1 класс «Школа 21 века»
Тема: Буква Х, х. Звуковой анализ слов «хобот», «хвост». Анализ звуков [х], [х’].
Цели:
Познакомить детей со звуками [х], [х’], новой согласной буквой Х. совершенствовать навыки грамотного чтения, развивать фонематический слух, творческие способности, внимание , мышление, память, воспитывать бережное отношение к животным, трудолюбие, желание получать знания.
Обучение УУД: умение давать развернутые ответы, составлять предложения и рассказы, учить добывать информацию из разных источников, учить работать с большим объемом информации, подлежащей запоминанию. Воспитывать умение работать в группах, чувство ответственности за порученное дело.
Формировать навык анализа звука, осознанного, правильного чтения.
Ход урока:
Организация класса в начале урока.
Проверка домашнего задания
А) Чтение стихотворения с. 167.
Задание на смекалку:
— На доске трое часов: одни идут верно, другие стоят, третьи спешат на 10 минут. Какие часы идут верно?
Б) Чтение рассказа стр. 170 (Вопросы по содержанию).
В) Повторение ранее изученных букв.
1-В Обведите согласные буквы
2-В Обведите гласные буквы
— Чем отличаются согласные от гласных?
Общее задание: Раскрасьте ту букву, которая вам не знакома.
Основная часть.
А) – Кто догадался, какая буква пришла к нам на урок? Сложите карточки в рукавицы Деда Мороза, он проверит и к концу урока пришлет вам ответ.
— Сегодня у нас в гостях буква Х, а кто будет помогать знакомиться с ней, попробуйте узнать:
Спят усталые игрушки,
Книжки спят!
Одеяла и подушки ждут ребят!
— Из какой передачи пришла эта песенка?
— Кто из героев будет нашими помощниками? (Хрюша)
Б) Выделение звуков из слов «хвост», «хобот».
— Хрюша пришел и стихи принес:
Слон слону приснился страшный,
А приснилось ему вдруг,
Что хобот оторвался!
Анализ слова «хобот» стр. 175 «Грамота»
Кто нам машет под кустом
Пушистым, рыженьким хвостом?
(Лиса)
Анализ слова «хвост» стр. 175 «Грамота»
— Сравните звуки в словах «хобот» и «хвост».
— Дайте им характеристику? (Согласные, твердые, глухие)
— Неужели звук [х] может быть только твердым?
— Придумайте слова, чтобы звук [х’] был мягким.
Хохотала громко Мила,
В рот смешинка угодила
Хи-хи-хи!
Вдруг – бух!
Упала
И смешинку потеряла!
— Анализ слова «хи-хи-хи»
Вывод: Звуки [х], [х’] обозначаются на письме Х (ха).
В) Физкультминутка «Хомка».
— Сколько раз услышали звук [х] во время физкультминутки? (8)
— Я диктую слова услышите звук [х]или [х’] – хлопок в ладоши.
1 ряд: хворост, хитрец, хорошо, халва, Хабаровск
2 ряд: Архип, охра, охрана, похож.
3 ряд: пастух, лопух, мох, орех.
Г) Чтение слогов – слияние.
— Хрюша сел на петуха –
Мы смеялись: ха-ха-ха!
— Хрюша сочинял стихи –
Мы смеялись: хи-хи-хи!
— Хрюша рисовал окно –
Мы смеялись: хо-хо-хо!
— Хрюша нам на петухе –
Мы смеялись: хе-хе-хе!
— Хрюша кушал наш уху –
Мы смеялись: ху-ху-ху!
Д) Печатание новой буквы в тетради «Грамота» с. 53
Е) Упражнение в чтении слов с новой буквой.
— Хрюша пригласил на чай своих друзей: Каркушу, Филю и Степашку. Раздал им чашки, налил чая, но в чай всегда кладут: сахар. Давайте поможем Хрюше.
(6 кусочков нужно разложить в 3 чашки поровну. Сколько кусочков попадает в каждую чашку?) 6:3=2
— Почему-то гости чай не пьют?
— Поможем ответить буква, с которой мы сегодня познакомились?
… УД ОБЕД, КОГДА — …ЛЕБА НЕТ.
— Давайте угостим друзей булочками, которые выросли на хлебном дереве.
Батон Крендель Хлеб
Хворост Баранка Булка
— Выбирайте только те кондитерские изделия, в которых есть буква Х.
— Не могу оторвать. Почему?
— Хлеб не растет на деревьях!
— Чтобы угостить друзей, нужно верно составить путь от зерна до булки (Работа в группах).
Ж) Работа с учебником «Грамота» стр. 175
— Чтение слов, подчеркивание звуков.
— «Найди слово в слове» СТР. 176.
З) Упражнение в словообразовании.
— Угощения достанутся и вам: девочкам – баранки, мальчикам – крендели.
— На оборотной стороне зашифровано слово : А1 В2 А3 Л4 Х5
— Пронумеруйте буквы, а теперь запишите их в заданном порядке: 51423
Халва
(Деление слов на слоги, расстановка ударения, характеристика первого звука).
Итог урока.
— С какой буквой познакомились?
— Какие звуки она обозначает?
— Произнесите твердый звук.
— Произнесите мягкий звук.