Урок семейной любви для учащихся пятого класса:
«Всё начинается с любви»
Цель: запустить рефлексивный процесс диалог ума и сердца, заставить думать, осознавать, проговаривать.
Ход собрания.
1.Зачитывание отрывка из сонета В. Шекспира.
2.Опрос-анкета:
— что такое «любовь» для Вас? (запись на доске)
3.Зачитывание определения из энциклопедии.
-кого мы любим? (проговаривание слов «Я люблю…»)
4. «Любить — значит жить жизнью того, кого любишь».
Л.Н. Толстой
Тема любви неисчерпаема. Каждый человек на протяжении жизни нуждается в любви, ждет ее, стремится. Любовь одолеть не может ни страх, ни жадность, ничто. Любовь — это стремление к идеалу. Когда человек влюбляется, в любимом он видит и ценит то, чего другие не видят и не ценят. Также человек не замечает недостатков своего любимого. Вдохновившись идеалом любви, люди пишут стихи, музыку, картины. Идеал любви очищает от грубости, пошлости, жестокости.
Любовь — это превосходное чувство, одно из главных ценностей жизни.
С чего же начинается любовь? Любовь начинается с дружбы, взаимопонимания, общих целей, интересов, стремлений.(работа в микрогруппах)
Что начинается с любви? С любви начинается все: жизнь, работа, мечта, искусство, подвиг. Даже такие чувства, как ненависть, ревность, зависть, начинаются с любви.(работа в микрогруппах)
МО:
Все начинается с любви:
и озаренье, и работа,
глаза цветов, глаза ребенка —
все начинается с любви.
Все начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Все, даже ненависть —
родная и вечная
сестра любви.
Все начинается с любви:
мечта и страх, вино и порох.
Трагедия, тоска и подвиг
Все начинается с любви.
Любовь бывает разной: любовь к Родине, к родителям, к друзьям, к искусству, к мужчине, к женщине. Любовь является источником творчества и красоты.
5.Чтение письма к женщине (мужчине)
-Что Вам понравилось в этом письме?
-Как вы понимаете слова М.Пришвина?
-Какой наказ оставил нам для размышления Л.Н.Толстой?
6.Размышления наедине с самим собой:
-Готовы ли мы самопожертвованию во имя любви?
-Что нужно для возрождения былых, казалось бы, чувств? (напишите каждый сам для себя)
7.Зачитывание нескольких писем.
-Какая главная мысль звучит в Ваших письмах-рассуждениях? (начинать нужно с изменений себя, в себе)
8.Исполнение песни Павла Смеяна «Всё начинается с любви»
— В завершении нашей встречи предлагаю вашему вниманию песню П.Смеяна «Всё начинается с любви».
Всем спасибо, до новых встреч.
Родительское собрание – урок: «Всё начинается с любви»
Цель: запустить рефлексивный процесс диалог ума и сердца, заставить думать, осознавать, проговаривать.
Ход собрания.
1.Зачитывание отрывка из сонета В. Шекспира.
2.Опрос-анкета:
— что такое «любовь» для Вас? (запись на доске)
3.Зачитывание определения из энциклопедии.
-кого мы любим? (проговаривание слов «Я люблю…»)
4. «Любить — значит жить жизнью того, кого любишь».
Л.Н. Толстой
Тема любви неисчерпаема. Каждый человек на протяжении жизни нуждается в любви, ждет ее, стремится. Любовь одолеть не может ни страх, ни жадность, ничто. Любовь — это стремление к идеалу. Когда человек влюбляется, в любимом он видит и ценит то, чего другие не видят и не ценят. Также человек не замечает недостатков своего любимого. Вдохновившись идеалом любви, люди пишут стихи, музыку, картины. Идеал любви очищает от грубости, пошлости, жестокости.
Любовь — это превосходное чувство, одно из главных ценностей жизни.
С чего же начинается любовь? Любовь начинается с дружбы, взаимопонимания, общих целей, интересов, стремлений.(работа в микрогруппах)
Что начинается с любви? С любви начинается все: жизнь, работа, мечта, искусство, подвиг. Даже такие чувства, как ненависть, ревность, зависть, начинаются с любви.(работа в микрогруппах)
МО:
Все начинается с любви:
и озаренье, и работа,
глаза цветов, глаза ребенка —
все начинается с любви.
Все начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Все, даже ненависть —
родная и вечная
сестра любви.
Все начинается с любви:
мечта и страх, вино и порох.
Трагедия, тоска и подвиг
Все начинается с любви.
Любовь бывает разной: любовь к Родине, к родителям, к друзьям, к искусству, к мужчине, к женщине. Любовь является источником творчества и красоты.
-Что Вам нравится в девочках?
— Что Вам нравится в мальчиках?
-Какой наказ оставил нам для размышления Л.Н.Толстой?
МО: мы должны учиться воспитывать в себе те качества, за которые нас могут полюбить, но так же, необходимо понимать и то, что нужно быть готовым к изменениям в себе самом для и во имя ЛЮБВИ.
5.Исполнение песни Павла Смеяна «Всё начинается с любви»
— В завершении нашей встречи предлагаю вашему вниманию песню П.Смеяна «Всё начинается с любви».
Всем спасибо, до новых встреч.
Книга «Домострой»: мудрость №1
Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится – добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его: хорошая жена – благая награда, ибо жена делает мужа своего добродетельней. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая – венец своему мужу, если обрел муж такую жену хорошую – только благо выносит из дома своего.
…Президент с супругой едут в своем «Бентли», заезжают на бензоколонку. Заправщик смотрит на даму и восклицает:
Здравствуй, Мэри! Помнишь, мы с тобой вместе учились? Я предлагал тебе руку и сердце, но ты не согласилась… –
Президент с самодовольной усмешкой говорит:
Видишь, дорогая, как тебе повезло, что ты вышла замуж за меня! Иначе ты была бы женой заправщика бензоколонки. –
Нет, – отвечает супруга, – это тебе повезло. Иначе президентом был бы он! –
Самая важная мудрость из «Домостроя», которую следует выучить назубок дамам, отравленным феминизмом: голова без шеи бывает только на гильотине. Вспомним Раису Горбачеву, Хиллари Клинтон и долгую череду вроде бы тихих и незаметных жен президентов. Чтобы стать женой миллионера не обязательно выходить замуж за миллиардера. Куда эффективней сделать царевичем Иванушку-дурачка.
Книга «Домострой»: мудрость №2
Каждый день и каждый вечер, и утром, по колокольному звону, мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве, а на ком какая обязанность и кому какое дело ведено вести. А тому, кто на домашний расход закупает всякий припас, на еду деньги давать на неделю или на месяц, а когда истратит деньги да даст в них отчет и снова возьмет. Так все и видно: и харчи, и издержки, и служба.
Ну не каждый вечер, но хотя бы раз в неделю стоит проводить семейный совет с планированием и распределением покупок, домашних обязанностей и подведением итогов недели, в том числе и финансовых. Никто не говорит о полной подотчетности – всегда можно условиться, что какая то часть бюджета и времени принадлежит мужу или жене лично и расходуется по своему усмотрению. Но общий, оговоренный план поможет избежать конфликтов типа «куда пропали деньги» и «почему ты не вымыл посуду». Каждый член семьи сможет четко представить свои обязанности и оценить, сколько труда вкладывают в общий дом якобы неработающая жена или пчелка мама.
Книга «Домострой»: мудрость №3
В гости ходить и к себе приглашать и пересылаться только с кем разрешит муж. А коли гости зайдут, или сама где будет – лучшее платье одеть, да всегда беречься жене хмельного: пьяный муж – дурно, а жена пьяна и в миру не пригожа. С гостьями же беседовать о рукоделье и о домашнем порядке; а чего не знаешь, о том у добрых жен спрашивать вежливо и учтиво, и, кто что укажет, на том низко бить челом.
Хороший способ обеспечить мужчине чувство собственной значимости – спрашивать у него соизволения на визиты подруг и походы в кафе посплетничать о вечном. Если супруг не тиран – разрешение он даст, но царем при этом себя почувствует. Насчет визита гостей (особенно коллег мужа) и светских выходов Домострой тоже прав. Умение подать себя, как состоявшуюся женщину, поддерживать светскую, приятную и не дающую ненужной информации о вас и вашей семье беседу, – хорошее подспорье для карьеры вашего мужа. Как хороший бриллиант подчеркивает красоту руки, так и хорошая жена выставляет супруга в выигрышном свете – если он так успешно руководит домом, значит, справится и с высокой должностью. А жены и родственницы коллег мужа оценят вашу любезность, доброжелательность и талант задавать актуальные вопросы в нужный момент.
Книга «Домострой»: мудрость №4
А в повседневном своем хозяйстве: и в лавке, и во всяком товаре, и в кладовой, и в комнатах, и во всяком дворовом припасе или деревенском, и в ремесле, и в приходе-расходе, в займах-долгах, – все заранее распределить, а потом уж и жить, хозяйство ведя согласно приходу и расходу.
Перефразируя со старославянского – долой необоснованные кредиты! Как правило, даже фрилансеры и семьи с нестабильным доходом способны рассчитать свой бюджет хотя бы на два-три месяца вперед и исчислить предполагаемые расходы. Естественно, нельзя заранее запланировать супер-заказ, выигрыш в лотерею или тяжелую болезнь родственника. А вот прикинуть, насколько реально выделять из бюджета 10000 рублей в месяц за новую машину или 1000 рублей за супермодный телефон – вполне можно. Простого планирования и строгого отчета в расходах достаточно, чтобы реально оценить свои финансовые возможности и направить денежный поток в нужное русло. Вы себе просто не представляете, сколько уходит на сигареты, шоколадки, дешевые детективы и распродажное барахло – всего лишь отказав себе в бессмысленных тратах, можно сэкономить на желаемую покупку.
Книга «Домострой»: мудрость №5
Если же и придется у кого в долг взять или свое дать: женскую одежду или мониста или сосуд серебряный, или какое платье… все пересмотреть: где измято или дыряво, а одежда измазана ли и продралась и все то сосчитать, и записать. И тому, кто берет, и тому, кто дает – обоим то было бы ведомо. И всякой ссуде определить бы цену: какой непорядок случится, так с обеих сторон ни хлопот, ни раздоров нет, – и тому уплатить, у которого взято. А всякую ссуду в срок возвратить, чтобы сами хозяева о том не просили и за вещами не посылали: тогда и еще дадут, да и дружба навек.
Этот совет книги Домостроя поможет вам избежать глупых ссор с соседями и друзьями. Проще простого – переругаться из за взятой в долг и забытой сотки или одолженного на день и порванного по шву платья. Можно, конечно, заявить «все свое ношу с собой» – и прослыть среди друзей скупердяйкой, или годами дуться из за испорченной вещи. А вот составление письменного договора на каждую взятую в долг сумму, на каждую одолженную «на поиграться» вещь, с одной стороны, существенно сократит число просителей, с другой — сведет до минимума проблемы с возвратом. Главное, четко оговорите – что делать, если предмет окажется сломанным (целостность его вы подтвердили оба), или «заемщик» не сможет вернуть в срок вещь или деньги – как он будет компенсировать вам ущерб.
Книга «Домострой»: мудрость №6
Не осуждать тех людей, у которых были, и что нехорошее видели – и о том бы дома не сказывали. И о том, что случается дома, тоже бы людям не сказывали: с чем послан, о том и помни, а станут о чем ином спрашивать, не отвечай и не знай, и не ведай того. Чужих вестей не касайся, тогда не будет ни ссор, ни раздора. Недостойные речи и обманные, и всякое дело дурное и словцо, все, что слышал и видел, – этого никогда б не касаться.
Совет совершенно в духе рекомендаций по технике выживания в офисе. Чем меньше посторонние знают о вас, о ваших проблемах, отношениях с родственниками, болезнях, долгах и горестях – тем меньше у них возможностей причинить вам вред. И, наоборот, человек, который старательно распространяет подобранную негативную информацию о коллегах, друзьях и близких, достаточно быстро обзаводится репутацией стервятника. Напакостить он с вероятностью может, а вот построить успешную карьеру – вряд ли, руководству такие сотрудники нужны только в роли «шестерок». Чтобы победить в офисной войне, достаточно самоустраниться от грязной свары или некрасивых «разборок» – «грызуны» в итоге сожрут сами себя, а вы останетесь вне подозрений, как истинная жена Цезаря.
Книга «Домострой»: мудрость №7
Когда пригласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна, потому что во многом питии и в долгом сидении рождается брань и свара и драка, а то и кровопролитие. И ты, если здесь находишься, дожидаешься этой брани. И хозяин с этим – к тебе упрек: спать к себе не идешь, а его домочадцам нет ни покоя ни времени.
Мысль опять же актуальная для поклонников корпоративов и шумных застолий. Ни для кого не секрет, что изрядная часть измен, семейных и внутриорганизационных конфликтов завязывается как раз под финал изобильного застолья. Чем пьянее вокруг, тем больше шансов нарваться на крупные неприятности, у хмельных людей развязываются языки и не только, а трезвые, но злоязычные внимательно наблюдают – кто с кем целовался, кто кого куда послал и про кого что дурное сказал. А чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь уехать вовремя, когда все еще веселятся.
Книга «Домострой»: мудрость №8
Крепко беречься от всякого зла, ложные речи не пересказывать мужу и зла не держать. Если же кто натворит что, об этом прямо и без прибавлений мужу сказать. Мужу и жене никаких наговоров не слушать и не верить им без дознания над самим виновным, и сплетен домашних мужу не доносить жене. С чем сама не сможет справиться – если дурное дело, то мужу сказать всю правду, обсудить, какое кому назначить наказание.
Совет психологически грамотный – чем дольше вы держите зло на близкого человека, тем больше нарастает вокруг него негативных эмоций, придирок и необоснованных обид. Если произошла какая то неприятность, вы или кто то из детей провинились, или вам кажется, что муж совершил ошибку – лучше поговорить об этом в первую же удобную минуту, обсудить проблему и способы выйти из неё с минимальным ущербом для семьи. И ещё одна тонкость, которую наизусть знали наши далёкие предки – никогда нельзя доверять анонимкам и наветам на близких. «Доброжелатель» сообщивший вам мерзкую сплетню не желает добра ни вам, ни вашей семье.
Книга «Домострой»: мудрость №9
Если случится приветить приезжих людей, торговых ли, или иноземцев, иных гостей, званых ли. Богом ли данных, богатых или бедных, священников или монахов, – то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать. С любовью и благодарностью, ласковым словом каждого из них почтить, со всяким поговорить и приветить, да есть и пить или на стол выставить, каждого чем то выделить и всякого порадовать.
Эту рекомендацию даст вам любое пособие по технологиям общения – будьте любезны. Найдите для каждого гостя доброе слово и теплую улыбку, предназначенные только ему, поинтересуйтесь здоровьем супругов и детей, успехами в спорте и достоинствами новой машины, найдите хоть на пару минут тему, которая разговорит гостей – и слава радушных хозяев закрепится за вами надолго.
Книга «Домострой»: мудрость №10
А увидит муж, что у жены непорядок, или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы свою жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает – тогда уж пусть так все и делает, и уважить ее, да жаловать. Но если жена науке такой, наставлению не последует, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а, наказав, простить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа – жить всегда в любви и в согласии.
«В любви и согласии» – через весь трактат золотой мыслью тянется эта нить. Домострой объясняет супругам «любите и прощайте друг друга». Не ангельской кротостью, а человеческим чувством, не подставляя поочередно щеки, а вразумляя наедине, выказывая недовольство в глаза. Ваш супруг не идеален, вы тоже далеки от совершенства – вашей взаимной любви это не преграда. Поучая за поступки, ошибки и прегрешения, помните, что супруг ваш имеет право ошибиться, и вы тоже можете дать слабину. Но любовь и уважение друг к другу помогут вам решить проблему, «не переходя на личности». Помогите супругу ощутить ваши теплые чувства, позвольте ему проявить к вам понимание и доброту – и ситуация, которая могла бы разрушить менее мудрый брак, только укрепит стены вашего дома. Совет да любовь!
«ДОМОСТРОЙ» — ИДЕАЛ РУССКОЙ СЕМЬИ
Русская семейная традиция имеет долгую историю, которая в конечном итоге воплотилась в XVI веке в «Домострое». В эпоху централизации Руси, когда вся сфера общественной жизни нуждалась в упорядочивании, на свет появилась так много критикуемая в нынешнее время замечательная книга Домострой. Книга, в которой содержались правила и нормы поведения в семье и частной жизни, предписывающие как поступать в разных житейских ситуациях. Как записано в заголовке одного из списков «Книга, называемая Домострой, имеет в себе вещи очень полезные, поучения и наказания всякому христианину, мужу и жене, и детям, и прислуге». Само словосочетание «домострой» появляется в русском языке как соответствие греческому «экономика» (ойкос – дом, номос – закон, правление).
В Домострое нарисована картина русской жизни и семейного быта, кодекс норм поведения в отношениях мужа и жены, родителей и детей, хозяев и слуг, и всех их вместе к Богу и властям.
По Домострою государство, Церковь и семья связаны неразрывно. Государство стоит на твердом фундаменте – семье, и как во главе государства стоит государь, т. е. Царь, так во главе семьи стоит государь, т. е. муж, глава и хозяин всему дому. Слово «государь» в том и другом случае употребляется в одном значении. На уровне семейного хозяйства повторяется государственная монархическая система управления и подчинения. Эта норма соответствует Священному Писанию. Ибо, по словам апостола Павла «не муж от жены но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа». (1 Кор11.8-9)
Владыка дома, государь в своем «семейном государстве», призван думать «не об одном себе», а обо всех членах. За них он ответственен перед Богом и будет держать ответ на Страшном суде. Обязанность и ответственность перед Богом, Царем, обществом за семью и дом давали хозяину широкие права. Он был в праве наказывать, прощать, наставлять. Чтобы научить «рассудительной ко благу и правильной жизни», он должен был содержать всех домашних в строгости.Домострой рекомендует непослушных вразумлять поначалу «рассуждением», а если не поможет, то «плетью постегать», бить «вежливенько»,«за руку держа». Поэтому лучше наказывать без гнева, наедине, чтобы не обидеть, а после наказания пожалеть. «…отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении наставлении Господнем» (Еф. 6.4), «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3.21), говорит Апостол Павел.
Детей Домострой с раннего детства приучал воспитывать на православных христианских ценностях, при этом наказывая его за провинности. Это характерно для всего Средневековья, когда детей с пеленок воспитывали в спартанском духе, и взгляд на ребенка был, как на маленького взрослого. Наказания в Домострое существуют лишь как крайняя мера, а родительская любовь проявляется, прежде всего, в заботе о нравственном воспитании, приучении к труду, материальном обеспечении (приготовление для дочерей приданное «не вдруг», а заранее, по словам апостола: «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей». (2 Кор. 14)
Отношения повиновения распространялись на всех живущих в доме: перед его владыкой все были как дети. Именно так учит апостол Павел детей: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость»(Еф.6.1), «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу». (Кол.3.20) Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежал церковному отлучению.
Жена в доме – государыня, вторая в семейной иерархии. Она должна была«прислушиваться к мужу», покоряясь ему во всем, советуясь «как на люди ходить, и к себе гостей приглашать, и с гостями беседовать». Нельзя сказать, что жена была лишена некоторой самостоятельности, но вся ее жизнь, впрочем, как и мужа должна быть направлена на семейное благополучие. Положение жены, опоры мужа в доме, определялось ее многочисленными обязанностями. Сферы мужа и жены различались: он заготавливал, был кормильцем, она сберегала, на ее плечах лежала организация хранения вещей и продуктов. Добрая жена своими неустанными трудами (готовка, рукоделие, уборка, стирка) собирает богатство дома. Такую хозяйку Домострой ставит очень высоко, дороже «камня многоценного», «добрая жена хвала мужу и честь».
Домострой содержит многочисленные наставления о том, как государю и государыне вести хозяйство. Быт предстает со страниц Домостроя со многими конкретными подробностями. Через хозяйственные предписания поступают деловые и житейские советы, характеризующие личностные ориентиры в обществе того времени. Всякий человек может жить по своему достатку: «Всякий человек, богатый и бедный, великий и малый, по своему достатку и по своему имению…какой двор содержать и всякий запас, по этому и людей содержать и всякий обиход, по тому и есть, и пить, с какими людьми сходиться».Хороший хозяин, независимо от его социального статуса, а, руководствуясь в первую очередь, своими доходами, заблаговременно делает запасы впрок, в случае неурожая и подорожания не быть застигнутым врасплох. Домострой содержит в себе и «Лечебник из многих мудрецов. О различных лечебных средствах, способствующих здоровью человека».
Домострой осуждает расточительность и призывает к бережливости. Это выражается в подробнейших советах о том, как мыть, считать и убирать посуду, шить с запасом, на вырост одежду (поскольку рождаемость была высокой), убирать праздничное платье, сохранять для сирот и нуждающихся вещи. Все это характерно для XV и XVI вв., когда и эпоха, общество и люди не были заражены потребительством.
Домострой резко осуждает пьянство. Подворье зажиточного горожанина, купца или ремесленника, (соответствие современному среднему классу) кого есть прислуга, в Домострое не огораживается от всего мира высоким забором. Оно было связано с рынком в экономическом отношении, а в плане человеческих взаимоотношений – с соседями. В Домострое предусматривалась соседская помощь и взаимовыручка, вплоть до того, что «что если у соседа не достает семян, лошади или коровы, или налоги нечем платить, надо ему ссудить и помочь, и если у тебя самого не хватает, сам займи, а нуждающемуся помоги». Для роста населения необходимо, чтобы в семье было минимум трое детей – двое воспроизводят родителей, третий увеличивает численность. Традиционные семьи в России отличались многодетностью, это было необходимо для выполнения многочисленной работы по хозяйству. О прерывании беременности не могло быть и речи. Большое количество детей к тому же гарантировало продолжение и распространение рода.
Идеалы Домостроя на долгие годы оказывали влияния на традиционную семью в России. Эти идеалы живы и в некоторых крепких православных семьях и по сей день.
Домострой
(Отрывки)
Литературу середины XVI в. Д. С. Лихачев назвал литературой «государственного устроения». В это время создается ряд памятников, регламентирующих жизненный уклад. К ним относятся «Великие Минеи-Четии», «Стоглав», «Домострой». «Великие Минеи-Четии» — 12-томное собрание чтений на каждый месяц года: грандиозный свод «четьих» (т.е. предназначенных для ежедневного чтения) — оригинальных и переводных текстов. Свод был составлен под руководством новгородского архиепископа, впоследствии митрополита всея Руси, Макария . В «Стоглаве» — книге, состоящей из 100 глав и вобравший в себя постановления Церковного собора, состояшегося в Москве в 1551 г., были обобщены основные нормы обрядности и церковного культа. «Домострой» — книга, регламентирующая повседневный быт. В ней описывалисгнормы религиозного и этического поведения, утверждались правила воспитания и семейного быта, давались практические советы ведения домашнего хозяйства. Первая редакция «Домостроя» была составлена еще до середины XVI в. Уже в этом виде памятник основывался на предшествующей литературе поучений, как оригинальной, так и переводной. Вторая редакция, представляющая как бы «классический» (в нашем современном понимании) образец «Домостроя», возникла в середине XVI в., и составление ее связано с именем священника московского Благовещенского собора Сильвестра. К основному тексту «Домостроя», состоящему из 63 глав, в Сильвестровской редакции присоединена 64-я глава — Послание Сильвестра к сыну Анфиму: на опыте собственной жизни Сильвестр резюмирует все содержание «Домостроя». Разумеется, «Домострой» писался не как художественное произведение, но время поставило его в ряд литературных памятников Древней Руси. Помимо огромного интереса как документа эпохи, произведение это дает современному читателю яркое представление о повседневной жизни древнерусской зажиточной семьи. И описание норм поведения, рекомендации по ведению хозяйства, перечисление предметов устроения дома становятся живым, увлекательным рассказом, так как за всем этим все время ощущается присутствие живых людей. Ниже приводятся отдельные главы из «Домостроя» (1, 6, 11, 15-18. 21, 24, 27, 32, 38, 45, 49, 50, 54), которые дают достаточно полное представление как о различных сторонах жизни и быта той эпохи, так и о характере самого «Домостроя».
Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам.
1. Наставление отца сыну
Благословляю я, грешник имярек, и поучаю, и наставляю, и вразумляю сына своего имярек, и его жену, и их детей, и домочадцев: следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке. И отдаю вам, живущим по-христиански, писание это на память и на вразумление вам и детям вашим. Если этого моего писания не примете и наставления не послушаете и по нему не станете жить и поступать так, как здесь написано, то сами за себя ответ дадите в день Страшного суда, я к вашим проступкам и греху не причастен, то вина не моя: я ведь благословлял на благочинную жизнь, и думал, и молил, и поучал, и писание предлагал вам; если же это мое простое поучение и слабое наставление в этом писании примите вы со всею чистотою душевной, прося у Бога помощи и разума, насколько возможно, и, коли Бог вразумит, в дело его претворите, — будет на вас милость Божья, и пречистой Богородицы, и великих чудотворцев, и наше благословение отныне и до скончания века, и дом ваш, и чада ваши, и имение ваше, и богатство какие вам Бог даровал от ваших трудов, — да будут благословенны и исполнены всяческих благ во веки веков. Аминь. (…)
6. Как посещать в монастырях, и в больницах, и в темницах, и всякого в скорби
В монастыре, и в больнице, и в затворничестве, и в темнице заключенных посещай и милостыню, что просят, по силе своей возможности подавай, и вглядись в беду их и скорбь, и в нужды их, и, насколько возможно, им помогай, и всех, кто в скорби и бедности, и нуждающегося, и нищего не презирай, введи в дом свой, напои, накорми, согрей, приветь с любовью и с чистою совестью: и этим милость Бога заслужишь и прощение грехов получишь; также и родителей своих покойных поминай приношением в церковь Божию, и дома поминки устраивай, а нищим раздай милостыню, тогда и сам будешь помянут Богом.
11. Как кормить приходящего в дом чинно
Перед началом трапезы прежде всего священники Отца и Сына и святого Духа восславляют, потом деву Богородицу; едят с благоговением и в молчании или ведя духовную беседу, и тогда им ангелы невидимо предстоят и записывают дела добрые, и еда и питье в сладость бывают; если же вначале выставленную еду и питье похулят, тогда словно в отбросы превращается то, что и сами едят; а если при этом бесстыдные речи и непристойное срамословие, и смех, и всяческие забавы или игра на гуслях, и пляски, и хлопанье в ладоши, и прыжки. и всякие игры и песни бесовские, — тогда, как дым отгоняет пчел, так отойдут и ангелы Божьи от этой трапезы и непристойной беседы; и возрадуются бесы и налетят, увидев свой час, и тогда творится все, что им хочется: бесчинствуют игрою в кости и в шахматы и всякими играми бесовскими тешатся, дар Божий — еду, и питье, и всякие плоды — на посмешище выбросят и прольют, друг друга бьют и обливают, всячески надругаясь над даром Божьим, а бесы записывают деяния их, приносят к сатане и вместе радуются погибели христиан. И все те деяния предстанут в день Страшного суда. О горе творящим такое! Когда иудеи сели в пустыне поесть и попить и, объевшись и упившись, начали веселиться и блуд творить, тогда земля поглотила их двадцать тысяч и три тысячи. О, устрашитесь, люди, и творите волю Божью так, как в Законе писано, а от такого злого бесчинства сохрани. Господи, всякого христианина. И есть бы вам и пить во славу Божию, а не объедаться и не упиваться, пустых разговоров не вести и, если перед кем-то ставишь еду или питье и всякие яства или же перед тобою поставят какие яства, не подобает хулить их и говорить: «гнилое», или «кислое», или «пресное», или «соленое», или «горькое», или «протухло», или «сырое», или «переварено», или какое-нибудь еще порицание высказывать, но подобает дар Божий — всякую пищу — расхваливать и с благодарностью есть, и тогда Бог пошлет благоухание и превратит горечь в сладость. Если же какая еда или питье не годятся, наказывать домочадцев, того, кто готовил, чтоб наперед подобного не было.
15. Как детей своих воспитать в поучении и страхе Божьем
А пошлет Бог кому детей — сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — мать дочерей и мастерству — отец сыновей; кто в чем способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей. И беречь и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таких грехах им и ответ держать в день Страшного суда. Так что если дети, лишенные поучений отцов и матерей, в чем согрешат или зло сотворят, то отцам и матерям от Бога грех, а от людей укоризна и насмешка, дому же убыток, а себе самим скорбь и ущерб, от судей же пеня и позор. Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе Божьем и в добром наставлении и научены всякому разуму, и вежливости, и промыслу, и рукоделию, — такие дети с родителями своими будут Богом помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми восхвалены, а вырастут — добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или по Божьей милости своих дочерей за сыновей их выдадут замуж. Если же из таких-то какое дитя и возьмет Бог после покаяния и с причащением, тем самым родители приносят Богу непорочную жертву, и как вселятся такие дети в чертоги вечные, то получают у Бога право просить милости и прощения грехов также и для своих родителей.
16. Как дочерей воспитать и с приданным замуж выдавать
А у кого дочь родится, тогда рассудительные люди от всякой прибыли на дочь откладывают: на ее имя или животинку растят с приплодом или из полотен, и из холстов, и из кусков ткани, и из убрусов, и из рубашек все эти годы ей в особый сундук кладут и платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную, и посуду оловянную, и медную, и деревянную; добавлять всегда понемножку, а не все вдруг, себе не в убыток. И всего будет полно. Так дочери растут, страху Божью и знаниям учатся, а приданое их понемногу прибывает, только лишь замуж сговорят — тут все и готово. А кто заранее о детях не раздумывает, то как замуж отдавать, тотчас же и покупать все, так что скорая свадьба вся на виду; а коли по Божьему желанию дочь та преставится, то ее приданым поминают душу ее в сорокоуст, и милостыню из него же дают. А если другие дочери есть, таким же образом и о них заботиться.
17. Как детей учить и страхом спасать
Наказывай сына своего в юности его и упокоит тебя в старости твоей и придаст красоты душе твоей; и не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочери у тебя, направь и на них свою строгость, тем сохранишь их oт бед телесных: и ты не посрамишь лица своего, коли в послушании ходит, и не твоя вина, если по глупости нарушит она девство свое и станет известно знакомым твоим, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если отдашь дочь свою беспорочной будто великое дело совершишь и в любом обществе похвалишься, никогда не сердясь на нее. Любя же сына своего, увеличивай ему раны, и потом не нахвалишься им; наказывай сына своего с юности и порадуешься на него потом в зрелости, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение; не улыбайся ему, играя: в малом послабишь — в большом пострадаешь скорбя и в будущем будто занозы вгонишь в душу свою. И не дай ему воли в юности, но сокруши ему ребра, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой, и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укоризной соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой.
18. Как детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем
Чада, вслушайтесь в заповеди Господни, любите отца своего и мать свою, и слушайте их, и повинуйтесь им в Боге во всем, и старость их чтите, и немощь их и всякую скорбь от всей души на себе понесите, и благо вам будет, и долго пребудете на земле, за то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш благословится навеки, и наследуют сыны сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто осуждает, или оскорбляет своих родителей, или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми; того, кто бьет отца и мать, — пусть отлучат от церкви и от всех святынь и пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо написано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит». Сын или дочь, непослушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца дней своих, если прогневают отца или досадят матери. Кажется он себе праведным перед Богом, но он хуже язычника, сообщник нечестивых, о которых пророк Исайя сказал: «Погибнет нечестивый и пусть не увидит славы Господней». Он назвал нечестивыми тех, кто бесчестит родителей своих и еще насмехается над отцом и укоряет старость матери, пусть же склюют их вороны и сожрут орлы! Честь же воздающим отцу и матери и повинующимся им в Боге, станут они во всем утешением родителей, и в день печали избавит их Господь Бог, молитву их услышит, и все, что попросят, подаст им благое; утешающий мать свою волю Божью творит и угождающий отцу в благости проживет. Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас они благословят: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит. Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как и они о вас. Не говори много: «Оказал им добро одеждой и пищей и всем необходимым», — этим ты еще не избавлен от них, ибо не сможешь их породить и заботиться так, как они о тебе; вот почему со страхом служи им раболепно, тогда и сами от Бога примете дар и вечную жизнь получите, как исполняющие заповеди его.
21. Наказ мужу, и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить
Да самому тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам — не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним — дружелюбным, к младшим и убогим — приветливым и милостивым, всякое дело править без волокиты и особенно не обижать в оплате работника, всякую же обиду с благодарностью претерпеть ради Бога: и поношение, и укоризну, если поделом поносят и укоряют, с любовию принимать и подобного безрассудства избегать, а в ответ не мстить. Если же ни в чем не повинен, за это от Бога награду получишь. А домочадцев своих учи страху Божию и всякой добродетели, и сам то же делай, и вместе от Бога получите милость. Если же небрежением и нерадением сам или жена, наставлением мужа обделенная, согрешит или что нехорошее сотворит, и все домочадцы, мужчины и женщины и дети, хозяйского наставления не имея, грех какой или зло совершат: или ругань, или воровство, или блуд, — все вместе по делам своим примут; зло сотворившие — муку вечную, а добро сотворившие, угодно Богу прожившие, — жизнь вечную получат в царствии небесном.
24. О неправедной жизни
А кто не по — Божьи живет, не по-христиански, чинит всякую неправду и насилие, и обиду наносит большую, и долгов не платит, томит волокитой, а незнатного человека во всем изобидит, и кто по-соседски не добр или в селе на своих крестьян, или в приказе сидя при власти накладывает тяжкие дани и разные незаконные налоги, или чужую ниву распахал, или лес посек, или землю перепахал, или луг перекосил, или переловил всю рыбу в чужом садке, или борти, или перевесище и всякие ловчие угодья неправдою и насилием захватит и ограбит, или покрадет, или уничтожит, или кого в чем ложно обвинит, или кого в чем подведет, или в чем обманет, или ни за что кого-то предаст, или в рабство неповинных лукавством или насилием охолопит, или нечестно судит, или неправедно производит розыск, или ложно свидетельствует, или к раскаявшимся немилостив, или лошадь, и всякое животное, и всякое имущество, и села или сады, или дворы и всякие угодья силою отнимет, или задешево в неволю купит, или сутяжничеством оттягает или корчемной прибылью, или процентами, и разным лукавым ухищрением, и неправедно скопленным на процентах, поборах или мздах, и во всяких непотребных делах: в блуде, в распутстве, в сквернословии и срамословии, и клятвопреступлении, в ярости, и гневе, в злопамятстве, — сам господин или госпожа их творят, или дети их, или люди их, или крестьяне их, а они, господа, в том не возбраняют им и не хранят их от бед и никакой управы не находят на них, — обязательно все вместе будут в аду, а на земле прокляты, ибо во всех тех делах недостойных хозяин такой Богом не прощен и народом проклят, а обиженные им вопиют к Богу. И своей душе на погибель, и дому в запустение, и все проклято, а не благословлено: и владеть, и есть, и пить — то все прибыли и доходы не от Бога, но от бесов; нисходят в ад живые души поступающих так, и милостыня от таковых ни зерном, ни плодом не желанна Богу ни в жизни их, ни после смерти; если хочешь от вечной муки избавиться, отдай неправдой захваченное и впредь обещай обиженному не поступать так со всеми своими, как и написано: «Скор Господь на милость свою, истинно раскаявшихся принимает и даже страшные грехи прощает».
27. Если кто живет ничего не рассчитав
Всякому человеку: богатому и бедному, большому и малому — все рассчитать и разметить, исходя из ремесла и из доходов, а также и по имуществу; приказному же человеку все рассчитать, учтя государево жалованье и по доходу, и по поместью, и такой уж двор при себе держать и все имущество и всякий припас; по тому же расчету и людей держать, и все хозяйство, по ремеслу своему и прибыли — и есть, и пить, и одежду носить, и людей одевать, и с людьми сходиться с нужными. Если же кто, не рассчитав своего и не разметив житья своего и ремесла и прибыли, начнет, на людей глядя, жить не по средствам, занимая или беря незаконным путем, та честь его обернется великим бесчестием со стыдом и позором, и в лихое время никто ему не поможет, да и от Бога грех, а от людей насмешка; надобно каждому человеку избегать тщеславия, и гордыни, и греховных встреч, жить по силе своей и по возможности, и по расчету, и на прибыль от законных средств. Ибо такое житье удобно, и Богу угодно, и похвально среди людей, а себе и детям своим надежно.
32. Всякий порядок домашний содержать
А для всякого рукоделья и у мужа и у жены всякое бы орудие в порядке было на подворье: и плотницкое, и портновское, и кузнечное, и сапожное, а у жены для всякого ее рукоделья и домашнего обихода всегда бы порядок был свой, и держалось бы все то бережно, где что нужно: и что себе не сделал — никто ничего не слыхал, в чужой двор не идешь, берешь свое без лишнего слова. А поварские принадлежности и хлебопекарные все бы были у самого сполна: и медное, и оловянное, и железное, и деревянное, — какое найдется. Если же и придется у кого в долг взять или свое дать: украшения, или мониста, или женскую одежду, сосуд серебряный, или медный, или оловянный, или какое платье, — и как-нибудь запасы пересмотреть, и новое все, и ветхое: где измято, или побито, или дыряво. или что где измазано или продралось, и какой-то в чем-нибудь непорядок или что не цело, — и все то пересчитать, и отметить, и записать — и кто берет, и кто дает — обоим то было бы ведомо. А что можно взвесить — то бы взвешено было, и всякой ссуде определили бы цену: по нашим грехам какой непорядок случится, так с обеих сторон ни хлопот, ни раздоров нет, ибо цена известна. А всякую ссуду и брать и давать честно, хранить сильней своего и возвратить в срок, чтобы сами хозяева о том не просили и за вещами не посылали: тогда и впредь дадут и дружба навек. А если чужого не сохранять, или в срок не вернуть, или испортил, то обида навек и убыток в том и пени бывают, да и впредь никто и ни в чем не поверит.
38. Как порядок в избе вести хорошо и чисто
Стол, и блюда, и поставцы, и ложки, и всякие сосуды, и ковши, и братины, воды согрев, с утра перемыть и вытереть и высушить, и после обеда также, и вечером; а ведра и ночвы, и квашни и корыта, и сита и решета, и горшки и кувшины, и корчаги также вымыть всегда, и выскресть, и вытереть, и высушить, и положить в чистом месте, где будет удобно хранить. Всегда бы все сосуды и посуда вымыты и чисты были, а на лавке, и по двору, и по комнатам посуда не валялась бы, поставцы, и блюда, и братины, и ковши, и ложки на лавке не валялись бы, но там, где положено, в чистом месте лежали бы, опрокинуты вниз; а в какой посуде что лежит из еды или питья, так то покрыто было бы чистоты ради и вся посуда с едой или с питьем или с водою; если квашню творить, всегда бы было покрыто, а в избе и завязано от тараканов и от всякой нечисти. Избу, и стены, и лавки, и скамьи, и пол, и окна, и двери, и в сенях, и на крыльце — все вымыть и вытереть, и вымести и выскрести, и всегда бы было чисто; и лестницы, и нижнее крыльцо — все бы было вымыто, и выскоблено, и вытерто, и выметено, а перед нижним крыльцом положить сена, чтобы грязные ноги вытирать, тогда и лестница не загрязнится; и в сенях перед дверями рогожку или ветхий войлок положить или тряпку — вытирать грязные ноги, чтобы в плохую погоду полов не пачкать; у нижнего крыльца сено или солому переменять, а у дверей рогожку или войлок переменять или тряпку чистую положить, а загрязненное прополоскать и высушить и снова туда же под ноги сгодится. Вот потому-то у добрых людей, у хозяйственной жены дом всегда чист и устроен, — все как следует припрятано, где что нужно, и вычищено, и подметено всегда: в такой порядок как в рай войти. За всем тем и за любым обиходом жена бы следила сама да учила слуг и детей и добром и лихом: а не понимает слова, так того и поколотить; а увидит муж, что у жены непорядок и у слуг, или не так все, как в этой книге изложено, умел бы свою жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает — тогда уж так все и делать, и любить ее, и хвалить, но если жена науке такой и наставлению не следует, и того всего не исполняет, и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать и вразумлять наедине страхом, а наказав, простить, и попенять, и с любовью наставить, и поучить, но при этом ни мужу на жену не гневаться, ни жене на мужа — всегда жить в любви и в согласии. А слуг и детей, также смотря по вине и по делу, наказать и посечь, а наказав, пожалеть; госпоже же слуг защищать в разбирательстве, тогда и служкам уверенней. Но если слову жены, или сына, или дочери слуга не внимает, и наставление отвергает, и не послушается, и не боится их, и не делает того, чему муж, или отец, или мать учат, тогда плетью постегать, по вине смотря, а побить не перед людьми, наедине поучить, да приговаривать, и попенять, и простить, но никогда не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену. И за любую вину ни по уху, ни по глазам не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным или деревянным не бить; кто в сердцах или с кручины так бьет, многие беды от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и палец, могут быть и головные боли, и выпадение зубов, а у беременных женщин и преждевременные роды. Плетью же в наказании осторожно бить, и разумно и больно, и страшно и здорово, но лишь за большую вину и под сердитую руку, за великое и за страшное ослушание и нерадение, а в прочих случаях, рубашку содрав, плеткой тихонько побить, за руки держа и по вине смотря, да, поучив, попенять: «А и гнев бы не был, и люди бы того не ведали и не слыхали, жалобы бы о том не было». Да никогда бы не были брань и побои и гнев на ссору слуг или их наговор без справедливого следствия, и если были оскорбления или нехорошие речи или свои подозрения, — виновного наедине допросить по-хорошему: покается искренне, без всякого лукавства — милостиво наказать да простить, по вине смотря; но если оговоренный не виноват, оговорщиков уж не прощать, чтобы и впредь распрей не было, да и судить лишь по вине и по справедливому розыску; если же виновный не признается в грехе своем и в вине, тут уже наказание должно быть жестокое, чтобы был виноватый в своей вине, а правый в правоте: повинную голову меч не сечет, а покорное слово кость ломит.
45. Как огород и сад разводить
А у которого человека и огородик есть, то за тем, кто работает в нем, либо сам господин доглядывает, либо госпожа или тот, кому поручено; прежде всего — укрепить ограду, чтобы в огород ни собаки, ни свиньи, ни куры, ни гуси, ни утки, никакая скотина не могла зайти ни с чужого двора, ни со своего, тогда яблоням и всяким растениям урона нет, да и от соседей никаких упреков — всегда твоей скотине ход перекрыт от тебя, а их скотине — к тебе. Также и двор бы был везде огорожен крепко, и тыном заделан, и ворота всегда прикрыты, а к ночи и заперты, да собак держать сторожевых. и слуги бы охраняли, да и сам господин или госпожа послушивают в ночи. Огород же всегда бы был заперт, а кому поручено, тот бы всегда охранял его, сторожил днем и ночью. Когда ж по весне гряды копать и навоз возить, так навоз зимой запасти, а перед посадкой дынь парниковые грядки готовить да всякие семена заводить у себя и, посадив и посеяв разные семена и всякие зерна, вовремя их поливать и укрывать, сберегая всегда от мороза, а яблони обрезать, выбирая сушняк, черенки нарезать и делать прививку к стволам, и гряды с посевами пропалывать, и капусту от червя и от блох охранять, и обирать их, и отряхивать; а возле тына вокруг всего огорода, где крапива растет, насеять борща и с весны варить его для себя понемногу: такого на рынке не купишь, а тут всегда есть, и с нуждающимися поделиться Бога ради, а если у бедного человека разрастется, то и продаст, обменяв на другую заправку. А коли насадит он капусты и свеклы, и они созреют, то листья капустные может сварить, а станет капуста свиваться в кочан, да еще и густо, то, постепенно отсекая, тоже варить: листьями же, их обламывая, кормить скотину. В ту же пору до самой осени, борщ нарезая, сушить, он всегда пригодится — и в этот год, и позднее; и капусту в течение всего лета варить и свеклу, по осени же хозяин капусту солит, а свекольный рассол готовит и солит огурцы, а летом наслаждается: ест дыни, горошек, морковь, огурцы и всякий овощ, а коли Бог послал и больше чего уродилось, то еще и продаст. А сад заложить самому, чтобы расстояние от дерева до дерева было в три сажени, а то и больше, тогда яблони растут большими, зерновым и овощам на грядах не мешают, а как разрастутся густо на деревьях ветви, уже ничто на земле не растет, насей тогда борщу, все-таки всегда какой-то урожай. А падалицу с яблонь и то, что поспело из огурцов и дынь и всяких овощей, вовремя бы перебирать, что съесть самому или сберечь, а что и в запас оставить или что засолить, яблоки же и груши заквасить или залить их патокой, ягодным или вишневым морсом; а в дешевую пору и грибы сушить, грузди и рыжики солить, и всякий овощ на хранение ставить, а то и продать что, — и все бы то было сохранено; а семена хорошо бы всякие у себя заводить, ибо от них прибыль велика: чего на рынке не купишь, а у тебя излишек, ты и продашь.
49. Как мужу с женою советываться, как ключнику наказать о столовом обиходе, о кухне и о пекарне
Каждый день и каждый вечер, исправив духовные обязанности, и утром, встав по колокольному звону и после молитвы, мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве, а на ком какая обязанность и кому какое дело велено вести, так тем наказать, когда и что из еды и питья приготовить для гостей и для себя; а то и ключник по хозяйскому слову прикажет что-то купить на расход, и когда то, купив, принесут, так отмерить и тщательно оглядеть; повару же то отослать, что нужно варить, и хлебопеку, и для всяких заготовок также товар отослать. И всегда бы ключник держал в памяти то, что нужно сказать господину. А в поварню яства мясные и рыбные отдавать по счету, печь и варить, как господин повелит, на столько блюд пусть испекут и сварят, и готовое у повара взять по счету же. На стол же всякие яства ставить по хозяйскому приказу, смотря по гостям, а хлебный припас и всякой еды также дать по счету и взять по счету же, а если что от стола из похлебок и готовки всякой останется нетронутым и недоеденным, то нетронутые блюда перебрать, а начатые — отдельно, и мясные и рыбные, и положить все в чистую и прочную посуду, и накрыть, и обложить льдом; а начатые блюда и разные остатки отдавать на подъедание, как что сгодится, нетронутое же сохранять для господина и госпожи и для гостя; а напитки к столу давать по наказу, судя по гостям или без гостей, а госпоже только брага да квас. И всю бы посуду столовую и кухонную всегда после стола в горячей воде перемыть и прополоскать, и перетереть и высушить, и, всю собрав, пересчитать и спрятать под замок, и знать, что где находится и что у кого на руках. А столовую посуду — всегда беречь: и тарелки, и братины, и ковши, и судки столовые, и уксусницы, перечницы, рассольницы, солонки, ложки, блюда, поставцы, скатерти и покрывала, — все всегда бы чисто было и готово на стол. И стол бы был чист, и скамьи, и лавки, и комнаты и образа на стене развешены, а изба выметена и прибрана. А уксус, рассол огуречный и лимонный и сливовый, были бы отцежены через сита, огурцы же, лимоны и сливы также были бы очищены и перебраны и на столе было бы чисто и опрятно. А рыба красная и другая вяленая, и всякий студень, постный и мясной, и икра, и капуста — очищены и по блюдам разложены, до еды уже приготовлены. А напитки бы все были чистые, через сита процежены. А ключники бы, и повара, и пекари, и все стряпухи, выходя к столу на люди, сами изрядились бы чистенько, да и руки бы вымыли чисто перед каждой стряпней. А всякая посуда и все снасти у ключника и у всех на кухне были бы вымыты, и вычищены, и в сохранности, а у хозяйки и у ее слуг также. Еду же и напитки на стол нести, оглядев, чтобы посуда, в которой несешь, была чиста и еда или напитки также чисты, без мусора и без пригарины: поставить, осмотрев, а поставив еду или напитки, тут уж не кашлять, не сморкаться, но, отойдя в сторонку, прокашляться или высморкаться, ибо то не бесстыдно и вежливо.
50. Ключнику наказ на случай пира
Если же пир большой, то всюду самому наблюдать, и на кухне и в пекарне, а блюда раздавать за столом — поставить умелого человека, да у поставца, у напитков и у посуды нужен бережливый да хороший служитель. А к столу подавать напитки по хозяйскому наставлению, кому что велено, на сторону же никому не давать без разрешения. А как кончится пир, то всю утварь, серебряную и оловянную, и всякую посуду осмотреть и пересчитать, и кухонную и столовую, да блюда перебрать и напитки пересмотреть и початые доливать. Во время же пира надежный человек и на дворе нужен, за всем наблюдал бы и сохранял домашние всякие вещи: не покрали бы чего. И гостя пьяного охранять, чтобы не растерял чего и ругани бы не было. А как стол отойдет, всю посуду пересчитать и велеть перемыть, и всякие блюда перебрать, мясные и рыбные, и студень, и похлебки, и прибрать, как прежде написано. В день же пира под вечер, а то и пораньше самому господину просмотреть, все ли в порядке, и пересчитать, и распытать у ключника доподлинно, сколько чего съедено и выпито, и кому что отдано, и кому что послано, так что всякий расход во всяком деле был бы известен, и посуда бы вся была на счету, и мог бы ключник господину рассказать все точно, куда что разошлось, и кому что дано, и сколько чего разошлось; и если даст Бог — все в порядке, и не истрачено, и не испорчено, и ничего себе, то господину наградить надо ключника и остальных служек также: и поваров, и пекарей, которые с заботой готовили, а не пили, — всех тогда похвалить, и накормить, и напоить. (…)
54. В погребе и на леднике все хранить
А в погребе, и на ледниках, и в подвалах хлебы и калачи, сыры и яйца, сметана и лук, чеснок и всякое мясо, свежее и солонина, и рыба свежая и соленая, и мед пресный, и еда вареная, мясная и рыбная, студень и всякий припас съестной, и огурцы, и капуста, соленая и свежая, и репа, и всякие овощи, и рыжики, и икра, и рассолы готовые, и морс, и квасы яблочные, и воды брусничные, и вина сухие и горькие, и меды всякие, и пива на меду и простые, и брага, — весь тот запас ведать ключнику. А сколько чего в кладовой поставлено, и на леднике, и в погребе, — все то было бы сосчитано и перемечено, что целиком, а что не полностью, и пересчитано, и записано, и сколько чего и куда отдаст ключник по приказу господскому, и сколько чего разойдется, — и то было бы все в счете, было бы что господину сказать» и отчет во всем дать. Да было бы то все и чисто, и накрыто, и не задохлось, и не заплесневело, и не прокисло. И вина сухие, и медовые взвары, и прочие лучшие напитки в особом погребе под замком держать и самому за ними следить.