Урок русского языка в 1 классе. УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: Правописание слов с сочетаниями ЖИ-,ШИ-
Цели: способствовать формированию навыка правописания гласных букв в сочетаниях
жи-, ши-; развивать умение осуществлять самоконтроль при использовании правила.
Ход урока
Организационный момент. Ты — сиди за партой стройно, и веди себя достойно!
«Спеши делать добро»- девиз нашего сегодняшнего урока.
II. Вступительное слово учителя. Учитель читает стихотворение А. Барто.
— Как зовут героя этого стихотворения? Какой у него характер? Перечитайте стихотворение самостоятельно и назовите слова, которые говорят, что мальчик не плохой. Почему Вовка стал стесняться доброты? Что вы ему посоветуете?
III. Сообщение темы урока. Постановка целей.
— Давайте вместе с Вовкой отправимся на планету Добра. Там проводятся соревнования на знание жи-, ши-. Примем в них участие.
Прочитайте пословицу: «Доброта — язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать».
Всегда он в работе, когда говорим,
А отдыхает, когда мы молчим.
(Язык.)
IV. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
— Прочитайте рассказ девочки. У кого из вас случалось в жизни нечто подобное? Расскажите, если хотите. Что приходилось предпринимать в подобных ситуациях? (Мириться, просить прощения.)
Коллективное выполнение упражнения 3 «Давайте подумаем вместе».
— Прочитайте. Как вы ответите на поставленный авторами учебника вопрос? (Смысл данного прощения: «Я извиняю себя».)
— На какой вопрос отвечают слова, оканчивающиеся на -сь!
— Назовите выделенное слово (упражнение 1). Задайте к нему вопрос. Какое правило надо применить, чтобы не ошибиться в написании этого слова? (Жи-, ши- пиши с буквой и.)
Тренировочное упражнение (упражнение 5). Работа по вариантам.
Упражнение «Трудное задание».
— Прочитайте пары словосочетаний: ручей бежит — котёнок бежит; ручей дрожит — котёнок дрожит.
— В каких случаях переносное значение, а в каких — прямое ?
Словарно-орфографическая работа.
• Будь смелым не языком, а делом.
• Острый язык — дарование, длинный язык — наказание.
За столом сказала мать:
— Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
А болтать ногами можно? ( Г. Бойко)
— Когда так говорят:
«язык чешется» — хочется очень о чём-то рассказать;
• «проглотить язык» — замолчать, отказаться говорить;
• «чесать языком» — в болтовне зря проводить время;
• «вертится на языке» — то, о чём никак не можешь вспомнить.
Наш язык и скромен, и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Э. Куклина
Не хотел котёнок мыться
— Опрокинул он корытце
И в углу за сундуком Моет лапу языком.
С. Маршак
Физкультминутка
Игра «Каков характер?».
Учитель называет сказочных героев. Если герой добрый, дети хлопают в ладоши, а если злой — топают. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Бармалей, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка.) 2. Работа в тетради «Русский язык». Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)
ЁЖ
В траве живой колючий мяч
Щетинится и ёжится.
— Ну, покажись, дружок, не прячь
Свою смешную рожицу!
Но ёжик фыркает, бормочет –
Со мной знакомиться не хочет.
Г. Сатир
Упражнение «Попробуй написать буквы, не отрывая ручки от бумаги».
— Назовите элементы, из которых состоит буква а. Запишите букву безотрывно в воздухе (тетради).
Аналогичная работа с буквами б, д.
Упражнение «Вставь в предложения пропущенные слова». (Фронтальная работа.)
— Прочитайте слова-подсказки. Можно ли каждое слово прочитать по-другому? (Слова — слова, зимы — зимы, холода — холода, кружки — кружки, стрелки — стрелки, белок — белок.)
— Впишите слова в предложения, поставьте в них знак ударения. Спишите предложения в тетрадь.
Упражнение «Подбери к слову из левого столбика подходящие имя и фамилию из правого». (Работа в парах.)
— Соедините карандашом левый и правый столбики. (Писатель Николай Носов, космонавт Юрий Гагарин, поэт Александр Пушкин, художник Иван Шишкин, композитор Петр Чайковский.)
— Запишите получившиеся сочетания слов. Почему одни слова написаны с маленькой буквы, а другие — с заглавной?
Упражнение «Собери из слогов слова». (Самостоятельная работа.)
Проверка выполненной работы. (Лыжи, моржи, груши, мыши; жираф, шина, шишка, живот.)
— Подчеркните в словах буквосочетания жи~, ши-.
— Придумайте и запишите 2-3 слова на данное правило.
Упражнение «Спиши».
— Спишите текст. Второе предложение проговорите несколько раз, а потом запишите по памяти.
V. Итог урока. Знай и правильно пиши сочетания жи-ши-!!!