Ф. И. О.: Боброва Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учреждение: ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро
Название материала: Беседа «Развитие речи и общения у детей»
Предмет: русский язык, литература
Класс: 5-6
Родительское собрание.
Беседа «Развитие речи и общения у детей».
Боброва Елена Викторовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро.
Введение.
Некоторые родители ошибочно считают, что любое чтение полезно. Другие считают, что за чтением должны следить учителя и библиотекари, а роль родителей в этом деле невелика. Но и учитель, и библиотекарь не всегда могут оградить ребёнка от книг, предназначенных не для него. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы младшим школьникам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят, главным образом, за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описание природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики. Особенно нужно обратить внимание на развитие у детей интереса к научно- популярной литературе. В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные на первый взгляд моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с друзьями — всё это вызывает подлинный интерес детей к книге.
Основная часть.
Как побудить интерес к чтению.
Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлечённый событиями в книге и желанием узнать, что произойдёт дальше с героями, ребёнок, в большинстве случаев, продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые должны обязательно спросить его , о чём он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам.
Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого- либо рассказа. Младший школьник обязательно спросит: « А что дальше? Расскажи, что было потом». В ответ нужно дать книгу: « Вот прочти. Здесь столько интересных историй!»
Требование к чтению.
Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребёнка, чтобы он запоминал фамилию автора, художника — оформителя и название книги. Перед чтением бывает полезно спросить ребёнка, какие книги этого писателя он уже читал или слышал, что он знает о нём, встречались ли ему где- нибудь рисунки художника — оформителя книги.
Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав 5-6 страниц, заглядывают на последнюю страницу — чем кончилось? Прочитав окончание и узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропуская целые абзацы или главы книги, а иногда просто оставляют её. Родители должны внимательно следить за тем. Чтобы у детей не появилась эта вредная привычка.
Не следует рассказывать ребёнку заранее, как развиваются события книги, чем она заканчивается.
Как развивать речь детей.
Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если на первых порах ребёнок затрудняется рассказывать о прочитанном, нужно ему помочь по средствам вопросов: « Что ты узнал из рассказа? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?»
Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребёнка, понять его интересы и увлечения.
Как читать вместе ? Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра- сын. Чтение вслух полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, чётко. Продолжительность домашнего чтения – не более 45 минут. Оно не должно утомлять детей, притуплять интереса к чтению. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. И, конечно, невозможно воспитывать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Нужно приучить детей беречь книгу.
Игры по обогащению речи у детей.
Для обогащения речи детей можно использовать игры и упражнения, которые легко провести в кругу семьи.
Подбор синонимов. Как сказать по-другому : река течёт(бежит, журчит, льётся). Какой снег (белый, пушистый, мягкий, искристый)?
Узнавание предметов по эпитетам. Что это ( кудрявая, белоствольная, стройная)?
Работа с антонимами. Карандаш длинный- короткий; пух лёгкий, а камень тяжёлый; река широкая, а ручей….( узкий).
Что бывает широким, узким, зелёным, хмурым, деревянным? Например, свежий — хлеб, капуста, газета, ветер, трава, овощи, листья .
Подбор к предмету слов, обозначающих действия. Ветер что делает? (воет, пыль поднимает, листья срывает, освежает, тучи гоняет).
Игра в увеличительные очки. «Я надела увеличительные и теперь вижу не дом, а домище…….»
Игра «Я — ласка». Назвать все предметы ласково: кошка- кошечка, ложка- ложечка.
Составление парных созвучных слов.
Мишка — шишка.
Дочка — бочка-почка-точка.
Развивать интонацию можно с помощью проговаривания скороговорок, поговорок, пословиц.
Заключение.
Научить детей внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слов, в совершенстве владеть родным языком — это задача взрослых.
Почему так остро стоит этот вопрос сегодня?
Потому, что бестактность, грубость, враждебное отношение к людям возникают, как правило, из-за недостатков воспитания в семье.
Будем помнить, что привитие культуры общения, умение вести разговор, спасать словом, нести добро людям — одна из основных задач воспитания наших детей.
Литература:
Журнал «Классный руководитель» № 1, 1999 г.