Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (II вида) № 33
Выборгского района Санкт-Петербурга
Технологическая карта индивидуального занятия
по развитию слухового восприятия и обучению произношению
2 класс 2 отделение
Тема:
Автоматизация [с] в слогах, словах и предложениях.
Текст: «Зима»
Учитель-дефектолог:
Григорьева Елена Владимировна
2012-2013 учебный год
Санкт-Петербург
Цель: Закреплять правильное произношение звука [с] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Закреплять правильное произношение звука [с] в слогах, словах и предложениях. 2.Закреплять чёткую артикуляцию и характеристику звука [с]. 3.Совершенствовать навык звукового анализа. 4.Закреплять умение правильно употреблять предлоги. 5.Совершенствовать умение правильно употреблять родовые формы имён прилагательных, умение подбирать антонимы. Коррекционно-развивающие: 1.Развивать фонематическое восприятие. 2.Развивать мелкую моторику пальцев рук. 3.Развивать познавательно-психические процессы: внимание, память. 4.Развивать общую моторику. Воспитательные: Воспитывать навык самоконтроля. | |||
Оборудование: Зеркало, картинки-опоры, буква «с», предметные картинки, пособие для развития речевого дыхания «Подсолнух», кукла, пособие «Запоминай-ка», «Бусы», «Накорми собаку», «Слово спряталось», «Подбери предлог», «Кактус» | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные
| Метапредметные
| Личностные
| |
Ход занятия | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | ||
I. Организация начала занятия | |||
-Чему ты учишься на занятии в слуховом кабинете? |
-Я учусь правильно произносить звуки, говорить внятно и выразительно, слушать внимательно. | ||
II. Обучение произношению | |||
1. Пальчиковая гимнастика. — Будем тренировать пальчики — делать дорожку штампами. -Возьми нужные штампы, краску и повтори дорожку. — Что мы делали?. 2. Дыхательная гимнастика. — Будем дышать. Встань, положи одну руку на грудь, а другую на живот: вдох выдох вдох ф___________ вдох в___________ вдох ф_____в_______ 3. Выполнение самомассаж. — Будем делать самомассаж. 1. «Нарисуем брови». 2. «Нарисуем усы». 3. «Погреем щечки». 4. «Глазки спят». 5. «Погладим подбородок». 6. «Расчешем волосы». — Что мы делали? / мы делали самомассаж. 4. Артикуляционная гимнастика. — Будем делать артикуляционную гимнастику.
|
— Делали дорожку штампами -Дышали — Делали самомассаж
| ||
| |||
— Как расположены губы при произнесении звука [с] ? -Где находится язык? -Какой воздух выходит при произнесении звука [с]?
2. Краткая характеристика звука [с]
-Дай характеристику звуку [с]. |
1. — Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов. — Кончик языка упирается в нижние передние зубы.
2. — Звук [с] согласный — При произнесении звука [с] есть преграда-язык и зубы) — глухой (горло не дрожит) — твёрдый. | ||
| |||
— К нам на занятие пришла кукла Соня. У неё рассыпались бусы. Помоги Соне, собери бусы.
Ученик читает слоговые ряды.
|
Ребёнок нанизывает на нитку бусинки, одновременно повторяя слоги со звуком [с] в определённой последовательности | ||
| |||
1.Кактус»
У Сони расцвёл кактус. -Определи какие цветы у кактуса. -Для этого ты должен выбрать только те картинки, в названии которых есть звук [с].
2.Игра «Запоминай-ка» Соня решила сварить суп. Для супа она приготовила продукты.
3.Игра «Слово спряталось» У Сони есть друг. — Отгадай кто это? — Назови предметы на картинках. — Определи первый звук в слове. — Из первых звуков составь слово. Сова, оса, бусы, аист, компас, ананас Собака
4.«Подбери картинку к схеме» У Сони живёт не только собака, но и другие животные.
— Назови животное нарисованное на картинке. — Раздели слово на слоги. — Определи в каком слоге звук [с]. — Подбери схему к слову.
Слон, лиса, косуля, суслик, свинья
|
Педагог раскладывает цветы так, чтобы были видны только предметные картинки. Педагог просит ребенка отыскать только те картинки, в названии которых есть звук [с]. Если задание выполнено верно, то цветы окажутся одного цвета, если их перевернуть. Когда все картинку будут перевернуты, ребенка просят вспомнить, что было изображено на картинке.
— Педагог закрывает все картинки, ученик называет картинки по памяти.
Ребёнок должен назвать предметную картинку и проговорить (3 раза) каждое слово. Затем вычленить из каждого слова первый звук. Из первых звуков ученик составляет слово и проговаривает его 3 раза. Закрытая картинка открываетcя.
| ||
| |||
1.Дополни предложение по картинке. Соня ест вкусный салат. Соня ест вкусную сливу. Соня ест вкусное эскимо.
| — Перед учеником карточка, на которой написано предложение и три предметные картинки. -Ученик должен прочитать предложение, закончить предложение, используя предметную картинку.
2.Ребёнок читает предложение, в котором пропущен предлог. Затем он подбирает подходящий по смыслу предлог. Три раза проговаривает предложение. | ||
III. Развитие слухового восприятия | |||
Восприятие и различение речевого материала по теме: «Зима» — Расшифруй слово. — Как ты думаешь, что мы сегодня будем делать? — Какое сейчас время года? — Сегодня холодно? — Что это ? — Ты любишь играть в снежки? — Собери снежки. Поднимая каждый снежок говори приметы зимы. Каждое предложение должно начинаться со слова зимой.
-Что ты делал? |
-Будем слушать, и различать вопросы и задания о зиме. -Сейчас зима. -Сегодня холодно. -Снежки. -Да, я люблю играть в снежки.
Зимой бывает холодно. Зимой много снега. Зимой бывает Новый год. — Я отвечал (-а) на вопросы о зиме и играл(- а).
| ||
Работа с текстом 1. Будешь слушать текст. — Что ты поняла? 2. Будешь слушать, и составлять предложения по порядку. 3.Закрой глаза. Открой. Посмотри, что изменилось ? 4. Послушай, повтори и покажи: деревья, снегири, Рома, шустрая белка, Лариса, красивый лес, рыщет волк, хитрая лиса, дикий кабан 5.Подбери картинку к предложению. Прочитай 6.Собери картинки и таблички. Положи картинки слева от себя, а таблички справа. Работа без ЗУА Слушай и повторяй: зима, четверг, морозы, снегири, Рома, лыжная прогулка, красивый лес. |
| ||
Восприятие материала фронтальных уроков (за экраном на резервном расстоянии) | |||
— Послушай и повтори: Одежда бывает осенняя, зимняя, весенняя, летняя. Части растений – корень, стебель, лист, цветок, плод. |
| ||
IV. Подведение итогов | |||
— Как ты сегодня занимался? — Что на занятии тебе было интересно? — Что тебе было трудно? — Чему ты научилась? — Спроси у меня, как я занималась? — Ты – молодец! |
|
Используемая литература:
Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих , Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1981.
Используемые сайты:
www.logolife.ru
Изображения получены с использованием глобальной
сети Internet
9