Внеклассное мероприятие на тему «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Цель:

  • Расширить и уточнить представление детей о многонациональном классе;

  • Воспитывать дружелюбное отношение к детям разных национальностей, чувство национальной гордости и отзывчивости.


Дети поют песню «Детство».(Муз. Ю.Чичкова. Сл. М.Пляцковского).


1 куплет. Детство}3 раза – это свет и радость.

Это – песни, это дружбы и мечты.

Детство}3 раза – это краски радуг,

Детство}3 раза – это я и ты.


Припев. Все люди на большой планете

Должны всегда дружить.

Должны всегда смеяться дети

И в мирном мире жить!

Должны всегда смеяться дети} 3 раза.

И в мирном мире жить!


2 куплет. Ярко – ярко пусть пылают лишь рассветы.

Ночью звездной пусть спокойно спят поля.

Детство, детство добротой не зря согрето,

Детство, детство – завтрашний твой день, земля!


Припев тот же.


3 куплет. Детство}3 раза – это летний ветер.

Парус неба и хрустальный звон зимы.

Детство}3 раза – это значит дети,

Дети}3 раза – это значит мы!


Учитель. Много стран на нашей планете. Разные люди живут в этих странах по своим собственным законам. А наша большая страна называется Россия. Много людей живет в ней, много народов. Но все они живут единой семьей, помогая друг другу. Потому что у нашей Родины такой смысл — жить и работать вместе, помогать друг другу, уважать и любить друг друга.


Ученица. Нет страны чудесней,

Нет земли милей!

В самых лучших песнях

Мы поем о ней.

Вот земля родная, милые края

Светлая, большая – родина моя.


Отрывок из песни «Широка страна моя родная».


Поют все дети. От Москвы до самых до окраин

С южных гор до северных морей

Человек проходит как хозяин

Необъятной Родины своей.

Всюду жизнь привольна и широко,

Точно Волга полная, течет.

Молодым везде у нас дорога,

Старикам везде у нас почет.


Припев. Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек.

Я другой страны такой не знаю,

Где так вольно дышит человек.


Ученик. Белый голубь в небе кружит

В ясном солнечном тепле.

Здравствуй, праздник!

Праздник Дружбы всех народов на Земле!


Ученица. В семье единой мы живем

Танцуем, пляшем и поем

Зырянка нас объединяет и дружбу нашу украшает.


Учитель. Наша Родина большая – Россия, а отчий край — Республика Саха (Якутия). Якутия – богатый край животным и растительным миром, а также людьми. Свыше 18 % площади России занимает территория Якутии. Мы живем в Верхнеколымском районе в поселке Зырянка, где есть начальная школа № 1 и класс, в котором учатся дети пяти национальностей: русские, якуты, эвены, юкагиры и киргизы.

Ученик. Якуты, эвены и русские,

Киргизы и юкагиры

Мы русые и смуглые,

Мы школьники ровесники,

Мы верные друзья.

Пускай живем не вместе мы –

У нас одна семья!

Учитель. В Верхнеколымском районе проживают люди разных национальностей, у которых свой язык, своя история, обычаи, песни, танцы, своя литература. Каждый культурный человек должен знать, уважать язык, обычаи, литературу своих соседей. Сегодня мы познакомимся и узнаем много нового об этом.


Итак, приветствие (родители с детьми в национальных костюмах

сидят за празднично украшенными столами, накрытыми национальными блюдами).


Русские: Здравствуйте! Мы рады видеть вас!

Якуты: Дорооболорун! Yоруулээх корсуhууннэн!

Эвены: Дорова! Мут hуныч урынчирым!

Юкагиры: Доробочиэ! Мит айаайили йуодиин титул!

Кыргызка: Саламатсыздары! Сиздерди коргонго кубанычтабыз!


Учитель. Представляем свою национальность!


Якуты. Сквозь солнце и сквозь снега

Века, не спеша, прошли.

Живет мой народ Саха

На самой вершине Земли!


Ученик. Саха на земле Саха

Носитель древнейших слов

И в будущие века посланцем идти готов


Ученица. Якуты – мы в том крае, где зима

Сурова и долга, не пали духом

Умели мы в подарок добрым духам

Волшебным шнур украсит – салама!


Эвены. Я – человек эвен,

Свою Родину очень люблю

Ей пою и танцую.

Ребята! Хороша наша Колымская земля!


Ученица. Эвен забудет о еде и сне,

Но в жизни не забудет об огне:

Великий друг эвенков – Дух огня!

Дух огня – как человек живой:

Он собеседник и товарищ всем,

Кто с ним во тьме умеет говорить

С открытым сердцем, где местечко есть

Надеждам и сомнениям земным!



Юкагиры. Гавриил Курилов (Улуро Адо)

Посмотрите, люди земли

Юкагиры костер развели.

Пусть он жалок еще и мал,

Но ведь жарок уже и ал!

Ученик. Приходите, братья, к костру –

Наших песен вкусить простоту.

Принесите, подкиньте дровец

В наш огонь, в наш пожар сердец –

Ученица. Чтобы он веселей запел,

Чтобы звезды крылом задел,

Чтоб увидел огромный мир,

Огонек, что зажег юкагир!


Кыргызка. Земля киргизов – солнечное соло.

Природы и труда бесценный дар,

На плечи горных разноцветных склонов

Легла, как бурка, радуга отар.


Русские. Я – русский человек, и русская природа

Любовна мне, и я ее пою.

Я – русский человек, сын своего народа

Я с гордостью гляжу на Родину свою.


Ученик: Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.


Учитель. Спасибо всем за прекрасные стихи!

Друзья шагают в ногу, никто не отстает

И песни всю дорогу кто хочет, тот поет.


Ученица. Березонька в платьице белом

Приветливо машет с холма

Для нас она песенку пела –

И песенкой стала сама!


Дети разных национальностей исполняют свои песни.

Учитель: Если песенка всюду поется

Если песенка всюду слышна,

Значит, с песенкой легче живется,

Значит, песенка эта нужна.

— Русские дети поют песню «Во поле береза стояла».

— Эвенская песня про олененка.

— Кыргызская песня «Про друга».

— Юкагирская песня «Чолгоро» (зайчик).

— Якутская песня «Тус хоту». И.Сосин тыллара. М.Данилова мелодията.

Учитель. Молодцы, ребята! Вы красиво исполнили свои песни. Продолжайте дальше учить их и радовать нас.


У каждой национальности есть загадки, отгадайте их.

Кыргызские загадки:

  1. Два близнеца всегда вместе ходят (ноги)

  2. Один пастух тысячи овец пасет (луна и звезды)

Эвенские загадки:

  1. Наша поляна заячьей шкуркой покрылась (снег выпал)

  2. В воде играет, а на земле погибает (рыба)

3. Дверей много, да выйти не возможно (сеть)

4. Стоит дом. Туда войдешь слепым, выйдешь зрячим (школа)

Якутские загадки:

1. Говорят, золотая чаша сама по себе плавает (солнце)

2.По лесу рукавички и шапочки прыгают, бегают (зайчата)

3.Говорят, есть гостеприимный хозяин (стол)

4.Говорят, один пастух тысячи овец пасет (луна и звезды).

5.Два близнеца всегда вместе ходят (ноги).

Русские загадки:

  1. Живет дома с бородой и рукой (веник).

  2. Не птица, а с перьями (подушка).

  3. Видать глазами, да не взять руками (тень).

  4. В воде купался, а сух остался (гусь)

  5. Залезла Варвара выше амбара. Не ест, не пьет, все в небо глядит (труба на крыше)

Юкагирские загадки:

  1. Со вкусной водой, с бескостной рыбой, с железными берегами круглое озеро (жир, оладьи и сковорода)

  2. Один охотник ловит диких животных глазами (сеть).

Учитель. Молодцы, ребята! Вы услышали новые загадки и их разгадали.

У каждого народа есть свои сказки. Сейчас нас с ними познакомят наши родители.


Юкагирские сказки.


«Предание о девушке, нарушавшей запрет».


Однажды девушка — юкагирка шила брату камусы для лыж и пела. Мать предупредила ее, что петь нельзя, но девушка не послушалась. Брат об этом ничего не знал. Собрался он на охоту, взял с собой лыжи. Увидел оленей, хотел выстрелить и вдруг услышал песню. Она доносилась из камусных покрышек лыж. Олени, услышав песню, разбежались. Долго гнался парень за оленями и второй раз увидел их, и опять повторилась то же самое. Олени, услышав песню, разбежались. Вернулся охотник домой и рассказал обо всем случившемся. Его мать объяснила причину странного пения. Девушку наказали.

С тех пор юкагиры не поют песни, когда делают лыжи.


Шаман и рыбак.


Богатый человек (рыбак) ловил рыбу, чиров. Один бедный старик (шаман) пришел и говорит: «Дай мне рыбы: четыре рыбы. Я ничего не убил». Рыбак говорит: «Нет, не дам рыбу». Старик стоит, воду пьет и говорит «Завтра мне рыбы не дашь, не будет тебе лова». И на завтра рыбак ничего не дал бедному старику. А с третьего дня как не бросал сеть рыбак, ничего не ловилось. Так и сидел и сильно переживал рыбак: «Зачем я четыре рыбы пожалел и без рыбы оказался».

(с давних времен существует у юкагиров поверье: пойдешь в тайгу – еды гостинец хозяину или хозяйке охотничьих мест «кормят» огонь, чтобы охота была удачной).


Эвенская сказка.


«Лось и кабарга».


В старину лось и кабарга были друзьями. Как-то они встретились на лесной тропе и разговорились. Кабарга спросила у лося:

— Скажи – как лось, что у тебя есть примечательного?

Тот ответил: «О, примечательного у меня немало. Я большой, поэтому мяса я даю много – люди до сыта едят его и не нахвалятся! А губы какие у меня: жирные, сочные – вкуснятина!»

Настал черед хвастаться кабарге: «Вот ты сказал, что у тебя мяса много да губы твои жирные и вкусные. Мое мясо, конечно с твоим не сравнится – я маленькая, жилистая. Ничего не пожалеют люди, чтобы добыть его. Видишь, какой я ценный зверь, не то что ты!»

Рассердился сохатый, да как погонится за кабаргой, чтобы побить ее. Да где ему угнаться за быстроногой и ловкой кабаргой! С тех пор они раздружились и стали ходить по разным тропам.


Якутские сказки.


«Как ветер к великой горе ходил».


Эта сказка о гордом якуте с дочкой и добром якуте с сыном, которые никогда не ходили друг другу в гости, не разговаривали. Добрый якут сядет на улице курить лицом к юрте соседа, а тот повернется спиной. Добрый якут идет ловить рыбу на ближний берег, а гордый якут — на самый дальний. Так вот и жили.

Однажды пробегал мимо большой ветер и думает: «Дай-ка попробую их подружить». Якут ловил рыбу, да как подует! Полетела вяленая рыба в сторону, где добрый якут рыбачил и попадала на их берегу.

Опять ветер как ударит по озеру волной. Ударила волна о лодку и выбросила ее к самой рыбалке доброго якута. Подбежали отец с сыном к гордому соседу, а он не дышит. Стали добрый якут с сыном ухаживать за ним: воду носят, чай кипятят, по ночам у очага дежурят. Выздоровел гордый якут, и даже не поблагодарил. Опять злится ветер.

Бежал ветер до Великой Горы и просит совета: «Чем породнить людей?», Гора отвечает «Дружбой».

Ветер: «А как найти дружбу?»

Гора: «Разгони в небе черные тучи и дают дорогу ясной заре, тогда увидишь как дружба рождается.»

Так ветер и сделал. Смотрит, олени в одно большое стадо сошлись, люди вместе у большого костра сидят, а их веселые дети вместе большую сеть к озеру несут.

Посмотрел на это ветер и радостно ему стало и запел он песню как великая Гора научила его пронести по земле ураган, от которого развеялась рознь и навечно воссияла дружба.


«Лиса и налим».


Налим говорит лисе: «Давай устроим бег наперегонки». Они бежали по лесу, налим по озеру.

Чтобы кто – то по справедливости мог их рассудить, они обратились в суд зверей, который дал добро.

Обежав добрую половину озера, лиса крикнула: «Налим, ты где?», налим: «Я здесь» и так она кричала несколько раз. «Обманщик ты, налим!» и пошли в суд зверей, на который пришли все рыбы водяного царства: налимы, щуки, караси, окуни и др. рыбы.

«Как же ты налим смог ее обогнать? Что – то тут не так. И неужто их такого множества рыб ни одна не знает, в чем тут дело?»

Щука говорит: « Налим в состязании не участвовал. Он перед началом поставил на мысы налимов, а сам забрался под корягу и преспокойно спал».

Судьи сказали: «Давайте его судить! Решено было сечь налима, секли его так старательно, что и хвост сплющился, и мясо на костях не осталось, разве что немного у головы.

Терпел налим и говорит: «Опомнитесь. Недалеко то время, когда на земле появятся люди. Поймают нашего брата и не найдут на костях ни кусочка мяса. Чем им питаться?»

Судьи решили: «Да, налим говорит правду. Вот что Таймень – рыба, у тебя мяса в избытке и печень большая и хорошая. Отдай – кА свою печень налиму, а его печень возьми себе. Что поделаешь?»

С тех пор у налима голова большая и большая печень.


Русские народные сказки.


«Как Иван – дурак дверь стерег»

Жили старик со старухой. Было у них три сына: двое умные, а третий – дурак. Стали братья с родителями собираться на работу. Иван – дурак тоже стал собираться – взял сухарей, налил воды в баклажанку. Его спрашивают:

-Ты куда собираешься?

— С вами на работу.

— Никуда ты не поедешь. Стереги хорошенько дверь, чтобы воры не зашли.

Остался дурак один дома. Поздно вечером снял с петель дверь, взвалил ее на спину и понес.

Пришел на пашню. Братья спрашивают:

-Зачем пришел?

— Я есть захотел.

— Мы же тебе наказывали стеречь дверь.

-Да вот она!

«Глупый волк»


Жил – был волк, старый – престарый. Зубы у него проломились, глаза плохо видят. Тяжело стало жить старому: хоть ложись да помирай. Пошел волк в поле искать себе добычи и видит — пасется жеребенок.

-Жеребенок, жеребенок я тебя съем!

— Где тебе, старому, съесть меня! Да у тебя зубов – то нет.

— А вот есть зубы!

— Покажи, коли, не хвастаешь!

Волк оскалился зубы: «Смотри!» А жеребенок лягнул его изо всех сил по зубам. Упал волк без памяти. Лежал, насилу очухался. Голод не тетка побрел дальше.

Идет лесом, навстречу ему – портной. Веселый портной: песни поет и аршином железным помахивает. Остановился волк посреди дороги: « Я тебя съем, портной!» А портной посмотрел на волка: « Ну, что же делать! Так и быть, ешь! Дай только смеряю тебе брюхо: влезу ли еще в тебя».

«Меряй, да поскорей, я очень есть хочу».

Портной зашел сзади, схватил волка за хвост, намотал его за руку и давай лупить аршином. Рвался волк, полхвоста оторвал, насилу ноги унес.

Плелся волк да зализывал. Вдруг видит — пасется на горе большой козел. «Козел, козел! Я тебя съем!»

«Ну, что ж ешь, коли хочется. Только зачем понапрасну зубы ломать, ты лучше стань под горой и разинь пасть пошире, а я с горы разбегусь — да прямо к тебе в рот.»

Волк так и сделал: разинул пасть и ждет. Козел разбежался с горы и ударил волка в лоб, тот с ног свалился. А козел и был таков.

Отлежался волк, встал и думает:

«Проглотил козла я или нет? Коли бы я съел козла, то брюхо было бы полнехонько. Наверно, он меня обманул.

Погоревал, погоревал и опять пошел искать себе добычи. Увидел под кустом падаль, бросился на нее и попал в капкан.

Учитель. Наши родители познакомили нас с новыми сказками, которые мы запомним и будем рассказывать другим ребятам. Спасибо нашим родителям!


Нынче день у нас хороший-

Веселятся все кругом,

Пляшут, хлопают в ладоши,

Ну и мы не отстает.


Танцы ( в исполнении детей ).


  1. Русский народный танец «Калинка»

  2. Якутский танец «Осуохай»

  3. Эвенский танец «Xэдэ»

Учитель — Хэдэ – эвенский ритуал, танец призыва весны и счастья. Танцуют по направлению хода солнца. Это начало связано с поверием эвенов в силу природу и животного мира. Наши предки поклонялись огню, солнцу, земле родной. Хэдэ начинается с медленных шагов по кругу, танец убыстряется и в конце переходит в ритмичные скачки. Это танец дружбы, мира, весны и счастья! Хэдэ!

hэдьэ (2 раза) hуруйа (2 раза) hанды (2 раза) Хигу! Бигу! (2 раза)! Айыч икэлды hэ-hэ-hэ (убыстрить ритм).

hэдьэ (2 раза) hуруйа (2 раза) hанды (2 раза) Каув (2 раза)! Кабяв (2 раза)! Тиби (2 раза)! Чуви (2 раза)! Чиив (2 раза)!

Нодыкиэды hисэчин (хороший вечер)

Нэлкэникэн эмэддын (весна пришла)

Hоокан айы билэкыт (на радость).

Зырянкавур угургэлды ( Зырянку поднимим)

hэдьэ (2 раза) hуруйа (2 раза) hанды (2 раза) hэдьэ (2 раза) (руки поднять вверх)

  1. Юкагирский танец «Лондол».

  2. Кыргызский танец.

Учитель. Благодарим танцоров за их прекрасное исполнение и

мастерство. В старину, прежде чем стань хорошим рыбаком или охотником, каждый эвенский ребенок должен был научиться быстро бегать, стать ловким и сильным, и в этом им помогали игры, которые подражали действием охотником и рыбаков. Сейчас родители познакомят нас с играми своих национальностей, а мы с удовольствием поучаствуем в них.


Эвенские игры

«Олени и пастухи»

Все игроки – олени, на головах рогах или в руках веточки. Двое ведущих — пастухи – стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки – олени бегают по кругу гурьбой.


«Ловля оленей»

Играющие делятся на две группы. Одни – олени, другие – пастухи.

Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.


«Отбивка оленей»

Группа играющих находится внутри очерченного круга — это олени.

Выбираются три пастуха – они за кругом. По сигналу «Раз, два, три – отбивку начни!2 пастухи по очереди бросают мяч в оленей (только в ноги), олень, в которого попал мяч. Считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбывает 5-6 раз.



Якутские игры.

«Соколиный бой».

Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги.

Когда устают прыгать на правый ноге, меняют ее на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих упадет, толкнувший выходит из игры.


«Перетягивание на палках»

Играющие, разделившись на две группы садятся на пол гуськом: одна группа против другой ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде перетягивают друг друга.

Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук последнего.


Юкагирская игра

«Кто сильнее?»

Играют девочки и мальчики. Взяв в руки жердь, становятся друг против друга, толкая жердь руками. Побеждает та команда девочек и мальчиков, которая сумеет вытолкнуть соперника за черту.


Кыргызская игра

«Звонок»

Составляется круг: в него входят два играющих; один со звонком, у другого завязаны глаза, который должен поймать того, кто со звонком.


Русские игры

«В зайцы»

Дети становятся в круг, в середине которого, один из играющих; это зайчик, в которого целят мячом. Мяч незаметно передается из рук в руки, а зайчик следит, у кого он в руках, чтобы не быть «улупленным». Если кто – нибудь промахнется, бросая мяч в зайчика, то сам делается им.

«Двое слепых»

Двое игроков с завязанными глазами ходят по кругу, который состоит из детей и задает один другому вопросы и ловит. После того, как поймали друг друга, они выбирают на свое место детей, тоже угадывают по голосу имя ребенка.


Учитель. Одни игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость,

другие игры приучают к сообразительности, вниманию. Игры

проникнуты принципом справедливости, воздаяния по

заслугам.

Добрые люди всего земного шара мечтают об этом — жить в согласии

и дружбе. Потому что дружба и мир – самые простые и необходимые на земле вещи, без них человек не может жить на свете. У нашего народа много разных хороших песен. Среди них есть песни, посвященные миру. Их особо чтят, любят и с удовольствием поют все.


«Пусть всегда будет солнце»

1 куплет. Солнечный круг, небо вокруг

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке.

Припев: Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду, я!

2 куплет. Милый мой друг,

Добрый мой друг,

Людям так хочется мира

И в 35 сердце опять не устает повторять:

Припев по — якутски:

Бар буолун оруу куммут

Бар буолун оруу hаллан

Бар буолун оруу ийэм,

Бар буолун оруу мин!

3 куплет. Тише солдат, слышишь солдат

Люди пугаются взрывов

Тысячи глаз в небо глядят,

Губя упрямо твердят:

Припев по — эвенски:

Эрэгэн бидэн нолтэн,

Эрэгэн бидэн нянин,

Эрэгэн бидэн эньму,

Эрэгэн бидэн ку би!

4 куплет. Против беды, против войны

Встанем за наших мальчишек.

Солнце на век, сачстье на век

Так повелел человек:

Припев по — юкагирски:

Чуотэ льэгэн кужуу!

Чуотэ льэгэн йэльоодьэ!

Чуотэ льэгэн эмэй!

Чуотэ мэт льэтчэ!

Припев по — киргизки:

Ардайим кун болсун!

Ардайим болсун асман!

Ардайим болсун апам!

Ардайим болоюн мин!

Припев все: Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду, я!

Учитель: Мы с вами хорошо повеселились сегодня.

Мы посмотрели на культуру разных национальностей.

Да здравствует дружба всех народов! (Ура!)

Да здравствует наша прекрасная Родина! (Ура!)

Да здравствует наш многонациональный класс (Ура!)


Литература.


  1. «Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России» — М., 2002г.

  2. «Из всех республик», песенно-танцевальная сюита — М., 1976 г.

  3. «Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России» — М., 2002г.

  4. Н. Курилов «Юкагиры народов Крайнего Севера» — Якутск., 1999 г.

  5. «Фольклор народов Крайнего Севера» — Якутск., 1993 г.

  6. «Здравствуй, школа!», реперт. сборник — М., 1986 г.

  7. « Якутский фольклор», 2 часть, хрестоматия для учащихся 5-9 кл. — Якутск, 1997 г.

  8. «Якутская литература», часть 4 – Якутск, 1994 г.

  9. «Фольклор юкагиров Верхней Колымы», хрестоматия в 2-х частях, Якутск, 1989 г.

  10. «Россия. Якутия», 370 лет вместе – Бичик, 2002 г.

  11. «Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей» — М., 2002г.

  12. «Колокольчик», ж-л для детей мл.возраста – 1979 г.

  13. « Встречаем праздник», песни, стихи, инсценировки — М., 1988 г.

  14. «Загадки о природе», в помощь учителю, учащимся и студентам – Якутск, 1996 г.

  15. «Начальная школа» №6/ 1996 г., №5/ 1989 г.

  16. «Якутские сказки», 2-е дополнительное издание – Якутск, 1990 г.

  17. «Мудрость народная», Жизнь народа в русском фольклоре! выпуск, младенчество, детство — М., 1991 г.

  18. «Арктика – мой дом», полярная энциклопедия школьника, народы северной земли — М., 1999 г.

  19. «Хозяин земли», легенды и рассказы юкагиров – Якутск , 1994г.






Свежие документы:  Модифицированная программа для начальной школы «Мы познаем мир»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: