Как организовать продуктивную деятельность детей-инофонов на уроках русского языка и литературы

В электронное издательство «Педмир»












Методическая разработка

на тему «Как организовать продуктивную деятельность детей-инофонов на уроках русского языка и литературы»


(из личного опыта учителя)













Учителя русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 80» г. Кемерово

Порохиной Т.В.










Как организовать продуктивную деятельность детей -инофонов на уроках русского языка и литературы

(Из опыта работы учителя русского языка, литературы и музыки Порохиной Татьяны Викторовны)


Вступительное слово выступающего на МО учителей гуманитарного цикла:

Распад Советского Союза привел к активным миграционным процессам в стране. Коснулось это и Кузбасского региона. В городе Кемерово и, в частности, в школе № 80 оказалось большое количество детей-мигрантов из южных республик: Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, много детей из Киргизии и Армении, а также представителей татарской национальности, шорцев, телеутов. Таким образом, ученический коллектив школы состоит из русскоязычных детей и учащихся-мигрантов. Почти в каждой параллели есть поликультурные или полиэтнические классы. Всех учащихся-мигрантов в школе № 80 можно разделить на две группы:

— учащиеся-билингвы – это учащиеся, в семьях которых говорят как на своем родном языке, так и на русском языке. Многие из таких учеников никогда не были на своей исторической родине. Родители таких учащихся, их дедушки и бабушки всегда жили на территории Кемеровской области или в Кемерово. Для учащихся — билингвов русский язык является почти родным. К тому же в школе они еще изучают и иностранный язык. Как правило, такие учащиеся коммуникабельны, они свободно говорят по-русски, пишут грамотно, не испытывают затруднений в использовании официально-делового, публицистического, научного стилей речи;

учащиеся — инофоны – это учащиеся, чьи семьи недавно приехали в наш город, мигрировали из Азербайджана, Армении, Ингушетии. Учащиеся -инофоны владеют иными фоновыми знаниями, русским же языком они владеют лишь на пороговом уровне, на уровне городской коммуникации, на так называемом бытовом уровне. При этом такие ученики часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, т.к. дома родители в основном общаются со своими детьми на родном языке. В школе же учащиеся -инофоны вынуждены общаться с учителями, с одноклассниками только на русском языке. Преодоление языкового барьера создает для таких учащихся определенные трудности.

Учитывая сложные отношения различных этнических групп, часто оказывающихся за одной партой в полиэтнической школе учителю необходимо так смоделировать учебный процесс, дополняя и корректируя календарно-тематическое планирование, не изменяя при этом образовательные программы, чтобы вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, при этом проявляя чувство уважения к детям — мигрантам.

2

В условиях функционирования полиэтнических классов учитель русского языка и литературы должен уметь совмещать при организации учебной деятельности методику преподавания русского языка как родного и привносить элементы преподавания русского языка как неродного. Конечно же, существуют отличия в принципах подачи языкового материала для русскоязычных учащихся и для учащихся-мигрантов (инофонов, билингвов). В методике преподавания русского языка для русскоязычных школьников используется принцип от общего к частному, т.к. у таких учащихся формирование грамотности происходит с опорой на уже сложившуюся речевую компетенцию. Язык как систему русскоязычные ученики осваивают, анализируя основные языковые единицы (слово, словосочетание, предложение, текст). Формирование речевой компетенции осуществляется за счет освоения функциональных разновидностей языка.

В методике преподавания русского языка для инофонов должен использоваться обратный принцип: от частного к общему. Важным моментом является формирование речевой компетенции учащихся -инофонов. Процесс формирования речевой компетенции осуществляется путем освоения грамматических моделей русского языка, при этом речевой материал осваивается как целостный. Изучение теоретического материала может в данной ситуации ограничиваться такими понятиями как «часть слова» вместо «морфема», «слово» вместо «лексема» и т. д. Есть смысл обратиться к УМК «Русский язык. 5-8 классы» под редакцией Е.А.Быстровой и УМК «Литература. 5-8 классы» под редакцией М.В.Черкезовой. Эти пособия предназначены для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. Рабочий материал из них можно выборочно адаптировать в рамках УМК «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией В.В. Бабайцевой и УМК «Литература 5-8 классы» под редакцией Г.С. Меркина.

Так в 7 «А» классе, в котором я веду уроки русского языка, литературы и музыки на сегодняшний день из 31 обучающегося 2 киргиза, 3 армянина, 2 азербайджанца, 3 татарина, 1 шорец, 2 таджика, 1 немка, 2 белоруса – т.е. 50% детей нерусской национальности. Из них киргизы и таджики даже по слогам затрудняются читать, татары, армяне, азербайджанцы не ориентируются в лексическом наполнении языковых единиц в рамках контекста любого стиля речи, особенно художественного.

Еще в пятом классе я для себя отметила, что не все традиционные методы работы над техникой чтения и осознанием смыслового наполнения текста помогают мне в работе с детьми — инофонами. Поэтому в своем выступлении я хочу рассказать о тех видах деятельности, которые позволили мне научить детей читать и воспринимать тексты на более высоком уровне, чем это было в начале пятого класса.

3

Из опыта работы:

1. В начале каждого урока я провожу фонетическую зарядку на отработку согласных звуков по типу: «Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа, была тупа, была тупа» (в музыкальном сопровождении); на отработку гласных звуков по типу: «Улица хмурится, улица хмурится, улица хмурится, дождик идет. Мокрая курица, мокрая курица, мокрая курица в шляпе идет».

*Эта работа над дикцией имеет продолжение дома совместно с родителями: (см. Приложение 1)

2. В качестве организационного момента мы проводим упражнения на развитие фонематического слуха: орфографическое пение со слоговым делением.

Запись на доске:

Здрав-ствуй, слав-ная сто-ли-ца,

    Серд — це ро-ди-ны, Мос-ква!

    Вся стра-на то-бой гор-дится,

    Гоо-дов род-ных гла-ва.

    Русь ве-ли-кую спло-ти-ла

    Ты во-круг твер-дынь Крем-ля,

    И скре-пи-лась на-ша си-ла,

    И про-сла-виась зем-ля.













*Эта работа также имеет продолжение дома совместно с родителями: (см. Приложение № 2). После чего можно провести орфографический диктант при закрытой записи на доске.

Либо, если это урок литературы, музыки, можно провести аналогично

литературный или музыкальный диктант:

1 2

Открой мне, книга, сокровища свои,
Из чистых родников меня знаньем напои.

Рашит Нигмати


Откуда берется музыка?

Наверное, для каждого человека из звуков его ранних лет. Голос матери, щебетанье птиц за окном, шум дождя… Все это образует свой звуковой мир, такой же милый и единственный, как уголок родной земли.

В. Алеев


Очень важно, чтобы на уроках звучали поэтические строки, высказывания, афоризмы не только русских поэтов, прозаиков, философов, мыслителей, но и художников слова других национальностей.

4

3. В условиях поликультурного пространства урока должен обязательно присутствовать элемент патриотического воспитания детей. Так, например, при изучении тем, связанных с правописанием звонких и глухих

согласных на стыке корня и приставки, или с правописанием шипящих в корне слова может быть в качестве поэтической разминки рассмотрен следующий текст:

  Нет чувства Родины

                         Без чувства человечности.

   От бессердечности ничто не родилось.

   Любите Родину,

                 как чудо бесконечности,

   Как ветер вечности,

                    коснувшийся волос.

   Любите Родину,

                 как  вашу наречённую,

   Чтобы за вас

              ей не почувствовать стыда.

    Любите Родину,

                          но только нерасчётливо.

   Любите Родину,

   

      и только навсегда.

Дети читают сначала по рядам по одной строке, а затем учащийся — инофон читает на оценку данное стихотворение у доски на фоне видеосюжета «Россия».


4. Очень хорошо, если после диктовки проводится лексическая (этимологическа) работа со словом. В данном тексте это может быть слово «родина». (Один из учащихся заранее готовит сообщение)

Запись в словарик:

«Отечество – единственная уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками.

Слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого- либо старинного древнего рода. А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян — Рода» (возможен музыкальный фон «Песня о Родине»)


5. Либо эта работа может быть связана с культуроведческим аспектом

Например, предлагается фольклорная разминка:

Он пузатый, он не жирный,

В *тюбетеечке всегда,

Молчаливый, очень смирный,

Не выходит никуда.

Но как только он напьется,

Забирается на печь

И ворчит, шумит, плюется –

Уж от ссор не уберечь.

Корень слова дан Китаем,

Ну а суффикс русский, знаем.

(Чай – ник)

5

Ребенок – таджик (заранее подготовленный) рассказывает о происхождении и лексическом значении слова «тюбетейка», показывая при этом фотографии своей семьи и объясняя, почему они все носят тюбетейки.

Или инсценированная поэтическая разминка, направленная на изучение конкретной темы, например, «Знаки препинания при обращении»: Ребенок играет роль отца дагестанского малыша и напевает дагестанскую колыбельную:

Будешь ты, сынок, расти, чтобы все уметь,
Чтоб у волка из зубов мясо мог отнять.
Будешь ты, сынок, расти, чтобы ловким быть,
Чтоб у барса из когтей птицу утащить.
Слушать речи стариков и друзей иметь.
Будешь ты, сынок, расти, богатеть умом,
Тесной станет колыбель, ты взмахнешь крылом.

Культурологическая направленность очень ярко отражена в учебнике «Русский язык. 5, 6 класс» под редакцией Е.А.Быстровой. В нем уделяется большое внимание работе с текстом как с речеведеческой, так и с культурологической точки зрения.

Учитель может выбрать из пособия тексты, соответствующие следующим принципам: осуществление межпредметных и межкультурных связей,

6

отражение национальной специфики родного или изучаемого языка, развитие общего кругозора учащихся и приобщение их к гуманистическим ценностям. Исходя из этих принципов, подбирать тексты нужно и из национальной литературы, это поможет сохранить этнокультурный компонент обучения, и из русской литературы, это поможет приобщить учащихся к традициям русского народа. Взаимосвязь традиций национальной и русской литературы будет способствовать диалогу культур.

Так при изучении темы «Виды связи слов в словосочетаниях» использую стихотворение классика татарской литературы Габдуллы Тукая «Родная деревня». Выбор текста обусловлен его патриотическим звучанием и доступностью содержания. Стихотворение понятно всем учащимся, ведь поэт призывает любить свою малую родину:

Но только, где б я ни был и что б ни делал я,
Ты в памяти и в сердце, родная сторона!

На материале данного текста вместе с детьми выбираем словосочетания, соответствующие определенному виду связи.

При закреплении достаточно трудной орфограммы «Правописание приставок пре — при» предлагаю учащимся отрывок из рассказа осетинского поэта и писателя второй половины ХIХ начала ХХ веков Косты Хетагурова (Константин Леванович Хетагуров) «Охота на туров». Предварительно в нескольких словах знакомлю учащихся-мигрантов с биографией и творчеством писателя. В этом мне помогает метод создания компьютерных презентаций. Затем приступаем к работе над текстом. Предлагаемый отрывок позволяет не только закрепить правописание приставок пре-при, но и повторить не менее трудные орфограммы «Безударные гласные в корнях слов», «Чередующиеся гласные в корнях слов», «Тся — ться в глаголах», а также оформление на письме прямой речи и знаки препинания в сложном предложении. Этот текст можно использовать и в 7 классе при изучении темы «Знаки препинания при деепричастном обороте».

Проводя обобщающий урок по теме «Глагол», использую стихотворение марийского поэта Сергея Чавайна «Звезда». Стихотворение небольшое, построено на глаголах и отглагольных формах. Вначале предлагаю учащимся внимательно прочитать текст, определить идейно-тематическое содержание, найти средства художественной выразительности. Ученики обращают внимание на большое количество глаголов в стихотворении. Затем, используя полученные знания по теме «Глагол», пытаемся выяснить, какую же роль играют глаголы в стихотворении. Завершающий этап урока – это непосредственно работа с грамматическими категориями данной части речи: определение вида, времени, спряжения, наклонения, лица глагола.

7

*Такая работа в системе создает благоприятную обстановку на уроке в поликультурном классе и помогает избежать конфликтных ситуаций при прочтении национально окрашенных программных произведений, как, например, «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого. Родители татарской национальности запрещают своим детям читать тексты с подобным содержанием: «Хотел Жилин подняться, а уж на нем два татарина вонючие сидят, крутят ему назад руки»; «Сидит Жилин за татарином, покачивается, тычется лицом в вонючую татарскую спину» и т.д.

При этом русскоязычные дети негативно относятся не только к действиям татарина, но и старухи, разбившей куклу Дины.

Свежие документы:  Дифференцированный подход в обучении учащихся на уроках «Технологии» как средство повышения качества технологического образования»

В этой ситуации я с помощью троих детей и одной родительницы татарской национальности провожу заочную экскурсию на тему «Мир мусульманских народов Кавказа». Вся работа по развитию речи проводится на материале эпизода, когда внимательный взгляд Жилина – а вместе с ним и русского читателя – останавливается на непривычных национально окрашенных приметах. Один ребенок рассказывает о значении слова «бешмет», отмечая и другие необычные детали одежды, другой – знакомит детей с особенностями быта и поведения татар, третий рассказывает о мусульманских обрядах, совсем непохожих на христианские, благодаря чему становится понятным для класса поведение старухи. Родительница исполняет фрагмент татарского танца.

Эта работа плавно может перейти в творческое задание в группах: детям предлагается под руководством трех гидов нарисовать 1гр. – закат в горах, 2гр. – портрет горской женщины или девочки со всеми подробно описанными Толстым деталями ее одежды, 3гр.- убранство восточного дома.

Так этот незнакомый мусульманский мир оживает, начинает играть красками. В заключении проводится творческий диктант: детям дается возможность сочинить окончание каждой фразы текста по- своему, исходя из восприятия презентации «Величавые горы Кавказа».





















Домой дети получают задание: описать куклу своей национальности.

Эта работа сопряжена с занятием в Краеведческом музее на тему «Русская игрушка» (см. Приложение 3).

Результатом культуроведческой работы в течение года является создание 1)«Лингвистического словарика народной культуры», в который входят: слова, называющие предметы материальной и духовной культуры, историзмы, фольклорная лексика, неологизмы, паремии, цитаты, крылатые выражения.

2). Исследовательские работы по ономастике:

«Загадки наших фамилий», «Имя в реке времени», «Опыт составления словаря псевдонимов», «Опыт составления универсального словарика для пятиклассника».

6. Работая совместно с учителем географии и школьным психологом, я пришла к выводу, что на развитие техники чтения и орфографической зоркости детей – инофонов благотворное влияние оказывают зрительные диктанты с эколого-краеведческим наполнением: (см. Приложение 4)

Использование зрительных диктантов как на первых этапах начального обучения русскому языку, так и в 5-7 классах помогает обеспечить прочные навыки грамотного и скоростного письма, прививает творческое отношение к изучению языка, вызывает у детей активный интерес к материалу урока. Но применение этого метода быстрых и наглядных результатов сразу не дает, лишь систематическая работа, настойчивость и расширение способов использования кратковременных диктантов помогают достичь результатов.

На практике убедилась в полезности всех видов тренировочных упражнений, разработанных И.Т. Федоренко. Продолжая его традицию систематической работы со зрительными диктантами, предлагаю подобные наборы зрительных диктантов, составленных с использованием эколого-

9

краеведческого материала, которые использую при работе с пятиклассниками: (см. Приложение 4).

Проводимая работа повышает заинтересованность детей при написании зрительных диктантов, усиливает эмоциональный отклик, знакомит с правописанием той части лексики, которая хорошо знакома ученикам, используется в повседневной жизни местными жителями.

*При использовании наборов зрительных диктантов необходимо иметь в виду следующее:

-методика работы со зрительными диктантами такова: каждое предложение экспозируется в течение 2-3 мин., дети читают про себя, после этого предложение закрывается. Учащиеся записывают его по памяти;

-предложения диктанта должны быть написаны только печатными буквами, для этого лучше использовать проектор или печатные листы;

-тренировки необходимо проводить ежедневно;

-количество букв в составе предложений увеличивается постепенно;

-один набор отрабатывается на одном уроке. В случае, когда при записи диктанта допущено большое количество ошибок, то данный набор повторяется на последующих уроках до тех пор, пока материал не усвоится детьми.

7. Работая в пятом классе с детьми — инофонами над техникой чтения и целостным восприятием текста, я пришла к выводу о продуктивности метода «тема — рематических цепочек». Так при первом чтении какого-либо отрывка из художественного произведения в поле зрения ребенка оказываются только предложения, обязательные для продвижения текста от «данного» к «новому», то есть составляющие «объективный костяк» высказывания. А субъективно – авторские ремарки, составляющие эмоционально-экспрессивное начало высказывания, выделяются жирным шрифтом и опускаются при первом прочтении. При этом в восприятии ребенком текста сохраняется основная линия содержания. Фактуальная сторона текста воспринимается целостно, сосредоточенно. При вторичном прочтении учитываются выделенные предложения, воздействующие эмоционально на ребенка, и тогда уже есть смысл говорить о стилистическом богатстве текста, авторском отношении к героям, событиям в произведении. (См. Приложение 5 (Пример1). Работу в этом ключе можно проводить исходя из других акциональных моделей высказывания: восхождение к предметной рематической доминанте, выделяющей элементы общей пространственной картины (Пример 2); к качественной рематической доминанте, выделяющей качественную характеристику предметов

10 (Пример3); к действенной рематической доминанте, выделяющей глагольные предикаты (Пример 4)

8. Из личных наблюдений и при совместной работе со школьным врачом и психологом я пришла к выводу, что освоение учащимися-мигрантами фонетических, лексических, грамматических явлений плодотворно, если оно сопровождается соматическими ощущениями (увидеть что-то конкретное, почувствовать, услышать, подержать в руках). Например, при изучении тем: “Состав слова», «Как образуются слова в русском языке» обнаруживается, что учащиеся с трудом представляют себе, что обозначает слово «поземка». Они знают лексическое значение слова «снег», выделяют в нем корень и нулевое окончание, но выделить морфемы в слове «поземка» им не удается. Объясняя инофонам значение данного слова, можно даже выйти на улицу и наглядно убедиться: «поземка» – то, что летит по земле. Значит, это слово можно отнести к такой тематической группе слов, как: снег, зима. Получается, что «поземка» — мелкий снежок, который ветер несет по земле». Увидев это явление на улице, в классе учащиеся уже без труда выделяют в слове корень – зем-, приставку по-, суффикс –к-, окончание -а. Такую же работу проводим со словом «совместный». Значение приставки «со» объясняем следующим образом: берем друг друга за руки, как бы скрепляем руки, соединяем их вместе в единое целое. Соматическое ощущение соединенных рук помогает учащимся правильно объяснить значение приставки «со» — «вместе» и в целом значение всего слова «совместный».

9. По итогам работы лингвистического лагеря наша школа получила комплект словарей для кабинета русского языка и литературы. Мне кажется, что большую помощь учащимся-мигрантам оказывают именно словари. В толковых словарях, которые содержат определенные стилистические пометы, школьники могут найти лексическое значение какого-либо незнакомого для них слова. Важна работа и со словарями синонимов, антонимов, словарями иностранных слов и грамматическими словарями. Неподдельный интерес у учащихся вызывают фразеологические словари. В учебном разделе «Фразеология и фразеологизмы» представлено определение фразеологизмов и показаны отличия свободных словосочетаний от фразеологизмов, а также рассматриваются вопросы употребления фразеологизмов в речи. Тема эта достаточно сложная для учащихся мигрантов, т.к. порой они не знают значения многих слов, а тут им нужно объяснять значения фразеологизма. Работа же с фразеологическим словарем упрощает задачу. Внимательно прочитав статью, посвященную фразеологическим оборотам с каким – либо словом, например, «вода», учащиеся с удивлением обнаруживают, что существует большое количество синтаксических единиц с этим словом. Так, используя информацию из словарей, ученики могут легко определить значение приведенных учителем примеров.

11

10. Мир искусства на уроках чтения  (см. Приложение 6)

Мой педагогический опыт убедил меня в том, что на уроках литературного чтения в начальной школе и литературы в среднем звене необходимо обращаться к музыкальным и живописным произведениям искусства, так как «сухое» перечитывание даже классических произведений не дает детям удовлетворения, радости от общения с книгой. Так возникла необходимость создания авторского цикла интегрированных занятий, которые широко и многообразно представляют мир искусства в трех видах: литературе, музыке, живописи.

Существующая система обучения предполагает приобретение знаний в результате изучения отдельных предметов, но, полученные при этом знания остаются разрозненными научными сведениями. В результате этого учащиеся не всегда целостно воспринимают учебный материал о предметах и явлениях мира, не всегда ясно представляют себе целостную картину мира.

*Актуальность данной проблемы возрастает в связи с новыми требованиями общества к воспитанию и обучению нового поколения человека мобильного, умеющего быстро перестраиваться и находить нетрадиционные формы решения проблем. Задачей образования является обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, умений и навыков, а так же формирование целостной картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Перед современной школой ставятся задачи первостепенной важности, такие, как демократизация, развитие личности ребенка, гуманизация. Интерес к вопросам развивающего обучения обусловлен новым общественным заказом государства по формированию нового типа личности. Ребенку должно даваться образование, которое способствовало бы общему культурному развитию и, благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Интеграция предметов искусства приобретает особое значение, так как «интеграция» — это система, предлагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое. Современные идеи комплексного преподавания связаны с созданием интегрированных уроков, курсов. Учителя-практики стараются использовать интеграцию в различных сочетаниях. Заслуживает внимания опыт Сухаревской Е. Ю., которая интегрировала предмет окружающий мир в разных сочетаниях. Окружающий мир и музыка, окружающий мир и изобразительное искусство, окружающий мир и технологию, окружающий мир и литературное чтение. Она верно отмечает, что «интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока».



12

Интегрированные уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, интеллект, т. е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

Особенность интегрированного цикла состоит в том, что три вида искусства: литература, музыка, живопись рассматриваются в единстве и дают представление о целостности искусства, как историческом опыте народа. Стержневым видом искусства в проведении интегрированных занятий является литература. Базой данного цикла является программа «Литературное чтение» (составитель Л.Ф. Климанова) и «Литература 5-8 классы» (составитель Г.С. Меркин).

Особый акцент в цикле сделан на использование новых информационных технологий. Все занятия построены в форме презентаций, что позволяет дозировано использовать ИКТ на уроке. Данная работа тесно связана с такими дисциплинами как музыка, изобразительное искусство.

Интегративное эстетическое воспитание обучающихся на уроках литературы происходит через вовлечение их в процесс художественного творчества.

Таким образом, достигается цель: воспитание целостного взгляда на мир, способности к самостоятельному осмыслению и обобщению явлений действительности и искусства.

В результате учащийся получает знания об основных понятиях: «проза», «поэзия». «Литературная сказка», «народная сказка». «Жанр». «Рифма». «Олицетворение», «эпитет». «Басня». «Картина», «репродукция», «художник», «пейзаж», «портрет», «фрагмент». «Композитор», «увертюра», «пьеса», «настроение», «эмоция», «драматургия», «композиция».

Умеет использовать литературные первоисточники, справочную литературу, энциклопедические статьи, научно-популярную литературу, Интернет-ресурсы.

Владеет культурой публичного выступления, умеет составить подготовленное сообщение.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  • обеспечить усвоение знаний по литературе, живописи, музыки;

  • формировать навыки работы с литературными источниками;

  • научить воспринимать музыкальные классические произведения, высказываться о своих чувствах, передавать эмоции;

  • работать со справочной, энциклопедической литературой;

13

  • научить ориентироваться в творчестве русских художников, обеспечить знакомство с лучшими произведениями живописи;

  • способствовать формированию чувства патриотизма, любви к «малой родине»;

  • воспитывать эмоциональную восприимчивость к произведениям искусства;

  • развивать воображение при помощи метода музыкально-поэтического

  • содержания музыки через описание поэтических образов;

  • формировать адекватное восприятие поэтических и музыкальных произведений, а так же произведений живописи;

  • овладевать анализом поэтических и музыкальных сочинений, картин, уметь сопоставлять и сравнивать их;

  • приобщить учащихся к чтению художественной литературы;

  • развивать гуманитарную культуру учащихся, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к истории, культуре народа;

  • формировать ценностные ориентации и убеждения на основе личностного восприятия и осмысления литературы;

  • воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;

  • развивать чувство прекрасного произведениями литературы, живописи и музыки художников, поэтов, прозаиков и композиторов.

  • Цикл способствует созданию положительной мотивации обучения. Он предусматривает использование современных образовательных технологий, предполагающих деятельное и ценностное освоение содержания (информационных, проектных технологий, проблемного обучения и др.). Цикл «Мир искусства на уроках литературы» опирается на базовые учебники по литературе, способствует выявлению интересов и склонностей, способностей учащихся, формированию практического опыта в различных сферах познавательной деятельности.

Освоение этого цикла предполагает, помимо посещения коллективных занятий, выполнение внеурочных творческих домашних заданий в виде сообщений, сочинений, иллюстраций, плакатов, рефератов и т.д. Изучаемый цикл включает в себя наиболее яркие произведения литературы, музыки и живописи прошлого и настоящего. Цикл предлагается всем учащимся, так как у него большой познавательный и воспитательный потенциал, он знакомит учеников с литературными, музыкальными произведениями искусства, творчеством русских художников классиков. Так как этот цикл ориентирован на конкретный учебник, а не дается в отрыве «сам по себе», можно говорить о его системности проведения. В.А. Сухомлинский верно отметил специфические особенности музыкальных уроков: «Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка».

Теплая, эмоциональная атмосфера, которая создается учителем на таких уроках, располагает ученика к решению различных мыслительных задач: способствует развитию устной и письменной речи, помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность. Способствует развитию изобразительных и музыкальных умений и навыков; позволяет



14

систематизировать знания; способствует развитию эстетического воспитания, воображения, памяти, внимания, мышления учащихся.

*Л.С. Выготский в своем труде «Психология искусства» отмечал, что «искусство есть особый способ мышления, который в конце концов приводит к тому же самому, к чему приводит и научное познание, но только другим способом.»

Привлекая на урок произведения живописи известных художников, дети зримо представляют себе персонажей сказок, рассказов, природу, среду обитания животных, учатся видеть прекрасное вокруг себя. Картины так же, как и музыкальные произведения, создают определенный настрой на то или иное восприятие произведений литературы.

Во время проведения интегрированных уроков дети обнаруживают высокую активность, с большим интересом выполняют упражнения, творческие задания, стремятся к самостоятельности, высказывают свои предложения, доказывают свою точку зрения. Такие уроки способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания; формируют в большей степени общеучебные рациональные навыки учебного труда, т.е. различные компетенции, способствуют проникновению учащихся в слово, мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства.





















Приложение 1

Дикционная карточка №1 «Звуки: Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, Х»

(в помощь родителям)

1. Добыл бобов бобыль.

2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

3. От топота копыт пыль по полю летит.

4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

6. Верзила Вавила весело ворочал вилы.

7. Около кола колокола, около ворот коловорот.

8. Шакал шагал шакал скакал.

9. Купи кипу пик.

10. Купи кипу пуха.

11.Ткет ткач ткани на платок тане.

12. Водовоз вез воду из — под водопровода.

13. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

14. В один, Клим, клин колоти.

15. Стоит копна с подприкопеночком.

16. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

17. Краб крабу сделал грабли.

18. Продал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь.

19. У елки иголки колки.

20. Кукушка кукушонку купила капюшон.

21. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

22. Все бобры для своих бобрят добры.

23. Бобры берут для бобрят бобы.

24. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.

25. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.

26. На меду медовик, а мне не до медовика.

27. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп, как при прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

28. Волховал волхв в хлеву с волхвами.

29. Бомбардир бонбаньерками бомбардировал барышень.

30. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

31. У нас гость унес трость.

32. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.

33. Рододендроны из дендрария даны родителями.

34. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке.

35. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

36. Хвалю халву.

37. Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп.

38. Плавал Павел, Павел плавал.

39. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

40. Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.

41. Была у Фрола. Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.







Дикционная карточка № 2 «Звуки: Р, Л, М»

1. Дробью по перепелам да по тетеревам.

2. У нас на дворе – подворье погода размокропогодилась.

3. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку. Про Варьку, про Марину – жену.

4. Клара – краля кралась к Ларе.

5. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу промолчал.

6. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

7. Курфюст скомпрометировал ландскнехта.

8. Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.

9. Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

10. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

11. тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

12. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет, если бы Карл у Клары не крал кораллы, то Клара у Карла не крала б кларнет.

13. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

14. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

15. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

16. Мамаша Ромаше дала сыворотку из — под простокваши.

17. Сшит колпак, да не по – колпаковски, вылит колокол, да не по- колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

18. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

19. Курьера курьер обгоняет в карьер.

20. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

Дикционная карточка № 3 «Звуки: С, З, Ш, Ж, Ч, Щ, Ц»

1. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

2. У осы не усы, не усища, а усики.

3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

4. Осип охрип, Архип осип.

5. Не хочет косой косить косой, говорит, коса, коса.

6. Сачок зацепился за сучок.

7. По семеро в сани уселись сами.

8. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу и в грязи от груза арбузов развалился кузов.

9. Свиристель свиристит свирелью.

10. Две реки Вазуза с Гжатью.

11. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

12. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

13. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.

14. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

15. Чешуя у щучки, щетина у чушки.

16. Четверть четверика гороха без червоточинки.

17. Инцидент с интендантом.

18. Прецедент с претендентом.

19. Константин констатировал.

20. У ежа ежата, у ужа ужата.

21. Жутко жуку жить на суку.

22. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

23. Тщетно тщится щука ущемить леща.

24. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

25. Яшма в замше замшела.

26. Всякого щеголя не перещеголяешь.

27. Тащу, тащу — не дотащу, боюсь, что выпущу.

28. Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка. В этой ванне вместо бани часто мылся ванечка.

29. Шумели и шушукались верхи шумящих сосен.

30. Чиста, лучиста, говорит чисто.

31. Щи – хоть голову полощи.

32. Шесть мышат в камыше шуршат.

33. У гусыни усов ищи не ищи — не сыщешь.

34. Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок — сорок морок.

35. Съел Валерик вареник, а Валюша ватрушу.



















приложение 2


Словарик в помощь родителям


«пишите и переносите правильно» 6 класс


юный



гео


лог

иде


ал

квар


тал

мо


мент

оке


ан

рас


чет

ре


жим

се


зон

счас


тье

точь — в —


точь

участ


ник

фут


бол

шо


фер




ав


то

мат

ап


па

рат

био

гра

фия

бри

га

дир

вос


ста

ние

де


жур

ный

де


ка

да

ин


же

нер

ис

кус

ный


ис


кус

ство


ки


ло

грамм

ки


ло

метр

кол


ле

га

кол


лек

тив

ко


рыст

ный

мил



ли

ард

мил



ли

он

ми


ну

та

не


де


ля


один


над

цать

оте


чест


во


от


час

ти

от


чиз

на

пер


чат


ка


пред


при

ятие

пре


пят

ствие

про


фес

сор

про


фес

сия

сек


ре

тарь

се


кун

да

те


ле

фон

тру



же

ник

че


рес

чур

эк


зем

пляр

эко


но

мить

ав


то

ри

тет

ак


ку

рат

ный

алю


ми

ни

евый

во


об

ра

зить

вос


тор

гать

ся

впе


чат

ле

ние

до


сто

ин

ство

за


гра

ни

ца

из


ви

нить

ся

из

да

тель

ство

ини


циа

ти

ва

ис

кус

ствен

ный

кор



рес



пон



дент



ле


ген


дар


ный



пред



став


ле


ние

про


из

вод

ство

про


мыш

лен

ность

рас



счи

ты

вать

рас



чет

ли

вый

са



на

то

рий

со


вре

мен

ник

со



чи

не

ние

спе


ци

аль

ность

уди


ви

тель

ный

уни

вер

си

тет

фо


то

гра

фия

эк



спе


ди


ция


эк



спе


ри


мент


эф



фек

тив

ность
























ав

ар

то

хи

био

тек

гра

ту

фия

ра


ис



сле


до


ва


ние


ла



бо


ра


то


рия


ли



те


ра


ту


ра


ли



те


ра


тур


ный


ма



ло


по


ма


лу


ме



тал


ли


чес


кий


пре



об


ла


да


ющий


тем



пе



ра



ту



ра


фан



тас

ти

чес

кий























Приложение 3

Занятия в Краеведческом музее в течение года

1. занятие «Русская игрушка»

Знакомство с русской народной игрушкой из дерева, бересты, глины, текстильных материалов. Практическая часть – мастер – класс: изготовление куклы – закрутки.

2. занятие «деревянные ремесла»

Дети знакомятся с мастерами – бондарями, ложкарями, резчиками по дереву. Гуляют по улице Ремесленной. Узнают, как в старину строили дома, какой материал использовали, знакомятся с инструментами плотника. Практическая часть – мастер – класс: изготовление птицы из бумаги или строительство.



3. занятие «кузнечное дело»

Дети знакомятся с древним ремеслом ковки металла, с изделиями кузнечной работы; с предметами конца 19 века, которые когда-то были выкованы кузнецом. Узнают, что еще в каменном веке люди научились добывать руду и изготавливать разные предметы быта. Практическая часть – рисунок подковы.

4. занятие «Русский народный календарь»

Дети знакомятся с почитаемым, важным летним праздником — Иван – Купала Иванов день, Иван цветной. Узнают о традициях, обычаях, народных играх. Практическая часть: проведение народных игр.

5. Занятие «Щи да каша – пища наша»

Дети знакомятся с тем, что ели сибиряки в будни и праздники, узнают, почему мы говорим «Наелся досыта», почему на свадьбу пекли курник, на Пасху – куличи, на Масленицу – блины. Практическая часть – мастер – класс: изготовление куклы оберега «Кубышка – травница».

6. Занятие «Русский народный календарь»

Дети знакомятся с тремя важными праздниками – Медовым, Яблочным, Ореховым Спасом, с традициями, обычаями, народными играми. Практическая часть: изготовление куклы-зернушки.






Приложение

Технологическая последовательность изготовления кукол – закруток.

Технологическая операция

рисунок

1

Вырезать из плотной ткани (драп) прямоугольник размером 7 -15 см

2

Плотно скрутить полоску плотной ткани (драп) ткани в цилиндр

3

Перевязать получившийся цилиндр посередине ниткой

4

Вырезать из белой ткани квадрат размером 10 – 10 см

5

Натянуть квадрат из белой ткани на один из торцов получившегося цилиндра, перевязать Накрываем “скрутку” по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.


6

Лоскут ткани размером 4 – 6 см закрепить ниткой – получилось платье

7

Прикрепить фартук – лоскут размером 2 – 4 см

8

Из лоскута размером 8- 15см сделать треугольник, подвязать кукле платок






Приложение


Площадка, на которой расположился охотник, была достаточно велика, чтобы присесть и прицелиться. «Промаха не будет», – подумал Тедо, взвел курок и стал целиться.

Тур, которого приметил охотник, был очень хорош. Сильный, молодой, гордый козел, шерсть которого блестела на солнце. Казалось, что крутые рога тура касаются неба.

Вот тур передвинулся на другое место. Тедо выждал, пока тур остановился, хотел снова прицелиться, но, приглядевшись, невольно опустил ружье. Тур затеял игру, которую доводится видеть не каждому охотнику. Приподнявшись на задние ноги, тур ринулся вниз головой на другого, стоявшего гораздо ниже его, на самом краю обрыва.




Коста Хетагуров. Охота на туров.






















Приложение 4

1 часть

I набор

 

Озеро Байкал

11

Малая родина.

11

Бесценный дар.

12

На берегу озера.

13

II набор

 

Село Посольское.

14

Памятник природы.

15

Рыбацкий поселок.

15

Рыбацкие династии.

16

III набор

 

Потускневшее небо.

16

Водная чаша Байкала.

17

Каменистые россыпи.

17

Пронизывающий ветер.

18

IV набор

 

Иностранные туристы.

18

Древнейшее озеро мира.

19

Туристический маршрут.

20

Хрустально-чистая вода.

20

V набор

 

Байкал – жемчужина Сибири.

21

Зеркальная гладь Байкала.

22

Прибрежные россыпи камней.

23

Заклокотала, забурлила вода.

24

VI набор

 

Экологически чистый воздух.

24

Уникальная экосистема озера.

25

Славное море, священный Байкал.

26

Строго охраняемая территория.

26

VII набор

 

Рыбные пельмени – это деликатес.

 26

Традиционное блюдо из омуля – уха.

 27

Омуль на рожне готовят на костре.

 27

Рыбные колобки готовятся из щуки.

 28

VIII набор

 

Бот – это небольшой рыбацкий катер.

 28

Затяг – веревка для протягивания сетей.

 30

Болотники – высокие рыбацкие сапоги.

 30

Ледобур – устройство для бурения льда.

 31

IX набор

 

Нерпа – разновидность морских тюленей.

 32

Большую часть жизни проводит под водой.

 33

Зимой она греется на солнце, лежа на льду.

 33

В конце зимы у нерпы появляются детёныши.

 34

X набор

 

Конечности нерпы – ласты, с крепкими когтями.

 36

Этим орудием проделывает во льду отдушину.

 36

Питается голомянкой, омулем и другой рыбой.

 36

Имеет толстый слой подкожного жира, до 14 см.

36

XI набор

 

Жировой слой спасает её от переохлаждения.

36

Он же является запасом питательных веществ.

37

Шкурка у нерпёнка серебристо-белой окраски,

37

поэтому детёнышей нерпы называют бельками.

37

XII набор

 

Над Байкалом беспрестанно кружатся чайки.

36

Перекликаясь, они то заводят весёлый хоровод,

38

то стремглав несутся вниз к поверхности воды.

38

В этой кутерьме они похожи на расшалившихся детей.

42

XIII набор

 

Мой папа работает на рыбозаводе сварщиком и шофером.

43

Высматривая рыбу, чайка медленно качается на волнах.

44

На том берегу видны голубые остроконечные конусы гор.

45

Местные жители заняты рыболовством и скотоводством.

45

XIV набор

 

Голомянка – уникальная и самая необычная рыба Байкала.

45

Это небольшая, полупрозрачная, розоватого цвета рыбка.

46

Тело голомянки состоит из жира, поэтому она прозрачная.

46

Это единственные живородящие рыбы, обитающие в Байкале.

47

XV набор

 

Потускневшее от мрачно-серых туч небо нависло над озером.

48

Особенно поражает великая мощь и богатырская сила озера.

48

С огромной скоростью скользишь по зеркальному льду пруда.

49

Несешься с горы на лыжах, падаешь и зарываешься в снег лицом.

49

XVI набор

 

Берегите и охраняйте это бесценное богатство и дар природы.

50

Сохраним Байкал чистым и первозданным для будущих поколений!

 51

Чем чище, прозрачнее байкальская вода, тем лучше её обитателям.

52

Сохраним сокровищницу растительного и животного мира чистой!

53

2 часть

I набор

 

 У самого моря

11

Песочный пляж

12

Мы – дети Байкала

13

Посольский сор

13

II набор

 

Из рыбьих костей

14

Это птичьи гнезда

15

Наваристый бульон

16

Подъездок – это лодка

17

III набор

 

Объехать побережье

17

С друзьями на рыбалку

18

Необъяснимая красота

19

Съеживаемся от холода

19

IVнабор

 

Омуль жарится на рожне

19

Надо успеть искупаться!

20

Чайка качается на волнах

21

Дождаться хорошей погоды

22

V набор

 

Не могу я не спеть о Байкале,

22

Не могу я вам не рассказать,

22

Как рассветы в море встречаю,

24

Гладь морскую в ладье бороздя.

25

VI набор

 

Где б я не был – хочу я вернуться

24

Сердцем любимый край для меня

24

Чтоб воды вкуснейшей напиться,

26

В песнях своих прославляя тебя.

26

VII набор

 

Виден купол, увенчанный крестом

27

Спасо-Преображенский монастырь

28

Древнейший памятник архитектуры

29

Ремонтно-реставрационные работы

29

VIII набор

 

Суров и величествен батюшка Байкал

30

Вдруг налетит пронизывающий ветер

31

На опушках леса зацветает багульник

32

Это растение занесено в Красную книгу

32

IX набор

 

Короткое лето, затяжная и теплая осень

32

Резкое понижение температуры воздуха

33

Количество осадков достаточно большое

34

Малоснежная зима с трескучими морозами

34

X набор

 

В школьном историко-краеведческом музее

35

Вам предложат изюминку музея – костюм рыбака

37

В комнатах музея хранится много экспонатов

37

Экскурсии проводят экскурсоводы-школьницы

38

XI набор

 

Летом весь берег усеян палатками отдыхающих

38

Солнце и тишь – так бывает редко на Байкале

39

Всегда приятно посидеть на каменистом берегу

40

В самый разгар лета мы празднуем День Рыбака

40

XII набор

 

Байкал – самое древнее, самое глубокое озеро в мире.

41

Оно зародилось двадцать пять миллионов лет назад.

42

Он содержит 20 % запасов пресной воды всей планеты.

41

В его глубинах живет 3500 видов животных и растений

43

XIII набор

 

Ветры на Байкале бывают грозными и суровыми

39

Байкал поздно замерзает и поздно вскрывается

39

В январе лютуют морозы, в мае дуют студеные ветра

40

Народ говорит: «Байкал встаёт», «Байкал расходится»

40

XIV набор

 

Суров и величав Байкал, завораживает своей мощью

40

Чарует изумрудная вода, прозрачная, как слезинка

41

Очень страшна эта чёрная бушующая бездна в штормы

42

Но в тихие лунные ночи Байкал – изумительное зрелище.

43

XV набор

 

Байкал шутить не любит. Грозны его внезапные шквалы.

43

Но как прекрасно могучее озеро в тихую, ясную погоду!

43

Бледно-синее небо отражается в неподвижной воде

41

Яркие, но не жгучие лучи пронизывают прозрачную толщу

43

XVI набор

 

Байкал! Недаром его исстари звали морем живущие около него люди

44

Славным морем он и сейчас остался в песнях сибиряков.

45

Но и в просторечье слово «озеро» не звучит на его берегах:

45

«они ушли в море», «ветер с моря», «сети нынче поставили в море»

45








Приложение 5

Пример 1:



… Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами.

После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке.

Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.

К. Паустовский. Кот – ворюга.



Пример 2:


На пыльных высоких стенах висят темные портреты. Мы проходим пустынные комнаты, уставленные мебелью, столами и креслами. На круглых столах лежат альбомы, выцветшие фотографии. В просторных стенных шкафах хранятся стопки писем, перевязанные выцветшими атласными ленточками.

Соколов – Микитов. Дороги.


Пример 3


Лелька была существом фантастически вялым и пассивным. Но зато она была красивой. Она была самой хорошенькой девочкой в нашей школе, и поэтому абсолютно никого не интересовало, активна она или пассивна, глупа или умна. Она была красивой, а, значит, и умной.


Г. Корнилова. Созвездие Рака


Пример 4:


Царевна-лебедь И крылами замахала. Воду с шумом расплескала И обрызгала его с головы до ног всего. Тут он в точку уменьшился, Комаром оборотился, Полетел и запищал, Судно на море догнал.

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…


Приложение 6

Тематическое планирование и интегрированных занятий:

литература – музыка – изобразительное искусство

2 класс (12 часов).

Тема урока

Литературный материал

Музыкальный материал

Изобразительный материал

1.

Русские народные сказки

Сказка «Гуси-лебеди»

С.С.Прокофьев «Сказочка»

Иллюстрации И.Билибина, В.Васнецова

2.

Сказки А.Пушкина

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Н.А.Римский-Корсаков «Садко», «Океан-море синее», «Буря на море», «Шехерезада»(I, IV)

Иллюстрации В.Серова к сказке

3.

Весна идет

Ф.Тютчев «Весенние воды»

С.Рахманинов «Весенние воды»

И.Левитан «Весна», «Большая вода»

4.

Весенние проталины

В.Жуковский «Жаворонок»

М.Глинка «Жаворонок»

К.Юон «Март»

5.

Мамы всякие нужны

С.Михалков «А что у вас»

В.Иванников, О.Фадеева «Самая хорошая»

Фото людей разных профессий

6.

Летняя ночь

С.Есенин «Ночь»

П.И. Чайковский «Май»

В. Бялынский-Бируля «Тихая светлая ночь»

7.

О братьях наших меньших

М.Пришвин «Ребята и утята»

В.Шаинский «Не дразните собак»

И.Левитан «Березовая роща»

8.

Любимые герои

Э. Успенский «Чебурашка»

В. Шаинский «Песенка крокодила Гены»

Иллюстрации к сказке, мультипликационный фильм

9.

Любимые книжки

Бр. Гримм «Бременские музыканты»

Г.Гладков «Бременские музыканты»

Иллюстрации к сказке, мультипликационный фильм

10.

Страницы истории

А.Старостин «Куликовская битва»

А.Бородин «Богатырская симфония»

В.Васнецов «Витязь на распутье», «Три богатыря»

11.




По следам литературных героев


Обобщающий материал

Фрагменты изучаемых произведений

Репродукции картин


12.


Викторина

Обобщающий материал

Фрагменты изучаемых произведений

Репродукции картин

Тематическое планирование интегрированных занятий:

литература – музыка – изобразительное искусство

3 класс (12 часов).

Тема урока

Литературный материал

Музыкальный материал

Изобразительный материал

1.

Устное народное творчество

Докучные сказки

Саратовские переборы оркестр народных инструментов

Иллюстрации народных промыслов: гжель, хохлома, дымка.

2.

Русские сказки

Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

Иван-царевич и серый волк.

А.Лядов «Кикимора», «Баба Яга»

С.Прокофьев «Сказочка»

В,Васнецов «Аленушка»

И.Билибин иллюстрации к сказкам

3.

Красота вокруг нас

И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно:»

Э.Григ «Утро»

А.Пластов «Сенокос»

4.

Зимние забавы

И.Суриков «Детство»

П.Чайковский «Январь»

В.Суриков «Взятие снежного городка»

5.

Сказки Пушкина

Вступительная статья о детстве Пушкина

Сказка о царе Салтане

М.Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»

Портрет Пушкина,

М,Врубель «Царевна Лебедь»

6.

Путешествия и приключения

Л.Толстой «Акула»

И. Дунаевский увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта»

Н.Фаворский «Акула», иллюстрация парусника

7.

Новогодние чудеса

В.Одоевский «Мороз Иванович»

П.Чайковский «Декабрь»

Кадры из к/ф «Морозко»

8.

Воспоминания о детстве

А.Блок «Ветхая избушка»

Г.Свиридов 2 часть поэмы памяти С.Есенина

И.Шишкин «На севере диком»

9.

Береги все живое

В.Астафьев «Капалуха»

В.Шаинский «Не дразните собак»

Красная книга Саратовской области

10

Звуки леса

Е.Благинина «Кукушка»

«Кукушка» швейцарская народная песня, голоса птиц

И.Шишкин «Сосны, освещенные солнцем»

11



Путешествие в страну Литературию

Материалы обобщающего раздела учебника

Музыкальные произведения, изученные на уроках

Иллюстрации репродукций картин художников

12



Викторина

Материалы обобщающего раздела учебника

Музыкальные произведения, изученные на уроках

Иллюстрации репродукций картин художников



Тематическое планирование интегрированных занятий:

литература – музыка – изобразительное искусство

4 класс (12 часов)

Тема урока

Литературный материал

Музыкальный материал

Изобразительный материал

1.

Житие святых земли русской

Житие Сергия Радонежского

П.Чайковский «Утренняя молитва», «В церкви»

М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»

2.

Сказки русских писателей

П.Ершов «Конек горбунок» А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне».

Р.Щедрин «Конек горбунок»

А.Бородин «Спящая княжна»

В,Васнецов,

И.Билибин иллюстрации к сказкам

3.

Красота вокруг нас

И.Бунин «Листопад»

П.Чайковский «Октябрь»

И.Левитан, Остроухов «Золотая осень»

4.

Творческое наследие Бажова

Бажов «Серебряное копытце»

П.Чайковский «Нянина сказка»

Фото изделий уральских мастеров

5.

Волшебник и великий музыкант

К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Э.Григ «Утро», «Песня Сольвейг»

Портреты Паустовского, Грига

6.

Лебединая верность

С.Есенин «Лебедушка»

К.Сен-Санс «Лебедь», П.Чайковский «Лебединое озеро»

А.Матисс «Лебедь»

7.

Мужество

А.Ахматова «Мужество»

А.Александров, В. Лебедев-Кумач «Священная война»

Плакат «Родина-мать зовет»

8.

Тихая моя родина

И.Никитин «Русь»

Фрагмент из » Первого концерта» для фортепиано с оркестром П.Чайковский

Иллюстрации различных художников с пейзажами России

9.

Волшебные сказки

Х.К.Андерсен «Русалочка»

Хор русалок из оперы А. Даргомыжского «Русалка»

Иллюстрации к сказке «Русалочка»

10.

Библейские истории

С.Лагерлеф «Святая ночь»

П.Чесноков «Ангел вопияше»

А.Рублев «Троица»

11.


Путешествие в страну Литературию

Материалы обобщающего раздела учебника

Музыкальные произведения, изученные на уроках

Иллюстрации репродукций картин художников

12

Викторина

Весь лит. материал

Весь муз. материал

Весь иллюстр. матер.






Список литературы:



  1. Порохина, Т.В. Орфографический словарик (на материале топонимики Кузбасса) [Текст] / Т.В. Порохина. – Кемерово, 2011.

  2. Порохина, Т.В. Ономастика – путь к изучению родного края [Текст]: программа элективного курса / Т.В. Порохина. – Кемерово, 2011.

  3. Порохина, Т.В. Как организовать работу лингвистического лагеря с детьми-мигрантами. Календарно-тематическое планирование [Текст] / Т.В. Порохина. – Кемерово, 2011.


Свежие документы:  Система уроков, разработанных по теме «Здоровый образ жизни и его составляющие» с использованием информационно-коммуникативных технологий и инновационных идей

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: