Литературное чтение 1 класс Чуковский «Муха-цокотуха»

КОНСПЕКТ УРОКА

Дата проведения:

Проводящая: Баклаушева Анастасия Ивановна.


Предмет: Литературное чтение.

УМК: «Начальная школа XXI века».

Тема урока: К.Чуковский «Муха-цокотуха».

Место проведения: МОУ лицей № 7.

Класс: 1 «а».

Учитель: Левковская Наталья Михайловна.


Цель деятельности педагога: создать условия для выявления уровня начитанности (читательского опыта), знания сказок К.Чуковского, для ознакомления со сказкой К.Чуковского «Муха-цокотуха», формирования представлений об авторской сказке, сказке в стихотворной форме.

Планируемые результаты (УДД):

личностные: осознают значимость чтения;

Метапредметные:

регулятивные — принимают позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; познавательные – знакомятся с авторской сказкой в стихотворной форме; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; коммуникативные – используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, принимают участие в обсуждении прочитанного.

Предметные: научатся рассматривать книги со сказками К.Чуковского, слушать литературное произведение; получат возможность научиться узнавать изученные произведения по отрывкам из них, составлять схематический план с введением «заместителей» героев сказки.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: комбинированная (работа в парах, фронтальная, самостоятельная, индивидуальная).

Методы и приемы на уроке: метод творческого восприятия: художественное чтение в исполнении актера, слушание, моделирования, графическое рисование, рисование иллюстрации к сказке,

Необходимое техническое оборудование: учебник «Литературное чтение», Уроки слушания. Учебная хрестоматия. Л.А.Ефросинина; рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение», альбомный лист, цветные карандаши для оформления обложки, электронное обеспечение урока: презентация к уроку PowerPoint.






Ход урока


Этап урока

Цель

слайда, страницы, или название видео, анимации, рисунка

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин)

Результат

1.

Организационный момент

Подготовить учащихся к работе на уроке














Слайд №1

Анимация

Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учеников.


Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Все ли у вас в порядке?

На месте ли книжки, тетрадки?

Молодцы, ребятки!


-Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но оно какое-то грустное. Как думаете, почему? Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать. Вы согласны со мной?

-Выполняя каждое задание правильно, работая дружно – вы вернете солнышку хорошее настроение и расправите лучики.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

1 мин

Доброжелательный настрой учителя и учащихся на работу, полная готовность учащихся к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2.

Речевая разминка

Подготовить речевой аппарат к чтению







Слайд№2

Текст




Слайд№3

Анимация

Читает отрывок из произведения К.Чуковского «Путаница»


Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята, хрюкать»

А за ними и утята: «не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата, квакать!»

Свинки замяукали: «Мяу, мяу!»

Кошечки захрюкали: «Хрю, хрю, хрю!»

Уточки заквакали: «Ква, ква, ква!»

Курочки закрякали: «Кря, кря, кря!»


— Назовите автора и название произведения.







Читают:

тихо-громко

медленно-быстро

грустно-весело


Узнают сказку по иллюстрациям.


2 мин

Совершенствование навыка владения речевым аппаратом.










3.

Изучение нового материала


3.1 Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Сформулировать тему и цель урока.











Формировать представление об авторской сказке, о стихотворной форме написания сказки
















Слайд № 4

Анимация


-Сегодня вас ждет встреча с новой сказкой. У неё интересная история создания.

Автор рассказывает: «У меня часто бывают приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь – травам, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день особо запомнился, 29 августа 1023года. Почувствовал себя человеком, который может творить чудеса. Я не вбежал, а влетел, как на крыльях в квартиру, и схватив какой-то запыленный листок, стал писать веселую поэму о мухиной свадьбе, причем почувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба».


-Кто догадался, что это за сказка и кто её написал?

(На экране появляются слайды с иллюстрациями сказки)

Подводит вопросами к выводу темы урока














Выдвигают гипотезу, обосновывают её.

3 мин














Узнав сказку, называют тему и цель урока.



3.2 Слушание сказки К.Чуковского «Муха — цокотуха»

Дать установку на содержание, показать значимость выразительного чтения, понимать на слух текст произведения


Слайд№4

Аудиозапись



Гиперссылка на аудиозапись







Включает аудиозапись с иллюстрациями к сказке.




Беседа по первичному восприятию произведения.

-Понравилась сказка?

-Что купила муха на денежку, которую нашла?

-Кто поймал муху- именинницу?

-Кто выручил ее из беды?

Слушают сказку.




Участвуют в обсуждении содержания произведения во фронтальном режиме

6 мин.

Знакомятся с содержанием сказки К.Чуковского «Муха — цокотуха»


3.3 Словарная работа

Объяснит значение трудных слов

Слайд №5

Иллюстрации








Объясняет значение слов.

Крендель — витая, сдобная булочка, напоминающая форму восьмерки.

Злодей – тот, кто совершает злодеяния или способен на них.

Вонзает – воткнуть острием.

Ухмыляется – слегка усмехается.

На всем скаку – быстро, без остановки.

Лапти – плетеная обувь из лыка, охватывающая только ступню.

Дают толкование слов

2 мин

Расширение словарного запаса


3.4 Моделирование обложки

Формировать умение работать по алгоритму.

Определить жанр произведения, тему

Слайд№6

Анимация

Дает инструкции по составлению обложки.

-Составьте модель обложки.

-При моделировании используйте памятку




Проверяет качество усвоения материала.

-Назовите тему.

-Прочитайте фамилию автора, и заголовок сказки






Учащиеся работают в парах, по окончании работы называют жанр произведения (сказка), тему (о животных), заголовок «Муха-цокотуха», фамилию автора

3 мин









Выставка лучших моделей обложек


3.5 Знакомство с биографией К.Чуковского

Умение дать характеристику личности писателя: Какой он? Что его привлекает в мире, в людях? В чем особенность его взгляда на мир?

Слайд 7-11

Анимации

Гиперссылка

Сведения о писателе

Книжная полка








Рассказывает о писателе, организует беседу о личности писателя.

-Чуковский был веселым и добрым человеком, очень любил детей. На своей даче в писательском городке Переделкино устраивал детские праздники, новогодние елки. Здесь поэт учил талантливых детей писать стихи. Общение с детьми К.И.Чуковский считал лучшим отдыхом.

Знакомит с произведениями К.Чуковского, используя книжную выставку.

Слушают, задают вопросы.

3 мин

Узнают интересные факты из жизни писателя,


3.6 Физкультминутка для глаз

Активизирует работу глаз на расстоянии




Слайд №12

Анимация со звуком

Следит за движением глаз учеников

Выполняют упражнение для глаз

2 мин

Активизируют работу глаз


3.7 Повторное слушание сказки: различие героев сказки и составление схемы

Погружение в текст и развитие вдумчивого чтения.

Развитие критического мышления


Организует чтение с остановкой, обсуждение содержания произведения, задает вопросы, записывает сказку на доске при помощи заместителей героев сказки. В результате работы появляется следующая схема.


М.-Ц.

Т

Б

Бл

П

Б-К

П

Ж

Ч

К

К

М К

С

С

М

К

М

М


Следят пальчиком, жужжат вместе с учителем, учувствуют в обсуждении содержания, записывают сказку на листочках при помощи заместителей

9 мин

Схема сказки с использованием заместителей

4..

Закрепление изученного материала


4.1 Творческое задание

(в рабочей тетради)

Развитие креативных способностей. Дать возможность каждому ребенку высказать с помощью рисунка свое отношение к произведению.


Руководит работой, задает вопросы по содержанию.

Дорисовывают и раскрашивают, подчеркивают

4 мин

Выставка рисунков


4.2 Тест

Выделить существенную информацию из текста.

Слайд № 13-17

Анимация. Правильный ответ выделяется цветом.


Объясняет, следит за выполнением.

Тест.

  1. Блошки подарили мухе-цокотухе… тапочки, сапожки, чемодан.

  2. Именинницу поймал…клещ, грач, паук.

  3. Бабушка-пчела принесла мухе…лук, сок, мед.

  4. Под диваном спрятались…гусеницы, тараканы, обезьяны.

  5. С жуками отплясывали… бабочки, сверчки, червячки

Работают на листочках, выделяют правильный ответ. Самопроверка. Обратная связь (Неправильные ответы обводят в кружок) Использование элементов здоровьесберегающей технологии Базарного

3 мин

Формируется умение оценивать свою деятельность.


4.3 Игра «Послушай и назови»





















Выявление читательского опыта. Развитие интеллектуальных способностей.

Слайд №18-21


Анимация



















Учитель или хорошо читающие ученики зачитывают отрывки из произведений К.Чуковского

…Великий Умывальник,

Умывальников начальник

И мочалок командир!


-Кто это? (Мойдодыр)


…А в Африке разбойник,

А в Африке злодей…

Он бегает по Африке

И кушает детей…(Бармалей)


…Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами

И сушеными грибами…(Путаница)


…А в большой реке крокодил лежит,

И в зубах не огонь горит

Солнце красное… (Краденое солнце)



Выдвигают гипотезу, обосновывают.

3 мин

Формируется читательский опыт.

4

Итог урока

Подвести к осознанию достижения цели урока

Слайд №22


Анимация

— Какая сказка начинается именинами, а заканчивается свадьбой?

Кто автор этой сказки?

-О чем эта сказка?

-Назовите жанр и тему этого произведения




Отвечают на вопросы. Показывают на обложках заголовок и фамилию автора

2 мин

Цель урока достигнута


Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Слайд №23

Текст










Слайд №24

анимация

Предлагает учащимся высказать свое мнение.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

У меня получилось…

Меня удивило…

Мне захотелось…



-Вы хорошо потрудились — работали активно и дружно. Вам удалось прогнать тучку. Солнышко нам благодарно.

-Спасибо за урок!

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей и высказывается одним предложением, выбирая только фразы из рефлексивного экрана на доске.

2 мин

Учащиеся учатся высказывать свое мнение


Учитель: Методист: Оценка:

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Щелочные металлы"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: