ГУ СШ №16 города Костаная
Республика Казахстан
Конспект урока по самопознанию
в 3 классе
«О доброжелательности»
подготовила:
учитель начальных классов
Омарова Гульнара Булатовна
г. Костанай
2014
О доброжелательности.
Цели: расширять представление детей о доброжелательности как ценном качестве человека.
— раскрывать значение понятия «доброжелательный человек»;
— развивать потребность дарить радость окружающим людям;
— воспитывать чуткое и доброжелательное отношение учащихся к себе и другим.
Оборудование: плакат с цитатой урока, видеозапись мультфильма «Кот Леопольд», аудиозапись песни «Дорога добра».
-Сәлеметсізбе балалар! Здравствуйте дорогие гости!
Круг радости
-Давайте повторим слова и движение за мной.
Встало солнце рано – рано:
Добрый день!
Плещут волны, океаны
Добрый день!
Улыбаются озера
Добрый день!
С высоты кивают горы.
Добрый день!
Мама деток обнимает.
Добрый день!
Люди счастья всем желают.
Добрый день!
-Что означает слово ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ?
Оно состоит из двух слов -ДОБРО ЖЕЛАЮ. Слайд.
— Какого человека называют доброжелательным?
Человека, который никогда не обидит, ни словом, ни делом, почувствует, поймет. Человек, который умеет выслушать, понять, простить, воспитанный, умеющий радоваться за успехи друзей.
Обратите внимание на цитату урока.
Доброе намерение – половина счастья. Как вы понимаете?
Если ты с хорошими, добрыми намерениями, то и к тебе будут относиться по доброму, вместе с тобой будут и в радости, помогут в беде.
Доброжелательное отношение способствует взаимопониманию, успешному сотрудничеству.
-А сейчас предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «Кот Леопольд!»
-После просмотра скажите:1) можно ли считать кота Леопольда доброжелателем?
Почему?
— Как можно дарить радость и доброту другим?
(Ответы учащихся)
-А кот Леопольд не обращал внимания на шалости мышат, его внутренний мир был богаче, чем у мышей.
-Когда человек совершает добрые поступки для других людей, ему самому становится радостно
Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. слайд.
Наедине с собой. Звучит спокойная музыка.
-Сядьте удобнее, закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чем я буду рассказывать.
В моих руках ларец. В нем находится волшебные зернышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало. А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко, посадите его внутрь себя.
Теперь это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии — оно прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.
Нарисуйте в своем воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать.
Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь себя, в свое сердечко.
Вас овевает теплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение (выкл. звук)
— Что вы почувствовали?— Что я сейчас пожелала вам? — Как влияет доброжелательность на настроение и чувства человека?
А бывает человек говорит я добро желаю, а сам не проявляет в поступках.
— А сейчас прочитаем рассказ стр 59 о подружках и вы после прочтения ответите: можно ли сказать что Соня дружелюбно относится к подруге? Почему?
-Какие качества больше всего ценятся в людях?
-Какие качества вы хотели бы воспитать в себе?
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. — Доброжелательность помогает простить обиды, расположить к себе человека.
Доброжелательность проявляется в добрых словах.
Предлагаю поиграть в игру « О каком слове забыли дети?»
Маша знала слов не мало,
Но одно из них пропало,
И оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
СПАСИБО слайд.
Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем…
Настя ходит в первый класс!
Но давно уже от Насти
Я не слышу слово — ЗДРАВСТВУЙТЕ! слайд
А слово- то какое,
Очень дорогое!
Встреча грустная была:
На меня он как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте, зря от Вити
Ждал я слово- ИЗВИНИТЕ! слайд
А слово- то какое,
Очень дорогое!
Повстречал с утра я деда
— Он про внучку говорил:
— Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба. Ну, сказала бы – СПАСИБО! слайд
А слово-то какое,
Очень дорогое!
Какие эти слова? (Добрые, волшебные). Используйте чаще добрые слова.
-А теперь поиграем в игру. Встаньте все. Если вы согласны с утверждением, то в ответ надо хором всем сказать: «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!» Если не согласны, то все молчим.
1. Кто, из вас проснувшись бодро,
«С добрым утром!» скажет твердо?
2. Кто из вас скажите братцы,
Забывает умываться?
3. Кто из вас в маршрутке тесной
Уступает старшим место?
4. Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
Жизнь, достойная человека, — это жизнь, построенная на добре. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным, добрым человеком: идете ли вы по улице, садитесь ли вы в автобус, делаете ли какие-либо домашние дела.
— А у нас в Казахстане люди доброжелательны?
Мы живём в мире и согласии не зависимо от национальности, значит мы дружелюбны.
Свою мудрость народы передавали своим детям в пословицах и поговорках. О доброте сложено очень много пословиц.
Творческая деятельность.
— Сейчас ребята в парах соберут рассыпавшиеся пословицы и постараются объяснить.
Добра желаешь — добро и делай. слайд
Добро сеять — добро и пожинать. слайд
Ты пожалей- и тебя пожалеют. слайд
Произносят хором.
Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче. Настоящая доброта живёт у человека в сердце.
-А теперь поработаем в командах, группами 1 ряд
-Я вам предлагаю игру «Пазлы», соберём картинки, время 3 минуты.(Барбарики)
-Что изображено?
Каждая картинка заставляет нас задуматься, проявлять доброжелательность ко всему.
Действительно, добрый человек любит животных и защищает их, проявляет к ним милосердие. Добрый человек любит природу и охраняет её.
Издавна фантазией людей были созданы представители зла, такие как Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник, и представители добрых сил.
-Назовите их. слайд
(Ответы детей: Василиса Премудрая, Варвара-краса — длинная коса, Елена Прекрасная, Марья-искусница и другие.) слайд
А, что если повелителем волшебных предметов окажется злой человек?
-Представьте себе, что вы стали обладателем таких предметов.
Показываю детям предметы: семена, иглы, свечку, метлу;
придумайте добрые дела, которые можно совершить с помощью этих предметов.
Затем, один или два человека рассказывают о том, для чего применят эти вещи.
— Значит вы люди, желающие добро.
-Ребята, а кому можно и нужно оказывать благотворительную помощь? (Детскому дому, дому престарелых, одиноким старым людям, больным, ветеранам).
А кто может быть благотворителем?
-А кто-нибудь из вас делал добрые дела, творил благо?
(Ответы детей.)
Ребята, обратите внимание, как мы сами, не замечая этого, сделали немало добрых дел, но помните, что благотворительность — это безвозмездная постоянная помощь, а не помощь один раз по настроению.
-Ребята, а какие слова могут обидеть?
Правильно. Плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согревает. А чего на земле больше: добра или зла?
Так и в жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра.
Давайте говорить добрые слова и сделаем так, что плохих слов вообще не было
-Давайте споем «Дорога добра…» (Звучит фонограмма.)
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведет, не как сестра,
А если с другом худо —
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
А если с другом худо —
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
-Что значит идти «дорогою добра»?
(Ответы учащихся)
-Давайте поделимся своею добротой! слайд
На контуре ладошек напишите, какое добро вы хотели бы сделать людям!
Дети пишут, выходят к доске, читают свои тексты, располагая на доске контуры ладошек в виде цветочка.
-Посмотрите, ребята, вы своими руками вырастили такой прекрасный цветок добра. Пусть цветы вечно цветут на нашей земле и радуют нас своей красотой.
Круг от сердца к сердцу
Доброжелательность – такое чувство теплое,
Оно и снег способно растопить.
И если к людям вы доброжелательны,
То как тепло на свете вместе жить.
Обобщение
— Доброжелательность важно проявлять не только к близким, родным, друзьям, одноклассникам, но и к незнакомым людям.
— На партах смайлики, какой смайлик соответствует вашему настроению.
Запишите Д/з работа в тетради стр.46
Список использованной литературы
Автор и источник заимствования неизвестен
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
https://www.youtube.com/watch?v=zQsj5fXkeJQ
https://www.youtube.com/watch?v=pB4APM41CpI