|
| Тема занятия Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
план. | факт. | ||||
1 | Вводное занятие | Организация рабочего места. Правила безопасного труда. |
|
|
|
2 | Азбука из солёного теста. | Лепка базовых форм(шар, круглая лепёшка, валик, колбаска). |
|
|
|
3 |
| Лепка арбуза и буквы «А». |
|
|
|
4 |
| Лепка овощей и буквы «О». |
|
|
|
5 |
| Лепка уточки и буквы «У». |
|
|
|
6 |
| Лепка фруктов. Раскрашивание выполненных работ. |
|
|
|
7 |
| Лепка буквы «М». Составление композиции «Мама». Раскрашивание выполненных работ. |
|
|
|
8 |
| Лепка рыбки и буквы «Р». Раскрашивание выполненных работ. |
|
|
|
9 |
| Лепка груши и буквы «Г». Раскрашивание выполненных работ. |
|
|
|
10 |
| Лепка зайчика и буквы «З». Раскрашивание выполненных работ. |
|
|
|
11 |
| Лепка барабана и буквы «Б». Раскрашивание выполненных работ. |
|
|
|
12 |
| Лепка буквы «П». Составление композиции «Папа». Раскрашивание выполненных работ. |
|
|
|
13 |
| Лепка жука и буквы «Ж». Раскрашивание выполненных работ. |
|
|
|
14 |
| Лепка чашек и буквы «Ч». Раскрашивание выполненных работ. |
|
|
|
15 |
| Лепка букв по выбору детей. Составление композиции «Алфавит». Раскрашивание выполненных работ. |
|
|
|
16 | Лепка продуктов. | Лепка вареников и пирожков. |
|
|
|
17 |
| Лепка кренделей, баранок, круассана, буханки хлеба. |
|
|
|
18 |
| Оформление декоративного панно «Хлеб – всему голова». |
|
|
|
19 |
| Лепка овощей. Раскрашивание выполненных работ. |
|
|
|
20 |
| Лепка фруктов и ягод. Раскрашивание выполненных работ. |
|
|
|
21 |
| Оформление декоративного панно «Корзинка». |
|
|
|
22 | Сувениры. | Знакомство с шаблонами. Рассматривание образцов работ. Сувенир «Мышонок». |
|
|
|
23 |
| Знакомство с Дымковской игрушкой. Сувенир «Козлик». Раскрашивание выполненных работ. |
|
|
|
24 |
| Знакомство с Дымковской игрушкой. Сувенир «Барыня». Раскрашивание выполненных работ. |
|
|
|
25 |
| Знакомство с Каргопольской игрушкой. Лепка игрушек по желанию. Раскрашивание выполненных работ. |
|
|
|
26 |
| Составление композиции «Народная игрушка». |
|
|
|
27 | Рамки. | Лепка прямоугольной рамки. |
|
|
|
28 |
| Лепка овальной рамки. |
|
|
|
29 |
| Лепка рамки «Сердечко». |
|
|
|
30 |
| Раскрашивание выполненных работ. |
|
|
|
31 |
| Подготовка к выставке работ. Лакирование изделий. |
|
|
|
32 | Итоговое занятие. | Выставка работ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пояснительная записка
В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми по программе «Лепка из теста» .
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Именно лепка учит выражать свои чувства и мысли. Если хотите, чтобы ребёнок красиво писал, мастерил, рисовал, занимался рукоделием, дайте ему в руки пластилин, тесто, глину или другие пластичные материалы.
Тесто – удивительно пластичный материал для лепки. Оно нежное, мягкое, не пачкает рук. При правильном замесе – не крошится, не трескается. Долго сохраняется. Но в то же время – хрупкое при небрежном обращении. В народе издавна отметили пластические свойства теста и лепили из него самые разные фигурки. Это «жаворонки» — булочки в виде птиц, с которыми встречали весну, баранки, праздничные «козули», которыми одаривали своих друзей к Новому году Рождеству.
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
В кружок «Умелые ручки» принимаются мальчики и девочки 6-8 лет, усидчивые, склонные к выполнению тонкой кропотливой работы. Оптимальное количество детей в группе 6 человек, так как при большем количестве воспитанников педагог не сможет уделить необходимое количество времени для индивидуальной работы с каждым ребёнком.
Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия, экскурсии); контрольные (подготовка и проведение выставки). Итоговые занятия по изученной теме могут быть одновременно и учебными и контрольными.
Программа является примерной и носит вариативный характер. В зависимости от уровня знаний детей, от возникающих в процессе обучения ситуаций педагог может несколько увеличить или уменьшить время изучения отдельных тем при условии, что в результате будет обеспечено сознательное и прочное усвоение детьми всего материала, предусмотренного программой. А так же педагог может вносить в неё изменения в зависимости от своих интересов и пожеланий детей, материальной обеспеченности, но при этом должен решать основные задачи.
Цель программы:
воспитание интереса и любви к народному творчеству; формирование и развитие общетрудовых и специальных умений и навыков путём обучения технологическим приёмам работы с солёным тестом; вовлечение детей в активную творческую деятельность.
Задачи:
-обучить основным приёмам и навыкам работы с солёным тестом;
-познакомить с древними промыслами и современными видами декоративно-прикладного искусства России;
-воспитывать бережное отношение к народной культуре;
-развивать творческое мышление, способность создания и реализации образа;
-воспитывать уважительные отношения между членами коллектива посредством совместной творческой деятельности;
-воспитывать аккуратность, усидчивость.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
Обучающиеся должны знать:
-правила техники безопасности при работе с солёным тестом, пластмассовыми ножами, стеками;-правила работы с красками, кистями, клеем;
уметь:
-делить тесто на части разными способами;
-выполнять базовые формы (шар, лепёшка, яйцо, колбаска, жгутик);
-соединять детали;
-аккуратно вырезать детали из теста по шаблонам
Прогнозируемые результаты:
Результатом обучения по данной программе может быть:
1. Знание свойств солёного теста, приёмов работы с ним и умение изготавливать из них изделия декоративно-прикладного творчества.
2. Знание народных промыслов (Дымковская, Каргопольская игрушка), наличие интереса к народному декоративно-прикладному искусству.
3. Сформированность трудовых навыков, творческой инициативы, трудолюбия.