Открытый урок по литературному чтению на тему: ««Баба-Яга» (русская народная сказка)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 им. К. Минина г. Балахны»




Открытый урок по литературному чтению

на тему

«Баба-Яга»

(русская народная сказка) Работа с детскими книгами.

(УМК «Гармония»)

с использованием компьютерной презентации



Класс: третий

Автор: Радаева Елена Александровна

Учитель начальных классов

высшей категории




Цель: выяснить, положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга.


  1. Организационный момент

  2. Подготовка к восприятию

— Ребята, сегодня я получила престранное письмо, не подписанное. Давайте попробуем догадаться все вместе от кого оно может быть

«Иногда меня Костяной ногой кличут. Можно подумать, что у вас у самих ноги без костей. А языки-то и подавно, поэтому и мелют про меня всякую чушь. А я вовсе не злыдня. Ну, хотела я однажды Алёнушкиного братца-козлёночка скушать. Так ведь это не со зла: просто у меня друзья  такие что Леший, что Кащей Бессмертный, разве у них чему хорошему научишься? А так что за жизнь у меня; сижу себе в избушке, тоскую, разве что иногда на метле пролечу или в ступе покатаюсь»

— Как вы догадались о ком идет речь?

— А что вы еще знаете о Баба-Яге?

— Обратимся к справочным материалам.


  • Баба Яга – это образ хозяйки иного мира. Ее избушка на курьих ножках изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но со входом со стороны леса.

  • Баба Яга является как бы живым мертвецом – она не видит человека, пришедшего из мира живых. Отсюда ее слова: «Русский дух чую». Подтверждением того, что Яга – живой мертвец, является ее имя – Баба Яга, костяная нога)

  • Свое имя получила от старинного слова «ягать», значит кричать, ругаться, шуметь, бушевать

  • Одни ученые считают Ягу обычной злой ведьмой, вторые величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный вход в потусторонний мир.


— А теперь вы что нового узнали об этом герое?

— Сегодня мы будем знакомиться с русской народной сказкой «Баба-Яга». Давайте предположим с вами, какой будет Баба-Яга в этой сказке. Составим словесный портрет Бабы Яги и охарактеризуйте ее.

(записывается на доске)


  1. Подготовительные упражнения

    • Читай внимательно (упражнения на формирование правильности чтения)

НАПУТАЛ – НАПУГАЛ

ТЕРКА – ТЕТКА

  • Читай целым словом

КЛОНИТ – ПРИКЛОНИТ –ПРИКЛОНИЛА

ХЛОП – ЗАХЛОПНУТ – ЗАХЛОПНУТСЯ

  • Читай слитно

ШИРОКАЯ – ШИРОКАЯ

ДРЕМУЧИЙ – ДРЕМУЧИЙ

МЕД — ПИВО

  • Правильно делай ударение

ПОСЛАЛА

ДОЧИСТА

    • Упражнения на антиципацию

ДЕВОЧКА ВЗЯЛА ПОЛОТЕНЦЕ И ГРЕБЕШОК И ПОБЕЖАЛА; СОБАКИ ХОТЕЛИ ЕЁ РВАТЬ ОНА БРОСИЛА ИМ ХЛЕБЦА, И ОНИ ЕЁ ПРОПУСТИЛИ; ВОРОТА ХОТЕЛИ ЗАХЛОПНУТЬСЯ , ОНА ПОДЛИЛА ИМ ПОД ПЯТОЧКИ МАСЛИЦА И ОНИ ЕЁ ПРОПУСТИЛИ, БЕРЁЗКА ХОТЕЛА ЕЙ ГЛАЗА ВЫСТЯГАТЬ – ОНА ЕЁ ЛЕТТОЧКОЙ ПЕРЕВЯЗАЛА И ТА ЕЁ ПРОПУСТИЛА.


  1. Знакомство с текстом с лексической работой одновременно

организуется в форме чтения детьми вслухпо цепочке или по вызову учителя – отдельных фрагментов. Попутно проводится лексическая работа.


Справочный материал.

Кросна – старинное приспособление для ткачества (плетения ткани).

Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для того, чтобы толочь что-нибудь в ступе.

Ступа – металлический или тяжелый деревянный сосуд, в котором толкут что-нибудь пестом.


  1. Обсуждение прочитанного, перечитывание, работа с текстом

— Сколько персонажей в сказке? Кто главный?


— Составление картинного плана. Расставьте цифры по порядку.


— Кто помогал девочке? Почему они её выручали?

— Какие волшебные предметы дал кот девочке?

— Какая это сказка: бытовая, волшебная или о животных?

— Подтвердилась ли характеристика, которую мы дали Бабе-Яге? Найдите в тексте и прочитайте эти подтверждения.

— Есть ли в сказке троекратный повтор? Какой?

— Традиционна ли концовка этой сказки?

— Для чего необходима концовка в сказке? (Чтобы вывести читателя в реальное время.)


— Найдите и прочитайте, то место, которое подходит к иллюстрации 2,6. Прочитайте по ролям. (Можно провести работу по рядам)


  1. Физкультминутка

В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)

Стоит задом наперёд, (поворот)

В той избушке есть старушка, (наклоны)

Бабушка Яга живёт. (поворот обратно )

Нос крючком, (показать нос)

Глаза большие, (показать глаза)

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)

Дыбом волосы стоят, (руки вверх)


  1. Знакомство с текстом стихотворения Ладонщикова. Перечитывание и работа с текстом.

Стихотворение читает либо учитель, либо заранее подготовленный ученик.

— Перечитайте стихотворение и найдите строки, в которых говорится, почему Яга «плачет, печалится».

— Какой выход для Яги видит автор стихотворения?


  1. Работа с прочитанными книгами

— К этому уроку вы читали произведения, где одной из персонажей была Баба-Яга. В каких произведениях характер этого персонажа был таким же как в сказке с которой мы знакомились сегодня?

— А в каких произведениях Баба-Яга была другой?


  1. Составление характеристики Бабы-Яги

Значит, можем ли мы однозначно говорить, что Баба-Яга – это отрицательный персонаж? Почему?


  1. Подведение итогов

— Продолжите фразу

«Сегодня на уроке я…»


  1. Оценивание работы

— На какую ступеньку вы себя поставите и почему?


  1. Домашнее задание

    • Выполнить задания в рабочей тетради

    • Подготовить ответ на 3 вопрос

    • Познакомиться с текстом следующего произведения с. 35-38

Свежие документы:  Рабочая программа по физкультуре 2 класс УМК Школа России

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: