Урок окружающего мира по теме «Ориентирование на местности» во 2 классе по программе «Школа России»

Урок окружающего мира по теме «Ориентирование на местности» во 2 «г» классе по программе «Школа России» Учитель — Ширяева Светлана Борисовна

Тема урока: Ориентирование на местности.

Метапредметная тема: Ситуация и действие

Тип урока: урок изучения нового материала. Цель: уметь ориентироваться на местности и применять свои знания в жизненных ситуациях

Оборудование:учебник, таблица “Ориентирование на местности”, атласы для школьников “Природоведение”, «Окружающий мир», компьютер, презентация по теме урока, видеоролик из программы “Новости”, компасы.

Планируемые результаты: Предметные: учащиеся познакомятся с прибором для определения сторон горизонта – компасом и научатся им пользоваться; смогут определять стороны горизонта по местным признакам; познакомятся с различным способам ориентирования на местности Регулятивные: понимать учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, рефлексировать способы действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности Познавательные: искать и выделять необходимую информацию (извлекать из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами); Коммуникативные: выполнение действий в совместной групповой работе, формулировать высказывания Личностные: принимать учебные цели, проявлять желание учиться, дети получат возможность использовать полученные знания в жизни





































Ход урока

I. Организационный момент.

— Доброе утро всем. Начнём день с зарядки.

Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку.

II. Мотивационно – проблемный этап

Рюкзак. – Кому может принадлежать эта вещь? Почему? Что там может находиться?

Давайте посмотрим, что там лежит.

Фонарик, карта, спички в пакете, свечка, газета в пакете, бинт, компас (достать последним)

-Для чего нужна каждая вещь?

-Если назовут компас, то спросить:

Что такое компас? Для чего он нужен?

-Достаточно ли знаний для пользования компасом?

-Как им пользоваться? Записать вопросы на доске.

-Какие знания из раздела «Путешествия» у вас уже имеются? (стороны горизонта, горизонт, линия горизонта)

— Я вам предлагаю посмотреть небольшой ролик, который прошёл прошлым летом в новостях по центральному телевидению. (Идёт показ ролика о том, как трёхлетний мальчик заблудился в лесу. Родители и полиция долго искали его. Через три дня ребёнка нашли живым). После показа, учитель задаёт вопрос:

— Что бы вы сделали на месте этого мальчика, ведь вы в два раза старше его, даже знаете стороны горизонта? (Ученики высказывают разные предположения: часть из них дополняют одно, другое, часть — противоречат друг другу.

Возникает ситуация сомнения: достаточно ли нам знаний, которыми мы уже владеем?)

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Вред и польза школьных завтраков"

— Сформулируйте тему урока. (На доске появляется тема “Ориентирование на местности”).

— Что мы должны узнать? На доске появляется план урока:

1) что такое компас? как пользоваться компасом?

2)что такое ориентирование на местности?

3) ориентирование по местным признакам?

4) как вести себя в лесу?

Цель: зачем?

Уметь ориентироваться на местности и найти выход в экстремальной ситуации

Чтобы не заблудиться и спастись в экстремальных ситуациях







III. Ориентировочный этап

Где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы? (В учебнике, у учителя, спросить у взрослых, в справочной литературе

— Ребята, как вы думаете, как нам организовать работу на уроке так, чтобы собрать необходимую информацию, изучить её, ответить на вопросы? (Дети предлагают разделиться на группы.)

1этап. Работа по учебнику с.74.

Найдите определение понятию «ориентирование на местности»

Проверка.

Ориентирование на местности – определение своего месторасположения и направления пути. В повседневной жизни мы обычно ориентируемся по хорошо заметным, запоминающимся предметам. Их так и называют – ориентиры.

2этап.- работа в группах

— Итак, разделимся на группы (учитель называет группы и раздаёт карточки с указанием вопроса и источника информации).

— Ваша задача – ответить на вопрос, используя источники информации, указанные в задании и используя алгоритм.

-Правила работы в группе.

-Почему мы будем работать в группе, а не индивидуально?



IV. Поисково-исследовательский этап

Идёт работа по группам. Учитель проходит и, в случае необходимости, оказывает помощь. Особенно контролирует ту группу, которая работает с компасами.

1 группа находит ответ на вопрос “Компас. Как им пользоваться?”

2 группа находит ответ на вопрос “Ориентирование по солнцу и звёздам”

3 группа находит ответ на вопрос “Ориентирование по местным признакам”.

4 группа находит ответ на вопрос “Как вести себя в лесу, если заблудился”.























V. Практический этап

— Время сбора информации вышло, и я вам предлагаю поделиться информацией по теме урока.

1группа

Ученики, которые учились работать с компасом, расходятся с ними по всем группам и обучают одноклассников.) (Практическая работа: работа с компасами, определение сторон горизонта. Обращается внимание детей на то, что стрелки современных компасов другого цвета. Если красная и белая, красная и чёрная, то на север будет показывать намагниченная стрелка: красная!)

— Можно ли по одному из этих признаков найти правильное направление в лесу? — (Нет, для надежности лучше пользоваться несколькими признаками)

Свежие документы:  Конспект урока на тему "РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВЕ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ"

-Как спастись в лесу, если нет с собой компаса? Если не можешь определить стороны горизонта?

2гр.по солнцу и звёздам.

-Каковы минусах данных способов?

по Солнцу — нельзя ориентироваться в пасмурную погоду, ночью, а по звездам — днем, в пасмурную погоду

3гр. По мест. призн. Хорошо, но должны знать откуда пришли. Можно искать линии электропередач, тропки, дорогу и т.д.

4гр. Если заблудильсь

После выступления учащихся, учитель обобщает информацию детей по теме урока, сопровождая рассказ демонстрацией слайдов.

Дополнительно: цветочные часы, птичьи часы



























VI. Рефлексивно-оценочный этап

Учитель выясняет у детей, на все ли вопросы они получили интересующие их ответы.

Смотрим план. Сверяем.

-Какая задача стояла перед группой? Смогли ли выполнить? Почему?

-Зачем мы это делали?

-Вернёмся к видеоролику. Что вы можете теперь сказать

Итог.

Притча о лягушках.

Вывод.

  • Никогда не сдавайся и не опускай руки! Какими бы ни были обстоятельства, выход всегда есть и иногда очень неожиданный.

  • Побеждает тот, кто не сдается.

  • Ты способен на большее, чем думаешь!

  • Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Человек не должен сдаваться. В экстремальных ситуациях многие вспоминают, Что когда-то знали и это спасает им жизнь


-Какую учебную задачу поставим на следующий урок по этой теме?

Отработать на практике полученные знания (учиться ориентироваться в пространстве, знакомиться с основами безопасности)

Домашнее задание.

1)Спросить у родителей, какие они знают способы ориентирования на местности.

Может быть кто-то попадал в экстремальную ситуацию. Рассказать.

2)Учебник, стр.74–77 , тетр. стр.45 з.4, 5.


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: