друга ?
Сценка “Овсянка”
— А у меня дома овсянка!
— Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!
— Как я люблю овсянку!
— И я люблю!
— Она жёлтая, красивая такая!
— И вкусная. Особенно с молоком!
— Как это — вкусная?
— Да так! А ещё хороша, с маслом и сахаром!
— Да ты про что говоришь?
— Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?
— И я про овсянку!
— Ты про какую овсянку?
— Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
— Каша песни пела?
— Какая каша? Не каша, а птица!
— Птица овсянка, что ли? Не слыхал про такую.
— Идем ко мне – мою овсянку слушать!
— Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!
Азбука: -Я думаю, вы поняли секрет этого диалога? Клякса , почему ребята долго не могли понять друг друга ?
Клякса: — Почему, почему? Потому ,что заканчивается на «у». Вот почему?
Азбука:- Грубить не хорошо, не поняла, спроси у ребят.
Клякса:- Ну, так почему ребята долго не могли понять друг друга?
(Раскройте смысл многозначных слов: звезда, язык, земля.)
Азбука, Клякса : — Загудел паровоз
И вагончики повез
Чу-чу-чу
Далеко я укачу.
Станция «Сказочная»
Азбука: Что-то на этой станции не так. Точно ,Клякса, ты изменила название сказок?
Клякса : — А, что вы у меня спрашиваете то, чего я не знаю?
Азбука: Стыдно не ни знать, а стыдно не учиться.
Клякса: — Вот и пусть ребята поучатся отгадывать название сказок.
Азбука: Ну, что ,ребята, наш поезд не поедет дальше, пока мы не наведём порядок в названии сказок .Первая сказка:
Снежная принцесса. (Снежная королева.)
Желтая кепка. (Красная шапочка.)
Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
Луковый мальчик. (Чипполино.)
Свеколка. (Репка.)
Азбука, Клякса : — Загудел паровоз
И вагончики повез
Чу-чу-чу
Далеко я укачу.
Станция «Алфавитово»
Клякса: — Что еще за Алфавитово?
Азбука: — Все звуки речи на письме обозначаются буквами. Это моя королевская дружина. Все мои 33 богатыря, тех, кто знает их, они никогда не покинут.
Буквы- значки, как бойцы на парад
В чётком порядке, построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
А называется всё- Алфавит!
Клякса: — Ещё и алфавит учить, вообще мозги закипят!
Азбука: — Клякса, да ты послушай ,как легко его запомнить.
АБВГДЕЁЖЗ- прикатили на еже.
ИЙКЛМНО- дружно вылезли в окно
ПРСТУФХ- оседлали петуха
Ц Ч Ш Щ Ъ ы Ь Э Ю Я- вот и все мои друзья.
Это- русский алфавит
Буква к букве в ряд стоит
Хоть не просто это, пусть!
Все заучим наизусть!
К букве — буква, к слову- слово
Родилась родная речь!
Так легко – как блин испечь
Если тесто уж готово
Будем знать мы алфавит-
Всё вокруг заговорит
Клякса: — Ладно, я понимаю, что буквы знать надо, но для чего учить алфавит?
Азбука: — На твой вопрос мы ответим тебе на следующей станции. А сейчас нас ждёт поезд — в дорогу. Говорим дружно:
— Загудел паровоз
И вагончики повез
Чу-чу-чу
Далеко я укачу.
Станция «Литературное чтение»
Клякса: — Ну, так что, сами не знаете, для чего учите алфавит?
Книга «Литературное чтение»
—Ну, хотя бы для того, чтобы найти книгу в моём царстве — Библиотека.
Клякса : — Ой, кто это?
Азбука: — Это моя подруга-«Литературное чтение»
Книга «Литературное чтение»
Очень рада встрече с вами!
Мне солнце подарило капельки свои,
Чтоб я их превратила в буквы и значки.
Хочешь плыть по океанам,
Опускаться в глубину,
Побывать во многих странах,
И помчаться на Луну,
Быть отважным следопытом
В чащах вековых?
Все края тебе открыты,
На страницах книг.
Как, друзья, вам всем я рада!
Встреча с вами – мне награда.
Литературное чтение: — Азбука, я бы хотела воспользоваться твоей королевской дружиной, и рассказать , как найти книгу в Писательской азбуке.
Азбука: — Нет ничего проще, дорогое «Литературное чтение». Ты ведь знаешь, что я тоже немножко волшебница. Сейчас скажу заветные слова, и весь алфавит появится перед тобой: «Шарма, фарма, туквы, муквы,
Дети, превращайтесь в буквы».
«Писательская азбука»
(читают «дети-буквы»)
А: Перечислит без подсказки,
Каждый Андерсена сказки.
Б: «Зайку бросила хозяйка».
«Уронили мишку на пол».
И про это и про то,
Пишет Агния Барто.
В: Писатель Волков дорогой трудной,
Ведет нас в город Изумрудный.
Г: Кто не знает братьев Гримм!
За сказки их благодарим.
Д: Драгунского книжки – о хорошем мальчишке
Кораблеве Дениске и его друге Мишке.
Е: Конек-горбунок туда нас домчит,
Где в сказке Ершова живет рыба-кит.
Ж: Про мангусту, обезьянку и слонов
Замечательно расскажет нам Житков.
З: Юмористам всем пример –
Зощенко и Заходер.
И: В сказке Альберта Иванова
С Хомой рассмеемся снова.
К: Медвежонок и ежик, черепаха и львёнок
В книжке Козлова ждут мальчишек, девчонок.
Л: С забавным Карлсоном каждый знаком –
Из книг Астрид Линдгрен он входит в наш дом.
М: Можешь встретить Винни-Пуха и его друзей –
Книгу Александра Милна открывай скорей.
Н: Кто сочинял для вас Незнайку?
Носов – скажем без утайки.
О: Если «Вредные советы» Остера откроешь книгу,
Лишь тогда её закроешь, когда кончатся страницы.
П: В волшебных сказках Шарля Перро
Наказано зло, торжествует добро.
Р: От Джанни Родари детям и взрослым
Стало известно, «Чем пахнут ремесла».
С: Разных зверей ты узнаешь повадки,
Читая Сладкова «В лес по загадки»
Т: Этот ключик непростой,
Этот ключик золотой
Озорной нашел мальчишка.
Написал о нём Толстой.
У: Мальчишки и девчонки, а также их родители!
Успенского героев вы встретить ,не хотите ли?
Ах, вы уже наслышаны? Про них немного знаете?
Тогда вы в Простоквашино, конечно побываете!
Ф: «Чудная картина.
Как ты мне родна…»
Это строки Фета,
Русского поэта.
Х: Жили в квартире 44
44 веселых чижа.
Хармса читали
В детском журнале,
Хармса стихи
На страницах «Ежа».
Ц: В сказках Циферова звери
Симпатичней и добрее.
Ч: Чтобы спалось вам спокойней и слаще,
Читайте Чуковского на ночь почаще.
Ш: Писатель Шварц Евгений
В пьесах – мастер, в сказках – гений.
Э: «Чунга-Чанга! Места лучше нет!
Чунга-Чанга! Мы не знаем бед!
Чунга-Чанга! Весело живём!»
Потому что песни Энтина поём.
Ю: Юдин! Книгу «Букварёнок»
Знает взрослый и ребёнок.
Я: Вам про мумии -троллей
Интересно знать?
Книгу Туве Янсон
Надо прочитать!
Литературное чтение: Спасибо твоим помощникам-буквам, им пора превращаться в учеников
«Шарма, фарма», — я скажу,
Покажу пять пальчиков,
Буквы, превращайтесь
В девочек и мальчиков.
(После этих слов дети снимают шапочки. )
Клякса: — Караул, какие умные
Азбука: – Дорогие ребята, я вижу, что вы очень многое умеете и знаете. Еще больше вам предстоит узнать, на страницах «Литературного чтения». А мне настала пора с вами расставаться! Я ж эстафету сегодня свою
Книге для чтения передаю!
Литературное чтение: — Азбука, за знания детей тебе — спасибо! Но ты не спеши нас покидать! У ребят, для тебя есть музыкальный подарок. Послушай его.
( Песня « Прощание с букварём» .Азбука слушает ,машет рукой и уходит).
Литературное чтение: – А нам, пора возвращаться в школу. Закройте глазки ,а я произнесу волшебные слова: Шарма, фарма, туквы, муквы,
Дети, появитесь в школе.
Сегодня я хочу подарить вам частичку себя и дать вам драгоценный совет:
Я – книга, я товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной…
Мой чистый вид всегда приятен –
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Мой переплет не выгибай!
Мне корешок не поломай!
Опять загнул мои листы?
А про закладку помнишь ты?
Не забывай меня в саду –
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в обложку оберни!
Где взял меня – туда верни!
Запомни – я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Клякса : — Это что получается, мне книгу не подарят?
Литературное чтение: — Нет, Клякса, в такие грязные руки я не могу дать тебе книгу. Но если ты вернёшься в картридж, ты самая первая прочтёшь новые произведения писателей.
Клякса: — Ладно, ребята, до свидания, мне пора бежать, а то писатели без меня ничего не напишут.
Литературное чтение:
— Мне тоже пора с вами прощаться.
— Праздник Азбуки прошел.
Говорю вам «До свиданья!»,
И до новых встреч, друзья!