Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад №78 «Елочка»
Конспект урока «Весна идет»
Подготовила
Воспитатель Хисматуллина Назиля Шарифулловна
г. Набережные Челны, 201Зг
Программное содержание.
— учить понимать смысл образных выражений, сравнений;
— совершенствовать умение читать;
— учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов;
— развивать связную речь детей, формировать навыки творческого рассказа по картине;
— закреплять приметы весны;
— воспитывать любовь к природе, желание получить знания и выражать свои впечатления в рисунках
Оборудование: картины русских художников(И.И.Левитан «Март», А.К.Саврасов «Грачи прилетели»), иллюстрации с пейзажами начала весны, альбомные листы по количеству детей, восковые мелки.
Методические приемы: объяснение, показ, закрепление, напоминание, игра, использование художественного слова, указания, обобщения.
Предварительная работа: рассматривание весенних пейзажей русских художников, разучивание физкультурной минутки, заучивание стихотворений и загадок о весне.
Ход занятия.
1) — Ребята, послушайте, внимательно загадку.
Солнце, землю согревая.
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет. (Весна)
-А почему, вы так думаете? (высказывания детей)
-Дети, так какие же перемены в природе говорят нам о том, что уже началась весна? (Высказывания детей)
-Да, ребята мы знаем, что идет весна. Нам и птицы об этом щебечут; уже тепло, и солнце каждого своими лучами — ладошками хочет погладить, приласкать. А каким синим стало небо! Какими словами можно сказать о нем? Какое оно?
(чистое, ясное, голубое, веселое)
Небо будто смеется, и мы не можем не улыбнуться- такое оно по- весеннему радостное. Ребята давайте вспомним, каким было небо зимой?
(хмурым, мрачным, низким, холодным)
-Ребята, как вы думаете, где снег быстрее тает, на асфальте или на земле, в городе или в лесу? (ответы детей)
-Но хоть и радостно синеет мартовское небо, в лесу деревья еще не проснулись от зимнего сна. Давайте послушайте, что увидел в лесу ранней весной
Михаил Пришвин
Деревья в плену.
Весна сияла на небе, но лес еще по-зимнему был засыпан снегом. Снежной зимой в молодом лесу не пройдешь, туда и войти невозможно. Там, где летом вы шли но широкой дорожке, теперь через эту дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать.
Вот что случилось с деревьями: березка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой от этого вырастал ком, что вершинка стала гнуться. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем комом все гнулась и наконец погрузилась в снег. Под этой аркой всю зиму
проходили звери и люди изредка на лыжах.
И наконец приходит этот жаркий час, самый счастливый для
неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц.
И пошло: везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелится, весь лес пошел.
И мечется обезумевший заяц, и встает всякий зверь, и птица улетает из леса.
— Так, ребята, что увидел в лесу Михаил Пришвин?
-Да, в лесу за зиму набирается очень много снега, сугробы большие-пребольшие. Зимой только человек может освободить деревья из плена. Весной же деревья сбрасывают с себя тяжелые шубы.
2) Работа по картине
Ребята, как вы думаете, какое время года здесь изображено? Как вы это поняли? (ответы детей)
— Какой снег в марте? Как вы догадались? Какой был снег в морозный январский день? (ответы детей)
3)- А вот как пишет Галина Новицкая в стихотворении своем про март:
Вскрылись черные дороги-
Солнце греет горячо.
Но в сугробе, как в берлоге.
Марту дремлется легко.
По нему еще на лыжах
Пробегают смельчаки.
Спит он сладко и не слышит.
Что смеются ручейки.
-Как вы думаете, почему автор так написала «Вскрылись черные дороги»?
Что она хотела сказать? (после таяния снега, открываются дорожки, они черные)
— А еще ребята, как можно сказать по — другому, что ручейки смеются? (журчат, бегут, просыпаются)
4)Игра « ловите букву»: (на коврике)
Давайте с вами поиграем! Вставайте все в круг, сейчас мы с вами будем ловить звук, я буду называть слова, в которых есть звук «С», а вы должны будете поймать его, хлопнув в ладоши. Но вы ребята, должны внимательно слушать, будут и те слова, в которых звука «с» нет.
(Весна, сосна, елка, солнце, ежик, свет, белка, синица, голубь, сосулька, небо)
5) Физминутка. (на коврике)
Ветерок весенний разметал по небу (руки вверх, покачивают ими)
Стайку белоснежных легких облаков (касаются ладонями плеч, поднимают
руки вверх, затем опять ладони на плечи)
Пробежал по кронам вековых деревьев
Растревожил ветки, да и был таков. (попеременно: одну руку вверх, другую
вниз)
Заглянул в берлогу (присесть)
Разбудил медведя. (встают)
Вылезай Топтыгин, кончилась зима! (хлопают в ладоши)
Побродив по лесу — он такой красивый!
Нежный и прозрачный как сама весна! (ходьба на месте)
6) Рисование весеннего пейзажа.
-Представьте себе, что вы художники, с помощью восковых карандашей вам
нужно нарисовать каждому свой весенний пейзаж.
7) Самостоятельная работа детей.
8) И так, ребята, что мы сегодня узнали? Что вам понравилось? Что запомнилось? (высказывания детей)
9)Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо поработали. Всем спасибо.
Литература
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. (62занятие)
Москва 2009. ООО «Карапуз».