Урок грамоты
Тема: «Слово и его лексическое значение. Письмо слогов с буквами Ф, ф».
Учитель: Биттер Х.И.
1 класс «Г»
Цель:
Дать понятие о лексическом значении слова, учить детей определять слово по его лексическому значению, пользоваться толковым словарем.
Развивать мышление, внимание, речь, фонематический слух, навык каллиграфически правильного письма, навыки плавного слогового чтения
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, формировать познавательный интерес.
Оборудование:букварь, пропись, карточки, наглядные картинки, толковый словарь, компьютер
Ход урока
Этапы урока | Содержание | Слайды | |
1. | Мотивационный этап:
1. Психологический настрой.
2.Сообщение темы, цели урока
|
— Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы.
— Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щёчки. (дети делают щипательные движения руками за щёчки). У вас замёрз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.
— Сегодня мы познакомимся с новой темой «Слово и его лексическое значение» и продолжим работу с изученной буквой Фф. Поставьте цель урока, мы должны- — познакомиться с… — учиться отличать …. — научиться читать…. |
2 слайд
3 слайд |
2. | Ситуация успеха.
Актуализация знаний, умений, навыков. | — При помощи улыбок вы передали друг другу радость и тепло, а Матушка-Зима решила подарить лесу мягкие пушистые снежинки, чтобы и животным, и растениям был не страшен мороз. Но снежинки не простые, а буквенные (иллюстрация зимнего леса со снежинками)
а)Повторение изученных букв и звуков. — Назовите буквы, записанные на снежинках. р ш а н б п к д с — Найдите лишнюю букву? (Буква а.) — По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы? (Согласные буквы) — Чем отличаются гласные звуки от согласных? — На какие гpуппыможно разделить эти согласные? (звонкие, глухие) — Молодцы, ребята. Вот и в лесу потеплело. б) Разноуровневые задания 1группа (высокий уровень) Составить предложение из слов. Подчеркнуть изученные орфограммы. Начертить схему предложения 2 группа (средний уровень) Составить слова из слогов. Подчеркнуть лишнее слово. 3 группа (низкий уровень, слабо читающие дети) Гимнастика для языка. Чтение по Букварю.
|
4 слайд
5 слайд
|
3. | Физминутка |
|
|
4. | Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала) | а) Работа по Букварю с.68 -Чтение текста «На балу у феи» -Анализ прочитанного. Работа по картинке. б) Инсценировка Фламинго: Фазан: Филин: Фотограф: Футболист: Фея: в) Слово и его значение. -Видите, как много гостей пришло к нашей феи. Как вы думаете, почему? (фея была доброй) — Что значит, быть доброй? — Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми. — Мы раскрыли лексическое значение слова –доброта, т.е. узнали что оно обозначает, каждое слово в русском языке имеет лексическое значение. — Лексическое значение слова можно узнать в толковом словаре (показ словаря) — Ребята раскрыли нам лексическое значение слов Фламинго, Фазан, Филин, Фотограф, Футболист. г) Письменная работа (прописать слоги с буквой ф) |
6 слайд
7 слайд
8 слайд |
5.
| Закрепление изученного материала.
физпауза
| а)Характеристика звука (ф) — На какую букву начинаются все эти слова? — Дайте хар-ку звуку (ф) — Заполните паспорт звука 1 вариант- твердый Ф, 2 вариант-мягкий Ф Фамилия: Согласный Имя: [Ф] Отчество: Глухой Характер: Твердый Родители: шум -Взаимопроверка б) Д/и «Том и Тим» (мальчики – Том, девочки – Тим) Филин, фазан, фломастер, финики, фартук, фонари, фея. в) Загадка Днём он молчит, Ночью кричит, По лесу летает, Прохожих пугает (филин) — Объясните лексическое значение слова – прохожие (Прохожий — Незнакомый человек, идущий по улице, дороге) г) Чтение текста про филина (беседа с объяснением толкования слов)
|
9слайд
10 слайд
|
6. | Самостоятельная работа | Работа по карточкам. Звукобуквенный анализ слова. — Обведите и раскрасьте филина. Закрасьте схему слова. — Проверка задания. | 11 слайд |
7. | Итог урока | — Что нового узнали для себя на уроке? — Что понравилось на уроке? — В чём испытывали затруднения? — О чем еще хотели узнать? |
|
8. | Рефлексия | — Напоследок — сюрприз — снежинки от Матушки — Зимы. Все учащиеся класса получают снежинки. -Кому было всё понятно, интересно и легко работать, тот возьмёт голубые снежинки. -Кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием — сиреневые снежинки. -Кому было трудно успевать и выполнять задания — белые. | 12 слайд |