Урок обучения грамоте в 1 классе
Тема: Звук [ж], буквы Ж, ж. Письмо слов с жи.
Цель:
— обучающая: систематизировать знания о звуке [ж]; правильно писать сочетания жи-ши; обучать умению работать с текстом;
— развивающая: развивать связную, литературно-грамотную речь; способствовать развитию фонематического слуха; развивать умение правильно употреблять слова в речи.
— воспитывающая: формировать интерес к родному языку, потребность писать грамотно; воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность; формировать навык сотрудничества, учебной активности.
Тип урока: обобщение и систематизация.
Вид урока: урок-путешествие.
Оборудование:
у учителя: снеговик, домик Деда Мороза, карточки-слова с пропущенными сочетаниями жи-ши, «сугроб», «гора», мультфильм «Снеговик-почтовик»), ключ ответов для самостоятельной работы.
у учащихся: карточки с заданиями двух уровней для каждого ученика, веера, снежинки.
Ход урока
Организационный момент.
— Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок!
Сообщение цели урока
— У нас сегодня необычный урок, а урок-путешествие. Цель нашего урока – закрепить знания о букве Ж, ж.
Актуализация опорных знаний
— Сегодня мы отправляемся во владения Деда Мороза. Подарок для дедушки и приглашение на елку готовы. Отнесем их, а вот кто будет нам помогать, узнаем, посмотрев отрывок из мультфильма.
(Просмотр отрывка из мультфильма «Снеговик-почтовик»)
— Кто же будет нам помогать, чтобы мы не заблудились в дремучем лесу? (снеговик)
— Да снеговик. Давайте слепим его.
Повторение изученного
— На какие две группы делятся все звуки в русском языке? (гласные и согласные)
— Каких звуков больше гласных или согласных? (согласных)
— Какие две буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным? (ъ, ь)
— Первый ком готов! Молодцы!
— Лепим второй!
— Узнайте, о каких звуках идет речь – эти буквы гласные, они обозначают твердость согласных звуков. (а, о, у, ы, э)
— А что объединяет гласные е, и, я? (придают мягкость согласным, когда стоят после них)
— Что мы знаем о гласных: е, я? (передают два звука, когда стоят вначале слова и после гласной)
— Второй ком готов! Молодцы! Лепим третий ком!
— Какую букву мы изучаем? (букву Ж, ж)
— Эта буква появится у каждого из вас. Для этого возьмите уже известную вам букву к и подумайте, как превратить ее в букву ж? ( раскрыть)
— Мы получили букву Ж.
— Какие стихи мы знаем о букве Ж?
(чтение стихов о букве Ж)
Это – ж,
А это – к.
Целый жук
И пол жука.
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж- ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
Стала снежинка
Буквою Ж,
Солнце ее,
Не растопит уже!
— Кто даст характеристику звуку [ж]? (согласный, звонкий, твердый)
— Чтобы запомнить, что звук [ж] всегда твердый дома раскрасьте букву ж синим цветом.
— Третий ком готов! Пора отправляться в путь!
Работа в прописи
— Сделаем запись в наших бортовых журналах. (запись элементов букв)
Физминутка для рук
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Раз, два, три, четыре, пять,
Можно ими помахать,
В чистый ручеек руки опускаем
И усталость с пальчиков,
Мы водой смываем!
(Прописывание строчной ж и заглавной Ж) Взаимопроверка
Работа по теме урока
— Ох, и много снега в этом году. Снеговик заметил сугроб. Не провалиться бы в него.
— Вставьте слоги жи-ши.
дру ма
? на ? на
пру ти
— Что мы знаем о сочетаниях жи-ши?
— Что объединяет эти слова?
— Сугробы мы преодолели, а на пути снеговик заметил снежные горы.
— Ребята, из слов убежали слоги, назовите слова только со слогом жи.
шала . у. чи.
мы .
е. мор.
Работа с веерами
— Каким по счету мы слышим звук [ж] в словах ужи, чижи, ежи, моржи?
(сообщение о многозначном слове моржи)
Физминутка
— Стынут руки, стынет нос. Видно близко Дед Мороз!
На улице мороз, ну-ка взялись все за нос!
Ни к чему нам бить баклуши,
Ну-ка взялись все за уши.
Покружились, повертелись,
Вот и все мы отогрелись!
И проведем, друзья, сейчас
Мы упражнение для глаз! (нахождение предметов по периметру кабинета)
Самостоятельная работа
— Мы долго шли по лесу, началась метель. Посмотрите, какие красивые снежинки нашел снеговик. Найдите такие же у себя на партах. Выполните задание по силам. (1. Соединить слово со схемой; 2. Соединить слово со схемой, разделить слова на слоги, поставить ударение)
(проверка по ключу ответов)
Работа по учебнику
— Трудный путь был у нас, отдохнем и поработаем по азбуке. (чтение рассказа Л. Н. Толстого «Чиж»)
— Ну и молодцы вы, ребята! Хорошо справились с заданиями. Впереди уже видны владения Деда Мороза. Но, что это? Посмотрите на двери какая-то записка. Кто прочтет? («Ушел за подарками! Дед Мороз.»)
— Жаль, что мы не застали Деда Мороза дома, оставим ему наш подарок и приглашение на елку. Пора отправляться в обратный путь.
Итог урока
— Пока идем домой, давайте подведем итог…
— Я довольна, как работали сегодня …
— А теперь хотелось бы услышать ваши впечатления об уроке.
Я доволен …
Я огорчен …
Мне понравилось …
Я хотел бы …
Самооценка
— Возьмите на парте снежинку и прикрепите ее возле нашего снеговика в зависимости от того, как вы поработали:
Очень хорошо – над снеговиком
Хорошо – возле второго кома
Не доволен – возле первого кома
Учитель Н.Н. Кляхина
Самоанализ урока обучения грамоте в 1 классе по теме
«Звук [ж], буквы Ж,ж. Письмо слов с жи».
В целях предупреждения переутомляемости детей, для поддержания познавательного интереса на протяжении всего урока я провожу интегрированные уроки чтения и письма.
Урок обучения грамоте теме «Звук [ж], буквы Ж,ж» запланирован как урок закрепления знаний по пройденной теме.
Я поставила следующие задачи:
обучающие:
— систематизировать знания о звуке [ж];
— учить правильно писать сочетания жи-ши;
— обучать умению работать с текстом;
развивающие:
— развивать связную, литературно-грамотную речь;
— способствовать развитию фонематического слуха;
— развивать умение правильно употреблять слова в речи;
воспитывающие:
— формировать интерес к родному языку, потребность писать грамотно;
— воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность;
— формировать навык сотрудничества, учебной активности.
Хорошему эмоциональному настрою способствовала организация начала урока, был использован небольшой отрывок из мультфильма. Мотивационный компонент урока позволил провести эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Я думаю, мне удалось активизировать познавательный интерес учащихся.
Учебный материал был подобран с учетом особенностей класса. На уроке был представлен богатый наглядный материал, обеспечивающий поддержку процесса познания: Снеговик, дом Деда Мороза, сугробы, снежные горы, технические средства (телевизор) для просмотра отрывка из мультфильма, карточки-слоги, карточки-снежинки с выбором задания по силам, картинки и предметы для физминутки, снежинки для оценки работы на уроке.
Материал урока полностью соответствовал требованиям программы, прослеживалась связь с предыдущими уроками. Были закреплены знания о изученных буквах, о звуке [ж] и буквах Ж, ж, о сочетаниях жи-ши. Я старалась, чтобы структура урока соответствовала его содержанию и целям.
Цель, которую я поставила перед учащимися, была осознана ими и принята к осуществлению. Цель урока была реально достижимой, так как урок построен на использовании ранее приобретенных знаний, умений и навыков учащихся, тема «Звук [ж], буквы Ж,ж» изучалась на предыдущих уроках.
Выбранный мною вид урока — урок-путешествие способствовал активизации мыслительной деятельности учащихся и познавательного интереса.
Все задания были доступны для выполнения. Подача материала в игровой и занимательной форме позволили повысить заинтересованность учащихся к изучению данной темы, что снимало напряженность и усталость учащихся на уроке.
Мною были использованы фронтальный, индивидуальный и комбинированный виды опроса. Ребята работали письменно и устно. С целью проверки усвоения знаний я провела самостоятельную работу с поуровневой дифференциацией.
Между этапами урока прослеживалась тесная связь. Учебная информация была преподнесена на научном и доступном для детей языке.
Я использовала на уроке следующие педагогические технологии:
поэтапное формирование умственной деятельности; формирования речевой деятельности; игровую (путешествие во владения Деда Мороза), информационную (работа с многозначным словом), здоровьесберегающую (физминутки), коммуникативную; проблемно-диалогическое обучение. Данные технологии позволили мне создать условия для поддержания познавательного интереса на протяжении всего урока.
Ребята продемонстрировали умения анализировать, выстраивать свою точку зрения, делать выводы, показали прочные знания, умения и навыки. На протяжении всего урока я старалась поддерживать мотивацию учащихся к учению.
Особое внимание я уделила предупреждению утомляемости детей: проведена физминутка для снятия утомляемости кистей рук, физминутка, зарядка для глаз. На уроке царила атмосфера доброжелательности, санитарно-гигиенические требования к уроку были соблюдены.
В конце урока учащиеся участвовали в оценке качества своей работы. Я считаю, урок полностью достиг поставленных целей.
Учитель Н.Н. Кляхина