Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида №16
Тел. 8 (8636) 2-59-39; 2-61-47 Факс: 8 (8636) 2-59-39 E-mail: [email protected]
|
Урок по теме: «Овощи. Употребление овощей в пищу», проведённый
с обучающейся по индивидуальной
программе.
Учитель: Вольвак С.В.
Тема урока: «Овощи. Употребление овощей в пищу».
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Основная цель урока: развитие познавательной деятельности обучающейся за счёт уточнения и расширения представлений об окружающей действительности.
Задачи урока:
— Образовательные задачи: систематизировать знания по узнаванию, называнию, различению некоторых овощей.
— Коррекционно – развивающие задачи: коррекция и развитие мыслительной деятельности, памяти, зрительных и тактильных восприятий.
— Воспитательные задачи: воспитывать интерес к учёбе, прививать навыки личной гигиены.
Методы обучения:
— словесный метод (рассказ, беседа);
— практический метод (самостоятельная работа);
— наглядный метод ( показ, иллюстрация).
Этапы урока.
1.Организационно – подготовительный этап.
2.Этап всесторонней проверки домашнего задания.
3. Основной этап:
— повторение ранее изученного материала;
— подготовка к восприятию нового материала;
— изучение новых знаний;
— коррекция в процессе получения новых знаний;
— закрепление нового материала.
4. Заключительный этап:
— подведение итогов;
— объявление домашнего задания;
— выводы из урока.
Организационно – подготовительный этап.
Цель – подготовка обучающейся к работе на уроке.
Содержание этапа:
— занять своё место;
— взаимное приветствие;
— настрой обучающейся на работу, организация внимания.
У. Сегодня на уроке нам предстоит очень интересная работа. Тебе потребуется хорошее настроение и желание учиться. Посмотри, все ли учебные принадлежности готовы к началу урока.
Этап всесторонней проверки домашнего задания.
Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания;
выявить уровень знаний, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные недочёты.
Используемые методы: словесный метод (беседа, загадка), наглядный метод (тетрадь с заданиями для развития детей «Окружающий мир. Природа» стр.4).
Содержание этапа: индивидуальный опрос; проверка тетради, прослушивание загадок.
У. На прошлом уроке мы работали с тобой над темой «Фрукты». Давай откроем «Энциклопедию для малышей». Найди и покажи изображение груши. Какого цвета бывает груша? (педагог предлагает варианты ответов, обучающаяся выбирает; аналогичная работа проводится с другими фруктами).
Открой тетрадь с домашним заданием. Напоминаю, тебе было задано раскрасить изображения фруктов в соответствующие цвета. Найди и покажи изображение яблока. Каким цветом ты раскрасила изображение яблока? (педагог предлагает варианты ответов, обучающаяся выбирает; аналогичная работа проводится с другими фруктами).
А теперь послушай загадки о других фруктах:
На ветвях они висели, как созрели – посинели.
Смотрят сверху вниз пугливо, ну конечно – это сливы.
У. Найди и покажи на иллюстрации изображение сливы. Какого цвета бывает спелая слива? (педагог предлагает варианты ответов, обучающаяся выбирает; аналогичная работа проводится с другими фруктами).
Этот фрукт в рубашке яркой любит, чтобы было жарко.
Не растёт среди осин круглый, рыжий апельсин.
Сверху – шкурка золотая, в центре – косточка большая.
Что за фрукт? Вот вам вопрос. Это сладкий абрикос.
У. Молодец. Ты хорошо поработала, а теперь немного отдохнём.
Физминутка.
Мы хлопаем в ладоши — хлоп, хлоп, хлоп.
Мы топаем ногами — топ, топ, топ.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Как пружинки мы присели
И тихонько рядом сели.
Основной этап:- повторение ранее изученного материала;
— подготовка к восприятию нового материала;
Цель — привлечение внимания, интереса к изучению нового материала. Используемые методы: практический метод (самостоятельная работа).
Содержание этапа: дидактическая игра «Мешочек».
— изучение новых знаний;
— коррекция в процессе получения новых знаний;
У. Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Мешочек». Пощупай мешочек. Он пустой? Может там что – то находится? Опусти одну руку в мешочек и достань один предмет(в мешочке находятся фигурки яблока, груши, помидора; обучающаяся достаёт по одному фигурки.)
У. Что это? (педагог предлагает варианты ответов, обучающаяся выбирает).
Какого цвета? ( педагог предлагает варианты ответов, обучающаяся выбирает).
У. Перед тобой лежат фигурки яблока, помидора, груши. Как ты думаешь, какая фигурка лишняя? Давай уберём лишнюю фигурку.
У. Может яблоко и помидор – это фрукты? Может помидор и груша – это фрукты? Может яблоко и груша – это фрукты? ( обучающаяся выбирает вариант ответа).
Какая фигурка лишняя, покажи. Давай вспомним, помидор – это фрукт? Овощ? (обучающаяся выбирает вариант ответа). Помидор – это овощ. На сегодняшнем уроке мы и поговорим об овощах, вспомним названия овощей, в каком виде их можно употреблять в пищу.
Цель – дать конкретное представление об употреблении овощей в пищу.
Используемые методы: словесный метод (рассказ, беседа), практический метод (практическая работа).
Содержание этапа: чередование рассказа и беседы, дидактическая игра « Кафе», практическая работа.
— закрепление нового материала.
У. Давай откроем «Энциклопедию для малышей» и рассмотрим иллюстрацию с изображением некоторых овощей (находит изображения овощей по словесной инструкции педагога).
У. я хочу прочитать тебе стихотворение, которое называется «Овощи». Во время чтения, когда услышишь название овоща, найди и покажи его изображение на иллюстрации «Энциклопедии для малышей» (находит самостоятельно изображение овоща на иллюстрации).
У. Понравилось стихотворение? А сейчас немного отдохнём.
Физминутка.
Вот и свёклу мы собрали (ходьба на месте)
И лучок с гряды сорвали (приседают, руки на поясе),
Выдернули всю морковку (наклон),
Срезали капусту ловко (приседают, руки на поясе)
И в корзине от земли (ходьба на месте)
Вам подарок принесли (сели).
Цель – закрепить знания и умения по теме «Употребление овощей в пищу».
Используемые методы: словесный метод (беседа, индивидуальный опрос).
Содержание этапа: индивидуальный опрос, беседа.
У.:В стихотворении я прочитала тебе о том, что для приготовления супа овощи нужно сварить. А полезнее всего кушать свежие овощи. В них много полезных веществ. Овощи очень вкусны как в отварном виде, так и в свежем. Я предлагаю тебе в этом убедиться и приглашаю посетить «Кафе». Здесь можно попробовать различные блюда из овощей. Но прежде – надо вымыть руки (под контролем педагога моет руки с мылом, пользуется полотенцем).
У.: Давай посмотрим на салат. Какой овощ был использован при его приготовлении?
(педагог предлагает варианты ответов, обучающаяся выбирает). Теперь попробуй салат (под контролем педагога пользуется вилкой, тщательно пережёвывает пищу, пользуется салфеткой).
В этом салате овощ был отварен? Был свежим? (педагог предлагает варианты ответов, обучающаяся выбирает). В этом салате овощ был отварен (салат из картофеля). Давай оценим наш салат (обучающаяся выбирает карточку с изображением лица в хорошем настроении или в плохом настроении).
Теперь попробуй другой салат (под контролем педагога пользуется вилкой, тщательно пережёвывает пищу, пользуется салфеткой).
В этом салате овощ был отварен? Был свежим? ( обучающаяся выбирает вариант ответа). В этом салате использовались свежие овощи (салат из огурца). Давай оценим наш салат (обучающаяся выбирает карточку с изображением лица в хорошем настроении или в плохом настроении).
У. Тебе понравились оба салата. Можно теперь с уверенностью сказать, что овощи вкусны как в отварном виде, так и в свежем. Употребляя овощи каждый день, ты тем самым укрепляешь своё здоровье. Такие и другие салаты твоя мама может приготовить для тебя дома.
У. Понравилось тебе в нашем «Кафе»? Посещение «Кафе» окончено. Теперь уберём посуду и вымоем руки и лицо с мылом (при помощи педагога убирает со стола посуду, под контролем педагога моет руки и лицо с мылом, пользуется полотенцем).
Заключительный этап:
— подведение итогов;
— объявление домашнего задания;
— выводы из урока.
Цель — сделать вывод , подвести итог, отметить работу обучающейся.
Используемые методы: словесный метод ( рассказ, беседа).
Содержание этапа: рассказ, беседа по теме «Употребление овощей в пищу»; разбор и запись домашнего задания, оценка работы обучающейся.
Оборудование урока:
— тетрадь с заданиями для развития детей часть 2 «Окружающий мир. Природа» город Киров;
— мешочек; фигурки яблока, груши, помидора;
-« Энциклопедия для малышей» издательство «Москва»;
— тарелки, салфетки, вилка;
— овощи отварные и свежие.
У. Понравился ли тебе сегодняшний урок? Давай вспомним, чем мы на нём занимались. Мы посетили «Кафе», где попробовали салаты из свежих и отварных овощей. Вспомни, в салате из картофеля был использован свежий овощ? Может картофель был отварен? ( обучающаяся выбирает вариант ответа, аналогичная работа проводится при разборе салата из огурцов). Овощи очень вкусны как в отварном виде, так и в свежем. Ещё ты слушала стихотворение «Овощи» и вспоминала название овощей, какой цвет имеет каждый овощ. А в самом начале урока мы говорили с тобой о яблоках, грушах. А как одним словом можно назвать яблоки и груши? Может это овощи? Может это фрукты? ( обучающаяся выбирает вариант ответа).
У. И фрукты и овощи приносят огромную пользу человеку. Это очень вкусные и полезные продукты. Я надеюсь, что и в дальнейшем ты будешь часто употреблять их в пищу, тем самым укрепляя своё здоровье.
Домашнее задание. В тетради на странице 2 раскрасишь изображения овощей в соответствующие цвета. Найди и покажи изображение помидора. Выбери нужный карандаш (аналогичная работа проводится со всеми изображениями овощей).
У. Урок окончен. Молодец!