Сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе «Народ гуляй — весну встречай»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Горельская средняя общеобразовательная школа»

Тамбовского района Тамбовской области






Сценарий внеклассного мероприятия
в начальной школе
«Народ гуляй — весну встречай»



подготовила

учитель музыки

Уланова Людмила Викторовна


















с. Горелое
2014





Сценарий внеклассного мероприятия

«НАРОД ГУЛЯЙ – ВЕСНУ ВСТРЕЧАЙ»

для учащихся младших классов

Краткое описание: Расширить представления детей о традициях встречи весны у разных народов.

Цель: познакомить учащихся с основными традициями празднования дня весеннего равноденствия в разных странах, создать условия для:

— обогащения знаний учащихся об окружающем мире;

— развития интереса к истории, представлений о народных обрядах разных стран;

— воспитания толерантности к укладу жизни, быту, обычаям народов мира.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация.

Место проведения: празднично украшенный актовый зал.

Ход мероприятия

На сцену выходит школьный детский хор «Родничок»,

звучит песня «Весну звали».

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы слышали, как наши певцы прогоняли зиму? Только вот послушается ли она их! Очень уже хочется теплого солнышка, зеленой травки и веселого щебетания птичек дождаться! Да и срок подходит – март на дворе! Как бы нам поскорее с весной встретиться?

1 ученица: (вбегает на сцену) Что я узнала! Что я узнала!

Ведущий: Успокойся, Марина! Видишь, к нам дети в гости пришли.

1 ученица: А я им первым и расскажу, что узнала! Надо срочно весну звать – пришел День весеннего равноденствия!

Ведущий: А ты знаешь, что это такое – День весеннего равноденствия?

1 ученица: Нет, не знаю… Сейчас позвоню Наташке, она точно знает — отличница!(убегает)

Ведущий: Да тут и без подсказок всем известно, что День весеннего равноденствия – это одна из поворотных точек солнечного цикла, когда световой день становится равным ночи и начинает увеличиваться. Его празднуют во всех без исключения мировых культурах. На всех континентах это ежегодное событие оставило глубокий след в народных традициях.

Выходит 2 ученица: А вот я знаю, что в Мексике день весеннего равноденствия, тысячи людей празднуют, собираясь у пирамид Солнца и Луны. Считается, что встретить весну на вершине самой большой пирамиды означает получить благословение на целый год.

Ведущий: Если уж знакомиться с традициями встречи весны у разных народов, то нужно начинать со страны Восходящего Солнца – Японии.

1 ученица (выходит, держа за руки двух девочек из 4 класса): Мне девочки сейчас рассказали, что они знают как празднуют этот день в Японии.

Свежие документы:  Сценарий ко дню матери для 5 класса «Сердечко для мамочки»

(звучит японская мелодия)

3 ученица: День весеннего равноденствия – первый весенний праздник в Японии. Японцы связывают его с буддийским обрядовым праздником Хиган. До начала Хигана японцы с особой тщательностью проводят уборку дома, особенно домашнего алтаря с фотографиями умерших родственников, освежают цветы и выставляют в алтарь ритуальные кушанья. Особое внимание уделяется еде, кушанья готовятся исключительно вегетарианские – напоминание о буддийском запрете убивать живое существо и употреблять мясо убитого.

4 ученица: По окончании дней весеннего Хигана сразу же приходит сезон роскошного и неописуемо красивого цветения сакуры- японской вишни. Сакура почитается священным цветком Японии — её символом. В старину японские аристократы любовались её цветением, слагая стихотворения, размышляя о жизни и смерти. Она считается символом красоты и быстротечности жизни.

(презентация о сакуре)

5 ученица: Минула весенняя ночь.

Белый рассвет обернулся

Морем вишен в цвету.

6 ученица: Поистине дивны

Растенья заморских земель,

Но ни ароматом,

Ни цветом нельзя их сравнить

С японскою вишней в цвету…

7 ученица: «Цвет зари охватил

Ещё сонные ветви,

Дождь его разбудил,

По весеннему светлый!

По бутонам из рос,

По цветочным бутонам,

Ветер краски разнёс,

Бледно-розовым тоном!

Ещё кружевом лёд

Покрывает аллеи,

А весна уж цветёт

И сакурой алеет!»

8 ученик: Казалось, не в силах

Угасшее сердце прельстить

Ничто в этом мире –

И опять как будто цепями

Я прикован к вишням цветущим…

Ведущий: Да, я думаю это замечательная встреча красавицы-весны. А вот в Центральной Азии, Северо-Западнм Китае, на Кавказе празднование весны называется Навруз (ноуруз – «новый день»). Навруз является древнейшим земледельческим праздником. До его наступления люди должны тщательно убирать в домах и вокруг, полностью рассчитаться с долгами. С первыми лучами солнца мальчики отправлялись в горы набрать подснежников, а затем, привязав их к длинным шестам, шли по домам, даря цветы и приглашая всех на праздник. Накрывают праздничный стол – достархан. Приходят музыканты, устраиваются соревнования в силе, ловкости среди подростков, мужчин.

1 ученица: А я знаю, кто нам поможет побывать на праздновании Навруза!

2 ученица: Приглашаем наших гостей из старших классов!

( танец «Лезгинка»)

9 ученица: Ребята, а мы вам расскажем о древнем весенним обереге с которым приглашали весну в славянских странах Болгарии, Румынии, Венгрии, Молдавии, Белоруссии да и у нас на Руси. Это куклы-мартинички. Они были обязательной деталью «закликания» весны в котором, в основном, участвовали молодежь и дети.

Свежие документы:  Конспект урока «Весна идет»

С мартиничками закликали и встречали весну, вешали их на ветви деревьев, желали друг другу здоровья, любви и удачи.

10 ученица: Март — это встреча зимы и весны. Поэтому куклы вяжут парами: из белых ниток — символ уходящей зимы, из красных — символ весны и красного солнышка. Такие пары куколок развешивают на деревьях, где их раскачивает и вертит весенний ветер. Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме и во дворе.

11 ученица: Есть легенда, связанная с этой куклой:

«В первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на проталинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из её пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму, и цвета кукол мартиничек символизируют её красную кровь на белом снегу.»

(дарят гостям кукол-мартинечек)

1 ученица: Что-то мы всё о других странах, А как закликали весну у нас, на Руси?

2 ученица: У нас о весне помнили всю долгую зиму и начинали её закликать ещё в зимнюю стужу, в феврале, называли этот праздник Громницей. Громница — это предвестница тепла, воплощает своим явлением Сретенье (Встречу) Зимы с грядущим Летом. Этот первый день в году — когда можно увидеть молнию и услышать раскаты грома.

1 ученица: А вот вторая закличка Весны, или праздник Сорок Сорок (закличка жаворонков), приходится на весеннее равноденствие 22 Марта.


Благослови, мати,

Ой, Лада мати,

Весну закликати!

Зиму провожати!


Жаворонки прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела,

И соломку подбрала,

И мякинку подняла.

Уж вы, кулички — жаворонки,

Солетайтеся, сокликайтеся.

2 ученица: Сороки (Жаворонки) – заклички Весны, творимые с вершин холмов. По древним славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. Хозяйки пекли из пресного теста «жаворонков», с которыми люди поднимались на холмы и пригорки, на деревья, на крыши домов и что есть силы звали весну.

Свежие документы:  Обучение грамоте 1 класс "Буква Х, х. Звуковой анализ слов «хобот», «хвост». Анализ звуков [х], [х’]"

1 ученица: Давайте и мы все вместе позовём весну!

(текст на экране)

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью!

С радостью, с радостью,

С великою милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким!


С хлебами обильными!

С калиной-малиною!

С черной смородиною,

С грушами, со яблочками!

С цветами лазоревыми,

С травушкой-муравушкой!



Ведущий: А как пришла Весна-красна, там и до лета рукой подать! Будем радоваться солнечному теплу и праздновать другой праздник – Ивана Купалу, но про него наш рассказ будет в другой раз. Мы не станем нарушать традицию — встречаем Весну с «жаворонками», да с угощением, приглашаем всех к столу!

На сцену выходит школьный детский хор «Родничок»,

звучит песня «Иван Купала».



Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. https://www.newacropol.ru/activity/volonter/ecology/birds/bird-day-3/

  2. https://japan-news.3dn.ru/publ/vesna_v_japonii/1-1-0-105

  3. https://nya-journal.ru/269-yaponskie-hokku-o-sakure.html

  4. https://www.1tvnet.ru/content/show/navruz-bairam-istoriya-i-tradicii-prazdnika_10065.html


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: