Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа №8» г. Сафоново
Смоленской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
ДОД Центр детского творчества
г. Сафоново Смоленской области
Опыт проведения интегрированных занятий
с использованием интерактивных методов обучения
с учащимися начальных классов
Подготовили:
учитель-логопед Верба Алла Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Великанова Татьяна Николаевна
2014 год
Опыт проведения интегрированных занятий
с использованием интерактивных методов обучения
с учащимися начальных классов
На земле очень много профессий
О профессии каждый мечтал.
Есть профессии — нежная песня,
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в 21-й наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята,
Чтобы вырос из вас человек.
На страницах специальной печати, в том числе и журнала «Известия Академии педагогических и социальных наук» неоднократно с тревогой сообщалось о нездоровой тенденции, появившейся в нашем обществе на грани XX и XXI веков, — децелерации. Децелерация – это замедленный темп физического и интеллектуального развития детей. Поступающие в 1-й класс дети имеют ограниченный словарный запас, неразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. Оно также не способны работать по инструкции учителя. Это свидетельствует о том, что в стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей, поступающих в школу. Отсюда – необходимость полного пересмотра традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.
Меняются и функции всех педагогических работников. В процессе интеграции России в общеевропейском образовательном пространстве необходимо расширение профессионального признания, способности использования интерактивных методов обучения как средства формирования ключевых компетенций.
Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов организации образовательного процесса, активизации деятельности учащихся в ходе занятий, поисков путей решения возникающих проблем.
Интерактивные методы, по сравнению с пассивными и активными методами, ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Интерактивные упражнения и задания способствуют не только закреплению изученного материала, но и изучению нового. Положительным моментом интерактивного взаимодействия являются:
возможность каждого ученика иметь свою точку зрения по изучаемой теме;
наличие диалога между участниками процесса, что способствует формированию умения слушать и слышать друг друга, оказывать помощь друг другу;
создание ситуации успеха;
самостоятельная познавательная деятельность учеников;
рефлексия;
возможность сотрудничества с педагогами различных учебных дисциплин или педагогами разных школ.
Последний факт приобретает особую важность, т. к. современным детям трудно долгое время сосредотачиваться на одном виде деятельности. А именно на интегрированном занятии оказывается возможным решить и коррекционные, и образовательно — воспитательные задачи.
Интегрированные занятия в практике учителей-логопедов возможны, если сотрудничать с педагогами различных учебных дисциплин. В нашем случае мы решили объединить детей, посещающих творческое объединение «Начальное конструирование» с группой учащихся 1-х классов, занимающихся внеурочной деятельностью (кружок «Азбука загадок»), который ведёт учитель-логопед школьного логопункта. Это оказалось возможным, т. к. мы приняли за основу тематическую модель интеграции, при которой берётся единая лексическая тема. Каждый специалист самостоятельно определяет наиболее эффективные формы и методы работы с детьми, исходя из основной темы.
Таким образом, мы нашли общие моменты в деятельности педагога дополнительного образования и учителя-логопеда, занимающегося с учащимися внеурочной деятельностью, и определили для себя общую цель и общие задачи нашего взаимодействия.
Цель: создание условий для развития личности обучающихся посредством групповой работы с применением метода интерактивного обучения.
Задачи:
создать условия для саморазвития учащихся;
способствовать расширению кругозора детей по изучаемой теме и, следовательно, их словарного запаса;
пробуждать любознательность и интерес к теме;
развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде;
вовлекать детей в соревновательную и игровую деятельность;
воспитывать творческую активность, уважение к труду и людям труда, чувство гражданственности;
развивать у учащихся умение самоконтроля.
Подобные занятия мы проводим уже второй год и заметили, что дети быстрее усваивают новый материал. Ранее мы применяли метод «мозгового штурма», метод проектов на тему «Сказка за сказкой», игровые методики разных типов: ролевые и имитационные.
Теперь же для итогового интегрированного занятия на тему «Все профессии нужны, все профессии важны» мы решили использовать интерактивную технологию «Карусель»
Предварительная работа учителя-логопеда заключалась в анкетировании детей на знание рабочих профессий и проведении двух занятий по отгадыванию загадок на эту же тему. Предварительная работа педагога дополнительного образования заключалась:
в анкетировании по выявлению знаний о профессиях и видах технических объектов. Дети назвали много технических средств, а соответствующих профессий – недостаточно;
2. в проведении 8-и занятий на тему «Автоконструирование», на котором учащиеся знакомились с историей и современном уровне развития техники, а также приобретали знания в области черчения, конструирования, технического моделирования и дизайна, знакомились с технической терминологией. Дети учились работать с ножницами, циркулем, читать чертежи, изготавливать различные модели. Также отгадывались загадки на тему «Профессии».
Структура проведения занятия:
1. Подготовка занятия
Педагоги произвели подбор темы, ситуации, подбор конкретной формы интерактивного занятия (метод «Карусель»), которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.
При разработке занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:
1) Участники занятия, их возраст, интересы, временные рамки проведения занятия, проводились ли занятия по этой теме в данной группе ранее.
2) Перечень необходимых условий:
должна быть четко определена цель занятия;
подготовлены раздаточные материалы;
обеспечено техническое оборудование;
определены основные вопросы, их последовательность;
подобраны практические примеры из жизни.
3) Что должно быть при подготовке занятия:
уточнение проблем, которые предстоит решить;
обозначение перспективы реализации полученных знаний;
определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).
4) Раздаточные материалы:
раздаточные материалы должны быть адаптированы к возрасту учащихся;
использование иллюстраций и символов.
2. Вступление:
Сообщение темы и цели занятия.
Один из учеников рассказывает выученное ранее стихотворение:
Я не знаю пока, кем я стану
И куда я работать пойду.
То мне хочется стать капитаном,
То командовать башенным краном,
То возить на машине руду.
Я хочу быть шофёром, актёром,
Взрывником и электромонтёром,
А ещё маляром, кузнецом
И всемирно известным певцом.
Сколько в мире различных профессий,
Необычных и важных работ!
И бурильщиком быть интересно,
И водить грузовой самолёт.
Я позднее решу, кем я буду.
Сколько разного в мире всего!
Не люблю только мыть я посуду
И не делать совсем ничего.
Учитель: «Человек рождается 2 раза, говорят в народе, считая вторым рождением выбор профессии. Бытует легенда, что в голландских семьях (будь то самая богатая или самая бедная семья), когда рождается ребёнок и только начинает что-то понимать, мать берёт его ладошки и показывает на них 2 извилинки. Буква «М» по-голландски означает «человек», а если перевернуть её – получается латинскоя «W», что означает – работа. Человек и работа. Человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье – найти в жизни своё признание».
Далее:
– участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;
– педагог информирует участников о правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии;
– нужно представить участников, т. к. занятие межгрупповое и междисциплинарное;
– необходимо добиться однозначного понимания терминов, понятий, что сформирует у обучающихся установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова.
Примерные правила работы в группе:
быть активным.
уважать мнение участников.
быть доброжелательным.
быть пунктуальным, ответственным.
не перебивать.
быть открытым для взаимодействия.
быть заинтересованным.
стремится найти истину.
придерживаться регламента.
креативность.
уважать правила работы в группе.
3. Основная часть:
Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия: технология «Карусель». Детям такой вид работы очень понравился. Образуется 2 кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – это сидящие неподвижно ученики, обращённые лицами к внешнему кругу, а внешнее – это дети, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, учащиеся успевают проговорить за считанные минуты несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Ребята увлечённо беседуют, занятие проходит динамично и результативно.
У детей внутреннего круга в руках модели автомобилей, изготовленные из бумаги самостоятельно на занятиях творческого объединения «Начальное конструирование». Это трактор, экскаватор, каток, самосвал, бульдозер, подъёмный кран. Они задают детям внешнего круга вопросы:
как называется эта модель техники;
его назначение;
кто ею управляет и название соответствующей профессии.
Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями, после этого дети внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнёру и их диалоги повторяются, пока каждый участник не сделает круг.
Далее роли меняются: дети внешнего круга задают загадки о рабочих профессиях детям внутреннего круга.
Если при анкетировании дети называли много технических средств, а соответствующих профессий – недостаточно, то во время игры они уже с лёгкостью называли профессию, связанную с определённой технической моделью, и с удовольствием общались друг с другом. Особенно важным было для них общение со сверстниками, т. к. каждый из них в определённый момент был маленьким учителем.
4. Выводы (рефлексия)
Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:
что произвело на вас наибольшее впечатление?
что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, что мешало?
есть ли что-нибудь, что удивило вас в процессе занятия?
чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?
как вы оцениваете свои действия и действия группы?
если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?
Педагог обобщает всё сказанное и произносит итоговые слова: «Время летит незаметно, об этом знают все родители. Некоторые из них уже сейчас думают: кем станут их дети, какую профессию выберут? Вопрос этот очень сложный. В мире не 10, не 100 и даже 1000 профессий, а больше. Может быть и вы, ребята, решите связать свою судьбу с трудовыми профессиями. Именно они способствуют развитию и процветанию нашей страны».
Взаимодействие двух педагогов можно представить в виде структурно-логической схемы.
Развивать творческое мышление Развитие познаватель- ной активности
Развитие логического мышления
Выработка единых требований к речи детей
Взаимопосе- щение занятий
Развитие коммуника- тивных умений навыков Консульта- ции логопеда
Формирова- ние умения отгадывать загадки Расширение объёма слу- хового внимания памяти
Обогащение и развитие словаря
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Список используемой литературы:
Журавлёва А.П. Начальное техническое моделирование: пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. М.: Просвещение, 1982.
Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, 1988.
Крулехт М.В. Методическое пособие для педагогов ДОУ / М.В. Крулехт, А.А. Крулехт. – СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2004. – 112 с.
Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт / под ред. В.С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. и дополн. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: «Март», 2005. – 368 с.
Используемые материалы и Интернет — ресурсы
1. ru.wikipedia.org/wiki/Интерактивные_подходы
2. https://nestandartno.ru