Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5″ г. Брянска
подготовила
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Легоцкая Вера Сергеевна
Брянск-2013
Пояснительная записка
Особенностью данного дидактического материала является то, что в нем реализуется один из основных принципов современного образования -принцип дифференциации. Тестовые задания варианта 1 адресованы учащимся, интересующимся историей, географией, обществознанием, 2 вариант-тем, кого не оставляют равнодушными вопросы окружающего мира, 3 вариант ориентирован на любителей языкознания и литературоведения. Кроме того, тексты 1 всех вариантов содержат вопросы повышенной трудности, поэтому могут использоваться учителями и учениками при подготовке к олимпиадам, интеллектуальным марафонам и т.п.
Вариант 1
Текст 1.
(1) Цицерон Марк Туллий (106—43 до н.э.) происходил из аристократической семьи, в Риме получил прекрасное образование, которое завершил в Афинах. (2) Рано проявил себя как блестящий оратор и стал избираться на важные государственные посты. (3) В 63 году до н.э. на должности консула обвинил Катилину (неудачливого реформатора) в государственном заговоре, и часть заговорщиков была казнена. (4) Через пять лет Цицерона под предлогом того, что казнь была незаконной, изгнали из Рима. (5) Ссылка пошла впрок: он занялся философией. (6) Во время гражданской войны Цицерон остался сторонником республиканского правления. (7) Цезарь его простил, но Антоний осудил на смерть.
(8) Литературное наследие Цицерона обширно и оказало большое воздействие на последующие поколения. (9) Помимо множества речей и писем им были написаны трактаты по риторике, политологии, философии. (10) До сих пор не утратили актуальности труды Цицерона «О государстве», «О законах», «О пределах Добра и Зла», «О природе богов», «Об обязанностях». (11) Цицерон был убежден, что «каждый человек может заблуждаться, но упорствует в заблуждении только глупец».
(По Р.К.Баландину)
Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
1. Из предложений 1-7 выпишите страдательное причастие.
2. Из предложений 8-9 выпишите все предлоги.
3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЛУЧИЛ ОБРАЗОВАНИЕ в предложении 1?
4. Из предложений 4-8 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
5. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?
1) Цицерон Марк Туллий происходил (предложение 1)
2) завершил (предложение 1)
3) проявил и стал избираться (предложение 2)
4) часть казнена (предложение 3)
6. Среди предложений текста найдите предложения, в которых сказуемое составное именное. Напишите номера этих предложений.
7. Укажите верную характеристику предложения 2:
1) простое, односоставное, неполное, осложнено однородными сказуемыми
2) простое, односоставное, осложнено однородными сказуемыми
3) сложное сложносочиненное
4) простое, двусоставное, неполное, осложнено однородными сказуемым
8. Среди предложений текста найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений текста найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределенно-личное. Напишите номер этого предложения
10. Среди предложений 1-7 найдите предложение с необособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.
11. Найдите в тексте сложное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.
12. Среди предложений 6-11 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Текст 2.
(1) Спиноза Бенедикт (1632—1677) родился в Амстердаме, в купеческой еврейской семье. (2) Окончил школу при синагоге, после смерти отца продолжил его дело. (3) Общаясь с различными людьми, размышляя о Боге, природе и человеке, он разуверился в догмах иудаизма. (4) В еврейской общине его подвергли отлучению, вынудили покинуть Амстердам. (5) Изгнанника приютили друзья. (6) В течение короткого времени он написал «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Основы философии Декарта» и фундаментальный «Богословско-политический трактат», который оказал большое влияние на развитие атеизма и материализма. (7) Это произведение было запрещено. (8) Его «Этика, доказанная в геометрическом порядке», увидела свет уже после смерти автора. (9) Как последовательный пантеист Спиноза считал едиными и неотделимыми Бога и Природу, Материю и Дух. (10) Он верил в могущество человеческого разума и в то, что путем логических доказательств можно убедить людей жить достойно, честно, дружно. (11) Считал, что человеку следует учиться у природы и понимать свое незнание.
(По Р.К.Баландину)
Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
1. Из предложений 4-11 выпишите притяжательное местоимение.
2. Из предложений 6-8 выпишите все предлоги.
3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ в предложении 7?
4. Из предложений 5-7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
5. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?
1) Спиноза родился (предложение 1)
2) окончил, продолжил (предложение 2)
3) человеку следует учиться и понимать (предложение 11)
4) это произведение было запрещено (предложение 7)
6. Среди предложений текста найдите предложение, в котором сказуемое выражено фразеологизмом. Напишите номер этого предложения.
7. Укажите верную характеристику предложения 2:
1) простое, односоставное, неполное, осложнено однородными сказуемыми
2) простое, односоставное, осложнено однородными сказуемыми
3) сложное бессоюзное
4) простое, двусоставное, неполное, осложнено однородными сказуемыми
8. Среди предложений текста найдите простое односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений текста найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих предложений
10. Среди предложений текста найдите предложение с необособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.
11. Найдите в тексте сложное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
12. Среди предложений 6-11 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи указательного местоимения и синонима. Напишите номер этого предложения.
Вариант 2
Текст 1.
(1) Про Тунгусский метеорит написаны уже тома. (2) Каких только объяснений его феномена не предлагали. (3) Наиболее невероятной казалась гипотеза известного писателя-фантаста Александра Казанцева, предположившего, что над тунгусской тайгой потерпел катастрофу инопланетный космический корабль. (4) Однако именно эта гипотеза оказалась ближе всего к правде.
(5)Доказательства нашлись в тайге в 700 км от эпицентра взрыва. (6) На них случайно наткнулась геологическая партия под руководством Георгия Колодина, которая вела разведку недр в бассейне реки Вилюй.
(7) Экспедиция обнаружила непонятную пещеру, в которой находились весьма странные предметы: какие-то металлические тумбы, шкафы, ящики.
(8) Миновав беспрепятственно полтора десятка отсеков, экспедиция подошла к наглухо закрытой двери, возле которой виднелось что-то вроде пульта. (9) Открыть дверь не удалось.
(10) Кто-то посветил внутрь. (11) Увидел за «стеклом» три существа невысокого роста и, испугавшись, вскрикнул. (12) На месте головы одного из существ, лежавших навзничь, виднелось выпуклое блестящее устройство. (13) Геологи поспешили покинуть это таинственное подземелье, и больше, к сожалению, не сумели его отыскать, чтобы продолжить изучение необычной находки.
(По Н.Н.Непомнящему)
Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
1. Из предложений 1-9 выпишите страдательное причастие.
2. Из предложений 7-9 выпишите все предлоги.
3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ОТКРЫТЬ ДВЕРЬ в предложении 9?
4. Из предложений 12-13 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
5. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?
1) гипотеза казалась (предложение 3)
2) предметы находились(предложение 7)
3) которая вела разведку (предложение 6)
4) потерпел корабль (предложение 3)
6. Среди предложений 3-10 найдите предложения, в которых сказуемое составное именное. Напишите номера этих предложений.
7. Укажите верную характеристику предложения 11:
1) простое, односоставное, неопределенно-личное
2) простое, односоставное, осложнено однородными сказуемыми
3) сложное сложносочиненное
4) простое, двусоставное, неполное
8. Среди предложений текста найдите простое односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений текста найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.
10. Среди предложений 1-7 найдите предложение с необособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.
11. Найдите в тексте сложное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.
12. Среди предложений 1-9 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Текст 2.
(1) Ученые и военные разных стран мира пытаются манипулировать погодой. (2) Одни, чтобы предотвращать природные катастрофы, например, засуху и град, другие, дабы иметь в своем арсенале еще одно смертельное оружие.
(3) Тот день, восьмого мая 1995 года, был предпраздничным. (4) Исполнялась пятидесятая годовщина со дня окончания Великой Отечественной войны. (5) В Москве по этому поводу был намечен большой военный парад и летное шоу. (6) Что же получается? (7) Ветераны будут мокнуть под дождем, а летчики под вспышки молний удивлять фигурами высшего пилотажа? (8) Неужели праздник придется отменять?
(9) Спасителем стал известный метеоролог Геннадий Берников. (10) Скомандовал и в течение нескольких часов решил проблему. (11) Семь самолетов, которые поднялись в небо навстречу непогоде, распылили йодистое серебро и сухой лед, заставив тучи пролиться дождем.
(12) Успеха достигли. (13) Обошелся он, правда, очень дорого. (14) Зато на следующий день, в час проведения праздника, небо над Москвой сияло ясными, голубыми тонами.
(По Н.Н.Непомнящему)
Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
1. Из предложений 3-7 выпишите указательные местоимения.
2. Из предложений 9-11 выпишите все предлоги.
3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ТОТ ДЕНЬ в предложении 3?
4. Из предложений 8-12 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
5. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?
1) ученые пытаются манипулировать (предложение 1)
2) предотвращать (предложение 2)
3) тот день был праздничным (предложение 3)
4) семь самолетов распылили серебро (предложение 11)
6. Среди предложений 1-8 найдите предложения, в которых сказуемое составное именное. Напишите номера этих предложений.
7. Укажите верную характеристику предложения 10:
1) простое, односоставное, неопределенно-личное
2) простое, односоставное, осложнено однородными сказуемыми
3) простое, двусоставное, неполное
4) сложное сложносочиненное
8. Среди предложений текста найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений текста найдите простое односоставное неопределенно-личное. Напишите номер этого предложения.
10. Среди предложений 3-12 найдите предложение с необособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.
11. Найдите в тексте сложное предложение с придаточным обстоятельственным цели. Напишите номер этого предложения.
12. Среди предложений текста найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Вариант 3
Текст 1.
(1) Вопрос о наличии или отсутствии собственной, не заимствованной от каких-то других стран письменности, давно перестал быть чисто лингвистическим. (2) Если наличие собственного языка является основой для претензии на образование независимого нового государства, то наличие собственной письменности позволяет считать это государство подошедшим к вершине духовной культуры.
(3) Следовательно, если какой-то этнос претендует на то, что он представляет или представлял в древности самостоятельную цивилизацию, он должен наряду с государственностью обладать и самобытным видом или даже типом письма.
(4) Со славянами в целом и с русскими в частности положение в этом отношении пока обстоит в исторической науке хуже некуда. (5) В европейской историографии утверждают, что славяне как народ появляются на исторической арене только в V веке н. э., да и то только под влиянием ухудшения климата. (6) Считается, что у всех славян в это время существует общий язык, слабо затронутый диалектными различиями, а с социальной точки зрения господствует племенной строй без зачатков какой-либо государственности. (7) Не могу с этим согласиться.
(По В.А.Чудинову)
Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
1. Из предложений текста выпишите страдательные причастия.
2. Из предложения 3 выпишите все предлоги.
3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ в предложении 2?
4. Из предложений 5-7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
5. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?
1) вопрос перестал быть (предложение 1)
2) какой-то этнос претендует (предложение 3)
3) наличие языка является основой (предложение 2)
4) он должен (предложение 3)
6. Среди предложений текста найдите такое, в котором сказуемое выражено устойчивым выражением. Напишите номера этих предложений.
7. Укажите верную характеристику предложения 7:
1) простое, односоставное, неполное
2) простое, односоставное, определенно-личное
3) простое односоставное безличное
4) простое, двусоставное, неполное
8. Среди предложений текста найдите сложное предложение, в состав которого входит безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений текста найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
10. Среди предложений 3-7 найдите предложение с необособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
11. Найдите в тексте сложное предложения с придаточным изъяснительным. Напишите номера этих предложений.
12. Среди предложений текста найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Текст 2.
(1) В начале ХХ века ряд выдающихся русских археологов занимался раскопками юга России. (2) При этом им было интересно узнать и о происхождении русской письменности. (3) Возглавил это направление исследований археолог А.А. Спицын, который в 1908 г. познакомил общественность со всеми надписями на камнях Маяцкого городища. (4) А.А. Спицын признал надписи аланскими или хазарскими, относящимися к VIII–IХ вв. нашей эры и являющиеся по характеру начертания знаков арамейскими в своей основе.
(5) Позже пришел к выводу о происхождении глаголицы из знаков Маяцкого алфавита и о дальнейшем распространении ее на Балканах. (6) Тем самым у русской глаголической письменности был выявлен так заинтересовавший ученых археологов и лингвистов хазарский след. (7) А поскольку большинством ученых считалось, что глаголица — более ранний тип славянского письма по сравнению с кириллицей, хазарская письменность стала изучаться как возможное протописьмо славян. (8) Оппонентом Спицына выступил А.С. Раевский, который в 1919 г. выводил глаголицу из сходства с самаритянскими знаками. (9) Но в лице смоленского археолога Л.Я. Лавровского А.А. Спицын нашел поддержку, ибо тот предполагал скифское происхождение маяцких надписей и в 1926 г. выступил с сообщением о дешифровке двух скифо-сарматских надписей.
(По В.А.Чудинову)
Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
1. Из предложений 1-6 выпишите определительные местоимения.
2. Из предложений 5-9 выпишите все союзы.
3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ в предложении 3?
4. Из предложений 3-7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
5. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?
1) возглавил археолог А.А. Спицын (предложение 3)
2) А.А. Спицын познакомил (предложение 3)
3) А.А. Спицын признал (предложение 4)
4) тот предполагал (предложение 9)
6. Среди предложений 3-9 найдите предложение, в котором сказуемое составное именное. Напишите номер этого предложения.
7. Укажите верную характеристику предложения 2:
1) простое, односоставное, неопределенно-личное
2) простое, двусоставное
3) простое, двусоставное, неполное
4) простое односоставное безличное
8. Среди предложений текста найдите простое двусоставное неполное предложение. Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений текста найдите сложное предложение, в состав которого входит простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
10. Среди предложений текста найдите предложение с необособленным распространенным определением. Напишите номер этого предложения.
11. Найдите в тексте сложное предложение с придаточным обстоятельственным причины. Напишите номер этого предложения.
12. Среди предложений текста найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи указательного и личного местоимений. Напишите номер этого предложения.
Ответы
Вариант 1
Текст 1 | Текст 2 | |
1. | казнена | его |
2. | на, помимо, по | в течение, о, в, после |
3. | управление | согласование |
4. | пошла впрок | его счастье |
5. | 2 | 2 |
6. | 3, 4, 11 | 8 |
7. | 4 | 4 |
8. | 9 | 4 |
9. | 4 | 10, 11 |
10. | 2 | 9 |
11. | 11 | 6 |
12. | 9 | 7 |
Вариант 2
Текст 1 | Текст 2 | |
1. | написаны | тот, этому |
2. | в, к, вроде | в течение, в, навстречу |
3. | управление | согласование |
4. | лежавших навзничь | заставив пролиться |
5. | 3 | 2 |
6. | 3, 4 | 3, 5 |
7. | 4 | 3 |
8. | 2 | 8 |
9. | 13 | 12 |
10. | 3 | 9 |
11. | 3 | 2 |
12. | 4 | 13 |
Вариант 3
Текст 1 | Текст 2 | |
1. | заимствованной, затронутый | всеми, своей |
2. | на, в, наряду | и, поскольку, как, ибо |
3. | управление | согласование |
4. | слабо затронутый | позже пришел |
5. | 3 | 3 |
6. | 5 | 6 |
7. | 2 | 4 |
8. | 6 | 5 |
9. | 5 | 7 |
10. | 5 | 6 |
11. | 3, 5, 6 | 9 |
12. | 7 | 2 |
Использованная литература
Баландин Р. К. 100 великих гениев.- М: Вече, 2006
Варламова Т.К. Все страны мира.- М.: «Детская литература» 2008
Гальперина Г.А. и др. Рекорды в мире животных.- М: Дрофа, 2008
Николина А.Н. Филологический анализ текста.- М.: «Академия», 2003
Непомнящий Н. Н. 100 великих загадок природы. — М: Вече, 2006
Чудинов В.А. Письменная культура Руси. -М.: Астрель, 2003