Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 им. К. Минина г. Балахны»
Открытый урок по литературному чтению
на тему
«Баба-Яга»
(русская народная сказка) Работа с детскими книгами.
(УМК «Гармония»)
с использованием компьютерной презентации
Класс: третий
Автор: Радаева Елена Александровна
Учитель начальных классов
высшей категории
Цель: выяснить, положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок является Баба Яга.
Организационный момент
Подготовка к восприятию
— Ребята, сегодня я получила престранное письмо, не подписанное. Давайте попробуем догадаться все вместе от кого оно может быть
«Иногда меня Костяной ногой кличут. Можно подумать, что у вас у самих ноги без костей. А языки-то и подавно, поэтому и мелют про меня всякую чушь. А я вовсе не злыдня. Ну, хотела я однажды Алёнушкиного братца-козлёночка скушать. Так ведь это не со зла: просто у меня друзья такие что Леший, что Кащей Бессмертный, разве у них чему хорошему научишься? А так что за жизнь у меня; сижу себе в избушке, тоскую, разве что иногда на метле пролечу или в ступе покатаюсь»
— Как вы догадались о ком идет речь?
— А что вы еще знаете о Баба-Яге?
— Обратимся к справочным материалам.
Баба Яга – это образ хозяйки иного мира. Ее избушка на курьих ножках изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но со входом со стороны леса.
Баба Яга является как бы живым мертвецом – она не видит человека, пришедшего из мира живых. Отсюда ее слова: «Русский дух чую». Подтверждением того, что Яга – живой мертвец, является ее имя – Баба Яга, костяная нога)
Свое имя получила от старинного слова «ягать», значит кричать, ругаться, шуметь, бушевать
Одни ученые считают Ягу обычной злой ведьмой, вторые величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный вход в потусторонний мир.
— А теперь вы что нового узнали об этом герое?
— Сегодня мы будем знакомиться с русской народной сказкой «Баба-Яга». Давайте предположим с вами, какой будет Баба-Яга в этой сказке. Составим словесный портрет Бабы Яги и охарактеризуйте ее.
(записывается на доске)
Подготовительные упражнения
Читай внимательно (упражнения на формирование правильности чтения)
НАПУТАЛ – НАПУГАЛ
ТЕРКА – ТЕТКА
Читай целым словом
КЛОНИТ – ПРИКЛОНИТ –ПРИКЛОНИЛА
ХЛОП – ЗАХЛОПНУТ – ЗАХЛОПНУТСЯ
Читай слитно
ШИРОКАЯ – ШИРОКАЯ
ДРЕМУЧИЙ – ДРЕМУЧИЙ
МЕД — ПИВО
Правильно делай ударение
ПОСЛАЛА
ДОЧИСТА
Упражнения на антиципацию
ДЕВОЧКА ВЗЯЛА ПОЛОТЕНЦЕ И ГРЕБЕШОК И ПОБЕЖАЛА; СОБАКИ ХОТЕЛИ ЕЁ РВАТЬ ОНА БРОСИЛА ИМ ХЛЕБЦА, И ОНИ ЕЁ ПРОПУСТИЛИ; ВОРОТА ХОТЕЛИ ЗАХЛОПНУТЬСЯ , ОНА ПОДЛИЛА ИМ ПОД ПЯТОЧКИ МАСЛИЦА И ОНИ ЕЁ ПРОПУСТИЛИ, БЕРЁЗКА ХОТЕЛА ЕЙ ГЛАЗА ВЫСТЯГАТЬ – ОНА ЕЁ ЛЕТТОЧКОЙ ПЕРЕВЯЗАЛА И ТА ЕЁ ПРОПУСТИЛА.
Знакомство с текстом с лексической работой одновременно
организуется в форме чтения детьми вслух – по цепочке или по вызову учителя – отдельных фрагментов. Попутно проводится лексическая работа.
Справочный материал.
Кросна – старинное приспособление для ткачества (плетения ткани).
Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для того, чтобы толочь что-нибудь в ступе.
Ступа – металлический или тяжелый деревянный сосуд, в котором толкут что-нибудь пестом.
Обсуждение прочитанного, перечитывание, работа с текстом
— Сколько персонажей в сказке? Кто главный?
— Составление картинного плана. Расставьте цифры по порядку.
— Кто помогал девочке? Почему они её выручали?
— Какие волшебные предметы дал кот девочке?
— Какая это сказка: бытовая, волшебная или о животных?
— Подтвердилась ли характеристика, которую мы дали Бабе-Яге? Найдите в тексте и прочитайте эти подтверждения.
— Есть ли в сказке троекратный повтор? Какой?
— Традиционна ли концовка этой сказки?
— Для чего необходима концовка в сказке? (Чтобы вывести читателя в реальное время.)
— Найдите и прочитайте, то место, которое подходит к иллюстрации 2,6. Прочитайте по ролям. (Можно провести работу по рядам)
Физкультминутка
В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперёд, (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга живёт. (поворот обратно )
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, (показать глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят, (руки вверх)
Знакомство с текстом стихотворения Ладонщикова. Перечитывание и работа с текстом.
Стихотворение читает либо учитель, либо заранее подготовленный ученик.
— Перечитайте стихотворение и найдите строки, в которых говорится, почему Яга «плачет, печалится».
— Какой выход для Яги видит автор стихотворения?
Работа с прочитанными книгами
— К этому уроку вы читали произведения, где одной из персонажей была Баба-Яга. В каких произведениях характер этого персонажа был таким же как в сказке с которой мы знакомились сегодня?
— А в каких произведениях Баба-Яга была другой?
Составление характеристики Бабы-Яги
— Значит, можем ли мы однозначно говорить, что Баба-Яга – это отрицательный персонаж? Почему?
Подведение итогов
— Продолжите фразу
«Сегодня на уроке я…»
Оценивание работы
— На какую ступеньку вы себя поставите и почему?
Домашнее задание
Выполнить задания в рабочей тетради
Подготовить ответ на 3 вопрос
Познакомиться с текстом следующего произведения с. 35-38