Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноануйская основная общеобразовательная школа»
Солонешенского района Алтайского края
Комплексный анализ текста. Ф. А. Абрамов. «Пинега»
Русский язык (15 лет, 9 класс)
подготовила учитель
русского языка и
литературы
Максимова Любовь Федоровна
с.Солонешное
2014
Цель: создать условия для обучения школьников правилам, технологии построения текста на примере классики путем комплексного анализа текста.
Вступительное слово учителя об авторе:
— Федор Александрович Абрамов (1920 -1983) — прекрасный русский писатель. Он родился и вырос на Севере — в Архангельской области, Пинежском районе. Пинега — любимая река его детства.
Потом Федор Александрович учился, защитил диссертацию (т. е. стал ученым), преподавал литературу в Ленинградском университете; писал и издавал книги, но о своем родном крае не забывал, часто навещал его, летом обычно там жил. И не случайно главные герои книг Абрамова — простые люди, крестьяне, жители северной деревни и — родная природа.
Вдумаемся в название одной из книг Федора Александровича: «Где лето с зимою встречаются» (М., 1987; книга демонстрируется). Нетрудно догадаться, о чем она. — Да, о природе. В этой книге, прекрасно иллюстрированной художником Николаем Александровичем Устиновым, — миниатюры о разных временах года. Одна из них — «Пинега». Помещена эта миниатюра в таком «окружении»: до нее — «Погожим летом», после нее — «Ржаное поле»; значит, Пинега в миниатюре — летняя.
— Какие три ступени при анализе текста мы знаем?
— первая — прочитал текст и не все в нем понял;
-вторая — прочитал текст и понял только то, что в нем есть;
— третья — прочитал текст и понял даже то, чего в нем нет.
Чтение миниатюры:
Пинега
Утром вышел к реке и ахнул: не узнать старушку. Вечером уходил — ни одного камешка не разглядишь на берегу, всё в серой тине. А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика. Ночью прошел ливень, и вот омылась, принарядилась Пинега.
Проводим комплексный анализ текста
— Поднимемся на третью ступень понимания прочитанного текста.
— Прочитав миниатюру, я представила такую картину. Лето. Солнечное, ласковое утро. Река. На берегу ее — писатель. Он смотрит на любимую Пинегу, улыбается. У него — прекрасное настроение.
Работа в группах. Ответьте на вопросы. Заполните таблицу.
Миниатюра имеет заглавие — «Пинега». Это — имя собственное. Пинега — река в Северо-Европейской части России, правый приток Северной Двины (протяженность ее — 779 км). | |
Назовите тему текста | В заглавии миниатюры отражена ее тема — Пинега (точнее, вид, картина реки в разную погоду и в разное время суток). |
Сформулируйте основная мысль | Пинега для автора родная, любимая река; он ласково называет ее старушкой, часто к ней приходит, внимательно присматривается. |
Как раскрывается тема и основная мысль миниатюры? | Тема и основная мысль раскрываются постепенно. |
На какие части ее можно разделить? | Ее можно разделить на следующие структурные части: 1) Утром — не узнать старушку. 2) Вечером (накануне) — всё в серой тине. 3) Сегодня — берег блестит, сверкает. 4) Причина изменений — ливень. |
Как связаны части миниатюры? | Части миниатюры связаны по смыслу и структурно |
В чем смысловая часть? | Смысловая связь их в том, что все они раскрывают одну общую тему и основную мысль. |
Докажите смысловую часть. | В доказательство смысловой связи частей текста можно провести диалог с автором (или с текстом). Утром вышел к реке и ахнул. Почему? — не узнать старушку. Почему? — Вечером уходил — ни одного камешка не разглядишь на берегу, всё в серой тине. А сегодня? — А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика. Почему? — Ночью прошел ливень, и вот омылась, принарядилась Пинега. |
Как связаны предложения в тексте? | Предложения последовательно Первое предложение связано с заглавием при помощи слова река {Пинега и река — контекстуальные синонимы); второе предложение связано с первым при помощи антонимических наречий вечером — утром, третье предложение со вторым — при помощи противительного союза а. Антонимы, и противительный союз подчеркивают изменения, произошедшие на реке. Четвертое предложение отличается от предыдущего видовременной соотнесенностью глаголов-сказуемых (в третьем предложении глаголы-сказуемые несовершенного вида в форме настоящего времени, а в четвертом — совершенного вида в форме прошедшего времени); благодаря этим морфологическим различиям более четко выделяется конец текста. Вторая часть последнего предложения (и вот омылась, принарядилась Пинега) возвращает нас к заглавию миниатюры, и текст получает композиционную завершенность. |
Определите стиль миниатюры. Докажите | Художественный. В ней нарисованы конкретные картины: Пинега вечером (накануне), и она же утром (сегодня); выражено авторское отношение к предмету описания — любовь к родной реке. Этим чувством «продиктовано» употребление в переносном значении ласкового слова старушка, а также синонимов блестит, сверкает, которые для усиления их смысла поставлены рядом, один за другим, и пояснены сравнительным оборотом как разноцветная мозаика. Эмоциональную выразительность описанию придают и разговорные слова: ахнуть — глагол, образованный от междометия ах, выражающий удивление, восторг, и принарядилась. Этот глагол, как и существительное старушка, употреблен тоже в переносном значении (его прямое значение — «надеть на себя что-то нарядное, приукраситься чем-либо»). |
Вывод | Признаки целого текста в миниатюре Ф. А. Абрамова «Пинега» — заглавие, идейно-тематическое единство, делимость, связность (смысловая и структурная), композиционная завершенность, стилистическое единство. |
Задание на дом на выбор:
Написать анализ текста Ф. А. Абрамова «Пинега»
Создать свою миниатюру.
Литература
Никитина Е.И. Журнал «Русский язык в школе» №4- 2001г.