Тема: Аналогия
(1 урок в IV четверти)
Цели:
образовательная: познакомить учащихся с понятиями «аналогия», «аналогичные признаки»; научить устанавливать аналогию между различными предметами на основе их свойств;
развивающая: способствовать развитию наблюдательности, внимания, сообразительности; закрепить умения сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать память, речь;
воспитательная: воспитывать интерес к изучению темы, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие, терпение.
Оборудование: учебник «Информатика в играх и задачах» А.В. Горячева и др., презентация, проектор, предметные картинки с изображениями МОРКОВИ, ЗЕРКАЛА, ТЕЛЕФОНА (для домашнего задания).
Ход урока:
Вводная часть.
— Ребята, на прошлых уроках вы научились объединять предметы по одинаковым признакам.
— Какие признаки предметов вы знаете? (Форма, цвет, размер, материал из которого сделан предмет, на какую букву начинается слово и т.д.)
— Всегда ли легко увидеть эти признаки? (Нет).
— Давайте вспомним как мы определяли признаки. Я вам буду показывать рисунки различных предметов, а вы будете называть признаки предмета.
— А теперь я буду называть признак, а вы приводить пример тех предметов, которые обладают этим признаком.
Игра «Опиши меня» (СЛАЙД 2).
Изображение ОТРЫВНОГО КАЛЕНДАРЯ.
Признаки: форма – прямоугольная,
материал изготовления – бумага, картон,
размер – маленький.
Изображение НАСТЕННЫХ ЧАСОВ.
Признаки: форма – круглая,
материал изготовления – стекло, металл, пластмасс,
цвет —
размер – большие.
Изображение ЯКОРЯ.
материал – металл,
размер – большой,
степень тяжести – тяжёлый,
начинается на букву – «я».
(СЛАЙД 3)
Признаки: бумажный, жёлтый, треугольный.
Предположительно: бумажный – обои, тетрадь, книга, настенные географические карты, журнал, серпантин и др.
Жёлтый – лимон, Солнце, тюльпан, смайлик и др.
Треугольный – угольник, крыша дома, стог сена, ёлка и др.
Изучение новой темы.
— А теперь, ребята, я вам покажу несколько групп предметов, а вы определите, по каким признакам я их объединила.
(СЛАЙД 4 – 9)
Изображения ВИШНИ, ТАПОЧКИ, ГЛАЗА; (признак – парные тела).
Изображения МЫШЬ, КОМПЬЮТЕРНАЯ МЫШЬ (признак – название).
Изображения ОЧКИ, ВАЗА, ОКНО (признак – материал изготовления -стеклянные изделия).
Изображения ВУЛКАН, ТРУБА ДОМА С ДЫМОМ (признак – действие — испускают дым).
Изображения ПОМИДОР, ЯБЛОКО, МЯЧ, ГОЛОВА (признак – форма – шарообразная).
Изображения ГУСЕНИЦА, ПОЕЗД, ЧЕЛОВЕК, МАЯТНИК (признак – действие – движутся).
— Мы с вами назвали сходные признаки предметов. Некоторые признаки можно определить сразу. Это явные признаки. А некоторые признаки было трудно выделить. Эти признаки скрытые, неявные. Какой пример был для вас самым трудным? (Предположительный ответ — № 6)
— Признаки, которые не легко сразу определить называются АНАЛОГИЧНЫЕ.
Физкультминутка.
Закрепление изученного.
Выполнение задания № 1 из учебника.
— Внимательно прочитайте задание. Как вы поняли условие? Что надо сделать в этом задании?
— Ребята, рассмотрите рисунки. Какие предметы изображены?
— Что изображено на первом рисунке? (Колодец).
— Какой предмет из оставшихся имеет аналогичный признак? (Катушки).
— Какой признак вы выделили? (Нить наматывается на катушку так же как цепь на ворот).
-Раскрасьте катушку и колодец синим цветом.
— Где вы ещё видели похожие предметы? (Устройства в подъёмном кране, катушка в радиоприёмниках и др.).
— Что изображено на втором рисунке? (Весы).
— Какой предмет из оставшихся похож на весы? (Качели).
— В чём вы видите сходство? (Принцип действия, в строении).
— Раскрасьте весы и качели красным цветом.
— Найдите предмет аналогичный предмету на рисунке № 3. (Это –свитер)
— Какой признак вы выделили? (Свитер и корзина одинаково изготовлены: сплетены).
— Где ещё можно видеть аналогичный признак? (Плетение полотна, плетень (забор из лозы)).
— Раскрасьте и эту пару. Любым цветом.
По тому же принципу рассматривают и оставшиеся рисунки.
Работа в парах.
— А сейчас творческое задание. Нарисуйте в тетради любой предмет и подпишите его. Обменяйтесь тетрадями. Внимательно рассмотрите рисунку вашего товарища. Выделите любой признак нарисованного предмета. Нарисуйте в тетради другой предмет с АНАЛОГИЧНЫМ признаком и подпишите рисунок. Снова обменяйтесь тетрадями. По изображению определите на какой признак обратил внимание ваш товарищ. Выясните, правильно ли вы догадались.
Задание № 3 из учебника.
— Прочитайте задание и объясните, что вы должны сделать.
— Как нужно поставить человечков? (АНАЛОГИЧНО рисунку).
1)
— Рассмотрите свою ладонь и пальчики. Как расположены ваши пальчики на ладони? (Без большого пальца). В зависимости от величины. (Самый маленький пальчик стоит самым последним в ряду, самый длинный – стоит вторым в ряду).
— Рассмотрите ладонь, нарисованную в учебнике. Пронумеруем их по порядку. Построим человечков аналогично рисунку.
— Какой же человечек, по аналогии, должен стоять последним? (Самый маленький).
— Подпишите над самым маленьким человечком его порядковый номер. (Номер 1)
— Какой человечек должен стоять вторым? (Самый длинный, самый большой).
— Подпишите над ним номер 2.
— Сколько пальчиков на рисунке мы не рассматривали и какие? (Два. №1 и № 3).
— Какой из пальчиков длиннее? (Пальчик под № 3).
— Какой из оставшихся человечков выше ростом? Кто будет стоять под номером 3? (Человечек одетый в зелёную курточку).
— Значит под каким номером будет стоять человечек в жёлтой майке? (Под №1).
2)
— Рассмотрим вторую подсказку. Записаны месяца года. По какому правилу можно расставить человечков? (По количеству букв и по месту месяца в году).
— Расставим по месту месяца в году. Слева от списка напишите напротив каждого месяца его номер в году. Какой месяц в году наступает первым? (Январь). А вторым? (Февраль). Из оставшихся какой месяц будет следующим? (Май). А последний месяц? (Июнь).
— Представим себе, что каждый человечек – это месяц. И чем раньше наступает месяц, тем выше человечек. А теперь скажите какой человечек будет стоять на первом месте? (Самый высокий). А на втором? (В зелёной курточке). А следующий? (Человечек в жёлтой майке. Последним? (Самый маленький).
— А теперь самостоятельно расставьте человечков по количеству букв в словах.
ПРОВЕРКА САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТЫ:
№ 1 – в голубой курточке (самый высокий)
№ 2 – в зелёной курточке
№ 3 – в жёлтой майке
№ 4 – в синей майке (самый маленький).
Задание № 2 из учебника (СЛАЙД 9-12)
— Рассмотрите рисунки. Что нарисовано на первой паре рисунков? (Мыльный пузырь и воздушный шар).
-Что их объединяет? (Форма – круглая, действие – летают, признаки – лёгкие, наполненные воздухом).
— Рассмотрим вторую пару. Что нарисовано? И что их объединяет? (Нарисованы поезд и расписание. Состав – имеют ряд последовательных объектов, действие – можно менять объекты местами).
-Что нарисовано на третьей паре? И почему они вместе? (Нарисованы галстук-бабочка и насекомое бабочка. Их объединяют: форма и состав – крылья).
— Что объединяет рисунки четвёртой пары? (Нарисованы бусы и пирамидка. Состав – последовательно идущие объекты, действие – объекты «нанизаны» на основу).
— Вывод: объекты могут быть аналогичными по составу, действию, признаку.
Итог урока.
Сегодня на уроке мы узнали, что такое аналогия. Какая бывает аналогия? (По составу, действию, виду). Приведите примеры предметов аналогичных СТУЛУ (Скамейка – на ней сидят (по действию), бревно – деревянное (по признаку) и т.д.)
Домашнее задание.
Выполнить задание № 4 из учебника.
Нарисовать на альбомных листах два предмета АНАЛОГИЧНЫХ розданным изображениям.
Литература:
Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник-тетрадь. М.: Баласс, 2010 г.
Информатика 3 класс. Поурочные планы. Автор-составитель Н.А. Ершова, Волгоград: Учитель, 2000 г.