Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Алексинская средняя общеобразовательная школа»
Волховского муниципального района
Ленинградской области
Рассмотрена и рекомендована Утверждена
к прохождению приказом директора
МО учителей гуманитарного цикла МОБУ«Алексинская СОШ»
МОБУ«Алексинская СОШ» № ______ «______»________2012г.
«______»_________2012г.
Руководитель МО: Директор школы:
______________/В.Е.Глазова / _________________/Л.А.Суворова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Сочинение – рассуждение
как жанр и вид задания повышенной трудности»
11 класс
Автор программы:
Глазова Валентина Евгеньевна
учитель высшей категории
2012 год
Пояснительная записка
1.Статус документа
Программа данного элективного курса разработана с учётом индивидуальной степени обученности учащихся 11 класса, а также с учётом подготовки их к единому государственному экзамену.
Количество часов в году -68, при 35 учебных неделях – 70 часов.
Количество часов в неделю -2
2.Структура документа
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Сочинение – рассуждение как жанр и вид заданий повышенной трудности» представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; технологию организации учебного процесса; формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки; календарно-тематическое планирование, требования к результатам освоения элективного курса; перечень учебно-методического обеспечения. Содержание курса русского языка представлено в программе в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
3.Общая характеристика учебного предмета .Цели обучения
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть С — небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Новизна программы заключается в предоставлении большего количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор текстов осуществлен с точки зрения нравственного и этического воспитания. Акцентирование внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов.
Предлагаемая программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности» будет полезна любому выпускнику 11 класса.
Цели образовательной области и учебного курса:
теоретические:
освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;
развивающие:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
практические:
совершенствование коммуникативных умений;
овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;
воспитательные:
воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;
воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.
Задачи элективного курса:
— помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ:
— совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
— формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
— совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
— совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
— формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Технология организации учебного процесса по элективному курсу
Применяемые технологии:
— технология исследовательской деятельности учащихся;
— технология проблемного обучения;
-информационно-коммуникационные технологии
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа текста, в составлении собственного текста.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста сочинения-рассуждения
Программа базируется на межпредметных связях литературы с историей, а также киноискусством.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
— работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
— самостоятельная работа;
— работа в группах, парах;
— индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Формы обучения: урок-беседа, урок-семинар, урок-лекция, интегрированный урок, дидактическая игра, урок-консультация, урок-конференция, урок-диалог, урок с применением игровых методов, урок-зачёт, урок-конкурс, урок развития речи, урок-исследование, повторительно-обобщающий урок , урок с применением ИКТ.
Методы и приёмы обучения:
а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;
б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, уроки-практикумы;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, уроки-практикумы;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.
4.Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Учащиеся должны обладать следующими компетенциями:
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
5.Требования к уровню подготовки
Прогнозируемый результат
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
— понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
— формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
— определять позицию автора;
— высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
— уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
— анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки:
промежуточный контроль – анализ текста и рецензия на предложенный текст;
итоговый контроль – сочинение-рассуждение и взаимное рецензирование.
6. Перечень учебно-методического обеспечения
1. Архарова. Д.И, Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий. Домашний репетитор.-М.,2009
2. Егорова Н.В.. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. – М.: Вако, 2005 год.
3.Любичева Е.В. ЕГЭ. Сдаем без проблем. Русский язык: на пути к экзамену- М.,ЭСКМО,2007
4.Егораева Г.Т. Русский язык.ЕГЭ.часть 3(С)-М.,2009
5.Электронное пособие. Сдаем ЕГЭ.
6.Электронное пособие. Справочник школьника. Русский язык 5-11 класс
7.Электронное пособие. Экспресс- подготовка к экзамену. 9-11 класс. Русский язык.
8.Сайт «Образовательный портал для студентов и школьников»
9.Портал ФИПИ
10.ЦОРы – Цифровые образовательные ресурсы
7.Учебно-тематический план
тема | К-во часов | ||
| Из них кр / пр | ||
1 | Текст и его строение | 4 | 0/2 |
2 | Функциональные стили и типы речи | 4 | 1 |
3 | Жанры сочинений публицистического стиля | 10 | 0/3 |
4 | Особенности сочинения -рассуждения | 14 | 4/4 |
5 | Средства художественной изобразительности | 6 | 0/3 |
6 | Виды ошибок и способы их устранения | 18 | 2/4 |
7 | Репетиционное сочинение | 6 | 2/2 |
8 | Итоговый урок | 2 |
|
9 | Резервные уроки | 2 |
|
| итого | 70 | 9/5 |
8. Содержание курса
Текст и его строение Текст как речевое произведение. Типы речи. Стили речи. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Закрепление навыков определения основной мысли текста, его идейного содержания, темы.
Функциональные стили и типы речи Практическое занятие по определению стилей и типов речи. Стилистические, синтаксические и морфологические признаки публицистического стиля. Практическое занятие по определению стилей текста и типов речи в нём.
Жанры сочинений публицистического стиля Композиция и изобразительно-выразительные средства текста публицистического стиля. Композиция и изобразительно-выразительные средства текста научного стиля. Композиция и изобразительно-выразительные средства текста художественного стиля. Особенности написание рецензии; отличительные признаки эссе от очерка; эссе как разновидность очерка.
Особенности сочинения -рассуждения Структурные компоненты и типичные конструкции предложений в сочинении-рассуждении. Варианты вступительной части. Схема основной части сочинения-рассуждения. Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста. Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
Варианты заключительной части. Способы формирования тезиса: постановка риторических вопросов, краткая формулировка раскрываемой проблемы; формулировка проблемы, исходя из жизненного опыта, согласно проблеме данного текста.
Средства художественной изобразительности Нахождение стилистических фигур и тропов в текстах, определение их функции.
Виды ошибок и способы их устранения Ошибки в содержании сочинения-рассуждения: фактические, логические, речевые, грамматические. Способы устранения ошибок в содержании. Понимание и интерпретация содержания исходного текста. Формулировка проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Анализ формы исходного текста. Отражение позиции автора исходного текста. Создание связного высказывания, выражение в нём собственного мнения по поводу прочитанного и подбор аргументов.
Календарно — тематическое планирование
элективного курса по русскому языку
«Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности»
2012 -2013 учебный год
Тема занятия | К-во час | Тип занятия | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | дата | ||
план | факт | ||||||
1-2 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Последовательное расположение частей текста. | 2 | беседа | Знать основные признаки текста, средства связи предложений в тексте. Уметь составлять тексты на заданную тему | Опред. средств связи предл. |
|
|
2-4 | Признаки текста, тема, проблема, идея | 2 | практикум | Самост. работа |
|
| |
5-6 | Функциональные стили и типы речи | 2 | практикум | Знать признаки основных функциональных стилей и типов речи. Уметь составлять текст заданного стиля и типа речи | Самост. работа |
|
|
7-8 | Комплексный анализ текста | 2 | практикум | Уметь производить комплексный анализ текста | ЕГЭ, вариант 1 |
|
|
9-10 | Особенности публицистического стиля. Понятие о смешанном стиле | 2 | лекция | Знать особенности публицистического стиля, уметь составлять тексты публицистического стиля | Практ раб. |
|
|
11 12 13 14 | Жанры сочинений публицистического стиля: рецензия, эссе | 4 | беседа лекция | Знать особенностей жанров публицистического стиля. Уметь составлять тексты в стиле рецензии, эссе | Опред. жанра |
|
|
15 16 17 18 | Особенности написание рецензии; отличительные признаки эссе от очерка; эссе как разновидность очерка | 4 | практикум | Знать отличительные признаки эссе от очерка; эссе как разновидность очерка, уметь составлять тексты в жанре эссе | Самост. работа |
|
|
19-20 | Практическая работа | 2 | практикум | Самост. работа |
|
| |
21 22 | Особенности сочинения -рассуждения.: тезис, рассуждение, вывод. | 2 | лекция | Знать построение текста типа сочинение – рассуждение, уметь составлять тесты | ЕГЭ, вариант 2 |
|
|
23-24 | Способы формулировки тезиса | 2 | практикум | Знать способы формулировки тезиса, уметь формулировать тезис разными способами | Провер. работа |
|
|
25-26 | Способы выражения своего мнения | 2 | практикум | Знать способы выражения своего мнения | Провер. работа |
|
|
27-28 | Способы завершения сочинения | 2 | практикум | Знать способы завершения сочинения, уметь завершать сочинение | Провер. работа |
|
|
29 30 | Комплексный анализ текста | 2 | практикум | Уметь производить комплексный анализ текста | Самост. работа |
|
|
31 32 | Логическое осмысление текста | 2 | практикум | Знать понятие логической ошибки способы ее избежания | ЕГЭ, А27,29 |
|
|
33 34 | Комплексный анализ текста | 2 | практикум | Уметь производить комплексный анализ текста | Самост .работа |
|
|
35 36 | Средства худ. изобразительности: тропы | 2 | лекция | Знать средства худ. выразительности, уметь применять их в своих работах | Опред. тропов |
|
|
37 38 | Средства худ. изобразительности: стилистические фигуры | 2 | лекция | Опред. стилист. фигур |
|
| |
39-40 | Определение тропов и стилистических фигур | 2 | практикум | Самост. работа |
|
| |
41 42 | Фактические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения | 2 | практикум | Знать понятие фактических ошибок, способы их устранения | Самост. работа |
|
|
43 44 | Логические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. | 2 | беседа | Знать понятие логических ошибок, способы их устранения | Коллективн. работа |
|
|
45 46 | Грамматические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения | 2 | беседа | Знать понятие грамматических ошибок, способы их устранения | Коллективн. работа |
|
|
47 48 | Речевые ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения | 2 | беседа | Знать понятие речевых ошибок, способы их устранения | Коллективн. работа |
|
|
49 50 | Что такое «этическая ошибка» | 2 | беседа | Знать понятие этических ошибок, способы их устранения | Коллективн. работа |
|
|
51 52 | Знакомство с критериями выполнения части «С» | 2 | беседа | Знать критерии выполнения части «С», уметь строить свое сочинения в соответствии с критериями | Коллективн. работа |
|
|
53 54 | Понимание и интерпретация содержания исходного текста | 2 | практикум | Уметь понимать и интерпретировать содержания исходного текста | Самост. работа |
|
|
55 56 57 58 | Написание сочинение по заданному тексту | 4 | практикум | Уметь применять полученные знания на практике | Самост .работа |
|
|
59 60 | Рецензирование работы | 2 | беседа | Уметь рецензировать свою работу | Работа над ошибками |
|
|
61 62 63 64 | Репетиционное сочинение | 4 | Итоговый контроль | Уметь составлять работу в соответствии с критериями выполнения части «С» | Творческая работа |
|
|
65 66 | Анализ творческих работ | 2 | беседа | Уметь рецензировать свою работу | Работа над ошибками |
|
|
67-68 | Итоговый урок | 2 | беседа |
|
|
|
|
69-70 | Резервные уроки | 2 |
|
|
|
|
|