Конспект урока для 10 класса «Глагол. Времена глагола»

Негметова Майра Алимжановна, учитель русского языка и литературы, высшей категории, Красноярская средняя школа №3 Акмолинская область, город Кокшетау




СЦЕНАРИЙ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ

3часа


Учебный предмет

Класс

Автор УМК

Тема урока

Тип урока

Цели урока

Деятельностные

Содержательные

Русский язык

1 урок

10

Учебник «Русский язык 10класс» для естественно- математического направления общеобразовательных школ с казахским языком обучения под редакцией У.А. Жанпеисовой, Ш.Т.Кожакеевой, Алматы «Мектеп» 2010г.


Глагол. Времена глагола.


Урок закрепление и систематизация знаний учащихся по теме «Глагол»


Создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению повторению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.


Формировать навык нахождения в предложении грамматической основы, уметь находить глаголы. Определять времена глаголов, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.




Подход в преподавании / обучении

— Использование работы в группе для стимулирования общения среди учеников с целью «совместного мышления».

— Осуществление дифференцированного подхода в преподавании для удовлетворения потребностей всех учащихся.

— ИКТ


Тема

Глагол как часть речи. Времена глаголов.


Цели и задачи урока

Повторить и усовершенствовать знания о глаголе как части речи;

Закрепить умение нахождения глаголов в тексте, определять их грамматическое и лексическое значение;

Развивать зрительную память, устную и письменную речь, умение работать в группе;

Формировать потребность писать грамотно.


Эпиграф урока

Глагол – самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая.

В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!


Конкретный результат обучения

Умение определять и правильно определять глаголы, знание всех признаков глагола, умение работать в парах, критически мыслить.


  1. Психологический настрой

  2. Просмотр слайдов

  3. Введение в тему урока

  4. Работа по теме урока

  5. Повторение изученного

  6. Рефлексия

7. Оценивание

Действия учителя

Действия учеников


Действие 1

Действие 2

Действие 3

Действие 4

Действие 5

Действие 6

Действие 7

Действие 8

Действие 9

Действие 10

Действие 11

Действие 12































































































2 урок










Психологическийнастрой.

Под лежачий камень и вода…

Мала пчелка, да и та…

безделью, а … рукоделью.

Кто … труд, того люди …

Муравей не велик, а горы …

… — … и саночки …

Цыплят по осени …

Ребята чего здесь не хватает, давайте вставим нужные слова. А теперь проверим:

Восстановленный текст:

Под лежачий камень и вода течет.

Мала пчелка да и та работает.

Не учи безделью, а учи рукоделью.

Кто любит труд, того люди чтут.

Муравей не велик, а горы копает.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Цыплят по осени считают.

Какой части речи вставляли слова ? Что можете о них сказать?

Введение в тему:

1. Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить».

2. Глагол – это знаменательная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3. Морфологические признаки: постоянные – глаголы имеют вид, спряжение; непостоянные – изменяются по временам (настоящее, прошедшее, будущее), по лицам и числам (в настоящем и будущем), по родам и числам (в прошедшем времени).

4. Синтаксическая роль: в предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с существительным (подлежащим).

5. Глагол приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь…

Актуализация знаний: Создание групп, защита проектов

Коллективное поэтапное оформление информационного листа о глаголе.

(Действие, вид, спряжение, возвратность, время, наклонение, число, лицо, переходность, род)

Работа в группах: Составление кластера. Работа по вариантам:

Задание 1. 1 вариант – кластер «Постоянные признаки глагола»;

Задание 2. 2 вариант – «Непостоянные глагольные признаки».

Ответить на вопросы по теме «Глагол»

Работа с учебником стр.125,130.(упр.184) стр.131

Физминутка. А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов «Кто что делает?»

Повар — …, врач — …, учитель — …, ученик — …, баянист — …, художник — …, портниха — …, продавец — …, пекарь — …, ветер — …, гром — …, молния — …, трава — …, дождь — …, огонь — …, солнце — …, вода — …

Работа с текстом:

Работа с учебником

1 группа – упражнение 180 стр.126, 2 группа – упражнение 183, стр.129

  1. Разноуровневые задания:

Уровень 1:

Записать по 5 глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.

Уровень 2:Вставить пропущенные буквы, определяя орфограммы:

У каждого времени года своя музыка.

Снего пом…рк. Веселой струйкой серебряные шарики т…ропятся скатит…ся с крыш. Мелодично п…ет, звонко тика…т капель. Тихо перезванивают…ся бьющиеся сосульки и вдребезги разбивают…ся, точно оброненный хрусталь. А в кустах слыш…т…ся частый звон серебряного колокольчика. Это заливают..ся овсянки.

Солнечный луч всюду завод…т тихую музыку весны, а птицы, вода подп…вают ей,

Уровень 3:

Придумать небольшой рассказ на тему « Как я вижу свое будущее»

  1. Контроль знаний. Цифровой диктант:

Учитель читает текст с глаголами, учащиеся в тетрадях ставят только цифры соответствующие временам глагола: 1 – настоящее время, 2 – прошедшее время, 3 – будущее время.

Застучала за окошком звонкая капель, потеплел воздух, потемнел и осел снег. Умчались зимние дни. В лесу все дышит весной. Вот-вот выбросят первые цветки-сережки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке первые льдинки. Заблестят шальные весенние ручьи, наполнят лес звонким журчанием. А пока еще лесной народ оставляет на снегу свои автографы.

(К.Г.Паустовский)

Самооценивание.

Закрепление темы:

Дискуссионная карта:

Глагол – важная часть речи. Вы согласны?

Яркая ли была у нас речь без глаголов?

Согласны ли вы со словами А. Югова? Почему?

Взаимооценивание

Рефлексия. Домашнее задание. Написать сочинение-эссе «Обращение к глаголу», упражнение 194 стр.137

Тема: Правописание глаголов.


Цель урока:

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Глагол. Правописание глаголов”.

Развитие орфографической зоркости, познавательной активности, навыков работы в группе, внимания, памяти, логического мышления.

Воспитание коллективизма, взаимоуважения, ответственности за свои поступки, интереса к урокам русского языка.

Формы работы: индивидуальная, в парах, коллективная.


Эпиграф нашего урока — слова Л.Н. Толстого:

Глагол является основой языка.

Найти верный глагол для фразы —

значит, дать движение фразе”.


Русский язык чрезвычайно богат глаголами. В русском языке 40% слов существительные, 35% глаголы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой на урок.


Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.


Формула удачи: Улыбка — настроение — вера в себя — результат.

2. Повторение пройденных тем.

Темы:

1.Не с глаголами.

2.Правописание -тся и -ться в глаголах.

3.Гласная перед суффиксом Л в прошедшем времени.

4.Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения

5.Инфинитив

6. Наклонение глагола

3. Определение темы, цели урока.

Как вы думаете, какова будет тема урока, и чем мы будем заниматься, исходя из проделанной работы?

4. Закрепление.

1.Тесты по теме “Глагол”. Учащиеся работают самостоятельно.

1. Глагол отвечает на вопросы:

а) что делать?

б) какой?

в) когда?

2. Глагол как часть речи обозначает:

а) признак предмета

б) действие или состояние предмета

в) предмет

3. Изменение глагола по лицам и числам называете

а) спряжением

б) склонением

в) изменением по временам

4. Укажите ряд, в котором все глаголы 2-го спряжения:

а) слышать, пилить, ждать

б) видеть, говорить, мирить

в) брить, гнать, смириться

5. Укажите ряд, в котором все глаголы 1-го спряжения:

а) зависеть, брить, пищать

б) сеять, держаться, хотеть

в) стелить, сказать, стричь

6. Укажите ряд, в котором все глаголы несовершенного вида:

а) сбежать, увидеть, глядеть

б) работать, пилить, грабить

в) рисовать, срисовать, надписать

7. Укажите ряд, в котором все глаголы изъявительного наклонения:

а) спешишь, не спеши, сходи-ка

б) не уходи, сходил бы, уйди

в) варю, буду варить, сварила

8. Укажите ряд, в котором все глаголы стоят в форме прошедшего времени:

а) ждал, опаздывал, нес

б) будешь ждать, не опоздаю, уйду

в) согнули, успели, запру

9. Укажите наклонение глагола, который обозначает действие, возможное при каком-либо условии, но неизвестно, произойдет оно или нет:

а) сослагательное

б) повелительное

в) изъявительное

10. Укажите неправильно образованную форму глагола:

а) поезжай

б) съезди

в) ехай

Тест ( правописание глаголов )

Задание .Внимательно прочитай и укажи строку ,в которой во всех словах пишется одинаковая гласная буква .

И

  1. он дыш…т, увид…т, гоня..тся , раздел…т ;

  2. он распил..т, слыш…т, скач..т , гре…т ;

  3. он угон..тся , вылет..т , повер..т , объяв…т ;

  4. он услыш..т. вздрогн…т ,слуша…т ,поздрав..т .


Е

  1. он колыш..т , ре …т . реша…т , осво..т ;

  2. он посе…т , чу…т , вкуша…т , кол…т ;

  3. он кат…тся , утеша …т , кле …т , та…т;

  4. он упуст..т , пове…т , затее…т , стел…т .


Ю

1.они вод..т . клее….т ,бре…т , та…т ;

2.они стро…т , бор..тся , высп …тся ,обве …т;

3они слуша…т, дремл…т , гон…тся, леле..т ;

4 . они жал…т , кол…т , пол..т , терп…т .


(Взаимопроверка . Правильные ответы на доске .)


Подведение итогов игры: Ребята, с какой целью мы проводили данную игру? (обобщить и систематизировать знания по теме “Глагол”).

Ключ к тестам: 1-а, 2-б, 3-а, 4-б, 5-в, 6-б, 7-в, 8-а, 9-а, 10-в.

2. Взаимопроверка тестов .Оценивание.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

6.Домашнее задание.

Стр.64.упр.163.

1. Итог.

— Вспомните, какова была цель нашего урока? Достигли мы её? 

2. Рефлексия.

  • Что было важным на уроке?

  • Какая форма работы тебе больше понравилось? Почему?

  • При выполнении какого задания ты испытывал трудности?

  • Удовлетворен ли ты своей работой?

  • Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?





Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Согласные звуки [З], [З,] ,буквы З, з»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: