КГКСКОУ СКОШ 8вида №1
Тема занятия
«В ожидании Рождества»
Карепанова
Ольга
Викторовна
педагог дополнительного
образования
I кв.к.
г. Комсомольск-на-Амуре
2011 -2012 уч. год
Программные задачи:
познакомить детей с истоками народного праздника;
воспитывать уважение к народным традициям;
воспитывать усидчивость и аккуратность в работе с клеем;
развивать эстетические чувства, умение видеть и понимать прекрасное;
развивать мелкую моторику;
расширять и уточнять словарный запас;
закреплять навыки работы с ножницами.
Практический материал:
клей;
кисточки;
клеенка;
салфетки;
заготовка сувенира;
ножницы;
степлер;
украшения из фольги: звездочки, кружочки, полоски;
перышки.
Наглядный материал:
силуэт елки или небольшая натуральная елка;
6 шаров с вопросами;
украшение на макушку;
таблицы со словарными словами «Рождественский сочельник», «Полночь»;
образец сувенира;
технологическая карта;
презентация для вступительной беседы «В ожидании Рождества»;
электронная физ. минутка для глаз «Снеговик».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Ребята, посмотрите, какие перышки лежат у вас на столе. Возьмите одно в ладони, подержите, прислушайтесь к своим ощущениям и расскажите, какое оно, перышко. (Нежное, пушистое, легкое, белое, невесомое, ласковое и т.д.) Какие добрые, приятные слова. И настроение стало светлым, радостным.
II. Вступительная беседа.
— Педагог: Ребята, сегодня мы поговорим о празднике. Догадались о каком? (о новогоднем празднике). Верно, Новый год – замечательный праздник. А чем же он замечателен? (ответы детей).
Все это так. И недаром этот праздник так любят и взрослые и дети.
С празднованием Нового года совпадает еще один удивительный праздник – Рождество. Почему этот праздник так называется? ( В этот день родился Иисус Христос). Да, Рождество – светлый праздник. Христиане всего мира в этот день празднуют рождение Иисуса Христа.
Тема занятия: «В ожидании Рождества» (слайд №1, 2, 3,4)
В какой день отмечают Рождество в нашей стране? (7 января)
(Слайд №5)
Раньше, по старому календарю, Рождество отмечали 25 декабря. В других странах его по-прежнему отмечают в этот день. В старину, у нас в России, подготовка к Рождеству начиналась в последнюю, предрождественскую неделю. Вечерами вся семья была занята тем, что клеили игрушки, красили в серебро и золото орехи на елку, готовили костюмы для небольших библейских сценок, устраивали елки с угощениями для бедных детей.
В последний день, перед праздником, соблюдался пост.
(Слайд № 6,7, 8) В этот день наряжали елку, готовили праздничный стол, на окошко ставили игрушки, чтобы младенец Христос заглянул в дом. Этот день наши предки называли «Рождественский сочельник» (словарное слово –слайд №9).
(Слайд №10) Когда часы били полночь (словарное слово), вся семья обменивалась подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле и силы небесные исполняют все задуманное. Но, необходимое условие при этом – чтобы желание было добрым.
Вот и мы с вами начнем подготовку к празднику заранее. Надо подумать, как мы украсим свой дом.
Какие будут предложения? (ответы детей).
Очень хорошо, здесь каждый может проявить свою фантазию. Но, неизменным остается самое главное рождественское украшение. Какое? (елка).(Слайд №11)
Верно. (Слайд №12). А вы знаете, что обычай украшать елку родился очень давно. В глубокой древности люди верили, что за каждым предметом, явлением стоит сверхъестественное существо – дух. По верованиям, они обитают и в растениях, и в деревьях, особенно в вечнозеленых. Уж слишком необычным казалась способность этих деревьев оставаться зелеными даже в лютые морозы! Для того, чтобы умилостивить духов, которые, якобы, могли влиять на жизнь людей, вечнозеленые растения приносили домой, украшали и устраивали вокруг них празднества. С тех пор вечнозеленые растения считают символом обновляющейся жизни.
(релаксация)
— Педагог: А теперь, ребята, закройте глаза и представьте, что в комнату внесли елку. Ветви ее начинают оттаивать, согреваться. Вы чувствуете, какой аромат исходит от лесной красавицы? Сделайте глубокий вдох, еще раз. (Внести елку). Откройте глаза.
Посмотрите, какая елочка. Давайте ее украсим этими шарами. Шары не простые, а с вопросами. (Приложение №2). Ответили на вопрос – повесили шарик на елку. (Шары развешаны по кабинету на разной высоте, дети срезают их, отвечают на вопросы и вешают их на елку). Шары мы развесили, но чего-то не хватает… (украшения на макушку). Куда же я его положила? Ребята, посмотрите кругом – может, вы его найдете? (дети смотрят по сторонам – находят, кто нашел первым – украшает макушку елки).
Ну вот, елочку мы украсили, а теперь надо подумать о подарках и сувенирах к Рождеству.
III. Постановка цели занятия.
— Педагог: Сегодня на занятии мы закончим изготовление этого чудесного сувенира – рождественского ангела.
(Слайд №13)
IY. Повторение пройденного материала.
— Педагог: Давайте вспомним, в какой последовательности, и из каких деталей мы начинали его изготавливать. (Работа с технологической картой). Приложение №1
Y. Объяснение нового материала.
— Педагог: Ангел почти готов, осталось только украсить его. Для этого я предлагаю использовать все, что находится у вас на столах – звездочки, кружочки, полоски из фольги, перышки. Посмотрите на образцы, обратите внимание как украшено платье ангела. Предложите свой вариант украшения (2-3 ответа детей). Клей наносите на детали и затем приклеивайте к платью.
Как украшены крылья? (перышками). Как правильно надо расположить перышки? (от центра к краям). Клей наносим по намеченной линии вдоль спины.
Из чего лучше сделать волосы? (из полосок фольги). Клей наносите по центру, полоски наклеиваете поочередно по принципу «солнечных лучей». Обрезаете волосы до нужной длины, можно обрезать челку.
Повторим правила техники безопасности при работе с клеем и ножницами.
Упражнение для разминки пальцев рук.
Подвиньте к себе поделку, поднос с деталями, клеенку и приступайте к работе. Удачи!
(Слайд №14)
YI. Самостоятельная работа.
(музыка)
Электронная физ. минутка для глаз «Снеговик».(Слайд №15)
YII. Заключительная часть.
— Педагог: Сегодня на занятии мы закончили работу по изготовлению рождественской поделки. Сувениры наши готовы. Я хочу всех вас похвалить. Каждый занимался с удовольствием, приложив старание, умение и терпение. Трудно выделить какую-либо поделку, потому что все работы замечательные. Давайте, ребята, подарим этих чудесных ангелов друг другу с пожеланиями счастья и исполнения всех добрых желаний.
Занятие окончено. До свидания!