УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
1 КЛАСС
(Программа «Школа 2100»)
ТЕМА: «ПРАВОПИСАНИЕ ЗАГЛАВНОЙ
БУКВЫ В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ».
Выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 24
Малоштанова И.В.
г. Ставрополь, 2014г.
Цель урока в соответствии с ФГОС: обобщить знания учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных, продолжить формировать умение отличать имена собственные от имён нарицательных.
Задачи урока:
образовательная: обобщить знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, географических названий; совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных.
развивающая: развивать аналитическое мышление, память, монологическую речь; формировать орфографические навыки; расширять кругозор учащихся; развивать их творческие способности.
воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу, учить умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умению работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: — обобщить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД – работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения и ответы, соотносить полученные знания с примерами, умение анализировать.
Коммуникативные УУД: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть монологической и диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами.
Регулятивные УУД: организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие творческого воображения.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС:
Р. Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык. Первые уроки. Учебник для 1-го класса» (М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2012);
Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева «Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 –го класса» (М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2012);
Е. М. Тихомирова «Тесты по русскому языку. 1 класс». Ч. 2 (М.: Издательство «Экзамен», 2013);
компьютер с необходимым программным обеспечением, проектор, экран, презентация, выполненная учителем;
раздаточный материал для парной и индивидуальной работы.
Организационный момент.
Звенит звонок,
Начинается урок.
Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать, рассуждать,
Дисциплину соблюдать.
У нас на уроке сегодня гость, а кто это догадайтесь сами.
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен,
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень.
Он – художник знаменитый,
Он – известный всем поэт,
Замечательно воспитан,
Очень модно он одет.
Кто он, быстро отгадай-ка!
Как зовут его?.. (Незнайка)
Кто придумал этого героя? Какие произведения он написал о Незнайке?
Чистописание.
Определите тему и цель чистописания. (строчная буква ч, её соединения с другими буквами)
Что Незнайка держит в руках ? В какую сторону нарисован флажок? Автор предложил нам дорисовать флажки в обратном направлении. В каком? Нарисуйте ещё 2 флажка цветной ручкой. Есть ли общие элементы у буквы ч и флажка? Обведите их зелёной ручкой. Заштрихуйте все 4 флажка, направление штриховки не должно повторяться.
Анализ и запись строчной буквы ч и сочетаний с буквой ч.
Показ учителем написания буквы ч. Запишите.
Прочитаем сочетания. Что мы знаем о правописании каждого из них? Запишите. Подчеркните орфограмму. Приведите примеры устно.
Запись слов с буквой ч.
Прочитайте 1 слово. Обратимся к толковому словарю.
Чек – а) талон из кассы с обозначением денежной суммы, полученной за товар; (показ)
б) ценная бумага(показ).
Прочитайте 2 слово. Обратимся к толковому словарю.
Чучело – а) фигура для отпугивания птиц на огороде;
б) точное воспроизведение животного (в музеях).
Прочитайте остальные слова. Спишите их. Подчеркните орфограммы в этих словах. Назовите слово, которое перенести нельзя. Найдите слова, которые отвечают на вопрос кто? Подчеркните их одной чертой. Найдите слово, состоящее из наибольшего количества слогов. Поставьте ударение.
Разделите 2 последних слова на слоги.
Актуализация знаний. Словарно — орфографическая работа.
Прочитайте 1 слово.(корова) Какую букву вставим?(1 чел. у доски) Придумайте кличку животному, запишите рядом. Обозначим орфограммы. Какое правило вспомнили? (Клички животных пишутся с заглавной буквы)
Прочитайте 2 слово.(заяц) Какую букву вставим?(1 чел. у доски)
Придумайте кличку животному, запишите рядом. Обозначим орфограммы. Какое правило вспомнили? (Клички животных пишутся с заглавной буквы)
Прочитайте 3 слово.(баран) Какую букву вставим?(1 чел. у доски)
Образуйте от этого слова фамилию, запишите рядом. Обозначим орфограммы. Какое правило вспомнили? (Имена, отчества, фамилии пишутся с заглавной буквы) Придумайте имя устно.
Прочитайте 4 слово.(лисица) Какую букву вставим?(1 чел. у доски)
Придумайте кличку, запишите рядом. Обозначим орфограммы. Какое правило вспомнили? (Клички животных пишутся с заглавной буквы)
Дайте отчество лисице.
Прочитайте 5 слово.(барсук) Какую букву вставим?(1 чел. у доски)
Образуйте от этого слова фамилию, запишите рядом. Обозначим орфограммы. Какое правило вспомнили? (Имена, отчества, фамилии пишутся с заглавной буквы) Придумайте имя и отчество устно.
ФИЗМИНУТКА
Формулирование темы и целей урока.
Определите тему нашего урока.
Чем сегодня на уроке мы будем заниматься?
V. Повторение изученного материала. Отработка умений и навыков.
Работа по учебнику.
Упражнение №33. Прочитайте. Работаем самостоятельно по вариантам. 1в.-1 предложение; 2в.- 2 предложение.
Взаимоконтроль. Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга.
Работа с карточками.
Задание 1.
а) Прочитай. Сколько слов в этом предложении вы напишите с заглавной буквы?(подчеркните нужный ответ) Исправьте ошибки. Работа в парах.
сергей андреев живёт в городе ставрополе.
слова 3 слова 4 слова
Проверка. Какое правило вспомнили? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы)
Задание 2.
б) Прочитай. Исправь ошибки. Спиши предложение правильно в рабочую тетрадь, обозначь орфограммы. Индивидуальная работа.
у машы жывёт сабака шарик
Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями.
Задание 3.
Проверим ваши знания. В тесте найдите и отметьте знаком «плюс» слова, которые пишутся с заглавной буквы, остальные знаком «минус».
Тест
ирина |
| |
2 | котёнок |
|
3 | воробей |
|
4 | россия |
|
5 | москва |
|
6 | страна |
|
7 | дядя |
|
8 | иванович |
|
Вариант II 1 нина 2 река 3 жучка 4 мальчик 5 петрович 6 город 7 ставрополь 8 александр
Результаты выполненной работы проверим.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Приведите свои примеры имён собственных.
Если на уроке вам было всё понятно, то раскрасьте флажок Незнайки зелёным цветом; если остались вопросы – жёлтым цветом; если тему не усвоили — красным цветом.