Диктанты по произведениям М.Ю.Лермонтова, 9 класс









Диктанты по русскому языку в 9 классе


Иванова Галина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ с.Среднее Аверкино
Похвистневского района Самарской области



























.

Диктанты,

составленные из фрагментов произведения юнкера Л.Г.гусарского полка Лермантова «Панорама Москвы»

Диктанты с грамматическими заданиями в 9 классе проводятся в конце учебного года в разделе «Повторение». Предупредить учащихся о постановке авторских знаков препинания.

Цель: проконтролировать усвоение различных тем программы по русскому языку и сформированность ключевых компетенций.

Проверяемые темы: знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, в бессоюзных сложных предложениях, при обособленных определениях и обстоятельствах, сравнительных оборотах, однородных членах предложения, восклицательных и вопросительных предложениях; правописание безударных гласных в корне, непроизносимых согласных в корне, приставок, н и нн в суффиксах прилагательных и причастий, не с причастиями, глаголами и наречиями, правописание окончаний имён существительных, прилагательных и причастий.

Когда склоняется день, когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы, тогда только можно видеть нашу древнюю столицу во всём её блеске, ибо, подобно красавице, показывающей только вечером свои лучшие уборы, она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление.

Что сравнить с этим Кремлём, который, окружась зубчатыми стенами, красясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки?..

Он алтарь России, на нём должны совершаться и уже совершались многие жертвы, достойные отечества… Давно ли, как баснословный феникс, он возродился из пылающего своего праха?..

Что величественнее этих мрачных храмин, тесно составленных в одну кучу, этого таинственного дворца Годунова, коего холодные столбы и плиты столько лет уже не слышат звуков человеческого голоса, подобно могильному мавзолею, возвышающемуся среди пустыни в память царей великих?!

Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно… Надо видеть… надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению!.. 159 слов

Грамматические задания:

1. Составьте схему первого предложения, определите вид подчинения и виды придаточных предложений.

2. Произведите морфологический разбор одного из причастий.

3. Произведите морфемный разбор слов зубчатых, сравнить (1в.), описать, державный (2в.)

*** *** ***

Проверяемые темы: знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, предложениях с однородными членами, при обособленных определениях и обстоятельствах, сравнительных оборотах; правописание не с различными частями речи, правописание безударных гласных в корне, непроизносимых согласных в корне, правописание приставок, н и нн в суффиксах прилагательных и причастий, правописание окончаний имён существительных, прилагательных и причастий.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Изучение степеней сравнения прилагательных"

Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке… Нет! у неё есть своя душа, своя жизнь. Как в древнем римском кладбище, каждый её камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота и поэта!.. Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный!.. Едва проснётся день, как уже со всех её златоглавых церквей раздаётся согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Беетговена, в которой густой рёв контрабаса, треск литавр, с пением скрипки и флейты образуют одно великое целое; и мнится, что бестелесные звуки принимают видимую форму, что духи неба и ада свиваются под облаками в один разнообразный, неизмеримый, быстро вертящийся хоровод!..

О, какое блаженство внимать этой неземной музыке, взобравшись на самый верхний ярус Ивана Великого (…), и смотреть на мир — с высоты! 187 слов

Грамматические задания:

1. Составьте схему первого предложения, определите вид подчинения и виды придаточных предложений.

2. Сделайте транскрипцию слов ярус, взобравшись (1в.), богатую, надпись (2в.).

3. Произведите морфологический разбор слов фантастической, увертюре (1в.), холодных, (под) облаками (2в.)


*** *** ***

Проверяемые темы: знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, сложносочинённых и бессоюзных сложных предложениях, при обособленных определениях и вводных конструкциях; правописание окончаний имён существительных, прилагательных и причастий, н и нн в суффиксах прилагательных и причастий, не с разными частями речи, правописание местоимений и наречий, правописание безударных и чередующихся гласных в корне, непроизносимых и сомнительных согласных.

Из дневника Печорина

Я не помню утра более глубокого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зелёных вершин, и сияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то слабое томление. В ущелье не проникал ещё радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утёсов, висящих с обеих сторон над нами. Густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дуновении ветра осыпали нас серебряным дождём.

Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Правописание приставок на з, с"

Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматривался я в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! Как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь всё становился уже, утёсы синее и страшнее, и наконец они, казалось, сходились непроницаемой стеной. Мы ехали молча. 124 слова


Грамматические задания:

1. Сделайте полный синтаксический разбор второго предложения (1 в.) и третьего предложения (2 в.)

2. Произведите морфологический разбор слов золотил, умирающей (1в.) и сходились, трепещущую (2 в.).

3. Произведите словообразовательный разбор слов синее, наконец, росинку (1в.), страшнее, осыпали, глубоких (2 в.).


Литература

Лермонтов М.Ю.. Герой нашего времени. Проза.- СПб.: КультИнформПресс, 1995



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: