Урок обучения грамоте. УМК «Гармония». 1 класс
Тема: «Звук о, буквы О, о».
Урок когнитивного типа от англ. слов: cognitive — «познавательный», ориентирован на познание, изучение, осознание учащимися содержания обучения, их способность к умственному восприятию и переработке внешней информации.
Задачи урока:
формулируемые в деятельностной форме в соответствии со структурой универсальных учебных действий.
способствовать формированию знаний учащихся о гласном звуке о, буквах О,О, об осени как времени года
создать условия для формирования УУД
1) личностных: осознавать мотивацию учения, вырабатывать умение оценивать свои знания.
2) познавательных: осознавать познавательную задачу,
– различать понятия «звук» и «буква»;
– определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически
– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;
– сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
– определять количество слогов в слове
– определять в слове ударный слог;
целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;
– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
3) коммуникативных: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии; воспитание интереса к предмету.
— принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать свои действия для решения задачи;
– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.
– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
— осуществлять самоконтроль.
– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Ход урока
Этап актуализации
Фонетическая зарядка
— Я в школе на уроке.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Я работаю.
а) — Листьям – время опадать, птицам – время улетать.
Грибникам – блуждать в тумане. Ветру – в трубах завывать.
Солнцу – стынуть. Тучам – литься.
Вам пришла пора учиться!
Цифры с буквами писать, по слогам букварь читать.
— О каком времени года идет речь?
— Об осени!
— Сегодня мы вспомним, какая бывает осень! Будьте внимательны. В конце урока я вас об этом спрошу. Еще получим новые знания по обучению грамоте.
б) – Кто из вас любит осень? Почему?
Осень – любимое время года у многих людей.
У поэтов и художников осень всегда вызывала и вызывает вдохновение. Мы сейчас тоже будем наслаждаться картинами осени, восхищаться и удивляться.
(дыхательная гимнастика)
Радует осень-кудесница
Красочной пестрой листвой.
Ветром, срываемый кружится
Падает лист золотой. Ах!
Словно последние лучики солнца
Гроздья рябины горят.
Ими украсила модница-осень
Свой разноцветный наряд. О-о-о!
Словно яркий бисер
На красивом платье,
Спелая брусника,
Глаз не оторвать. Вот так да!
Только осенью в лесу
Эту ты найдешь красу.
Словно на подбор крепки
Спрятались в листве грибки. О-ё-ё-й!
Фрукты поспели и овощи
Лишь не ленись, собирай.
Щедрая осень нас потчует.
Дарит нам свой урожай. Ох!
— Кто запомнил, как называют поэты осень? (Дети дают определения осени и выбирают соответствующие знаки-модели)
2. Этап проблематизации
а) Игра «Найди свое место»
— Осень бывает разная: веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с холодными ветрами, с дождичком и мокрым снегом.
Светило яркое солнце. Вышли буквы погулять. Вдруг набежала туча. Пошел дождь. Буквы спрятались под зонтиками. Догадайтесь какие буквы, под какой зонтик спрятались.
а, о, у, л, я, н
— Объясните свой выбор.
— а, о, у, я – спрятались под зонтиком, на котором помещена фишка, обозначающая гласный звук.
л, н — спрятались под зонтиком, на котором помещена фишка, обозначающая согласный звук.
— Какую работу выполняют буквы?
— Назовите гласные буквы.
— Какие звуки образуют эти гласные?
— Какие из них «особенные»? Почему?
— Найдите среди гласных букв лишнюю.(Дети могут назвать букву Я, т.к. она показывает мягкость предшествующего согласного, а могут и О, т.к. её не изучали)
б) — Проведем звуковой анализ слова «осень». (1 ученик у доски)
Вспомним, что мы знаем о звуках. (Схема на доске, схема у каждого на парте)
3. Этап целеполагания и планирования
— Кто догадался, о чем может пойти речь сегодня на уроке? Попытайтесь сформулировать тему урока.
— Знакомство с новыми буквами.
— Назовите учебную задачу урока.
— Познакомиться с новыми буквами, узнать какую работу они выполняют, научиться читать слоги и слова с этими буквами.
Физкультминутка. Слово начинается с гласного, дети хлопают, с согласного – топают.
4. Этап концептуализации.
а) — Как звуки обозначаются на письме?
— Буквами.
— Выделите и произнесите 1 звук в слове осень. Какой это звук? Он обозначается буквами О о.
— Встречаем дружно букву О!
— Здравствуй, новая буква!
— На что она похожа?
(Дети предлагают свои варианты)
— Какую работу выполняет буква о?
— Обозначает звук (о) указывает на твердость предшествующего согласного.
— Проводим нашу гостью в город Букв. Где она будет жить?
— В районе гласных, на 1 улице, так как она обозначает твердость предшествующего согласного.
— Для чего нужна заглавная буква О?
б) Игра «Кто больше»
— Назовите слова, в которых есть звук о.
5. Этап моделирования и конструирования
1) — Откройте Букварь на с.60. Покажите друг другу карточку с буквами О.
— Вспомните, что нового узнали вчера на уроке обучения грамоте.
— Покажите друг другу карточку с буквами А.
Физкультминутка. (под музыку выполняют движения)
Осенью за окнами листопад,
Поиграть с листочками ветер рад.
То подует, кружатся, как снежинки.
Стихнет, все улягутся на тропинки.
Зашумит, и снова листья ввысь стремятся.
На качелях ветра им хочется качаться.
Полетят то влево, а то снова вправо,
Нашалятся с ветром листики на славу.
А потом на землю снова приземлятся,
Чтобы там под снегом до весны остаться.
— Что можете добавить об осени?
— Осенью идет листопад.
2) Самостоятельная работа на карточке. А а ! , ) ! О о.
Обведите буквы. (Самопроверка по слайду).
3) Читающие дети получают задание на с.61: Прочитайте предложения и дополните их.
4) Чтение буквенных сочетаний с остальными детьми.
5) Проверка у читающих: Что вы читали?
— Предложение.
— Сколько предложений?
— Прочитайте 1 предложение, 2. (Читают вслух).
6) Осень дарит нам богатый урожай овощей и фруктов.
— Отгадайте загадки!
Так зовут куклу, маленького мальчика и это растение, у него едят вершки и корешки. (Петрушка)
— Определите и покажите количество слогов. (обратная связь — веер)
В садочке есть плод,
Он сладок, как мёд,
Румян, как калач, Но не круглый, как мяч,
Он под самой ножкой
Вытянут немножко.
— Напишите звуковую схему слова «груша». (самост.работа: 2 ученика за доской, остальные в тетрадях).
— Составьте предложение с этим словом.
7. Этап рефлексии
— С какой буквой познакомились сегодня? Что можете сказать о ней? Чему учились на уроке?
Вспомним: Какая бывает осень! (ПО ЗНАКАМ)
— Также осень можно назвать художницей. Художница-Осень играет всеми цветами радуги, раскрашивая в яркие краски все вокруг. Я вам предлагаю тоже стать художниками. Нарисуем осеннюю картину.
Оранжевый лист – урок интересный
Желтый – познавательный
Зеленый — полезный
Синий – трудный и непонятный.
(Дети по очереди выходят к доске и прикрепляют лист такого цвета, каким они оценивают урок)
— Какая красивая осенняя картина у нас получилась?! «Листопад». Спасибо за урок.