4 этап Актуализация ранее полученных знаний. Цель: выявление затруднений в умении называть буквы, обозначающие гласные звуки. Делить их на группы: -буквы, обозначающие твёрдость согласных звуков; — буквы, обозначающие мягкость согласных звуков; -буквы, обозначающие глухие согласные звуки; — буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. 5 этап. Формулирование темы урока 6 этап. Постановка учебной задачи. Цель: создать условия для частично-поискового метода. 7 этап. Работа над новым материалом. Цель: знакомство со звуками З], [З,]. Постановка проблемного вопроса, лингвистический эксперимент Формулировка правила Усвоение новых знаний и способов деятельности. Закрепление Физкультминутка Цель: Смена деятельности Работа в прописи Цель: отработка техники написания элементов букв Развитие речевого аппарата
Работа в парах
Работа по учебнику
Физкультминутка
Коллективная работа
Работа в парах
Коллективная работа | Повторение изученных знаний о предложении, слове, слоге и звуках. Игра «Теремок». На доске висит красочный теремок, вырезанный из картона. Внизу справа наклеивается длинный карманчик, куда вставляются изученные схемы предложения, слова, слога и звука. К доске выходят четверо учеников (по количеству схем), выстраиваются друг за другом Учитель начинает игру. — Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо мышка (Ученик берет в руки карточки звукового анализа слова мышка и выкладывает схему). — Смотрит: никого нет в теремке. Вошла мышка в теремок и стала там жить. На следующий день шла мимо лягушка. (Второй ученик берет карточки звукового анализа слова лягушка и выкладывает схему слова … и продолжает). — Тук-тук-тук (стучит пальчиком по доске.) Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Первый ученик отвечает: — Это я, схема мышка. — Это я, схема лягушка. А ты кто? — А я схема слова, состою из трёх слогов. Пустите меня к себе жить!. Сказка-игра продолжается, пока все схемы не познакомятся друг с другом. Затем учитель говорит: «Чтобы схемы в теремке жили дружно, они должны постараться составить по своим схемам предложение. Дети составляют. Определение темы урока учащимися Учитель предлагает детям отгадать загадки: Что за зверь лесной, Встал, как столбик под сосной, И стоит среди травы, Уши больше головы? (заяц) Лежит верёвка, Шипит плутовка. Брать её опасно – укусит. Ясно? Змея) Гуляю я и в дождь, и в зной: Характер у меня такой. (зонт) На чёрный платок просыпано просо. Пришёл петушок, а склевать – то непросто. (звёзды) Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках покатила. (зима) -Какой одинаковый звук встретился вам в словах – отгадках? -Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? -Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке? 1) Познакомимся со звуками [З], [З,] 2) Познакомимся с буквами З, з, обозначающими их на письме. 3) Научимся писать буквы З, з. 4) Научимся внимательно слушать звуки [З], [З,] и различать их. 5) Составлять звуковые схемы слов. Наблюдение над произношением согласных звуков [З], [З,]. Игра «Угадай звук». -Ребята, скажите, как звенят комары? (з-з-з). -Какие новые звуки вы услышали в словах «коза», «Зина»? -Охарактеризуйте их. Слого – звуковой анализ слов змей, корзина (Азбука с.91). -Ребята, сейчас мы отправляемся в нашу мастерскую. Работа в мастерской требует много сил, да и наше Солнышко заскучало. Задание: Из пластилина вам необходимо смастерить схемы слого-слияния твёрдого согласного звука з и мягкого согласного звука з. Составляем план работы по конструированию схем звуков. Демонстрация своих работ. На доске предметные картинки, изображающие зебру и звонок. — Что изображено на картинках? Выполнение слого-звукового анализа слов зебра, звонок. — Выделите согласные звуки [З], [З,]. Игра: Посчитай звуки. -Посчитайте, сколько раз звук З встретится в стихотвореннии: За забором зайка скачет, В лапках букву З он прячет, Зайка, зайка, выходи, Деткам букву З верни. Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на стульчик сесть опять. Работа в прописи. Письмо строчной буквы з под руководством учителя (прописи часть 3, стр.9). Пальчиковая гимнастика. Повторение правил посадки за столом во время письма. На что похожа буква З? Сравнение письменной и печатной буквы з. Запись строчной буквы з, слогов, слов, предложений с буквой з. Дыхательная гимнастика Упражнения «Колесо спустило», « Комар» Артикуляционная разминка Упражнения «Губы», «Щёчки» Работа над дикцией Скороговорка: Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. Чистоговорка: За — зо – зу – мы поймали стрекозу. Зи – зе – за – приближается гроза. Зо – за – зы – убегаем от грозы. Зай – зей – зой – мы бежим за стрекозой. Работа по учебнику (с.91) -Прочитайте слоги. -В каких слогах звук [з,] мягкий, а в каких слогах [з] твёрдый? -Разделите слоги на две группы. -Прочитайте слова. Дидактическая игра «Составь слова» Детям предлагаются слоги, кто больше составит слов с данными слогами (коза, зубы, роза, ваза, знаки, зонт, зима). Работа с иллюстрацией, чтение стихотворения (учебник с.90). Чтение текстов с буквами З, з по учебнику (с.90-91). Работа с текстом Выполнение движений под музыку. Картинный диктант. На экране по предметным картинкам (зонт, звонок, зубр, заяц, зебра, зеркало) выделить первый звук и дать ему характеристику. —Составить из пластилиновых знаков звуковую схему одного из этих слов на парте. Упражнения в звуковом анализе слов. Соотнести картинки и схемы слов Составить предложение с одним из слов Разгадывание ребуса за ВЕС | Участие в ролевой игре «Теремок» Коллективная работа у доски Дети отвечают хором Ответы детей Попытки назвать тему урока. Определение целей урока Дети отвечают хором. Дети высказывают предположение: Звук з согласный, звонкий, может быть мягким и твёрдым. Индивидуальные ответы детей Творческая работа –конструирование слоговых схем звуков из пластилина Индивидуальные ответы детей. -Звуки [з] и [З,] — звонкие; в слове звонок звук [з] твёрдый, в слове зебра звук [З,] мягкий. Индивидуальные ответы детей. Дети выполняют соответствующие движения. Дети выполняют движения Дети называют правила, используя плакат на доске. Работа в тетрадях. Хоровые и индивидуальные ответы детей Коллективная работа Работа в парах Составление слов из слогов Дети составляют рассказ по рисунку , выразительно читают стихотворение, понимают смысл прочитанного, формулируют ответ на вопрос. Дают название рассказу – Зоопарк. Коллективная работа Дети называют слова, в которых встретились звуки [з,],[з]. Задают вопросы по тексту. Дети выполняют движения. Индивидуальные ответы детей Составление схемы слова. Коллективно разгадывают ребус, характеризуют первый звук в слове-разгадке занавес | Личностные: перенос на свой жизненный опыт Познавательные: анализ ситуации; Регулятивные: умение работать по предложенному алгоритму Коммуникативные: слушать и понимать речь других; принимать позиции других людей Личностные: установка на здоровый образ жизни Личностные: -самостоятельное формулирование темы урока; -принятие целей урока Регулятивные: -умение работать по предложенному алгоритму Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -принимать позиции других людей Регулятивные: — умение работать по предложенному алгоритму Личностные: — самопроверка — развитие мелкой моторики — сотрудничество Коммуникативные: -хоровое произношение -работа в парах — творческая работа Личностные: -установка на здоровый образ жизни Личностные: —развитие мелкой моторики Коммуникативные: — хоровое произношение УУД:- слушать и понимать речь других -принимать позиции других людей — соблюдение логики изложения |