О том, что дорого и свято….
Цель: воспитание чувства любви к Родине, готовности защищать страну, родных; воспитание уважения к подвигу солдат.
Задачи:
создать условия для эмоционального переживания учащимися трагедии войны, подвига солдата;
создать условия для знакомства учащихся с краеведческим материалом.
активизировать учащихся, заострить внимание на драматические страницы в жизни страны;
формировать навыки юного патриота своей Родины, гордость за своих воинов;
воспитывать волевые качества на примерах героев войны;
прививать бережное отношение к историческому прошлому Отчизны.
Пояснительная записка и методические рекомендации:
Воспитательная цель мероприятия достигается различными педагогическими средствами. Достижение любой воспитательной цели и поставленной в нашем случае достигается через ситуации нравственной оценки поступков героев, эмоционального переживания содержания. Только пропустив предлагаемое содержание через душу, ребенок усвоит нравственные ценности. Ценности – нормы, бытующие в обществе и выраженные в сюжете мероприятия, ребенок превращает в ценности собственного духовного мира.
Данное внеклассное мероприятие способствует развитию личностных качеств учащихся: патриотизм, ответственность за наше прошлое и будущее. Внеклассное мероприятие способствует формированию ответственного отношения к своим гражданским обязанностям: сохранение, уход за памятниками, могилами солдат, героически павших во время Великой Отечественной Войны. Важную роль в мероприятии имеют электронная презентация, музыкальное сопровождение.
Звучит спокойная музыка. На сцене появляется Маленький принц.
Маленький Принц (обращается к зрителям в зале): Послушайте, вы не видели моего друга. Антуана де Сент-Экзюпери?
Ведущий 1 (обращается к другому ведущему): Как сказать ему, что его друг, писатель Сент-Экзюпери погиб? Давным-давно, во время войны.
Ведущий 2 (разговаривает с Маленьким Принцем): Знаешь, была война. Он ведь был военный летчик. Однажды он отправился в полет и не вернулся.
Маленький Принц: Послушайте, а что такое война? Она кому-то нужна?
Ведущий 1 (обращается к другому ведущему): Мы должны, обязаны объяснить Маленькому Принцу, что такое война.
Ведущий 2: И тогда Маленький Принц поможет нам уничтожить в людских сердцах злобу, ненависть, равнодушие, тщеславие, эгоизм.
Ведущий 3: Земля – планета непростая. На земле люди много воевали.
Ведущий 4: Войны выгодны королям – они получают новые земли. Дельцам – их толстые кошельки наполняются новым золотом.
Ведущий 3: Миллионам честолюбцев – они получают новые ордена. Теперь ты понял, кому нужна война?
Ведущий 4: Был такой герой, он называл себя императором Наполеоном Бонапартом. Он жил в стране твоего друга, во Франции, почти 200 лет назад.
Ведущий 1: Когда удача подарила ему власть, он решил, что мир должен принадлежать ему.
Ведущий 2: Но ведь люди так не считали. Началась война, опалившая огнем многие земли. Но народы доказали императору, что могут прожить без него.
Ведущий 3: В XX веке появился еще один властолюбивый человек. Он звался фюрер Адольф Гитлер. Он вырастил целую породу людей – варваров, способных только истреблять, и начал войну, самую страшную на свете, в 1939 году.
Ведущий 2: Франция героически сопротивлялась и сдалась гитлеровцам через 42 дня.
Ведущий 3: В большей степени пострадала Россия. Война продолжалась 4 года. Фашисты были изгнаны с нашей земли.
Ведущий 4: Послушайте, что такое война. Началась это в 1941 году.
По ходу выступления идет показ презентации «Трагедия и подвиг». Слайд 2
Звучит песня «Священная война» стихи В. Лебедев — Кумач, муз. А. Александрова
Учитель:
Война была священной. Слайд 3, 4
В этом не усомнится даже тот,
Кто, прилетев с другой планеты,
Земли историю прочтёт…
Слайд 5
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой давила след
И столько наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы…(К. Симонов) Слайд 6
Рано утром 22 июня 1941 года на мирно спящих людей нашей страны напали фашисты. Никто этого не ожидал. С неба на землю падали бомбы, высаживался немецкий десант. Всюду огонь, стоны раненых, грохот орудий, свист пуль и трупы людей, еще недавно думавших о будущем, надеявшихся на встречи с родными и любимыми, мечтавших о счастье.
Ученик 1:
Что может быть страшнее, чем война? Слайд 7
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучая и друзей!
Ученик 2: Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч км железнодорожных путей.
Ученик 3: Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это 600 тысяч людей, умерших от голода.
Ученик 4: Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как мы.
Ученик 5: Подождите! То, о чем вы говорили, может быть, ошибка? Может быть, войны и не было?
Слайд 8, 9,
Ученик 1: Нет. Война была. Я прочитала о белорусской деревне Хатынь. Это было в 1943 году. Небольшую деревню Хатынь окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выгоняли людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нем становилось все теснее и теснее. Матери пытались успокоить плачущих детей, но сами не могли сдержать слез. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Кто пытался выбежать, немцы расстреливали. Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним.
Слайд 10, 11
Ученик 6:
…. Этот пепел, который разносится с ветром,
Был глазами, смеялся и плакал порой;
Был губами, улыбкою, музыкой, светом,
Поцелуями был этот пепел седой.
Был сердцами, тревогою, радостью, мукой.
Был мозгами, сплетеньем извилин живых,-
Слово «жить» до конца, словно буква за буквой,
Точно белым по черному вписано в них…
Слайд 12, 13, 14
Ученик 2: Война была. Эти пожелтевшие треугольники – письма с фронта – доказательство. Их писали солдаты своим семьям.
Знаю, в сердце у тебя тревога —
Нелегко быть матерью солдата!
Знаю, все ты смотришь на дорогу.
По которой я ушел когда-то.
Знаю я, морщинки стали глубже,
И чуть-чуть сутулей стали плечи.
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама, за тебя, на нашу встречу!
Слайд 15
Ученик 3:
В далекий дом в то утро весть пришла,
Сказала так: «Потеря тяжела,
Над снежною рекой, в огне, в бою,
Ваш муж Отчизне отдал жизнь свою».
Жена замолкла. Слов не подобрать.
Как сыну, мальчику, об этом рассказать?
Ему учиться будет тяжело.
Нет, не скажу. А за окном мело.
А за окном седой буран орал.
А за окном заводы, снег, Урал.
И в школу тоже весть в тот день пришла,
Сказали: «Школьники, потеря тяжела,
Отец Володи вашего в бою
Отчизне отдал жизнь прекрасную свою».
И сын об этом от товарищей узнал.
Сидел среди друзей, весь вечер промолчал.
Потом пошел домой и думал он: «Как быть?»
И матери решил не говорить.
Ведь нынче в ночь ей на завод идти,
Об этом скажешь – не найдет пути.
С тех пор о нем и вечером, и днем
Они друг другу говорят, как о живом
И вспоминают все его слова.
И как он песни пел, как сына целовал,
И как любил скорей прийти домой,
И он для их любви действительно живой.
Вот только ночью мать слезу смахнет,
В подушку сын украдкою всплакнет.
А утром надо жить, учиться, побеждать.
Как силу их сердец мне передать?!
Ученик 7: Первыми вступили в бой с гитлеровцами пограничные войска СССР. Вооруженные только винтовками и пулеметами, пограничники стойко оборонялись, несмотря на огромное превосходство противника. Небольшой отряд пограничников несколько часов оборонял мост через реку Сана, не давая возможности фашистам переправиться на советский берег. 11 дней сражались в окружении пограничники заставы у города Владимир-Волынский. Так было почти на всех пограничных заставах. Многие пограничники погибли. Но они нанесли врагу серьезные потери и преподали фашистам первый урок мужества и стойкости русского народа.
Слайд 16
Ученик 8: Брестская крепость приняла на себя удар вражеских войск в первый день войны. Несмотря на внезапность нападения, немцам не удалось взять крепость штурмом. Ее малочисленный гарнизон отчаянно сопротивлялся почти месяц. На предложение сдаться защитники вывесили ответ, написанный кровью на куске полотна: «Все умрем за Родину, но не сдадимся!». Не хватало продовольствия, боеприпасов, кончилась вода, не работала рация. Взять крепость фашистам удалось только через месяц – в конце июля 1941 года.
Надписи на стенах крепости. Слайд 17
«Нас было трое, нам было трудно, но мы не пали духом и умрем как герои».
«Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!»
Слайд 18
Ученик 9:
Каждый год у развалин Бреста
Старый дед с сигаретой сидит,
И не может найти себе места
Груз былого на сердце лежит.
Вспоминает тот день жарким летом,
Птицы смерти летели к стране.
И немецкий сапог с рассветом
Нагло встал на русской земле.
Это было начало сражений,
Это было начало войны,
Отступали, несли пораженья,
Немец гнал нас вглубь нашей страны.
И один «островок» на границе,
Тот, который не взяли враги,
Он на карте словно крупица,
Крепость Брест долго взять не могли.
Долго немцы крепость бомбили,
Долго взять его не могли.
Сколько сил они положили,
Об этот осколок земли.
С каждым днем оборона слабела,
Не слабел только дух боевой,
Но немецкая рать одолела:
Пал под натиском «гордый герой».
Каждый год у развалин Бреста
Старый дед с сигаретой сидит,
Вспоминает защитников Бреста,
Честь и слава под камнем лежит.
Ученик 10: Севастополь — главная база Черноморского флота. Героическая оборона города, начавшая в октябре 1941 года, продолжалась целых 250 дней. Это был подвиг советских воинов и жителей города, оставшихся в глубоком тылу врага. Фашисты имели двойное превосходство в людях и технике. Они блокировали город с воздуха, непрерывно подвергая Севастополь ударам авиации и артиллерии, атаковали с моря. 7 июня 1942 года враг начал последнее наступление и только через 22 дня фашисты овладели Сапун-горой – последним рубежом на подходе к городу и прорвались к самому городу. Кровопролитные бои развернулись за Малахов курган – последний оборонительный пост. Защитники Севастополя умирали героями.
Слайд 19, 20, 21, 22
Ученик 11: Блокада Ленинграда – самое страшное в своей трагичности событие Великой Отечественной войны. Она длилась 900 дней и ночей. В блокаде погибло более миллиона ленинградцев (точных данных нет и, видимо, никогда не будет). Связь города с о страной поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. «Дорогой жизни» — так назвали единственный путь через Ладожское озеро. По «Дороге жизни» в осажденный город везли продукты, а из города вывозили раненых и детей, но смогли спасти не всех, многие погибли в пути. В самом Ленинграде жить было крайне трудно. Но люди не сдавались. На Кировском заводе круглосуточно шла работа по изготовлению танков. Даже не закрывались театры! Голодные артисты выходили на сцену, а голодные зрители слушали и смотрели. Работало радио.
Ученик 12: Такого всенародного мужества и героизма не мог предвидеть Гитлер и его генералы. Несмотря на яростные атаки фашистских войск, на варварские бомбардировки, на жестокий голод, холод, болезни, ежедневную смерть, ленинградцы выстояли и победили.
Александр Фадеев в путевых заметках «В дни блокады» писал: «Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами».
Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников.
Слайд 23, 24
Ученик 13: Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они разносили почту по домам, пилили дрова, носили воду семьям красноармейцев, чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях. Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но тем не менее, для них делалось все, что возможно.
В конце октября 1941 года в школах началось обучение детей 1 — 4 классов. Нередко во время уроков раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке. Ученики быстро спускались в бомбоубежище, где продолжались занятия.
Ученик 14: Учиться в жестоких условиях зимы и войны стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменках, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20 – 25 минут: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города.
Слайд 25
Ученик 15:
Война.
В классе очень холодно,
На перо дышу,
Опускаю голову
И пишу, пишу.
Первое склонение —
Женский род на «а»,
Сразу, без сомнения,
Вывожу — «война».
Что всего существенней
Нынче для страны?
В падеже родительном:
Нет — чего?— «войны».
А за словом воющим —
Мама умерла…
И далекий бой еще,
Чтобы я жила.
Шлю «войне» проклятия,
Помню лишь «войну»…
Может, для примера мне
Выбрать «тишину»?
Но «войною» меряем
Нынче жизнь и смерть,
Получу «отлично» я —
Это тоже месть…
О «войне» тот горестный,
Гордый тот урок,
И его запомнила
Я на вечный срок.
(Людмила Миланич)
Учитель (вместе с группой учащихся): Не обошла стороной война и наш город. Слайд 26, 27
23 июня 1942 года немцы вошли в Новошахтинск. Они превратили школу №1 и прилегающую к ней территорию в концлагерь для военнопленных солдат и офицеров Советской Армии. За проволокой находилось более 400 человек и многие из них умирали от голода и болезней. В городе не оставалось ни одной школы, которую бы оккупанты не превратили в хлев. Но жители города не покорились врагу.
Во время оккупации в Новошахтинске действовала подпольная группа во главе с Петром Масленниковым. Печатались листовки со сводками и жители города узнавали правду о положении, на фронтах.
Подпольщики пасли от взрыва городскую больницу. Благодаря патриотам фашисты не отправили в Германию эшелон, в котором было 2 тысячи юношей и девушек.
Многие новошахтинцы не дожили до светлого дня освобождения. Их расстреливали. пытали, бросали живыми в шахты.
5 тысяч наших земляков погибли от рук немецких извергов, свыше 3 тысяч граждан было угнано в Германию, и мы не смеем забывать об этом.
В январе 1943 года началось зимнее наступление Красной Армии. Новошахтинск был освобожден воинами 1328-го стрелкового полка, 315 стрелковой дивизии 5-ой ударной Армии в 10 утра 13 февраля 1943 года.
Жуткую картину представлял Новошахтинск после освобождения. На шахтных дворах обгорели бревна, горные выработки были затоплены. Пришло в негодность электрическое хозяйство, не работал водопровод, хлебозавод, маслобойня.
Сегодня мы с гордостью и любовью вспоминаем наших земляков – участников освобождения Новошахтинска – старшего сержанта Николая Михайловича Отрошко, военфельдшера Нину Ивановну Терехину, командира минометной роты Павла Андреевича Соколовского и других.
Слайд 28
Учитель: Велики жертвы, принесенные нашим народом во имя Великой Победы. Война унесла более 40 миллионов жизней советских людей. Почти каждая семья потеряла родного или близкого человека. 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война, унося каждые сутки более 14 тысяч жизней советских людей, каждый час погибало 588 человек, каждую минуту – 10 человек. Гитлеровцы сожгли 1710 наших городов и 70 тысяч сел… а чем измерить глубину мук матерей, потерявших своих детей, отчаяние жен, лишившихся мужей, горечь детских слез! Никогда не утихнет боль утрат, скорбь по павшим. Но без их героической жизни, отданной Родине. Не было бы и Победы. И хочется, низко поклонившись, сказать:
Слава тебе, победитель – солдат,
Ты прошел через все испытанья
Не ради чинов и наград,
А чтобы избавить людей от страданья!
Ученик 16: В пламени Вечного огня, величественных мемориалах, в скромных обелисках, в произведениях литературы и искусства, в сердцах всего нашего народа навсегда сохранится память о бессмертных подвигах тех, кто первым поднимался в атаку, грудью закрывал амбразуры, шел на воздушный таран, бросался с гранатами под танки, кто топил вражеские корабли, пускал под откос эшелоны, работал в тылу, кто стоял насмерть на поле боя, кого не сломили ни пытки, ни фашистские застенки и лагеря. Слайд 29,
Объявляется минута молчания. Слайд 30, 31, 32, 33, 34
Звучит тихо музыка «Albinoni Adagio» Giazotto.
Ученик 17:
Время замерло…Стынет гранит…
Наступает минута молчанья.
И со мною Огонь говорит –
Голос памяти… Голос печали…
«В этом пламени – наша судьба.
Наши песни и юность седая.
Над землей колосятся хлеба,
Над землей журавли пролетают…»
Имена… Имена… Имена…
Всех, ушедших в священное пламя.
Но еще настигает война
Ветеранов, оставшихся с нами.
Бьется пламя… И небо звенит…
И в почетном стоят карауле
Те мальчишки, которых они
Заслонили когда-то от пули.
Посмотрите, какие глаза
У солдат того поколенья,
И до них долетела гроза –
Это памяти прикосновенье.
Это в них продолжается жизнь
Тех, кто падал в багряные росы,
Тех, кто в поле былинном лежит
И над кем наклонились березы.
Посмотрите на Вечный огонь –
Он в сердцах, беспокойных и юных.
Вечный подвиг и вечная боль.
И звенят опаленные струны…
Память! Ей мы навеки верны.
Дорогие, суровые лица…
Много лет мы живем без войны.
И война не должна повториться!
В ночь с 8 на 9 мая 1945 года был подписан Акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашисткой Германии.
Звучит песня «День Победы» муз. А. Пахмутовой , сл. Н. Добронравова
. Слайд 35
Ученик 18: Мы узнаем о войне из книг и писем, из рассказов родственников и тех людей, которые воевали и видели ужасы войны своими глазами. Это ветераны войны. Их осталось не так уж много. Мы славим вас, уважаемые ветераны. Склоняем головы перед вашим мужеством, отвагой, бесстрашием и безграничной любовью к Родине.
Рядом с нами живут ветераны,
Что прошли по дорогам войны.
Пусть болят у них старые раны,
Но духом они, как и прежде, сильны.
Им погибших друзей не забыть никогда,
Хотя в этом и нет их вины.
Но в душе рядом с ними они навсегда
И не могут уйти от войны.
Потому ветераны себя не щадят,
Жизнь без волнений совсем не для них.
Пламенем ярким сердца их горят,
На борьбу, вдохновляя других.
Слайд 36, 37
Ученик 19:
Пусть дни войны тянулись очень долго,
Пусть быстро мчались мирные года.
Победы под Москвой, под Курском и на Волге
История запомнит навсегда.
Пусть Вы сейчас отцы и деды,
Виски посеребрила седина.
Вовек Вам не забыть весну Победы,
Тот день, когда закончилась война.
Пусть многие сегодня не в строю,
Мы помним все, что делалось тогда
И обещаем Родину свою
Сберечь для дела, мира и труда.
Учитель: Все дальше и дальше река времени уносит от нас те страшные дни. Но как напоминание о грозных событиях – памятники на городских кладбищах и в парках Победы. Слайд 38
Ученик 20:
У войны много памятных мест,
Будь то холм или каменный крест,
Брянский лес или дома стена –
Все крушила, давила, топтала война.
Сколько их, обелисков с огнем,
Полыхающим ночью и днем,
Рвется ввысь из солдатских могил:
«Будьте бдительны, люди, я так вас любил!»
Давай, постели им цветы,
Поклонимся им низко, до земли,
Давай окликнем всех по именам —
И руки из огня они протянут нам,
И правду о войне они расскажут нам.
Ты и я, и идущие следом
В неоплатном долгу перед ними.
Погибали они молодыми,
Не дожив до желанной победы.
Чтобы нас не пугали зарницы,
Чтоб поля колосились пшеницей,
Чтоб советский народ не угас,
Чтобы детям жилось лучше нас.
Давай, постели им цветы,
Поклонимся им низко, до земли,
Давай окликнем всех по именам —
И руки из огня они протянут нам,
И правду о войне они расскажут нам. (Стихи Игоря Белова) Слайд 39, 40, 41
Ученик 21:
Мы вас помним, солдаты!
Пусть известны не все имена.
Но войны той жестокой раскаты
Не умолкнут во все времена.
Чашу страданья испив всю до дна
Вы из жизни ушли молодыми.
Но в памяти нашей на все времена
Останетесь вечно живыми.
Вы в образе и в камне застыли
Сквозь время взирая на нас.
Вы жизнью своей заплатили
За то, чтоб мы жили сейчас.
Мы помнить мгновенья войны обещаем
И головы скорбно склоняем
Перед всеми. Кто мертв и кто жив,
Кто подвиг свой ратный свершив,
Жить в мире потомкам навек завещал
И жизнь без раздумья за это отдал!
Слайд 42
Ученик 22: Пусть светит солнце, поют птицы, цветут сады и зеленеют поля, но никогда – никогда не свистят пули! Ведь все мы приходим в этот мир, чтобы жить, и никто не смеет распоряжаться нашей жизнью! Никакая, даже самая высокая цель не может быть оправдана, если пролилась хотя бы одна капелька невинной крови.
Мир!
Это слово как набат
Планету нашу будет.
Пусть пламенем войны объят
Мир никогда не будет!
Ученик 23: Слайд 43
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над твоей головой.
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года
Пусть не будет войны никогда!
Маленький Принц встает, выходит на середину сцены.
Маленький Принц : Я понял, что такое война. Война – это смерть, но я не хочу умирать.
Ведущий1: И твой друг писатель Сент-Экзюпери тоже не хотел умирать. Он очень любил свою землю, которую топтали сапоги немецких солдат.
Ведущий2: Он хотел, чтобы мальчишки и девчонки смелись, словно 500 миллионов бубенцов, и поэтому он отправился в этот полет, который продолжается уже более 50 лет.
Маленький Принц : Я помогу людям! Люди, слушайте! Я дарю вам звезды – 500 миллионов смеющихся бубенцов! Я хочу, чтобы везде был мир!
Все учащиеся выходят и начинают вместе звонить в маленькие колокольчики.
Звучит песня «Белые птицы» в исполнении группы «Непоседы».
Литература.
Алексеев С. «Идет война народная» рассказы о войне, изд. Москва «Детская литература» — 1986г.
Бринский А. « Безусая команда» рассказы о войне, Волго- Вятское книжное издание, Горький – 1973г.
Васильев И. «Внук солдата» стихи о войне, изд. «Детская литература» -1976г.
Познавательный журнал «Верх». Спецвыпуск. Победе – 65.
Басовская В. Д. «Трагедия и подвиг». Книга для чтения с комментарием. Москва «Русский язык» — 1985г.
Электронные информационные ресурсы:
1.http//avsynino-sho.ru/Metodika/
2.www.news.bcm/ru
17