Урок литературного чтения
(обучение грамоте)
1 класс
Программа «Начальная школа XXI века»
Учитель : Костерина Ирина Николаевна
Тема: Знакомство с буквой ы.
Цели: создать условия для знакомства учащихся с гласным звуком [ ы] ; учить акцентированному произнесению гласных звуков в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст; воспитывать культуру учебного труда.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи.
Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном; находить и исправлять ошибки, допущенные в словах.
Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.
Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших иллюстраций, текстов.
Предметные УУД: узнавать и выделять на слух из ряда звучащих и произносимых слов только те, в которых есть определенный гласный звук; подбирать слова с заданным гласным звуком; различать звук [ы] и букву ы.
Оборудование: рисунки, фишки –звуки, карточки для групповой работы.
Организационный момент.
Звенит звонок всё громче, всё сильней.
Какая трель над миром разливается!
Ты думаешь , распелся соловей?
Не соловей-урок наш начинается.
— Улыбнемся, друг другу, возьмем соседа за руки и пожелаем удачи в поиске на уроке.
Актуализация знаний.
— Назовите первый звук в данных словах, дайте ему характеристику.
Обозначим буквами эти звуки. А, У, Э, О.
— Что общего у этих букв? (Они все гласные и показывают твердость впереди стоящего согласного)
2 .Игра » Живые звуки»
( Учитель раздаёт карточки : двое учеников получают синюю и зелёную карточки, другие дети получают карточки с представленными буквами -а, я, о, ё, у, ю .)
— Была хорошая погода , все гласные вышли погулять. Дети» буквы » выходят из-за парт и гуляют по классу.
-Вдруг небо потемнело , солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь.»Буквы» увидели домики и устремились к ним, но «хозяин» мог пустить в них только своих.Распределитесь , «буквы» , каждый в свой домик.(В синий -а, о, у; в зелёный -я, ю, ё.)
-Вот опять выглянуло солнышко , буква А постучала в зелёный домик.Учитель обращается к «букве» А.
-Какую букву пригласишь на прогулку? Почему? (Буква Я, так как буквы А и Я обозначают звук {а}после согласных.) Аналогичная работа проводится с остальными буквами.
3. Сообщение темы урока.
Рассмотрите рисунки . Что объединяет данные картинки?
Получается, что объединить их не можем никак? По смыслу они разные, по первому звуку тоже.
Но что-то общее все же у них есть. Произнесем и послушаем, какой звук в этих словах одинаковый?
— Значит, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?
3. Упражнение в звуковом воспроизведении слов
Определим, в каком месте слова вы услышите звук [ы ].
Крыша, блины, дырка, пыль, козы.
Парная работа: придумайте еще слова, в которых встречается звук [ ы ]
— Назовите слова, в которых буква ы в начале слова.
-Есть слова на букву ы? –
Мы спросили у совы.
Призадумалась сова
И переспросила «а»?
Слух хороший у совы,
Но не знает слов на ы.
Ы нужна нам или нет –
Дайте, дети , мне ответ? Е.Благинина.
4. Работа со схемами слов.
— Что же за звук такой ы?
— Нужен ли он нам для чтения слов? Вывод.
Физминутка.
5. Знакомство с буквой Ы печатной ( таблица)
Работа по странице учебника
-Рассмотрите образцы буквы Ы. На что она похожа?
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой , увы .А.Шибаев
Вот топор , полено рядом-
Получилось то , что надо.
Получилась буква Ы,
Все мы знать её должны. В.Степанов.
6. Работа с ребусами. (парная работа)
— Как сделать из слова мышка – мушка –мошка – мишка?
— Что же можно за вывод сделать, глядя на схемы составленных слов? ( обозначает твердость согласного)
7.Дифференцированная работа с коллективной проверкой.
Чтение хорошо читающими детьми стихотворения С.Маршака.
— Что же за вывод сделали маляры?
Для нечитающих детей:
-Выполните работу по индивидуальным карточкам.
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
-Подчеркните в словах букву Ы.
8.Игра » Будь внимателен»
Учитель читает стихотворение М.Пляцковского «У кого растут усы?».
У кого растут усы? Есть усы у мотыльков,
У моржа и у лисы, У тюлений , у жуков.
У бобра и у крота, Есть у зайца и сверчка,
У кота и у кита. У сома и хомячка.
Есть у тигров и мышей,
Есть у львов и у ежей….
Даже папа для красы
Отрастил себе усы!
-Кто слушал внимательно? У кого растут усы?
-Кого ещё вы знаете с усами? (Белка, рысь……)
7. Итог урока.
— Какую цель ставили? Достигли цели?
— Какая тема урока была?
-С какой буквой -труженицей познакомились?
-Чем она отличается от всех остальных?
-Какой звук обозначает буква Ы?
Ы живёт в семействе гласных-
Звуков чистых , чётких , ясных,
И, как гласная любая-
Мы теперь о том уж знаем,-
Любит Ы к согласным встать,
Чтобы слог образовать:
Выход , мыло , тыква , пыль,
Мыши , мысли , сыр и быль.
В алфавите Ы важна,
Словно в пище соль нужна.
Т.Синицына
Рефлексия
— Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.
-Спасибо за работу!
Используемая литература:
1. Л.Е. Журова ,А.О. Евдокимова «Букварь», «Вентана –Граф» , 2012г
2.Поурочные планы по учебнику Л.Е.Журовой , А.О. Евдокимовой «Букварь», Волгоград , 2010г.
3.Занимательная грамматика.
4.Игры со словами .
Фото с урока.