Урок – путешествие по памятным местам нашего города.
Цели: формирование основ гражданственности, патриотизма, любви к Родине.
Задачи: закрепить знания о родном городе, осознание себя гражданином РК, чувство сопричастности с жизнью города.
Оборудование: интерактивная доска , коллеция полезных ископаемых ,фишки «тюльпаны»,план путешествия
Тип урока: комбинированный, закрепление знаний ,
Ход урока:
Психологический настрой:
Путь познания не гладок
Но знайте вы со школьных лет:
Загадок в мире больше, чем разгадок
И поискам предела нет.
Урок – путешествие мы проведем с целью ознакомления с памятными местами и историей нашего города.
Вступление:
Начну словами великого Абая :
«Искал я собственное счастье и брел, как будто бы во мгле,пока не полюбил я страстно родную землю в степях ….(Сарыарки)
Земля моя! Была ты колыбелью и стала нам родимой навсегда.
Здесь рождены, отсюда мы взлетели, как птицы вылетают из гнезда. Ты – мать кочевников ,поэтов, музыкантов (слайд 1 – Курмангазы кюй «Сарыарка» ,звучит музыка)
.2.Беседа с учениками по вопросам:
—Как называется эта древняя земля? (Сарыарка)
— Что означает Сарыарка в переводе? –( «желтая степь» , «золотая степь», «золотая планета»)
3. Словарная работа по слайду № 3 – обширная, необозримая,великая,таинственная-эпитеты
Таит в себе множество полезных ископаемых .
—Что вы знаете о полезных ископаемых? Приведите примеры.(показываю коллекцию полезных ископаемых).
— На просторах этой Великой степи вырос наш город Жезказган.
-Что означает название нашего города?(слайд № 5 )
— Какую дату города отмечали жезказганцы в этом году,сколько городу исполнилось лет?(слайд№6) Сколько вам лет? На сколько лет вы младше города? Поднимите руки все, кто родился в Жезказгане.Как называют людей , живущих в Жезказгане? (жезказганцы)
4. Чтение стихов о городе – ученики.
5.Чтобы лучше рассказать о нашем городе мы совершили путешествие памятным местам и вспомним историю нашего города.(слайд №7)
Путешествие начинается с крыльца школы.
—На какой улице расположена наша школа?Чье носит имя?(рассказы детей об Алашахане ,Бауыржане Мамышулы)
6.Составление плана путешествия .(на доске план-карта)
7.От школы дорога ведет нас по проспекту Сатпаева на площадь Металлургов.
8. Беседа с учениками:
-В честь кого назван проспект ?(рассказ детей о К.И. Сатпаеве)
9.Выходим на площадь Металлургов. Здесь стоит памятник выдающемуся ученому,академику, основателю Жезказгана – Сатпаеву.(Рассказ учителя –установлен 6 апреля 1999 года ,скульпторы Сагындыков Т.Калиев, Н,Мендикулов ).
Пантомима ( показать строителя,дети отгадывают кто я)
А вы знаете как раньше называли строителя?(зодчий – от слова глина,лепить из глины кирпич,строить дома)
На какой площади будет следующая наша остановка?Догадались?( слайд №12)На этой площади всегда людно и уютно.Любимое место отдыха горожан.
Памятник – обелиск посвящен первостроителям города (авторы)( слайды №13 -14 ,как было-стало) На этой же площади есть еще одна школа –Искусств.Многие наши дети учатся музыке.
10.Исполнение учеником казахской музыки.
11. Здесь же на берегу водохранилища запоминающаяся стела Покорителям космоса монумент «Авиации и космонавтики» (рассказ,викторина слайд №15,16) ( астроном ,Байконур, Белка, Вселенная ,Восток, виток, Венера, Ю.Гагарин, галактика, звезда, Земля)
-Назовите имя первого космонавта Казахстана?(Аубакиров Токтар Онгарбаевич)
12. Наше путешествие продолжается по бульвару Гарышкерлер – перевод?(слайд№18,19)
Космическая гавань так называют наш город.
13.Совершенно неожиданно мы натыкаемся на бульваре на композицию «Голуби».
Что символизируют эти птицы?(мир,дружбу) (слайд№20)
Жезказган многонациональный город ,около 100 национальностей здесь проживают в мире и согласии.(слайд №21)
Чтение стихотворений о дружбе народов детьми.
14.Кто быстрее соберет поговорку о дружбе (слайд№22)
-Трусливый друг – хуже врага.(половинки раздать детям)
-Не тот друг ,кто потакает, а тот друг,кто помогает.
-Кто самому себе враг- друзей не ищет.
-За что враг побранит,за то похвалит друг.
— И мало ,мало врагов ,и много много друзей.
-Дерево крепко корнями, а человек друзьями.
-Дружба , что стекло , расколешь не соберешь.
-Дружба крепка честью , а не лаской и лестью
-Хочешь дружбы – будь другом.
15.Завершаем наше познавательное путешествие – возвращаемся в стены родной школы.
-Что больше всего запомнилось вам в этом путешествии?Чем славен наш город?
16.Песня о Жезказгане.