Пояснительная записка.
В настоящее время в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования одним из приоритетных направлений урочной и внеурочной деятельности учащихся становится деятельность проектная. Проектная деятельность рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у учащихся способностей к творческой деятельности. В процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь школьников, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации. Занятия проектной деятельностью вырабатывают такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность в выполнении работы.
Под проектной деятельностью понимают разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
— направленные на достижении конкретных целей;
— включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
— имеют ограниченную протяжённость во времени, с определённым началом и концом;
— результаты в определённой степени неповторимы и уникальны.
Актуальность. Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. Декоративное творчество способствует изменению отношения ребёнка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных государственных образовательных стандартов».
Содержание программы «Декоративное творчество» связано с содержанием смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно-прикладного творчества: пластилинография, бисероплетение, бумагопластика, изготовление кукол, — которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Отличительные особенности данной программы. В отличие от существующих образовательных программ по технологии, рассчитанных на обучение детей начальной школы, разработанная программа направлена на продуктивную внеурочную преобразовательную деятельность и создаёт условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга через проектную деятельность. Ведь в ходе освоения программы ребёнок, обучаясь, создаёт индивидуальные и коллективные сюжетно-тематические композиции, в которых используются изделия, выполненные учащимися на занятиях. Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения, полученные, несомненно, на уроках. А вот выполнение его наиболее продуктивно во внеурочное время. Это способствует возрождению ценных традиций, в частности, семейного творчества, объединения школьников по интересам, доброжелательного и уважительного общения друг с другом.
Программа способствует:
— развитию разносторонней личности ребёнка, воспитание воли и характера;
— помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
— формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
— освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
— обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учётом возможных художественных средств;
— созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
— знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Цель программы:
— воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно-прикладного искусства;
— формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
Расширить представление о многообразии видов декоративно-прикладного искусства;
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе декоративно-прикладного искусства;
Развивать всестороннее интеллектуальное и эстетическое мышление младших школьников, повышать эффективность их обучения;
Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;
Приобщать школьников к народному искусству;
Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Программа «Декоративное творчество» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности в течении 270 часов при условии организации занятий 2 часа в неделю.
Основной формой работы являются учебные знания. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведёт детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
— однодневными (проводится в конце каждого задания с целью обсуждения);
— постоянные (проводятся в помещении, где работаю дети);
— тематические (по итогам изучения разделов, тем);
— итоговые (в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей);
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Результаты освоения программы.
Освоение детьми программы «Декоративное творчество» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных УУД у учащихся:
будут сформированы:
— учебно-познавательного интереса к декоративно-прикладному творчеству как одному из видов изобразительного искусства;
— чувство прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
— навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
— ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
— способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
заложены:
— основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбия, организованности, добросовестного отношения к делу, инициативности, любознательности, потребности помогать другим, уважения к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
Формирование устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
Реализации творческого потенциала в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.
В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:
— выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
— учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
— адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
— навыкам работы с разнообразными материалами и навыками создания образов посредством различных технологий;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научится:
Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Пользоваться средствами выразительности языка декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой;
Моделировать новые формы, различные ситуации, путём трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно-прикладного творчества;
Осуществлять поиск информации с использованием литературы и средствами массовой информации;
Отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:
— различать изученные виды декоративно-прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
— приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
— осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно-прикладном творчестве;
— развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
— художественно-образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
— развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
Развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно-прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
Создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
Понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, и уважать их;
Более углубленному освоению понравившегося ремесла и изобразительно-творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:
— первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
— сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить своё общение со сверстниками и взрослыми;
— формировать собственное мнение и позицию.
Младший школьник получит возможность научиться:
Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремлённость.
Тематическое планирование.
Учебно-тематическое планирование (в целом).
Название раздела | Количество часов | |||||||||
всего | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||||
|
|
| Теор. | Прак. | Теор. | Прак. | Теор. | Прак. | Теор. | Прак. |
I | Введение: правило техники безопасности | 4 | 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
|
II | Пластилинография | 79 | 2 | 14 | 5 | 16 | 3 | 18 | 2 | 19 |
III | Бумагопластика | 52 | 1 | 15 | 2 | 10 | 3 | 9 | 2 | 10 |
IV | Бисероплетение | 77 | 1,5 | 18,5 | 1 | 18 | 3 | 16 | 3 | 16 |
V | Изготовление кукол | 58 | 1 | 12 | 3 | 12 | 3 | 12 | 1 | 14 |
Итого | 270 | 66 | 68 | 68 | 68 |
Учебно-тематическое планирование (по годам обучения).
1 год обучения.
Название разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | Теор. | Прак. | ||
I | Введение: правила техники безопасности | 1 | 1 |
|
II | Пластилинография | 16 |
|
|
1 | Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию» | 1 | 1 |
|
2 | Плоскостное изображение. «Подарки осени» | 1 |
| 1 |
3 | Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке» | 1 |
| 1 |
4 | «Кактус в горшке» | 1 |
| 1 |
5 | Плоскостное изображение. «Рыбка» | 2 |
| 2 |
6 | «Натюрморт из чайной посуды» | 1 |
| 1 |
7 | Рельефное изображение. «Ферма» | 2 |
| 2 |
8 | Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки» | 1 |
| 1 |
9 | Божьи коровки на ромашке | 1 |
| 1 |
10 | Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Цветы для мамы» | 2
| 1 | 1 |
11 | «Ромашки» | 1 |
| 1 |
12 | «Совушка – сова» | 1 |
| 1 |
13 | «Снегурочка в зимнем лесу» | 2 |
| 2 |
III | Бумагопластика | 16 |
|
|
1 | Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». «Волшебные комочки». | 2 | 1 | 1 |
2 | Фрукты | 2 |
| 2 |
3 | «Чудо-дерево» | 2 |
| 2 |
4 | Птенчики | 2 |
| 2 |
5 | «Снегирь» | 2 |
| 2 |
6 | Новогодняя игрушка. Символ года | 2 |
| 2 |
7 | Открытка к Новому году | 2 |
| 2 |
8 | Праздничный салют | 2 |
| 2 |
IV | Бисероплетение | 20 |
|
|
1 | Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. | 1 | 1 |
|
2 | Знакомство с основными технологическими приёмами низания на проволоку. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утёнок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза и др.) | 16 |
| 16 |
4 | Низание крестиками | 2 |
| 2 |
V | Изготовление кукол | 13 |
|
|
1 | Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности | 1 | 1 |
|
2 | Кукла на картонной основе | 4 |
| 4 |
3 | Композиция «В лесу» | 4 |
| 4 |
4 | Кукла – актёр. Аппликация. Пальчиковые куклы. | 4 |
| 4 |
Итого: 66 часов |
2 год обучения.
Название разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | Теор. | Прак. | ||
I | Введение: правила техники безопасности | 1 |
|
|
1 | Чему будем учится на занятиях. Цвет. Цветовой круг |
| 1 |
|
II | Пластилинография | 21 |
|
|
1 | Полуобъёмное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои» | 5 | 1 | 4 |
2 | Жанр изобразительного искусства – натюрморт. «Осенний натюрморт» | 4 | 1 | 3 |
3 | Жанр изобразительного искусства – портрет. «Весёлый клоун» | 4 | 1 | 3 |
4 | Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса» | 4 | 1 | 3 |
5 | Оформление народной игрушки в технике пластилинография. «Матрёшка» | 4 | 1 | 3 |
III | Бумагопластика | 12 |
|
|
1 | История бумаги. Технология работы с бумагой | 1 | 1 |
|
2 | Цветы из бумаги | 4 |
| 4 |
3 | Снежинки | 4 |
| 4 |
4 | Новогодняя открытка | 3 | 1 | 2 |
IV | Бисероплетение | 19 |
|
|
1 | Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит». | 4 |
| 4 |
2 | Техника параллельного низания. «Бабочка» | 4 |
| 4 |
3 | Аппликация из бисера. «Подарок к 8 марта» | 6 |
| 6 |
4 | Бисерная цепочка с петельками | 5 | 1 | 4 |
V | Изготовление кукол | 15 |
|
|
1 | Народная кукла. Русские обряды и традиции | 1 | 1 |
|
2 | Бесшовные куклы | 7 | 1 | 6 |
3 | Техника продевания. «Кукла-ремесленник», «Хозяйка-рукодельница». | 7 | 1 | 6 |
Итого: 68 часов |
3 год обучения.
Название разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | Теор. | Прак. | ||
I | Введение: правила техники безопасности | 1 |
|
|
1 | Вводное занятие | 1 | 1 |
|
II | Пластилинография как способ декорирования | 21 |
|
|
1 | Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство в интерьере. | 1 | 1 |
|
2 | Фоторамка. | 4 |
| 4 |
3 | Подсвечник. | 2 |
| 3 |
4 | Ваза. | 4 |
| 4 |
5 | Объёмно-пространственная композиция «Сказочный город». | 10 | 1 | 9 |
III | Бумагопластика | 12 |
|
|
1 | Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги | 1 | 1 |
|
2 | Конструирование из бумажных полос | 5 | 1 | 4 |
3 | Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приёмы работы. | 6 | 1 | 5 |
IV | Бисероплетение | 19 |
|
|
1 | Техника «французского» плетения. | 5 | 1 | 4 |
2 | Бисерные «растения» в горшочках. | 7 | 1 | 6 |
3 | Объёмные картины. Панно, выполненное на проволоке. | 7 | 1 | 6 |
V | Изготовление кукол | 15 |
|
|
1 | Сувенирная кукла | 1 | 1 |
|
2 | Оберег. Символика оберегов. Домовёнок | 7 | 1 | 6 |
3 | Кукла — шкатулка | 7 | 1 | 6 |
Итого: 68 часов |
4 год обучения
Название разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | Теор. | Прак. | ||
I | Введение: правила техники безопасности | 1 |
|
|
1 | Чему будем учится на занятиях. | 1 | 1 |
|
II | Пластилинография | 21 |
|
|
1 | Панно из пластилина. Знакомство принципами работы. | 1 | 1 |
|
2 | Перенесение рисунка на прозрачную основу. | 1 |
| 1 |
3 | Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу | 5 |
| 5 |
4 | Тематические композиции. Творческо–поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность. | 14 | 1 | 13 |
III | Бумагопластика | 12 |
|
|
1 | Смешанные базовые формы в бумажном конструировании | 6 | 1 | 5 |
2 | Завивка, закругления. | 6 | 1 | 5 |
IV | Бисероплетение | 19 |
|
|
1 | Бисероплетение как способ оформления интерьера | 1 | 1 |
|
2 | Праздничные сувениры | 9 | 1 | 8 |
3 | Цветочные композиции, букеты. | 9 | 1 | 8 |
V | Изготовление кукол | 15 |
|
|
1 | Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве» | 1 | 1 |
|
2 | Работа над образом. Эскиз. | 2 |
| 2 |
3 | Подготовка материалов и инструментов. Выбор техники исполнения. | 1 |
| 1 |
4 | Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность. | 11 |
| 11 |
Итого: 68 часов |
Содержание разделов и тем программы.
Первый год обучения (66 часов)
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых сведений о простейших приёмах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно-прикладного искусства, изготовление простейших декоративно-художественных изделий, обучение организации своего рабочего места.
Введение: правила техники безопасности.
Вводное занятие «Путешествие в Пластилинию».
Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.
Плоскостное изображение. Подарки осени».
Понятие «натюрморт», «колорит».
Практическая часть. Освоение приёма «вливания одного цвета в другой».
Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Кактус в горшке».
Создание выразительного образа посредством объёма и цвета. Свойства используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание).
Практическая часть. Сплющивание и разглаживание поверхностей в создаваемых объектах.
Плоскостное изображение. «Рыбка» .
Особенности построения композиции подводного мира.
Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире с использованием техники пластилинографии.
«Натюрморт из чайной посуды».
Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.
Практическая часть. Соединение частей изделия путём сглаживания мест скрепления.
Рельефное изображение. «Ферма».
Создание сюжета в полуобъёме.
Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей с использованием имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.
Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочка», «Божьи коровки на ромашке».
Понятие «симметрия» (на примере внешнего вида бабочки в природе и в рисунке).
Практическая часть. Работа в технике «мазок пластилином» с плавным «вливанием» одного цвета в другой на границе их соединения. Создание рельефа.
Лепная картина. Формирование композиционных навыков. «Цветы для мамы».
Понятие «композиция» в пластилинографии.
Практическая часть. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объём и выступаю над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлинённых лепестков с использованием чесноковыжималки.
«Ромашки».
Трафаретные технологии пластилиновой живописи.
Практическая часть. Выполнение лепной картины с использованием трафаретной технологии.
«Совушка – сова».
Стека как инструмент для лепки.
Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Деление целого на части при помощи стеки.
«Снегурочка в зимнем лесу».
Практическая часть». Создание знакомого образа с опорой на жизненный опыт детей