Недилько Екатерина Николаевна Воспитатель первой квалификационной категории ДОУ № 372
г Волгограда
Конспект открытого занятия
В старшей группе
По теме:
Глаза
Тип занятия: систематизация и закрепление знаний.
Вид занятия: познавательное
Тема занятия: ГЛАЗА
Предварительная работа:
• Чтение художественной литературы
• Рассматривание иллюстраций животных и их среды обитания.
• Разучивание гимнастики для глаз.
Демонстрационный дидактический материал: картинки с изображением совы, орла, рака, зайца, лягушки; белый халат и шапочка окулиста для воспитателя ;книга «Уроки Айболита»,картинки «вредно и полезно для глаз».
Раздаточный дидактический материал: картинки с изображением совы, человека, зайца, рака, орла, лягушки без глаз – для дорисовывания детьми.
Словарь новых слов: окулист, хрусталик, радужная оболочка, зрачок.
Обучающие, развивающие и воспитывающие задачи:
Закрепить знания детей о внешнем строении глаза.
2. Познакомить детей с внутренним строением глаза.
Дать первоначальное понятие о функциях радужки, зрачка, хрусталика.
3. Вызвать у детей интерес и желание познать свой организм.
4. Дать детям знание о функциях органов зрения и их внешнем строении (глаза видят, их форма, цвет, размер).
5. Дать знание о различных особенностях животных (орел, сова, заяц, лягушка, крот, рак), показать детям особенности глаз животных, их механизмов приспособления к окружающему миру (различной среде обитания).
6. Показать детям, что полезно, а что вредно для глаз.
Воспитывать у детей бережное отношение к своему зрению и к зрению других людей
Ход занятия
Воспитатель. Отгадайте загадку: «Два братца через дорогу живут, а друг дружку не видят»?
Дети. Глаза.
Воспитатель. Почему вы думаете, что это глаза. (Ответы детей). Правильно, вы можете видеть все окружающее нас благодаря глазам.
Сегодня мы с вами поговорим о глазах человека и животных.
Разберёмся вместе дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
А как вы думаете, еще что-нибудь нужно, чтобы нам видеть? (Ответы детей). Конечно, нам нужен свет. Если мы с вами окажемся в темноте, даже наши глазки не помогут нам видеть.
Вы все пойдёте в школу, а для чего вам будут нужны там глаза? (ответы детей)
Правильно. С помощью глаз мы можем различать цвета, радоваться если видим что- то весёлое, смешное или грустить. С помощью глаз мы можем видеть опасность, например огонь, и не обжечься. Поэтому глаза нужно беречь.
С помощью зрения распознаются формы и детали предметов, их цвет и движения. Ребята, а если ваши глазки заболели куда вы пойдёте? А как называют врача, который лечит глаза? Вот сейчас мы отправимся с вами в поликлинику на приём к врачу окулисту, (надеваю белый халат и шапочку окулиста).
Ой, ребята, смотрите, какое необычное окошечко! Но на что же оно похоже? (На глаз человека.) Точно, да это же и есть глаз! Посмотрите, у него, как у обычных окошечек, есть свои ставни. Когда их закрываешь, наступает полная темнота. (Предлагает детям попробовать закрывать и открывать глаза.) А как эти ставни называются? (Веки.) Для чего нужны веки? (Они предохраняют глаза от пыли, грязи, яркого света.) Векам помогают в этом ресницы. Может, кто-то из вас знает, для чего нам нужны брови? (Они помогают защищать глаза от пота, который появляется в жаркую погоду на лбу.) Молодцы, все правильно вспомнили. Ой, да здесь и шторки тоже есть!
Л.: Они круглые и называются красивым словом «радужка». Они бывают разного цвета: коричневые, серые, зеленые и голубые. А знаете, для чего нужны на окошках шторы? (Чтобы в комнату не попадал слишком яркий свет.) Правильно, вот радужка и контролирует яркость света. Если свет очень яркий, радужка оставляет для его лучей маленькую круглую щелочку.
Посмотрите, вот она — в центре радужки. Называется она «зрачок». Именно через зрачок свет и попадает внутрь глаза. А если солнечный свет слабый, радужка оставляет для лучей большое круглое отверстие — зрачок увеличивается.
Теперь мы рассмотрим с вами картинки и выясним, что полезно, а что вредно для наших глаз.
Работают с картинками: Как нужно себя вести чтобы глаза не болели и сохранить хорошее зрение
Дети. Не смотреть на солнце, мыть глаза утром и вечером.
Воспитатель. Для улучшения зрения полезно есть чернику и пить морковный сок. Ещё чтобы сохранить зрение нужно регулярно делать зарядку для глаз:
(Этот комплекс разработали профессор-офтальмолог Э.С. Аветиосов, кандидат медицинских наук, специалист по спортивной медицине Е.И. Ливадо и кандидат педагогических наук Ю.И. Курпан.)
1. Крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд, затем открыть их. Повторить 6—8 раз.
Упражнение укрепляет мышцы век, расслабляет мышцы глаз и улучшает их кровоснабжение.
2. Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3—4 раза.
Упражнение улучшает кровообращение мышц глаз.
3. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение
1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы глаз, улучшает их кровоснабжение. Желательно проделывать этот комплекс по нескольку раз в день перед зрительной работой и после нее.
Ребята, а у животных есть глаза?
А как вы думаете все животные видят одинаково или по разному?
Чтобы узнать какие глаза у животных мы отправимся в краеведческий музей.
Летать летаю,
Птиц всех забиваю(орёл)
Орёл парит на большом расстоянии от земли и из-за облаков высматривает свою добычу.
Днём спит, ночью летает
И прохожих пугает? (сова)
А кто лучше всех видит ночью? (Ответы детей). Почему ночью лучше всех видит сова? У совы глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается по полному кругу. Эта ночная птица видит только в темноте.
Живу в лесу и на лугу,
Я порчу в огороде грядки
И удираю без оглядки(заяц)
А почему зайца называют «косым»?~ Может быть, он плохо видит? (Ответы детей). Чтобы убегать от волка и лисы заяц видит не только то что впереди, но и сбоку.
Выпуча глаза сидит,
Не по- русски говорит.
По – блошьи прыгает,
По – человечьи плавает.
Родилась в воде,
А живёт на земле, (лягушка)
А как вы думаете, у лягушки есть глаза и какую особенность имеет глаз лягушки? (Ответы детей). Лягушка, оказывается, видит только движущиеся предметы; она умрет от голода среди обилия пищи, если эта пища не движется}
В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живёт без оконца,
Не видывал солнца(крот).
А кто из животных совсем «не видит»?
Дети. Крот.
Воспитатель. Почему крот не видит? Под землей темно и кроту видеть не обязательно. У него хорошо развит слух и обоняние, он чувствует запахи и слышит приближающуюся опасность.
Ходит задом на перёд
У раков глаза расположены на специальных антеннах-стебельках, они выдвигаются далеко вперед и могут вращаться, когда сам рак неподвижен. И еще у него есть особый глаз на хвосте, который помогает ориентироваться, когда рак пятится назад.
А зачем человеку глаза? Зачем нам видеть? (Ответы детей). Глаза первыми сообщают нам об опасности, еще о еде, о предметах на пути. И из всех наших органов самыми удивительными являются глаза. Через них, как через два окошка, мы видим мир.
Возвращение из путешествия
Теперь мы возвратимся в детский сад.(проходят и садятся на свои места).
Закрепление и следующий вид деятельности
Вы уже знаете у кого из животных есть глаза а у кого их нет, у кого 2 глаза, а у кого 5. Теперь вам нужно нарисовать глаза. На рисунках нарисованы человек и животные с которыми мы познакомились в краеведческом музее, вам нужно нарисовать им глаза.
Заключительная часть
Показ выполненных заданий детям, оценка результатов. Эти работы мы поместим в наш экологический уголок, чтобы вы не забывали о чём мы сегодня говорили.
Где мы сегодня побывали?
Из чего состоит глаз человека? Что нужно чтобы сохранить зрение?
Список литературы
Нелля Сизова: Валеология. Конспект комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет)
Князева, О.Л. Я, ты, мы: социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений [текст] / О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина – М.: 2004. – 93.
Князева, О.Л. Как вести себя. Пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста [текст] / О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина – М.:2004. – 40 с.
Князева, О.Л. Как вести себя. Пособие для детей среднего и старшего; дошкольного возраста [текст] / О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина – М.:2004. – 40 с.