Конспект урока для 1 класса «Согласные звуки [З], [З,] ,буквы З, з»

Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс ФГОС

Тема урока: «Согласные звуки [З], [З,] ,буквы З, з.»

Учитель Бурова Е.А.

Дата проведения 02.10.14


Предмет: Обучение грамоте 1 класс. УМК «Школа России».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами З, з , развития речи, логического мышления, памяти.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Учащиеся владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами; чтение предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, составление рассказа, работа с загадками. Дифференцирование парных звонких и глухих согласных звуков, подбор слов для проверки звонких и глухих согласных в корне.

Метапредметные результаты:

Учащиеся контролируют выполнение учебной задачи урока под руководством учителя; используют в работе понятие «прямая речь», сравнивают, обобщают, корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения ,оценивают свою работу и работу товарища.

Познавательные:

Общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в учебнике;

Логические — характеризуют звуки [З], [З,] и буквы З, з; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают соответствие между словами и рисунками, составляют схемы слов.

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно — соревновательное общение со сверстниками.

Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей. Уметь формулировать своё мнение и позицию. Обосновывать и доказывать собственное мнение. Уметь работать в паре.

Личностные результаты: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.

Ожидаемый результат: дети должны усвоить, что звуки бывают гласные и согласные, научиться различать их, обозначать звуки красным, синим и зелёным цветом в слого – звуковых схемах слов; писать строчную букву з.

Оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки для групповой работы, модели звуков, карточки схем предложения, слова, сказочный «Теремок», Солнышко, музыкальные фрагменты.





Этапы

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1этап

Организационный

Цель:

создание благоприятной обстановки, положительного настроя





2 этап

Мотивационный

Ребята, послушаем песню и посмотрим надо ли кому-то из нас обратиться в «Бюро находок». Молодцы, все готовы к уроку.

— Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.

Представьте, что к вам на ладошки опустилось Солнышко, какое оно?

Верно, оно теплое, желтое, веселое, доброе…

Скажите, а у вас хорошее настроение? (Солнышко-игрушка смеётся)

Давайте поделимся своей улыбкой и хорошим настроением друг с другом, с гостями и с Солнышком.

А теперь, давайте поднимем ручки вверх и отпустим Солнышко – пусть оно посмотрит, как мы будем работать на уроке.


Слушают песню и

проверяют готовность к уроку соседа по парте




Вытягивают руки и поворачивают их ладонями вверх.

Ответы учащихся

Улыбаются друг другу


Поднимают руки вверх и подбрасывают солнышко


Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные:

логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт





3 этап

Подготовительный

Цель: подготовить речевой аппарат к работе

Дыхательная гимнастика


Фонетическая зарядка




Подготовим артикуляционный аппарат к работе.

— Выполним дыхательную гимнастику.

— Задуйте свечу.

-Задуйте много свечей.

— Как жужжит муха?

-Как рычит собака?



Игра «Доскажи словечко»

Ра-ра-ра-начинается …..

Ры-ры-ры – у мальчиков…

Ро-ро-ро- у нас новое…

Ру-ру-ру- продолжаем мы …

Ре-ре-ре- стоит домик на…

Ри-ри-ри- на ветках…

Ар-ар-ар – кипит наш …

Ор-ор-ор-созрел красный…

Ир-ир-ир- мой папа…

Арь-арь-арь- на стене висит…



Выполняют дыхательную гимнастику






Дети хором досказывают словечко:

— игра

— шары

— ведро

— игру

— горе

— снегири

— самовар

— помидор

— командир

— фонарь









Коммуникативные:

-умение общаться , прислушиваться к высказываниям других

Познавательные:

Логические (подбор рифм)




4 этап Актуализация ранее полученных знаний.

Цель: выявление затруднений в умении называть буквы, обозначающие гласные звуки. Делить их на группы:

-буквы, обозначающие твёрдость согласных звуков;

— буквы, обозначающие мягкость согласных звуков;

-буквы, обозначающие глухие согласные звуки;

— буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.



5 этап.

Формулирование темы урока





























6 этап.

Постановка учебной задачи.

Цель: создать условия для частично-поискового

метода.




7 этап.

Работа над новым материалом.

Цель: знакомство со звуками З], [З,].


Постановка проблемного вопроса, лингвистический эксперимент

Формулировка правила


Усвоение новых знаний и способов деятельности.









Закрепление






Физкультминутка

Цель: Смена деятельности














Работа в прописи

Цель: отработка техники написания элементов букв







Развитие речевого аппарата














Работа в парах











Работа по учебнику













Физкультминутка



Коллективная работа



Работа в парах









Коллективная работа


Повторение изученных знаний о предложении, слове, слоге и звуках.

Игра «Теремок». На доске висит красочный теремок, вырезанный из картона. Внизу справа наклеивается длинный карманчик, куда вставляются изученные схемы предложения, слова, слога и звука. К доске выходят четверо учеников (по количеству схем), выстраиваются друг за другом

Учитель начинает игру.

— Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо мышка (Ученик берет в руки карточки звукового анализа слова мышка и выкладывает схему).

— Смотрит: никого нет в теремке. Вошла мышка в теремок и стала там жить. На следующий день шла мимо лягушка. (Второй ученик берет карточки звукового анализа слова лягушка и выкладывает схему слова … и продолжает).

— Тук-тук-тук (стучит пальчиком по доске.) Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Первый ученик отвечает:

— Это я, схема мышка.

— Это я, схема лягушка.

А ты кто?

— А я схема слова, состою из трёх слогов. Пустите меня к себе жить!. Сказка-игра продолжается, пока все схемы не познакомятся друг с другом.

Затем учитель говорит: «Чтобы схемы в теремке жили дружно, они должны постараться составить по своим схемам предложение. Дети составляют.




Определение темы урока учащимися

Учитель предлагает детям отгадать загадки:


Что за зверь лесной,

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

(заяц)


Лежит верёвка,

Шипит плутовка.

Брать её опасно – укусит. Ясно?

Змея)


Гуляю я и в дождь, и в зной:

Характер у меня такой.

(зонт)


На чёрный платок просыпано просо.

Пришёл петушок, а склевать – то непросто.

(звёзды)


Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках покатила.

(зима)


-Какой одинаковый звук встретился вам в словах – отгадках?

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?


-Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?


1) Познакомимся со звуками [З], [З,]

2) Познакомимся с буквами З, з, обозначающими их на письме.

3) Научимся писать буквы З, з.

4) Научимся внимательно слушать звуки [З], [З,] и различать их.

5) Составлять звуковые схемы слов.





Наблюдение над произношением согласных звуков [З], [З,].

Игра «Угадай звук».

-Ребята, скажите, как звенят комары? (з-з-з).


-Какие новые звуки вы услышали в словах «коза», «Зина»?


-Охарактеризуйте их.









Слого – звуковой анализ слов змей, корзина (Азбука с.91).


-Ребята, сейчас мы отправляемся в нашу мастерскую. Работа в мастерской требует много сил, да и наше Солнышко заскучало.

Задание: Из пластилина вам необходимо смастерить схемы слого-слияния твёрдого согласного звука з и мягкого согласного звука з. Составляем план работы по конструированию схем звуков.

Демонстрация своих работ.


На доске предметные картинки, изображающие зебру и звонок.

— Что изображено на картинках?

Выполнение слого-звукового анализа слов зебра, звонок.

— Выделите согласные звуки [З], [З,].


Игра: Посчитай звуки.

-Посчитайте, сколько раз звук З встретится в стихотвореннии:


За забором зайка скачет,

В лапках букву З он прячет,

Зайка, зайка, выходи,

Деткам букву З верни.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик сесть опять.



Работа в прописи. Письмо строчной буквы з под руководством учителя (прописи часть 3, стр.9).

Пальчиковая гимнастика.

Повторение правил посадки за столом во время письма.

На что похожа буква З?

Сравнение письменной и печатной буквы з.

Запись строчной буквы з, слогов, слов, предложений с буквой з.




Дыхательная гимнастика

Упражнения «Колесо спустило», « Комар»

Артикуляционная разминка

Упражнения «Губы», «Щёчки»

Работа над дикцией

Скороговорка:

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

Чистоговорка:

За — зо – зу – мы поймали стрекозу.

Зи – зе – за – приближается гроза.

Зо – за – зы – убегаем от грозы.

Зай – зей – зой – мы бежим за стрекозой.


Работа по учебнику (с.91)

-Прочитайте слоги.

-В каких слогах звук ,] мягкий, а в каких слогах [з] твёрдый?

-Разделите слоги на две группы.

-Прочитайте слова.

Дидактическая игра «Составь слова»


Детям предлагаются слоги, кто больше составит слов с данными слогами (коза, зубы, роза, ваза, знаки, зонт, зима).


Работа с иллюстрацией, чтение стихотворения (учебник с.90).








Чтение текстов с буквами З, з по учебнику (с.90-91).

Работа с текстом





Выполнение движений под музыку.



Картинный диктант. На экране по предметным картинкам (зонт, звонок, зубр, заяц, зебра, зеркало) выделить первый звук и дать ему характеристику.



Составить из пластилиновых знаков звуковую схему одного из этих слов на парте.


Упражнения в звуковом анализе слов.

Соотнести картинки и схемы слов

Составить предложение с одним из слов





Разгадывание ребуса

за

ВЕС


Участие в ролевой игре «Теремок»









Коллективная работа у доски






















Дети отвечают хором

























Ответы детей

Попытки назвать тему урока.


Определение целей урока













Дети отвечают хором.



Дети высказывают предположение:

Звук з согласный, звонкий, может быть мягким и твёрдым.





Индивидуальные ответы детей


Творческая работа –конструирование слоговых схем звуков из пластилина









Индивидуальные ответы детей.

-Звуки [з] и [З,] — звонкие;

в слове звонок звук [з] твёрдый,

в слове зебра звук [З,] мягкий.




Индивидуальные ответы детей.





Дети выполняют соответствующие движения.






Дети выполняют движения

Дети называют правила,

используя плакат на доске.


Работа в тетрадях.






Хоровые и индивидуальные ответы детей




Коллективная работа













Работа в парах

Составление слов из слогов





Дети составляют рассказ по рисунку , выразительно читают стихотворение, понимают смысл прочитанного, формулируют ответ на вопрос. Дают название рассказу – Зоопарк.


Коллективная работа

Дети называют слова, в которых встретились звуки ,],[з].

Задают вопросы по тексту.


Дети выполняют движения.



Индивидуальные ответы детей




Составление схемы слова.









Коллективно разгадывают ребус, характеризуют первый звук в слове-разгадке

занавес

Личностные:

перенос на свой жизненный опыт

Познавательные:

анализ ситуации;

Регулятивные:

умение работать по предложенному алгоритму

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

принимать позиции других людей

















Личностные: установка на здоровый образ жизни


























Личностные:

-самостоятельное формулирование темы урока;

-принятие целей урока

Регулятивные:

-умение работать по предложенному алгоритму

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-принимать позиции других людей

Регулятивные:

— умение работать по предложенному алгоритму









Личностные:

— самопроверка

— развитие мелкой моторики

— сотрудничество

Коммуникативные:

-хоровое произношение

-работа в парах

— творческая работа









Личностные:

-установка на здоровый образ жизни














Личностные:

развитие мелкой моторики













Коммуникативные:

— хоровое произношение


УУД:- слушать и понимать речь других








-принимать позиции других людей





— соблюдение логики изложения

8 этап

Итог урока РЕФЛЕКСИЯ.

Цель: помочь осмыслить оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положи тельные эмоции.


— Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

— Что нового вы узнали?

— Чему научились?

Рефлексия.

У каждого из вас на столе лежат лучики нашего Солнышка трёх цветов: жёлтый, красный, белый. Если вы считаете, что у вас на уроке все получилось, понравился урок, вы много узнали нового, цель, которую вы ставили перед собой, достигнута – прикрепите к Солнышку жёлтый лепесток, если считаете, что вам не всё удалось – красный, а если вы считаете, что вам ещё надо многому учиться -белый

Давайте посмотрим, каких лучей у нашего Солнышка больше? Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались, наше Солнышко радуется вам. (Включаю игрушку Солнышко, которое смеётся.)

Спасибо вам за урок.

Ответы на вопросы, оценивание своей работы на уроке

Личностные:

— самостоятельное определение качества своей работы на уроке;

— принятие целей урока

Коммуникативные:

— слушать и понимать речь других;

— принимать позиции других людей

Свежие документы:  План-конспект урока по физической культуре в 5 классе "Путешествие по Олимпиадам"







Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: