Бюджетное учреждение Омской области
«Комплексный центр социального обслуживания населения
Оконешниковского района»
«В гостях у бабушки»
Развивающее занятие
(для младшего школьного возраста)
Социальный педагог отделения
социальной реабилитации
инвалидов
БУ «КЦСОН
Оконешниковского района»
Крутикова Марина Сергеевна
Оконешниково 2014
Тема: «В гостях у бабушки»
Цель: развитие активного, самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.
Оборудование: у педагога – раздаточный материал (карточки с заданиями); у детей – ручка, тетрадь.
Форма работы: групповая.
Возрастная группа – дети от 7-8 лет.
Ход занятия:
Организационный момент.
Педагог. Здравствуйте, ребята! Сегодня я получила письмо и хочу вам его зачитать. Послушайте.
«Дорогие ребятки! Пишет вам бабушка Варвара.
Я живу в деревне Маслёнкино. Весною у нас так
красиво! Приезжайте ко мне в гости – цветущей
лужайкой полюбоваться, птичьи песенки послушать!
Жду вас. До встречи!
Бабушка Варвара.»
— Ребята, давайте поедем к бабушке Варваре в Маслёнкино, навестим её? (Да!)
Только сперва мы должны узнать тему нашего занятия. А тему нашего занятия поможет узнать анаграмма. Анаграмма – это слово или слова, образованные путем перестановки букв исходного слова. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в гости. Угадайте, к кому:
БАК + ШУБА
Вы уже догадались, о ком говориться в этой анаграмме? К кому мы поедем в гости? (Ответы детей). Мы сегодня говорим о бабушке. Тема занятия «В гостях у бабушки». А как зовут ваших бабушек? (Ответы детей. Побуждать отвечать полным предложением). Расскажите, за что вы любите своих бабушек? Наверное, за доброту, внимание, вкусные оладушки и пироги, ароматное варенье, за теплые рукавички, добрые сказки. (Ответы детей.)
Лингвистический этап.
Эмоциональная речевая разминка
Произношение слова «бабушка» с восхищением, удивлением, вопросительно.
Работа над загадками
— О каких предметах идет речь в загадках, отгадайте, запишите отгадки.
На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и то на спине. (Чайник.)
Наша тетушка игла
Строчку по полю вела.
Строчка в строчку, строчка в строчку,
Будет платье нашей дочке. (Швейная машина.)
В печь его сперва сажают.
А как выйдет он оттуда,
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)
— Прочитайте слова, которые вы записали. (Чайник, швейная машина, пирог.)
Орфографическая минутка
— Подчеркните разделительный мягкий знак.
Бабушка Дарья внучке Дарьюшке решила вышить кармашки на платьице.
Игра «Подбери пару»
часы свежий
хлеб парное
молоко шерстяные
носки старинные
(У каждого ребенка карточка со словами. Самостоятельная работа.
Ответ: старинные часы, свежий хлеб, парное молоко, шерстяные носки.)
Словарная работа
— Подчеркните слова, которые называют то, из чего можно приготовить обед.
Корзина, капуста, обед, помидоры, яблоки, картофель, огород, лук, морковь.
Игра «Веселый наборщик»
— Сейчас я вам предлагаю сыграть в интересную игру «Веселый наборщик». Запишите слово БАБУШКА. Назовите буквы, которые есть в этом слове.
— Из этих букв нужно составить новые слова. (Дети записывают слова.
По окончании проводится проверка.)
— Назовите эти слова (Б – бубен, барабан…А – астра, аист…Б – бегемот, баня…У – утка, ученик…Ш – школа, шоколад…К – кошка, кино… А – ананас, арбуз…)
Игра «Грамматическая арифметика»
Череп – п + муха = ? (Черемуха.)
С + домашнее животное = ? (Скот.)
Кар + то + фельдшер = ? (Картофель.)
Веселая минутка
Слова сопровождаются движениями.
Смешные старушки.
Стояла изба в деревушке (рисуют в воздухе квадрат, сверху ладошками крышу)
В ней жили смешные старушки (улыбаясь, держат концы воображаемого
платочка, при этом наклоняют голову набок)
Белье зашивали иголками (одна рука сжата в кулак, а другая имитирует шитье)
Полы подметают метелками (одна рука сжата перед собой в кулак, другой машут)
Солили волнушки в кадушках (пальцами имитируют засолку)
И шли подремать на подушки (руки кладут под щеку, голову наклоняют набок)
Пение частушек – песен «У меня старание»
— Спойте частушки хором, в парах.
Если пол я подметаю,
Пыль до неба поднимаю.
Если стирку затеваю,
Всю квартиру заливаю.
У меня старание –
У бабушки страдание.
Если мою я посуду,
Грохот слышится повсюду:
Бьются чашки, бьются блюдца,
Ложки в руки не даются.
У меня старание –
У бабушки страдание.
Литературоведческий этап
Выразительное чтение стихотворения
Бабушкины руки
Я с бабушкой своею дружу давным-давно.
Она во всех затеях со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки, и все мне любо в ней.
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Ах, сколько эти руки чудесного творят!
Латают, вяжут, метят, все что-то мастерят!
Так толсто мажут пенки, так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки, ласкают нежно так.
Проворные – смотрите, готовы день-деньской
Они плясать в корыте, шнырять по кладовой.
Настанет вечер – тени сплетают по стене
Сказки-сновиденья рассказывают мне.
Ко сну ночник засветят – и тут замолкнут вдруг.
Умней их нет на свете и нет добрее рук. (Л. Квитко)
— Как бабушка трудится, заботится о нас? Что вы узнали из стихотворения?
(Ответы детей.)
Уважения и признательности достойны бабушки за бескорыстный труд и любовь к нам, своим внукам, за заботу о нас. Отблагодарите их за это: нежно любите и цените, не причиняйте боль своими словами и поступками, будьте добрыми, чуткими к ним.
Сочинение чистоговорок
Ребята, чистоговорка – это упражнение, тренирующее речевой аппарат. Чистоговорка помогает произносить чаще, отчетливее звуки. Предлагаю вам задание сочинить чистоговорки. В чистоговорке есть смысл и рифма.
Чистоговорки записаны на доске. Прочитаем их хором.
Та-та-та – у нас дома чистота.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
То-то-то – стали мы играть в лото.
Ать-ать-ать – мы идем гулять.
Ат-ат-ат – берем с собой самокат.
— Сочините чистоговорки по образцу.
— Какие чистоговорки у вас получились?
Составление детьми рассказа на тему «В гостях у бабушки (у дедушки)»
План
1. Как зовут бабушку?
2. Где она живет?
3. Описание бабушки.
4. Мое отношение к бабушке.
Итог занятия
Педагог. Подведем итог занятия. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал(а)…».
Список литературы:
1. Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт- Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2003
2. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества – М., ВАКО, 2008,-176с.
3. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Академия развития, 1997,-224с.
4. Кудина Г.Н. Литература как предмет эстетического цикла. М., 1992