Коммунальное государственное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Восточно-Казахстанской области, г. Семей
Статья
«Дифференцированная работа на уроках русского языка»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Хусаинова Лариса Зинатуллаевна
Г. Семей
2014 г.
У Н. В. Гоголя есть замечательные слова: «Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». В этих словах великого русского писателя особо подчеркнуты четыре слова: «наслажденье», «погрузиться», «чудные законы», потому что, только научившись «погружаться» в «чудные законы» языка, ученики придут к пониманию его правил и системы. Ученик должен научиться чувствовать язык, понимать, почему так, а не иначе говорят и пишут, и тогда придет желание «изловить» законы языка, то есть через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей прийти к формированию навыка грамотной устной и письменной речи. Если дети будут по-настоящему знать и любить свой родной язык, исчезнет их внутренняя глухота ко всему остальному. При сознательном осмыслении законов языка, речи, придет и любовь к этому единству – язык и речь находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Об этой особенности языка и речи хорошо сказал известный писатель Ф. Де Соссюр: «Язык необходим, чтобы речь была понята и производила свое действие; речь же, в свою очередь, необходима для того, чтобы установился язык». Отсюда вытекает главная задача учителя русского языка – формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся в их речевом развитии, а также прочное усвоение тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.
Навыки формируются на базе умений. А умения, в свою очередь, связаны с усвоением знаний и применением их на письме. Поэтому учитель, работая над усвоением новой темы, ни в коем случае не должен забывать о том, что в знаниях многих детей есть пробелы. Осознанная и планомерная ликвидация пробелов в знаниях детей – это тяжелый и долгий труд. Для ликвидации пробелов в знаниях учащихся проводятся индивидуальные занятия по определенным карточкам. Если ученик по какой-то причине не знает какого-либо материала за предыдущие годы, то он не в состоянии усвоить текущий материал. Пробел в знаниях ученика будет расширяться с каждым уроком, в результате чего этот ученик будет отставать от общего уровня класса. Отставание может быть устранено, если ученику будет оказана своевременная помощь на уроках и при самостоятельном выполнении заданий по нужной теме. Для выявления истинной картины используется текущий тематический учет знаний, который четко показывает учащимся, кто какие пробелы имеет. По итогам тематического учета в целях одновременной ликвидации пробелов и усвоения новой темы необходима продуманная программа, в которую входит:
Общий объем материала, который предстоит отработать.
Характер этого материала, и какое отношение имеет этот материал к ныне изучаемому материалу.
Учитывается объем и степень трудности текущего материала, нагрузка по другим предметам.
Отношение школьника к учению,
Степень личной организованности ученика.
Умение самостоятельно работать.
Срок, в течение которого ученик должен выполнить намеченную программу.
Учитель должен систематически контролировать ход работы, при необходимости оказывать помощь. Упорядоченная система контроля уровня обязательной подготовки каждого ученика дает возможность получить реальную картину результатов обучения, вовремя принимать необходимые меры по ликвидации пробелов.
Эффективность всей работы заметно повышается, если ученикам заранее будет известно об уровне обязательных требований к их знаниям и умениям. Это избавит контроль от стихийности, будет вселять уверенность в свои силы, создавать в классе спокойную деловую обстановку. От простых, обязательных заданий следует перейти к выполнению более сложных, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. Следование такой системе обучения приводит повышение общего уровня подготовки класса.
Работа со слабоуспевающими детьми должна быть направлена не только на ликвидацию пробелов в знаниях, но и на постепенное формирование познавательного интереса к предмету на этой основе. Занятия со слабоуспевающими учащимися требуют четкой постановки цели и продуманной организации. Необходимо подбирать такие формы работы, которые могли бы вызвать интерес. Если изучение темы происходит путем активных мыслительных усилий и при этом достигается отчетливое понимание изучаемого материала или выполняемого упражнения, то такая деятельность становится все более интересной. Задание должно быть посильным. Но надо избегать простых заданий, слишком однообразных упражнений. Практические упражнения должны носить познавательный и развивающий характер.
При работе со слабоуспевающими учащимися нужно помнить о посильной интеллектуальной нагрузке, чтобы избежать еще большего отставания от других учеников. У слабоуспевающего ребенка нужно сохранить уверенность в себе.
Задания творческого характера можно предлагать, если учащийся обладает минимумом знаний, умений и навыков, достаточных для их применения по образцу; умеет отвечать на вопрос и выполнять задания, не требующие особых усилий; может воспроизвести текст, объяснить простейшие орфограммы, не обладая навыками рационального мышления.
Задания, содержащие инструктивный материал, можно дать ученику, который с трудом усваивает понятия, правила, орфограммы и пунктограммы. Детям, значительно отстающим от своих сверстников, имеющих существенные пробелы в знаниях, нужно давать так называемые карточки-консультанты с подробным образцом будущих действий. При помощи таких карточек он сам может справиться с простыми заданиями. С его стороны – это уже маленький успех.
Для всех учащихся полезны задания, обучающие приемам самоконтроля, и задания, направляющие учащихся на контроль своих и чужих действий. Такие задания позволяют побыть ученику в роли учителя, а значит, и проконтролировать правильность выполнения задания. Можно для проверки предложить текст с ошибками. Учиться видеть ошибки и исправлять их не менее важно, чем отрабатывать тот или иной навык. Умение видеть и исправлять ошибки способствует совершенствованию умений и навыков.
Алгоритм – список указаний, который помогает ученику выполнять определенное задание. Он предлагается в готовом виде или составляется вместе с классом. Учащиеся читают его и одновременно выполняют упражнение. Алгоритм по возможности должен быть кратким. Алгоритм удобнее записывать в справочник и при индивидуальной работе по карточке пользоваться им.
В системе проверок знаний учащихся можно использовать тесты. Тест для слабо подготовленных ребят существенно отличается от более сложных для сильных учащихся. Выбор тестов зависит от контингента класса и уровня его подготовки. Ответы на тесты помогут выявить пробелы по темам. Тесты помогают конкретно определить, что ученик понял и запомнил, какие пробелы у него есть в изученных темах, выявить, почему ученик не справился с заданием. Тесты дают возможность учителю более объективно оценить знания ученика.
Индивидуальные задания для учащихся 9 класса своеобразны, так как ребята уже закончили изучать основные разделы русского языка, подошли вплотную к завершающим разделам курса за 9 класс: синтаксису и пунктуации. Главная задача учителя в 9 классе – формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, закрепление навыков восприятия речи, устной и письменной, так как они готовят школьников к активной речевой деятельности. От их усвоения в значительной степени зависит овладение содержанием школьных дисциплин, активность жизненной позиции. Учащиеся 9 класса должны уметь грамотно писать и правильно говорить.
Поэтому содержание дидактического материала должно быть разнообразным. Задания должны быть направлены на закрепление и повторение материала, как по синтаксису, так и по всему курсу русского языка. В упражнения включаются слова с орфограммами, позволяющими повторить различные правила, возвращаясь к ним по необходимости несколько раз в течение года. Почти все упражнения должны давать возможность работать над развитием речи.
В основе упражнений, заданий, содержащих элементы работы по развитию речи, лежит функционирование языковой единицы, под которой учителя понимают назначение, применение, использование языковых средств в высказывании, в связной речи. Учитель при подборе дидактического материала должен помнить о соотношении единиц языка, разделов школьного курса русского языка и разделов работы по развитию речи. В этом поможет следующая таблица.
Соотношение единиц языка, разделов школьного курса русского языка и разделов работы по развитию речи.
Единицы языка, изучаемые в этих разделах | Разделы работы по развитию речи, в которых рассматривается функционирование указанных единиц языка | |
Фонетика | Звук | Работа над звуковой стороной речи |
Словообразование | Части слова | Работа над значимыми частями слова. |
Лексика с фразеологией | Слово | Работа над словом (словарная работа). |
Морфология | Словоформа | Работа над морфологическими средствами речи. |
Синтаксис | Словосочетание. Предложение. Сложное синтаксическое целое | Работа над синтаксическими средствами речи |
Культура речи. Стилистика. Связная речь. | Все единицы языка. Текст. | Культура речи. Стилистика. Связная речь. |
Эта таблица отражает традиции отечественной методики в работе по развитию речи. Основная программа школьного курса русского языка изучается в тесной связи с различными видами работ по развитию речи, придерживаясь принципа коммуникативной направленности в процессе всего курса. Основная цель работы по развитию речи – научить детей пользоваться определенными языковыми средствами. С этой целью на уроках русского языка проводятся различные тренировочные упражнения, вершиной которых считается самостоятельное высказывание ученика, то есть сочинение. Поэтому в 9 классе содержание дидактического материала включает в себя элементы работы по развитию речи. Таким образом, материал по русскому языку для 9 класса имеет свою специфику, носит комплексный характер. В 9 классе ликвидируются пробелы в знаниях одновременно с работой по совершенствованию орфографических навыков и изучением синтаксиса и пунктуации, включая в себя элементы заданий по развитию речи. Кроме того, содержание дидактического материала тесно связано с нравственным направлением литературы. Ничто из классики, выученное учащимися или просто знакомое им, не должно лежать «мертвым грузом». Язык наших писателей призван, прежде всего, поражать и вызывать желание подражать. В. И. Чернышев писал: «Пусть ученик усваивает те обороты речи, которые принадлежат Крылову, Пушкину, Чехову, не заставляйте его передавать «своими словами» незаменимые точные и художественные выражения великих знатоков и мастеров родного слова». Поэтому ведущим моментом в подборе дидактического материала должно быть обращение к текстам больших художников слова. В такой работе будет постепенно формироваться, создаваться, по выражению известного лингвиста Л.В. Щербы, «твердый зрительный образ « слова, предложения и, главное, твердая лингвистическая подготовка».
В основе дидактического материала для углубленного изучения русского языка лежит старый дидактический принцип, который успешного помогает школьникам повторить весь курс русского языка. Повторение должно быть дифференцированным.
Дидактические карточки такого назначения способствуют:
Отработке практических умений с опорой на теоретические сведения по русскому языку.
Закреплению приобретенных ранее орфографических и пунктуационных навыков на новом и более сложном для учащихся дидактическом материале.
Углубление знаний учащихся о стилистических возможностях различных языковых средств.
Формирование понятия о тексте, как произведении словесного искусства.
Соединение разрозненных сведений, полученных на уроках русского языка и литературе об общем предмете – слове.
Воспитание культуры чтения, выработке умения понимать и ценить художественную литературу как важнейшую часть общечеловеческой культуры.
Усложненный дидактический материал поможет школьникам подготовиться к экзаменам.
Последовательность действий школьника при работе с любым дидактическим материалом.
Каждый текст, если он есть, не зависимо от задания нужно вдумчиво прочитать, уяснить его содержание.
Выяснить значение непонятных слов.
Ознакомиться со сведениями об авторе текста.
Прочитать и уяснить задания, если есть образец выполнения, пользоваться им.
Выполнить все задания.
Сверить свой вывод с ответом (если есть).
Оформить ответы к заданиям, сделать общий вывод по анализу текста.
Такую памятку рекомендуется школьнику иметь в своем справочнике.
Работа с дидактическим материалом требует постоянного внимания.
Ликвидация пробелов знаний и изучение нового материала невозможны без применения тематического учета знаний. По параллели 9 классов разработана карта тематического учета знаний, в ней охарактеризованы области деятельности и цели, достижение которых необходимо учащимся для усвоения соответствующего курса. Использование данной упорядоченной системы для учителя важно по следующим причинам:
Пользуясь данной картой, учитель не только выделяет и конкретизирует цели, но и упорядочивает их, определяя первоочередные задачи, порядок и перспективу дальнейшей работы.
Данная система дает учителю возможность разъяснить учащимся ориентиры в их учебной работе, обсудить их, сделать ясными для понимания любых заинтересованных лиц.
Конкретизация учебного материала служит ориентиром при определении целей повседневной учебной деятельности.
Система заданий.
Образцы дидактического материала.
Повторение в начале года для учащихся 9 класса
(для сильных учащихся)
Карточка 1.
Задание: 1. Объяснить написание слов….
2. По опорным словам написать сочинение-миниатюру
«Петя едет в школу». Задача учеников: рассказать о том,
как вел себя мальчик по дороге в школу, если он соблюдал
правила дорожного движения.
Петя едет в школу.
По пути в школу Петя переходит улицу с большим движением…
Карточка 2.
разделительные союзы при однородных членах.
2. Однородные члены подчеркнуть как члены
предложения.
3. Письменно ответить на вопросы, употребляя в
предложениях однородные члены с разделительными
союзами при них.
Кем тебе хочется стать?
Где ты мечтаешь жить и работать?
4. Озаглавить текст, определить стиль текста.
Жизнь человека проходит в труде, умственном или физическом, и ты уже сейчас тоже должен решить, что тебе по душе. Чабаном или сталеваром, каменщиком или летчиком, скрипачом или ракетчиком хочешь быть? «Архитектура или пение?»- не сразу решила когда-то этот вопрос известная сейчас во всем мире солистка Большого театра Ирина Архипова. Не то музыке отдать предпочтение, не то инженерному делу – эту проблему одолевал Георг Отс. У вас, друзья, есть время подумать и выбрать то или это. Важно в любом деле быть честным и последовательным и знающим.
Карточка 3.
Задание:
Списать текст, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
Озаглавить текст.
Составить цитатный план к тесту.
При желании (для знающих) можно продолжить текст.
Обыч?но попугаи произносят слова которым их обучают люди или которые они сами часто слышали от людей. Заучив эти слова попугаи могут (без)устали повторять их с утра до вечера.
Смысл слов остает?ся (не)доступным попугаю поэтому существует много рас?казов о попугаях г…ворящих впопад и невпопад. При заранее проуман?ом воспитании попугая можно научить подб?рать слова соответственно обстановке применительно к условиям месту и времени.
(По И.Заянчковскому)
9 класс
Повторение в начале учебного года.
Цель. Повторить постановку тире между подлежащим и сказуемым.
Задание:
Написать сочинение-миниатюру по началу произведения К.Г. Паустовского о своих впечатлениях, употребив примеры по теме урока.
Графически обозначь изученные орфограммы.
Путь в лесах – это километры тишины, безветрия…
Задание:
Составьте таблицу «Группы односоставных предложений».
Выпишите в нее примеры.
Жара. (Не) читает?ся и (не) спит?ся.
Предместье солнцем оглушено. Зеваю. Заклад…ваю страницу и наст…ж? Распахиваю окно.
За лето нашу школу отремонтиров…ли.
В шал…ше было пусто и сухо.
Ле…кая ноч? Прощальная ноч? Месяц в…сит крылатый. Дома. Фонари. 5) Ночь и снег, и путь далек; на снегу покатом только тлеет огонек одинокой хаты.
Р.р. Дополнить каждую графу таблицы одним своим примером.
8 класс
Повторение в начале года
Задание:
Работу выполнить по образцу, графически объяснив правописание –н- или –нн- в данных словах;
Со словом серебряная составить простое предложение, выделить грамматическую основу предложения.
Образец
Способ образования | |
кожаный (диван) | от сущ. с помощью –ан- |
Утренний (туман), революционный (праздник), песчаный (берег), целинная (земля), ветреный (день), туманное (утро), оловянный (солдатик), серебряная (нить), экскурсионный (автобус), старинный (рояль), лебединая (стая).
В данных словосочетаниях (1 столбик) указать способ связи слов: с-согласование, у-управление, п-примечание.
Задание:
Списать, вставить пропущенные буквы, в скобках н словами с пропущенными буквами подобрать проверочные слова. Графически объяснить орфограммы.
Выписать слово, которое по своему составу соответствует схеме:
Озаглавить текст.
Всю ночь мигары дышали л…карственным зап…хом мокрого мха, к…ры, черных коряг.К утру дождь пр…шел. Мы св…рнули п…латку, взв…лили на себя рюкзаки и пошли. Мигары зар…сли брусникой, мхом. Нога т…нула в з…леных, серых мхах по самое колено.
8 класс
Итоговое повторение в конце года
Задание:
По опорным словам и словосочетаниям написать сочинение-миниатюру; полученный текст озаглавить.
В полученном тексте графически объяснить изученные орфограммы.
Найти причастия, определить среди них действительные и страдательные.
Вспомнить знаки препинания при причастном обороте.
Определить тип текста, стиль речи.
Шелест падающих листьев, по извивающейся тропинке, кружащийся в воздухе, сучок, листик, колеблемый ветром, камыш, озаряемая лучом, развеянные ветром, усеянные сухим плющом, дремлющее дерево.
Задание:
Выпишите из текста разные по строению словосочетания в отдельные столбики, в скобках приведите их схемы.
Дополните каждый столбик своими примерами словосочетаний, разных по строению; дайте их схемы и укажите вид связи.
Вставьте пропущенные буквы в выбранных словосочетаниях.
Нельзя не сочу…ствовать борцам за чистоту языка. Их заслуги велики и бесспорны. Дети в возр…сте «от двух до пяти» никогда не могли бы с таким совершенством, в такие сказочно короткие сроки овладеть самыми тонкими, самыми сложными формами правильной речи, если бы их деды и бабки, матери и отцы (не) взяли на себя (даже не подозревая об этом!) роли строгих и (не) утомимых пуристов, пр…общающих их к этим формам («Так не говорят», «Нужно не так, а вот эдак»)
Здесь вековеч..?.ная заслуга пуристов.
(К. Чуковский)
(Пурист- излишне строгий борец за соблюдение литературных норм, отрицающий любые излишества в языке)
Карточка 10
Задание:
Спишите текст, озаглавьте.
Графически объясните пропущенные орфограммы.
Выпишите словосочетания (по одному) на каждый вид связи (с., у.,п.).
Определите стиль текста, тип текста.
Каждое утро (в) саду, как на острове, соб…рались перелетные птиц.. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем (в) саду было тихо: беспокойные птиц… ул…тали на юг.
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно л…жились в сырую тр…ву. Леса моросили дождем облетевшей листвы. Этот дождь ш…л неделями. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль (с) (з) жатых полей.
(К.Г. Паустовский)
9 класс
Итоговое повторение в конце года
Карточка 11
Задание:
Из данных простых предложений составить сложносочиненные и сложноподчиненные.
Одно из предложений разобрать по членам предложения.
К слову многогранный подобрать синонимы.
К.Ф. Юон – многогранный художник. Пейзаж он любит особенно.
Картина «Русская зима» – это очаровательная сказка. Она никого не оставляет равнодушными.
Карточка 12
Задание:
Первые два предложения разобрать по членам предложения.
Составить на данную тему 3-4 предложения, среди которых были бы простые и сложные предложения.
Определить стиль текста.
Птицы и человек
Птицы- верные друзья человека в борьбе за урожай, живое украшение природы. Долг каждого из нас- заботиться об их охране, и пернатые друзья отблагодарят нас звонкой песней и неустанной работой.
Карточка 13
Задание:
Составить сложноподчиненные предложения с придаточными места, определительными и изъяснительными, которые бы присоединялись к главному союзным словом откуда.
Предложения можно объединить одной темой.
9 класс
Итоговое повторение в конце года
Карточка 14
Задание:
В тексте вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
Озаглавить текст; доказать, что данные предложения составляют текст.
Определить тип текста.
Воробей умелый строитель. Лоскутки нитки кусоч?ки мочала и бумаги тр…винки соломинки перья все пригодилось заботливому строителю Перья и мягкий пух устлали гнездо внутри.
Славят?ся строительным мастерством и длиннохвостые синиц… маленькие пушистые пепельно(белые) птич?ки. Свои гнезда эти пташки плетут из з…леного мха паутины коконов насекомых скр…пляют его добавление в «стройматериалы» лишайников кусочков коры и пуха делает дом более проч?ным и улучшает его маскировку.
Карточка 15
Задание:
Списать текст, вставить пропущенные буквы, объяснить знаки препинания.
Второе предложение разобрать по членам предложения, начертить схему.
Буревестник – интерес?ная птица. При взлете буревестник напоминает самолет: он не может сразу оторват?ся от воды, ему нужен разбег. Его об…текаемые и совершенно прямые в полете крылья пр…дают ему паразительное сходство с истребителем – техника полета у него просто изумительна.
А на воде он совсем другой: тут он похож? На больш…го смирного голубя. Трудно представить: эта же птица превращается в воздухе в хищ?ника, мелькающего подобно молнии.
(по Ю.Д. Шанько)
Карточка 16
Задание: произвести синтаксический разбор предложений.
Новогодним утром ранним
Блещет зимняя краса,
В белоснежном одеянье
Перелески и леса.
На кустах мохнатый иней,
Свежий снег хрустит звеня,
По завьюженной лощине
Вьется узкая лыжня.
(А. Балонский)
Карточка 17
Задание:
Объяснить знаки препинания.
Разобрать по членам предложения.
У наших зим особенная прелесть:
Под вечер успокоится пурга
И хлынет снег, как будто загорелись
Закатом подожженные снега.
(Н. Рыленков)
9 класс
Углубленное изучение русского языка (для подготовки к олимпиаде)
Карточка 18
Цель: повторить грамматическую основу, способы выражения главных членов.
Задание:
Спишите текст, подчеркните грамматическую основу в каждом простом и в каждой части сложного предложения.
Каковы способы выражения подлежащего и сказуемого?
Учитывая, что типичным выражением подлежащего в научном стиле является существительное или местоимение 3 лица, а сказуемое в нем обычно составное именное, можно ли отнести данный текст к научной речи?
В.В. Виноградов был первым настоящим ученым, которого мне пришлось встретить, и вместе с тем выдающимся из всех, кого я знала в жизни. Что отличало В.В. Виноградова как ученого? Сразу на этот вопрос не ответишь, но главным мне представляется вот что: глубокое погружение в мир лингвистики, такое глубокое, что не замечал многих неприглядных сторон жизни. Вести с войны в 1941-1943годах были мрачные, это очень угнетало. В Тобольске в это время было неуютно: голодно, холодно, мы сами заготавливали дрова для института, вместе с Виктором Владимировичем пилили их на берегу Иртыша. Но он спокойно и мужественно переносил все трудности, поддерживал нас своим оптимизмом. Жизнь его была очень напряженной, содержала свой, особый мир. В мире его мыслей были идеи лингвистики, жили ученые, писатели, умело и точно пользовавшиеся словом, неисчислимый набор разнообразнейших фактов русской речи которые он наблюдал, исследовал и обобщал.
И из знаний всего этого складывалась его удивительная эрудиция и исследовательская интуиция.
(В. Белошапкова «Мир его мыслей-русский язык)
9 класс
Сложносочиненное предложение
Карточка 19
Задание:
Спишите текст, подчеркните сочинительные союзы, укажите, какие конструкции ими соединяются.
В ССП пронумеруйте части, учитывая, сто неповторяющийся союз находится между частями, не относясь ни к одной.
Объясните знаки препинания в сложных предложениях с сочинением.
Р.р. Как изменится интонационный рисунок и общее значение текста, если вместо тире поставить обычные в таких случаях запятые? Сделайте вывод о вариантах знаков препинания в сложном предложении с сочинением.
Точно завеса, тонкая легкая завеса, слабо колыхаясь, перед его умственным взором, — и за этой завесой он чувствует… чувствует присутствие молодого, (не) подвижного, божественного лика с ласковой улыбкой на устах и строго, притворно-строго опущенными ресницами. И этот лик – не лицо Джеммы, это лицо самого счастья! И вот настал, наконец, его час, завеса взвилась, открываются уста, ресницы поднимаются – увидало его божество – и тут уже свет, как от солнца, и радость, и восторг нескончаемый!! Он думает об этом завтрашнем дне – душа его опять радостно замирает в млеющей тоске беспрестанно возрождающегося ожидания!
(И.С. Тургенев «Вешние воды»)
Карточка 20
Задание: составить ССП, используя в грамматических основах (в роли подлежащего или сказуемого) данные ниже слова:
занавес- аплодисменты;
дирижер-мелодия;
исполняли -было празднично;
слушаешь – хочется глагол в неопр. форме.
Карточка 21
Задание: описать зимний лес, пользуясь сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. В тексте союзы (как простые, так и сложные, и двойные) подчеркнуть прямой чертой, указательные слова, если будут употреблены, подчеркнуть волнистой чертой.
Карточка 22
Задание: описать по аналогии лису, используя ССП, указать их.
Горностай – дикий зверек. У него длинное, гибкое тело, а летний буроватый мех зимой заменяется белоснежным. Только кончик хвоста в любое время остается черным. Горностаи очень осторожны и избегают людей. Поселившись около человеческого жилья, горностай уничтожает вредных грызунов. Поэтому в некоторых районах горностаев специально держат для защиты продуктов от крыс и мышей.
Карточка 24.
Задание
Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Составьте схемы предложений.
На рас…вете …гущался туман и капли падали на листики березы и листики с каплями т…желея отрывались и падали на землю. Солнце взошло и туман рассе…лся капли перестали 2 падать и утре…ий легкий ветер(забавник) стал играть осиновыми листиками а от листиков на стволе осины прыгали и скакали тени. Время от ремени какой(нибудь) листик отрывался и ул…тал и с ним и…чезала его веселая тень.
Карточка 28.
Задание: составить предложения по схемам:
[1)], и [2)]4
[1)], а [2)].
Карточка 25
Задание:
списать текст, графически объяснив орфограммы.
Озаглавить текст.
Составить предложение по схеме [1)], [и 2)].
Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает все кругом. Пушистые снежинки осторожно касают…ся земли. И она одевает…ся в ослепительный наряд. Побелели бл…стят разноцветные искорки инея. Свинц…вая вода темнеет среди беловатых пр…брежных зар..слей.
[1)], и [2)] .
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Карточка 26.
Задание: составить сложное предложение смешанного типа:
а) по данному началу:
Смотришь на эту картину и кажется, …
Я прислушался, и …
б) составить предложение самостоятельно.
Карточка 31
Задание:
Списать текст, озаглавить его словами автора.
Графически объяснить орфограммы.
Давным(давно) и…хожены все тропы на земле. А между тем нет таких дорог, которые бы (не)звали, (не)манили, (не)волновали. И в горах, ни в степи (не бывает) рас…ветов 2, чтобы они не обещали неизведанного дня. И даже в пустыне, где солнце, поднимаясь. Освещает одни и те же дали, сегодня дышит…ся иначе. Чем вчера.
(Не) бывает в пути двух одинаковых закатов и дважды (не)занимается одним и тем же огнем бивач?ный к…стер. Все в жизни ново и (не)повторимо. И те края, что много раз ты видел, с трудом порою узнаешь.
(По С.Залыгину)
Карточка 27
Задание: устранить ошибки в построении СПП с придаточным определительными.
Еще недоразвернув вырезку, я понял, что это моя статья, написанная по заказу одной газеты, за которую мне стыдно до сих пор.
Незнайка считал, что каждая птица вредна, у которой клюв крючком и на лапах острые когти.
Далеки от скуки и те два парня, играющие в карманные шахматы.
Карточка 26
Задание: составить 2-3 предложения, выразив в них сравнительные отношения любыми грамматическими средствами (формой Т.п. сущ-го, сравнительным оборотом, сравнительным придаточным предложением)
«Первый снег»
«Листопад»
«Иней»
«Радуга»
(варианты тем)
Дидактический материал составлен по темам, систематизирован. Содержание разнообразное. Задания отличаются друг от друга. В основу систематизации положен дидактический принцип – преемственность. Материал подобран с учетом одновременного изучения ранее пройденного материала и ныне изучаемого. Тексты носят познавательный характер. Почти во всех заданиях есть элементы развития речи. Дидактический материал выполняет основную задачу предмета: научить учащиеся писать грамотно и говорить правильно, уметь правильно излагать свои мысли.
Литература
Т.А.Ладыженская «Методика развития речи на уроках русского языка».
В.И. Капинос. Н.Н. Сергеева. М.С. Соловейчик. Развитие речи: теория и практика обучения.
Г.М. Шипицина, С.С.Петровская, И.Н. Черников. «Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка».
А.В. Сухотинская. Репетитор. Русская орфография и пунктуация.
Н.Н. Алгазина. Формирование орфографических навыков.
А.С.Хазанова. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса.
Г.Ф.Гуревич. Р.К. Шаймаковаэ Дидактический материал по русскому языку для 8 классов казахской литературы.