Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Горельская средняя общеобразовательная школа»
Тамбовского района Тамбовской области
Сценарий внеклассного мероприятия
в начальной школе
«Народ гуляй — весну встречай»
подготовила
учитель музыки
Уланова Людмила Викторовна
с. Горелое
2014
Сценарий внеклассного мероприятия
«НАРОД ГУЛЯЙ – ВЕСНУ ВСТРЕЧАЙ»
для учащихся младших классов
Краткое описание: Расширить представления детей о традициях встречи весны у разных народов.
Цель: познакомить учащихся с основными традициями празднования дня весеннего равноденствия в разных странах, создать условия для:
— обогащения знаний учащихся об окружающем мире;
— развития интереса к истории, представлений о народных обрядах разных стран;
— воспитания толерантности к укладу жизни, быту, обычаям народов мира.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация.
Место проведения: празднично украшенный актовый зал.
Ход мероприятия
На сцену выходит школьный детский хор «Родничок»,
звучит песня «Весну звали».
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы слышали, как наши певцы прогоняли зиму? Только вот послушается ли она их! Очень уже хочется теплого солнышка, зеленой травки и веселого щебетания птичек дождаться! Да и срок подходит – март на дворе! Как бы нам поскорее с весной встретиться?
1 ученица: (вбегает на сцену) Что я узнала! Что я узнала!
Ведущий: Успокойся, Марина! Видишь, к нам дети в гости пришли.
1 ученица: А я им первым и расскажу, что узнала! Надо срочно весну звать – пришел День весеннего равноденствия!
Ведущий: А ты знаешь, что это такое – День весеннего равноденствия?
1 ученица: Нет, не знаю… Сейчас позвоню Наташке, она точно знает — отличница!(убегает)
Ведущий: Да тут и без подсказок всем известно, что День весеннего равноденствия – это одна из поворотных точек солнечного цикла, когда световой день становится равным ночи и начинает увеличиваться. Его празднуют во всех без исключения мировых культурах. На всех континентах это ежегодное событие оставило глубокий след в народных традициях.
Выходит 2 ученица: А вот я знаю, что в Мексике день весеннего равноденствия, тысячи людей празднуют, собираясь у пирамид Солнца и Луны. Считается, что встретить весну на вершине самой большой пирамиды означает получить благословение на целый год.
Ведущий: Если уж знакомиться с традициями встречи весны у разных народов, то нужно начинать со страны Восходящего Солнца – Японии.
1 ученица (выходит, держа за руки двух девочек из 4 класса): Мне девочки сейчас рассказали, что они знают как празднуют этот день в Японии.
(звучит японская мелодия)
3 ученица: День весеннего равноденствия – первый весенний праздник в Японии. Японцы связывают его с буддийским обрядовым праздником Хиган. До начала Хигана японцы с особой тщательностью проводят уборку дома, особенно домашнего алтаря с фотографиями умерших родственников, освежают цветы и выставляют в алтарь ритуальные кушанья. Особое внимание уделяется еде, кушанья готовятся исключительно вегетарианские – напоминание о буддийском запрете убивать живое существо и употреблять мясо убитого.
4 ученица: По окончании дней весеннего Хигана сразу же приходит сезон роскошного и неописуемо красивого цветения сакуры- японской вишни. Сакура почитается священным цветком Японии — её символом. В старину японские аристократы любовались её цветением, слагая стихотворения, размышляя о жизни и смерти. Она считается символом красоты и быстротечности жизни.
(презентация о сакуре)
5 ученица: Минула весенняя ночь.
Белый рассвет обернулся
Морем вишен в цвету.
6 ученица: Поистине дивны
Растенья заморских земель,
Но ни ароматом,
Ни цветом нельзя их сравнить
С японскою вишней в цвету…
7 ученица: «Цвет зари охватил
Ещё сонные ветви,
Дождь его разбудил,
По весеннему светлый!
По бутонам из рос,
По цветочным бутонам,
Ветер краски разнёс,
Бледно-розовым тоном!
Ещё кружевом лёд
Покрывает аллеи,
А весна уж цветёт
И сакурой алеет!»
8 ученик: Казалось, не в силах
Угасшее сердце прельстить
Ничто в этом мире –
И опять как будто цепями
Я прикован к вишням цветущим…
Ведущий: Да, я думаю это замечательная встреча красавицы-весны. А вот в Центральной Азии, Северо-Западнм Китае, на Кавказе празднование весны называется Навруз (ноуруз – «новый день»). Навруз является древнейшим земледельческим праздником. До его наступления люди должны тщательно убирать в домах и вокруг, полностью рассчитаться с долгами. С первыми лучами солнца мальчики отправлялись в горы набрать подснежников, а затем, привязав их к длинным шестам, шли по домам, даря цветы и приглашая всех на праздник. Накрывают праздничный стол – достархан. Приходят музыканты, устраиваются соревнования в силе, ловкости среди подростков, мужчин.
1 ученица: А я знаю, кто нам поможет побывать на праздновании Навруза!
2 ученица: Приглашаем наших гостей из старших классов!
( танец «Лезгинка»)
9 ученица: Ребята, а мы вам расскажем о древнем весенним обереге с которым приглашали весну в славянских странах Болгарии, Румынии, Венгрии, Молдавии, Белоруссии да и у нас на Руси. Это куклы-мартинички. Они были обязательной деталью «закликания» весны в котором, в основном, участвовали молодежь и дети.
С мартиничками закликали и встречали весну, вешали их на ветви деревьев, желали друг другу здоровья, любви и удачи.
10 ученица: Март — это встреча зимы и весны. Поэтому куклы вяжут парами: из белых ниток — символ уходящей зимы, из красных — символ весны и красного солнышка. Такие пары куколок развешивают на деревьях, где их раскачивает и вертит весенний ветер. Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме и во дворе.
11 ученица: Есть легенда, связанная с этой куклой:
«В первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на проталинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из её пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму, и цвета кукол мартиничек символизируют её красную кровь на белом снегу.»
(дарят гостям кукол-мартинечек)
1 ученица: Что-то мы всё о других странах, А как закликали весну у нас, на Руси?
2 ученица: У нас о весне помнили всю долгую зиму и начинали её закликать ещё в зимнюю стужу, в феврале, называли этот праздник Громницей. Громница — это предвестница тепла, воплощает своим явлением Сретенье (Встречу) Зимы с грядущим Летом. Этот первый день в году — когда можно увидеть молнию и услышать раскаты грома.
1 ученица: А вот вторая закличка Весны, или праздник Сорок Сорок (закличка жаворонков), приходится на весеннее равноденствие 22 Марта.
Жаворонки прилетите, Студёну зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела, И соломку подбрала, И мякинку подняла. Уж вы, кулички — жаворонки, Солетайтеся, сокликайтеся. |
2 ученица: Сороки (Жаворонки) – заклички Весны, творимые с вершин холмов. По древним славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. Хозяйки пекли из пресного теста «жаворонков», с которыми люди поднимались на холмы и пригорки, на деревья, на крыши домов и что есть силы звали весну.
1 ученица: Давайте и мы все вместе позовём весну!
(текст на экране)
С хлебами обильными! С калиной-малиною! С черной смородиною, С грушами, со яблочками! С цветами лазоревыми, С травушкой-муравушкой!
|
Ведущий: А как пришла Весна-красна, там и до лета рукой подать! Будем радоваться солнечному теплу и праздновать другой праздник – Ивана Купалу, но про него наш рассказ будет в другой раз. Мы не станем нарушать традицию — встречаем Весну с «жаворонками», да с угощением, приглашаем всех к столу!
На сцену выходит школьный детский хор «Родничок»,
звучит песня «Иван Купала».
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
https://www.newacropol.ru/activity/volonter/ecology/birds/bird-day-3/
https://www.1tvnet.ru/content/show/navruz-bairam-istoriya-i-tradicii-prazdnika_10065.html