Урок для 2 класса по теме: «Автоматизация [с] в слогах, словах и предложениях»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (II вида) № 33

Выборгского района Санкт-Петербурга



Технологическая карта индивидуального занятия

по развитию слухового восприятия и обучению произношению

2 класс 2 отделение


Тема:

Автоматизация [с] в слогах, словах и предложениях.


Текст: «Зима»



Учитель-дефектолог:

Григорьева Елена Владимировна





2012-2013 учебный год

Санкт-Петербург


Тема: «Зима»

Цель: Закреплять правильное произношение звука [с] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Закреплять правильное произношение звука [с] в слогах, словах и предложениях.

2.Закреплять чёткую артикуляцию и характеристику звука [с].

3.Совершенствовать навык звукового анализа.

4.Закреплять умение правильно употреблять предлоги.

5.Совершенствовать умение правильно употреблять родовые формы имён прилагательных, умение подбирать антонимы.

Коррекционно-развивающие:

1.Развивать фонематическое восприятие.

2.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3.Развивать познавательно-психические процессы: внимание, память.

4.Развивать общую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать навык самоконтроля.

Оборудование: Зеркало, картинки-опоры, буква «с», предметные картинки, пособие для развития речевого дыхания «Подсолнух», кукла, пособие «Запоминай-ка», «Бусы», «Накорми собаку», «Слово спряталось», «Подбери предлог», «Кактус»

Планируемые результаты

Предметные

  • автоматизировать звук «C» в прямой позиции и стечением согласных на материале слогов, слов, фраз;

  • развивать умение отвечать на вопросы;

  • выразительно читать стихотворение;

  • воспринимать на слух текст (целостно и по предложениям), определять его содержание и основную мысль;

  • закреплять значения новых слов;

  • воспринимать на слух фразы с фронтальных уроков с индивидуальным аппаратом и без него..

Метапредметные

  • определять цель деятельности на занятии с помощью учителя

  • понимать задания учителя

  • оценивать самостоятельно и с помощью учителя собственное произношение, проводить корректировку своего произношения


Личностные

  • следить за своей речью

  • проявлять интерес к слушанию стихотворений, музыкальных игрушек и музыкального произведения

  • выражать свои эмоции при восприятии стихотворений, музыки

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

I. Организация начала занятия

  • Спрашивает.

-Чему ты учишься на занятии в слуховом кабинете?

  • Отвечает на вопрос.

-Я учусь правильно произносить звуки, говорить внятно и выразительно, слушать внимательно.

II. Обучение произношению

1. Пальчиковая гимнастика.

— Будем тренировать пальчики — делать дорожку штампами.

-Возьми нужные штампы, краску и повтори дорожку.

— Что мы делали?.

2. Дыхательная  гимнастика.

— Будем  дышать. Встань,  положи  одну  руку  на  грудь,  а  другую  на  живот:

      вдох            выдох

      вдох            ф___________

      вдох             в___________

      вдох             ф_____в_______

3. Выполнение  самомассаж.

— Будем делать самомассаж.

1. «Нарисуем брови».

2. «Нарисуем усы».

3. «Погреем щечки».

4. «Глазки спят».

5. «Погладим подбородок».

6. «Расчешем волосы».

 — Что мы делали? / мы делали самомассаж.                                     

4. Артикуляционная  гимнастика.

—  Будем  делать  артикуляционную  гимнастику.  

  1. «Заборчик-Трубочка»

  2. «Иголочка-Лопаточка»

  3. «Часики»

  4. «Качели»

  • Отвечает на вопрос.

— Делали дорожку штампами

-Дышали

— Делали самомассаж




  1. Акустико-артикуляционная характеристика звука [с]

    1. Уточнение артикуляции звука [с]-

Как расположены губы при произнесении звука [с] ?

-Где находится язык?

-Какой воздух выходит при произнесении звука [с]?





2. Краткая характеристика звука [с]


-Дай характеристику звуку [с].

  • Отвечает на вопрос.


1.

— Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.

Кончик языка упирается в нижние передние зубы.
Воздух выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.




2.

— Звук [с] согласный

— При произнесении звука [с] есть преграда-язык и зубы)

— глухой (горло не дрожит)

— твёрдый.

    1. Автоматизация [с] в слогах.

 

      1. «БУСЫ»


К нам на занятие пришла кукла Соня. У неё рассыпались бусы. Помоги Соне, собери бусы.





      1. «Проводи Соню до дома»

Ученик читает слоговые ряды.


  • Отвечает на вопрос.

Ребёнок нанизывает на нитку бусинки, одновременно повторяя слоги со звуком [с] в определённой последовательности

    1. Автоматизация [с] в словах.

1.Кактус»


У Сони расцвёл кактус.

-Определи какие цветы у кактуса.

-Для этого ты должен выбрать только те картинки, в названии которых есть звук [с].





2.Игра «Запоминай-ка»


Соня решила сварить суп. Для супа она приготовила продукты.




    1. Назови, что изображено на картинке.

    2. Определить какая картинка «лишняя», объяснить почему.












3.Игра «Слово спряталось»

У Сони есть друг.

— Отгадай кто это?

— Назови предметы на картинках.

— Определи первый звук в слове.

— Из первых звуков составь слово.




Сова, оса, бусы, аист, компас, ананас

Собака







4.«Подбери картинку к схеме»

У Сони живёт не только собака, но и другие животные.


— Назови животное нарисованное на картинке.

— Раздели слово на слоги.

— Определи в каком слоге звук [с].

— Подбери схему к слову.


Слон, лиса, косуля, суслик, свинья


  • Отвечает на вопрос.

    1. Перед ребенком картинка «кактус» и предметные картинки.

Педагог раскладывает цветы так, чтобы были видны только предметные картинки. Педагог просит ребенка отыскать только те картинки, в названии которых есть звук [с]. Если задание выполнено верно, то цветы окажутся одного цвета, если их перевернуть.

Когда все картинку будут перевернуты, ребенка просят вспомнить, что было изображено на картинке.


    1. Назвать предметные картинки, расположенные на наборном полотне (Свёкла, капуста, фасоль, слива).

— Педагог закрывает все картинки, ученик называет картинки по памяти.






    1. Педагог предлагает ученику карточку с 6 картинками, расположенными в ряд. Под ними находится ещё одна закрытая картинка.

Ребёнок должен назвать предметную картинку и проговорить (3 раза) каждое слово.

Затем вычленить из каждого слова первый звук. Из первых звуков ученик составляет слово и проговаривает его 3 раза.

Закрытая картинка открываетcя.




    1. Автоматизация [с] в предложении

1.Дополни предложение по картинке.


Соня ест вкусный салат. Соня ест вкусную сливу. Соня ест вкусное эскимо.











  1. «Подбери предлог».


Чашка стоит ….столе.

Часы висят … стене.

Собака лежит …столом.

Платье висит ….шкафу.


— Перед учеником карточка, на которой написано предложение и три предметные картинки.

-Ученик должен прочитать предложение, закончить предложение, используя предметную картинку.



2.Ребёнок читает предложение, в котором пропущен предлог. Затем он подбирает подходящий по смыслу предлог.

Три раза проговаривает предложение.




III. Развитие слухового восприятия

Восприятие и различение речевого материала по теме: «Зима»

— Расшифруй  слово.

— Как ты думаешь, что мы сегодня будем делать?

 — Какое сейчас время года?

— Сегодня холодно?  

—  Что это ?

— Ты любишь играть в снежки?

— Собери снежки. Поднимая каждый снежок говори приметы зимы. Каждое предложение должно начинаться со слова зимой.



-Что ты делал?

  • Отвечает на вопрос.


М  А  З  И  

-Будем слушать,  и различать вопросы и задания о зиме.

-Сейчас зима.

-Сегодня холодно.

-Снежки.

-Да, я люблю играть в снежки.

  • выполняет задание

Зимой бывает холодно.

Зимой  много снега.

Зимой бывает Новый год.

 — Я отвечал (-а) на вопросы  о зиме и играл(- а).


Работа с текстом

1. Будешь слушать текст.

— Что ты поняла?

2. Будешь  слушать,  и  составлять предложения по порядку.

3.Закрой глаза. Открой. Посмотри, что изменилось ?

4. Послушай, повтори и покажи:

деревья,  снегири,  Рома,  шустрая белка,  Лариса, красивый лес, рыщет волк,  хитрая лиса,  дикий кабан

5.Подбери картинку к предложению. Прочитай

6.Собери картинки и таблички. Положи картинки слева от себя, а таблички справа.

Работа без ЗУА 

Слушай и повторяй: зима,  четверг, морозы, снегири,  Рома,  лыжная прогулка, красивый лес.

  • Отвечает на вопрос.

  • Я буду слушать текст.


Пришла зима.  Укрыла она деревья и землю пушистым снегом.  Рома и Лариса вышли в лес на лыжную прогулку. Лес стоит красивый, загадочный. Только голодный волк рыщет в поисках пищи.  Трусливого зайца спасают ноги. Хитрая лиса мягко ступает по глубокому снегу. Шустрая белочка скачет с ветки на ветку. Дикий кабан ищет в снегу любимые жёлуди.  Могучий лось насторожился. Тихо в лесу. 





Восприятие материала фронтальных уроков (за экраном на резервном расстоянии)

  • Инструкция:

— Послушай и повтори:


Одежда бывает осенняя, зимняя, весенняя, летняя.

Части растений – корень, стебель, лист, цветок, плод.

  • Выполняет задание.


IV. Подведение итогов

  • Организует подведение итогов, самооценку достижений.

— Как ты сегодня занимался?

— Что на занятии тебе было интересно?

— Что тебе было трудно?

— Чему ты научилась?

— Спроси у меня, как я занималась?

— Ты – молодец!          

  • Отвечает на вопросы. Оценивает свою деятельность на занятии.


Используемая литература:

  1. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих , Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1981.

  2. Пфафенродт. Произношение. 2 кл. Учебник. (II вид). М.: Просвещение, 2006

  3. Используемые сайты:

  1. Изображения получены с использованием глобальной

сети Internet




9


Свежие документы:  Сочинение на тему "Россия"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: